Чухраев Э. Неизвестное об известном. Главный корень Флота России. Кронштадт — центр подготовки кадров для русского флота

Кронштадт. Вид сверху.

С 1720 года, когда Кронштадт стал главной базой Балтийского флота,  он одновременно превращался в центр подготовки кадров для всего российского флота. Эту задачу считали одной из важнейших все, кто командовал Кронштадтской базой. Напомним, что ею командовали самые заслуженные и известные адмиралы России. Должность в разные времена называлась по-разному. Главными командирами Кронштадтского  порта были адмиралы: Петр Иванович Сиверс (1730-1732), Захар Данилович Мишуков (1742-1745), Алексей Иванович Нагаев (1764-1765), Григорий Андреевич Спиридов (1765-1769), Василий Яковлевич Чичагов (1773-1775), Самуил Карлович Грейг (1775-1788). Главными командирами Кронштадтского порта и одновременно военными губернаторами Кронштадта были адмиралы:  Федор Васильевич Моллер (1809-1826), Гавриил Андреевич Сарычев (1827),  Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен (1839-1852), Федор Петрович Литке (1853-1855), Степан Степанович Лесовский (1866-1871), Степан Осипович Макаров (1899-1904), Алексей Алексеевич Бирилев (1904-1905), Иван Константинович Григорович (1908-1909).

Кронштадт  действительно был колыбелью  и кузницей кадров Военно-Морского Флота России. Потому что  здесь проходили практику в период службы на кораблях офицеры, матросы, старшины и имчманы. В то же время в Кронштадте в различных профессиональных учебных заведениях готовились специалисты для ВМФ – от офицеров до рядовых.

В январе 1723 г. при морском госпитале в Кронштадте открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны. В XVIII-XX веках в Кронштадте находились — Морской кадетский корпус, Штурманское училище, Морское инженерное училище, Первый учебный морской экипаж, Минный офицерский класс.

Военно-морские училища в Кронштадте

Итальянский дворец (дворец Меншикова) в Кронштадте. Построен в 1720-1724 гг.

В 1764 году дворец был передан в распоряжение Адмиралтейств-колегии. С тех пор здесь  были различные профессиональные учебные заведения для подготовки морских офицеров.  С 1771 года года во дворце располагался Морской кадетский корпус, переведенный сюда из Петербурга после пожара в своем здании. После пожара 1783 г. петербургское Адмиралтейство решено было перевести в Кронштадт. Морской корпус, число воспитанников которого сильно выросло, решили переместить в новое здание, в северо-восточную часть острова Котлин, но этому помешала война со шведами. После восшествия на престол императора Павла I, уже 8 декабря 1796 г. последовало распоряжение о переводе кадетского корпуса в Петербург. Последние кадеты покинули здание в 1798 году, а дворец тогда же был передан вновь учрежденному Штурманскому училищу, которое и располагалось здесь вплоть до 1872 года. В 1872 году в Итальянский дворец переводят Инженерное училище морского ведомства, объединив его со Штурманско-Артиллерийским под наименованием Технического училища морского ведомства. Училище существовало до 1917 года.

Гардемарины морского инженерного училища

Первая Машинная школа российского ВМФ

Во второй половине XIX  века на смену парусным кораблям пришел паровой флот. Поэтому для подготовки будущих кочегаров (по мере модернизации русского флота потребность в них становилась все больше) в Кронштадте в 1868 году была создана специальная учебная площадка – школа кочегаров.

От нее ведет свою историю Машинная школа, созданная в 1885 году.

Машинная школа в Кронштадте

А  в 1904-1906 годах были построены корпуса на Петровской улице. Эта школа готовила младших специалистов-механиков  для кораблей всего российского флота.

Она решала эти задачи и в советский период. С 1917 по 1937 годы она входила в состав Учебного отряда Балтийского флота. А после Великой Отечественной войны (1941-1945) на ее базе была создана Электро-механическая школа имени А.Г. Железнякова Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота.

Кронштадтский Минный офицерский класс

В 1874 году приказом по Морскому ведомству для подготовки личного состава минной специальности были созданы Минный офицерский класс и Минная школа.  Они с 1874 по 1917 годы осуществляли подготовку минных офицеров, в ведении которых в то время помимо минного вооружения находилась вся электротехника и судовые электрические установки. При участии Д.И. Менделеева и силами передовых русских ученых здесь были созданы прекрасные механический и физический кабинеты, библиотека, мастерская, лаборатории и чертежная.

В Минном классе создавали мины, минные тралы, торпеды, глубинные бомбы.  Российский флот обязан Минному классу не только рассветом минного дела, но и внедрением электричества на кораблях. В 1878 году впервые на корабле появляется электрический свет, а Минная школа становится первой и единственной в то время  в России электромеханической школой.

Минный офицерский класс  быстро завоевал мировую известность, стал одним из лучших в Европе военным электротехническим учебным заведением.

В Минном офицерском классе преподавал и работал А.С. Попов.  Здесь изобретатель радио на протяжении 18 лет читал лекции по физике, электричеству и высшей математике, а также заведовал физическим кабинетом.

Здесь он в 1895 году проводил первые в мире опыты по радиосвязи. Радиосвязь была осуществлена в Кронштадте на расстоянии 64 метров. Так что Минный офицерский класс стал колыбелью радио и родоначальником подготовки связистов для кораблей российского флота.

Слушатели и преполаватели Минного офицерского класса в год его 25-летия. Кронштадт. 1 (13) октября 1899 года. Среди участников празднования А.С. Попов

Годы деятельности образовательного учреждения ВМФ России (Минный офицерский класс и его преемники):
• Минный офицерский класс и Минная школа (с 1 октября 1874 по 1917).
• Учебно-Минный отряд Балтийского флота (с 1917 по декабрь 1921).
• Электро-Минная школа учебного отряда Морских сил Балтийского моря (с 1 января 1922 по 5 мая 1925).
• Электро-Минная школа имени А.С. Попова учебного отряда Морских сил Балтийского моря (с 6 мая 1925 по июль 1935).
• Электро-Минная школа имени А.С. Попова учебного отряда Балтийского флота (с августа 1935 по июль 1937).
• Школа Связи имени А.С. Попова учебного отряда Балтийского флота (с августа 1937 по 1958).
• В 1958 году Школа Связи имени А.С. Попова переехала в город Ломоносов

После 1917 года на базе Минного офицерского класса и Минной школы продолжал функционировать Учебно-минный отряд. Он состоял из школы минеров, минных машинистов, электриков, школы радиотелеграфистов и юзистов. В 1922 году Учебно-минный отряд был переименован в Электро-минную школу с классами старшин и специалистов: минных электриков, минных машинистов, заграждателей, тральщиков, радиотелеграфистов. Школа готовила специалистов для Балтийского и северных морей. В 1940-1941 структура Школы не изменялась.

После Великой Отечественной войны Школа Связи имени А.С. Попова продолжала функционировать в Кронштадте. 12 мая 1945 года здесь открыли памятник А.С. Попову. Сейчас память о Минном офицерском классе хранит Историко-мемориальный зал А.С. Попова (филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость» в Итальянском дворце).

В 2018 году Министерство обороны РФ передало имущественный комплекс военного городка, где располагался Минный офицерский класс и Минная школа, филиалу Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил России «Патриот» в Кронштадте.

Как создавалась и крепла Кронштадтская водолазная школа

День водолаза – праздник молодой. Лишь в 2002 г. президент Российской Федерации издал указ об его учреждении. Дата 5 мая была выбрана неспроста. Именно в этот день 5 мая (23 апреля) 1882 г. император Александр III подписал указ о создании в России первой водолазной школы. Она была размещена в Кронштадте. Школа стала первым в мире учебным заведением, специализирующимся на подготовке водолазов для нужд военно-морского флота. Перед ней ставилась задача подготовки офицеров и нижних чинов с водолазной квалификацией для судовых нужд и подводных минных работ.

Потребность в создании специализированных подразделений для проведения водолазных работ флот стал осознавать еще в период Крымской войны (1853-1856). После освобождения Севастополя было необходимо поднимать орудия с затопленных кораблей, вести другие подводные работы. Кроме того, во второй половине XIX века происходило дальнейшее развитие минного дела в военно-морском флоте, что требовало формирования специальных подразделений, способных проводить подводные работы по разминированию. В 1861 году в составе российского Военно-Морского Флота появились первые водолазы. Однако еще на протяжении 20 лет после введения штатных должностей водолазов подготовка специалистов по подводным работам не носила централизованного характера. В конечном итоге, и было принято решение о создании Кронштадтской водолазной школы.

27 марта 1888 года было официально утверждено «Положение о водолазной школе и партии», регламентировавшее порядок и организацию школы. В ее задачи входила подготовка специалистов-водолазов из числа нижних чинов, а также офицеров для руководства водолазными работами.

Практические занятия в Кронштадтской школе водолазов. Конец XIX века

К началу XX века водолазы, выпускаемые Кронштадтской школой, уже принимали самое активное участие в поиске и подъеме затонувших кораблей. В это время школа получила широкую известность  и за пределами Российской империи, первратившись в мировой центр исследований в области вололазного дела и подводной физиологии.

Развитие водолазного дела продолжалось и после 1917 года. В Советском Союзе подготовка специалистов-водолазов достигла небывалых высот, а отечественная водолазная школа по-прежнему оставалась лучшей в мире. В декабре 1923 года в Кронштадте  была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Огромный вклад  внесли водолазы в дело победы в Великой Отечественной войне.  Именно кронштадтским водолазам блокадный Ленинград обязан постройкой подводной «Дороги жизни» через Ладогу, по которой в осажденный гитлеровцами город поступало жидкое топливо

Артиллерийский офицерский класс в Кронштадте

В 1870 году был создан Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, а несколько лет спустя в его составе появлась Школа комендоров и гальванеров. Оказывается, что стрельба сухопутной артиллерии резко отличается от стрельбы морской артиллерии. И подготовить морского артиллериста требовалось очень больших трудов. Однако, и морским офицерам-артиллеристам нужно долго и много учиться, прежде чем они станут хорошими командирами. Вот почему в 1905 году в Кронштадте был основан Артиллерийский офицерский класс.

Здание Артиллерийского офицерского класса в Кронштадте

В этом здании (оно построено в 1860 году) сначала была парусная мастерская. В помещениях и учебных кабинетах, оборудованных по последнему слову боевой техники, были созданы все условия для учебного процесса. И, когда в 1907 году германский император Вильгельм II вместе с российским императором Николаем II посетили Артиллерийский офицерский класс в Кронштадте, оба остались в высшей степени довольны. 

После событий 1917 года Артиллерийский офицерский класс прекратил свое существование. На его базе появилась Школа оружия Балтийского флота.  Здесь готовились краснофлотцы – артиллеристы советской Балтики и проходили дополнительную подготовку выпускники артиллерийских училищ других флотов.  Но после Великой Отечественной войны славная Школа оружия вошла в состав Четвертого учебного отряда Балтийского флота.    

Подготовка кадров для ВМФ в Кронштадте в советское время (1917-1941)

На период революционных событий (март1917) в Кронштадте оставались учебные заведения ВМФ:

·        Морское Инженерное учидлище императора Николая I.

·        Машинная Школа Балтийского флота.

·        Команда Машинной Школы Балтийского флота.

·        Школа Юнгов в Кронштадте.

·        Водолазная школа.

·        Фельдшерская школа при Николаевском Морском госпитале.

Тогда существовала должность главного командира Кронштадтского порта и начальника учебных отрядов. В июне 1917 года эта должность была упраздена и вместо нее введена должность начальника всех морских частей Кронштадта, учебных отрядов и школ. В распоряжении начальника всех морских частей Кронштадта находились: 1-й Балтийский флотский экипаж, Учебно-минный и Учебно-артиллерийский отряды (береговые команды); Машинная школа, школа Юнгов в Кронштадте, Николаевский морской госпиталь.

Далее организационно структуры подготовки кадров в специальных учебных заведениях ВМФ в Кронштадте неоднократно менялись. Но все учебные заведения функционировали и готовили специалистов для советского флота. Эта деятельность была возложена на Штаб начальника учебных отрядов и школ Балтийского флота в Кронштадте (1917-1920).  Здесь готовили специалистов младшего командного и некомандного состава флота.

Затем начали работать различные школы для подготовки некомандного состава по специальностям: артиллерийские электрики, водолазы, комендоры, турбинисты, поршневики, дальномерщики, трюмные. Вели подготовку специалистов для флота Школа Оружия имени И.Д. Сладкова, Школа Связи имени А.С. Попова и Элетромеханическая Школа имени А.Г. Железнякова.

Были созданы Объединенные школы учебного отряда Морских сил Балтийского флота: Первая (подготовка для Балтийского флота некомандного состава флота по специальностям: артиллерийские электрики, водолазы, комендоры, турбинисты, поршневики, дальномерщики, трюмные) и Вторая (подготовка  для Балтийского флота и северных морейрулевых, сигнальщиков, писарей, баталеров, подшхиперов, машинных, артиллерийских, электротехнических и минных содержателей).

Позже в Кронштадте начали подготовку командного и начальствующего состава. Так,  заработали различные Курсы ускоренной (двухгодичной) подготовки комсостава Балтийского флота  (для службы по штурманской, артиллерийской и минной специальностям).

К началу Великой Отечественной войны Кронштадт превратился в реальный центр подготовки различных специалистов для флота: офицеров, мичманов, страшин и матросов.

Подготовка кадров для ВМФ СССР в Кронштаде (1945-1990)

После Великой Отечественной войны (1941-1945) Кронштадт продолжал оставаться крупнейшим центром подготовки кадров для советского Военно-Морского флота. Здесь были сформированы специальные соединения кораблей и обраховательные профессиональные учреждения, которые теоритически и практически готовили специалистов различных флотских специальностей от матросов до офицеров.

Во времена СССР  должность командира Лен.ВМБ называлась командир   Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы – комендант Кронштадсткой   военно-морской крепости. Она тогда не входила в состав Балтийского флота, а напрямую подчинялась Главкому ВМФ СССР. Одной из важнейших задач Ленинградской Военно-морской бызы было – обеспечение подготовки  мичманов и прапорщиков, старшин и матросов, а также подготовки и переподготовки офицеров запаса ВМФ в системе учебных отрядов, школ, офицерских курсов, обеспечение учебной практики курсантов, слушателей ВВМУЗ на кораблях и судах ВМФ.

Корабль построен по проекту 887 («Смольный»), оснащён современным радиотехническим и навигационным оборудованием, имеет боевое вооружение. Для обучения предусмотрены прокладочные классы, а также учебные аудитории, астрономическая палуба, шестивёсельные ялы, отсек борьбы за живучесть корабля. Всего на этом корабле прошли подготовку более 16 тысяч курсантов.

Главным соединением Ленинградской Военно-морской базы была Кронштадтская дивизия учебных кораблей. И, хотя в ее состав входили соединения боевых кораблей (бригада подводных лодок, бригада ОВР и  другие), но она имела специальную бригаду учебных кораблей, которая  обеспечивала практику курсантов ВВМУ всего советского флота. Для этого она была оснащена современными  специально оборудованными кораблями типа «Смольный» и «Перекоп».

В состав Кронштадтской учебной дивизии кораблей входило несколько крупных учебных отрядов, школ и курсов подготовки и переподготовки. Самыми крупными среди них были Третий и Четвертый учебные отряды.

Учебный корабль «Смольный»

Четвертый учебный отряд вел свою историю от Учебного отряда Кронштадтской Военно-морской крепости и  был в то время крупнейшим учебным отрядом всего Военно-морского флота. Он состоял из целого ряда школ (связи, боцманов, артиллеристов, минеров и др.), которые из матросов срочной службы готовили специалистов для кораблей всех флотов.На территории воинской части установлена памятная стела: «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, боевой и политической подготовке и в связи 50-летием Советской армии и Военно-морского флота указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года учебный отряд награждён Орденом Красной Звезды».

Военный городок в/ч 49367 (4-й учебный отряд)
Военный городок в/ч 49367 (4-й учебный отряд)

На территории этого учебного отряда находилась и знаменитая 23-я электромеханическая школа ВМФ. Увы, в 2006 году эти учебные заведения ВМФ были расформированы.

В Кронштадте была Школа мичманов и прапарщиков (ШМИП)

А также Мореходная школа ВМФ. Она готовила специалистов для вспомогательного флота. Ее курсанты носили форму ВМФ, но без погон. Выпускники школы обязаны были после выпуска работать на кораблях вспомогательного флота ВМФ как вольнонаемные.

Мореходная школа ВМФ. Кронштадт

Именно Кронштадт стал кузницей кадров для подводных сил всего советского Военно-Морского Флота.

Здесь  находился знаменитый учебный отряд подводного плавания  (в/ч 09990). Школа подводников высшего уровня подготовки. В учебном отряде готовили надежных специалистов подводников: детально изучали устройство подводной лодки, двигатели (от огромного шатуна до маленького винтика), владели навыками легководолазного дела, умели тушить пожары, заделывать пробоины в отсеках. С таким знаниями матросы и старшины уверенно служили на подводных лодках. Сотни тысяч курсантов выпустил на флот этот учебный отряд за годы своего существования. Но и этого учебного отряда сегодня уже нет. 

К сожалению, хорошо отлаженная и очень качественная система подготовки кадров, существовавшая  в Кронштадте в период 1945-1990 годы, с развалом Советского Союза практически исчезла. Сейчас ее пытаются восстанавливать вновь.

Мы же еще раз подчеркнем, Кронштадту выпала доля стать истинной колыбелью и кузницей кадров для императорского и советского военно-морских флотов. Прославленные военные моряки прошлых времён жили и служили в этом городе. Среди них Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков, Иван Крузернштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Павел Нахимов, Дмитрий Синяев, Владимир Корнилов, Степан Макаров. Здесь изучали морское дело и набирались опыта виднейшие деятели советского Военно-Морского Флота адмиралы Исаков, Виноградов, Владимирский, Зазуля, Головко, Колышкин, Морозов, Кузнецов, Левченко и другие. Кронштадт дал им путевку во флотскую службу. Они в свою очередь умножили славу Кронштадта.

    Кронштадт – пионер открытий мирового  и российского уровней

Когда знакомишься с историей Кронштадта,  очень часто звучит слово «впервые». Впервые в Военно-Морском Флоте, впервые в России, впервые в мире. Это, конечно, возвеличивает славу и историческую роль Кронштадта.    

Кронштадт – своеобразный «лоцман» кругосветных плаваний  российских кораблей и важных географических открытий

  • Именно здесь было положено начало освоения новых земель. В Кронштадте была укомплектована и отправлена 41 кругосветная экспедиция, а экипажами кораблей, закреплённых за Кронштадтом, было сделано 56 крупных географических открытий.
  • Из Корнштадта начинали свои великие путешествия  Витус Беренг, Крузенштерн, Лисянский, Пахтусов, Беллинсгаузен, Лазарев, Литке.
  • Первая российская экспедиция по решению Петра Великого под предводительством Витуса Беринга 1724 года продолжалась 12 лет. Это было грандиозное, стоившее многочисленных жертв, предприятие, в результате которого впервые определились северные и восточные границы России. Надо сказать, что ни русское правительство, ни современники не оценили по достоинству научный подвиг Беринга. При жизни в его адрес постоянно слышались упреки в медлительности, нерешительности и чрезмерной осторожности. Однако с годами огромное значение экспедиции Беринга для русской и мировой  географической науки стало очевидно, и громкая посмертная слова пришла к нему вполне справедливо. Море, по которому плавал командор в 1728 г, получило название Берингова, пролив между Европой и Азией, по предложению известного английского мореплавателя Кука, также со второй половины XVIII века стал называться Беринговым.
  • В 1803 году из Кронштадта отбыла первая российская кругосветная экспедиция, сюда же она прибыла спустя три года. Крузенштерн и Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» направились через Атлантический океан, обогнули мыс Горн и проследовали на север Тихого океана, обратив особое внимание на Камчатский полуостров, острова Курильского архипелага, Сахалин и Аляску. 

Из Кронштадта свои путешествия начинал П.К. Пахтусов — ученый, картограф, первооткрыватель Новой земли

Памятник Пахтусову в Кронштадте

Открытие шестого континента Земли Антарктиды начиналось в Кронштадте. Шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева вышли из Кронштадта в июле 1819 года (это запечатлел И.Айвазовский на картине ниже).

И. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте

Плавание Беллинсгаузена и Лазарева  в Антарктику стало выдающимся событием в истории исследования Земли. Со времен средневековья географы были убеждены в том, что в южных широтах существует большой материк.  И русским морским офицерам выпала честь открыть этот материк.. 24 июля 1821 года  шлюпы бросили якорь в Кронштадте. Беспримерное кругосветное путешествие в антарктических водах завершилось.

Что интересно: в 1839 г. Ф. Беллинсгаузен стал командиром Кронштадтского порта и кронштадтским военным губернатором. На этом посту он находился до самой смерти. Он очень много сделал для укрепления Кронштадта и повышения боеспособности Балтийского флота.При нем были перестроены и построены вновь многие портовые здания, гранитные форты и судостроительный завод, а город украсился скверами, насаждениями и фонтанами.

Памятник Беллинсгаузену в Кронштадте

Кронштадт известен всему миру. И не только как мощная военно-морская база России и одна из сильнейших в мире крепостей.

В Кронштадте впервые в мире и в России сделаны важные открытия

  • В 1804 году в городе был сооружен первый в России водопровод.
  • В 1898-1918 году на форту «Император Александр I» работала единственная в России и третья в мире бактериологическая лаборатория, изготавливавшая вакцину от бубонной чумы.
  • В 1910 году в Кронштадте впервые в мире проведено хлорирование питьевой воды.

Средний многолетний уровень моря у Котлина (нуль Кронштадтского футштока) служит сегодня нулём при всех измерениях абсолютных высот и глубин в России. Когда Юрию Гагарину показали знаменитый мерный пост с футштоком, уровень которого принят за нулевой уровень моря, он воскликнул: «Теперь я знаю, где находится пуп Земли!».

Специальная плита для обозначения нуля Кронштадтского футштока
Кронштадсткий футшток
  • Множество новинок военно-морской техники были изобретены или впервые применены в Кронштадте. К ним относятся: каменный сухой док, первая паровая машина, металлическая подводная лодка, морская мина, торпеда, пароход, противоминный трал, управление артиллерийским огнём, электрическое освещение и многое-многое другое.
  • Построен первый в мире самосливной канал-док Петра Великого.
  • В Кронштадте  появились первые в мире  мины, Балтийцы впервые в истории применили минные заграждения.  Во время Первой мировой войны (1914–1918) Балтийский флот провел крупные минно-загради­тельные операции, в ходе которых было поставлено около 35 тыс. мин, предотвратив германскому флоту прорыв в Финский залив, к Петрограду
  • Созданы грандиозные портовые склады (провиантские магазины) — одно из наиболее интересных индустриальных сооружений в России,
  • Кронштадтская крепость к началу Первой Мировой войны (1914) была сильнейшей в мире береговой крепостью  
  • Здесь построена знаменитая Кронштадтская дамба.
  • Находится главный собор ВМФ России —  грандиозный Никольский Морской собор.
  • В городе сохранилась единственная в мире кольцевая чугунная мостовая.
  • В 1882 году по указу Александра III здесь открылась водолазная школа — одно из первых в мире учебных заведений по подготовке военных водолазов, которая внесла значительный вклад в развитие водолазной науки и медицины и дала основу для формирования водолазной службы Военно-Морского Флота России.  
  • В 1895 году преподаватель Минного офицерского класса морского ведомства А. Попов изобрел здесь первый в мире радиоприемник — для осуществления связи между кораблями.
  • Обширный морской госпиталь в Кронштадте  был одним из передовых центров европейской практической и научной медицины.
  • В 1896 г, спустя лишь год после опубликования Рентгеном его открытия, А.С. Попов сконструировал для Кронштадтского госпиталя рентгеновский аппарат, с помощью которого были получены первые в России снимки внутренних органов человека.

С 1993 по 1999 год в составе 25-ой бригады подводных лодок, 4-й учебной дивизии кораблей ЛенВМБ находилась подводная лодка Б-413, ныне ошвартованная в музее Мирового океана в Калининграде.

Знаменитые кронштадтцы

Кронштадт — родина многих известных ученых: И.Н.Вознесенского, Н.П.Дубинина, Г.К.Евграфова, П.Л.Капицы. На острове бывали Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, И.А.Гончаров, родился Н.С.Гумилев. В разное время жили здесь писатели и поэты: В.И.Даль, К.М.Станюкович, В.Г.Короленко, С.Я.Надсон, Л.Койдула, А.С.Новиков-Прибой, В.В.Вишневский, Л.С.Соболев, В.И.Лебедев-Кумач, А.А.Крон и др. Композитор Н.А.Римский-Корсаков, занимавший должность инспектора музыкальных хоров морского ведомства, часто проводил здесь концерты. Кронштадту посвящены работы художников-маринистов И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, А.К.Беггров

Иван Константинович Айвазовский, картина «Путь на Кронштадт»

В Кронштадте жили известные люди

  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич (1778-1852) — адмирал, знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды;
  • Вишневская Галина Павловна — певица, Народная артиска СССР;
  • Иоанн Кронштадский — священник, настоятель Андреевского собора;

Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) – (1829-1908) —священник Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Скончался в Кронштадте. Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 19 октября (1 ноября) 1964; впоследствии, 8 июня 1990 года, — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

  • Лидия Койдула — эстонская поэтесса;
  • Лахарев Михаил Петрович — адмирал;
  • Литке Фёдор Петрович — адмирал, командир Кронштадтского порта и военный генерал-губернатор Кронштадта;
  • Макаров Степан Осипович — адмирал, главный командир Кронштадского порта;
  • Маринеско Александр Иванович — командир подводной лодки С-13;

Мемориал А.И. Маринеско и подводной лодке С-13. Первоначально был установлен в Лиепае (ныне Латвия) на территории эскадры подводных лодок, затем был перевезен в Кроштадт. Установлен на берегу Купеческой гавани (ныне на территории дивизиона подводных лодок) и открыт в 1995 году.

  • Попов Александр Степанович — изобретатель радио;

Александр Степанович Попов (1859-1906) — русский физик и электротехник, профессор, изобретатель в области радиосвязи, Почётный инженер-электрик (1899), статский советник (1901)

  • Рикорд Пётр Иванович — адмирал, знаменитый российский мореплаватель, в 1825—1827 гг. капитан над Кронштадтским портом, в 1854—1855 гг. командующий 1-й и 2-й флотской дивизиями Балтийского флота, начальник обороны Кронштадта.
  • Щастный Алексей Михайлович — капитан 1 ранга, при большевиках — Начальник морских сил республики (Начморси).

Родились в Кронштадте

  • Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) русский поэт Серебряного века.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) Погиб под Кронштадтом в период Кронштадтского мятежа. Первый муж поэтессы Анны Ахматовой, отец Льва Гумилева, советского и российского ученого

  • Капица Пётр Леонидович — советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1978).
Бюст, установленный на родине П.Л. Капицы в Кронштадте
  • Кульчицкий, Николай Константинович — русский гистолог, последний министр народного просвещения Российской империи
  • Мартынов, Павел Любимович (1847—1921) — историк, исследователь старины Симбирского края
  • Медведева, Светлана Владимировна — супруга третьего Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.
  • Пахтусов, Пётр Кузьмич — русский мореплаватель, исследователь Новой Земли
  • Петрова Нина Павловна – участница Великой Отечественной войны (1941-1945), полный квалер ордена Славы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *