Чухраев Э. Неизвестное об известном. Главный корень Флота России ч.2.

Как Петр Великий строил крепость Кронштадт

В 1703 году  Петр I основал на реке Нева новый город  Петербург, будущую столицу России. Для того, чтобы защитить Петербург от нападения шведов с моря, он решил построить в Финском заливе мощную крепость.  В начале октября 1703 года Пётр I на яхте и в сопровождении галиота вышел из Петербурга в море, впервые в воды Финского залива. До этого момента  он совершал плавание на судах только по рекам и озёрам этого морского театра. С нескрываемым торжеством и надеждой он смотрел на освобождённые от шведов невские устья и воды Балтийского моря.  В 25 вёрстах от Петербурга на горизонте смутно возник остров Котлин. Пётр I обошёл его, сам сделал промеры глубины и принял решение построить там новую крепость.

Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703-1704 года острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин — на краю фарватера со стороны материка: в северной части залив был слишком мелок для прохода больших судов

Строительство форта Кроншлот

Крепость представляла собой десятигранник с наибольшей шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота башни от ординара была около 37 метров. Вооружение крепости составляло около 14 пушек.

Петр, отдавая приказ о строительстве фортификационного сооружения на острове Котлин, отмечал: «Будет он (Котлин) шведам, как кость в горле».  И уже весной 1704 года шведские корабли, открыв навигацию, обнаружили в Финском заливе новую крепость, закрывшую им проход в Невскую губу. 7 (13) мая 1704 крепость Кроншлот, т. е. «Коронный замок» («Крепость-венец») торжественно освятили в присутствии царя. 12 июня артиллерия Кроншлота отразила первое нападение врага — эскадры шведов под управлением вице-адмирала Депру. Вице-адмирал подверг обстрелу Кроншлот, но огонь шведских пушек оказался безрезультатным. Двое суток бомбардировали шведы форт, но ни одна бомба не попала в Кроншлот. Шведы просто развернули корабли от неприступной крепости и ушли в открытое море.  19 августа состоялся крупный бой семи галер со шведами, корабли захватчиков были выгнаны в открытое море. После этого Пётр начал именовать Кроншлот «крепкой подушкой Санкт-Петербурга».

Отражение атаки шведских кораблей на «Кроншлоте» в июле 1704 года

А на самом острове Котлин  с конца 1705 началось строительство батарей и первой крепости, гавани и портовых сооружений, законченное к 1714.

Форт Кроншлот перестраивался несколько раз, причем первый форт был построен архитектором Доменико Трезини по макету, который изготовил сам Петр I. Крепость, вооружение которой составляло 14 пушек, представляла собой трехъярусный деревянный каркас шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота ее башни от ординара была около 37 метров. В 1783—1798 годах под руководством архитекторов Иосифа Альбертовича Заржецкого и Иосифа Гедеоновича Дзичканецкого форт был перестроен в камне.

Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

В 1715 начались работы по возведению крепости «Новый Кроншлот», а в 1719 — канала и дока.  Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен лишь в мае 1724 года. Новый форт теперь имел внутреннюю гавань с тремя воротами, защищённую стенками, на которых располагались брустверы и батареи. В 1741 году башню крепости ремонтировали, и под неё подвели каменный фундамент, а в 1747 году её разобрали в связи с ветхостью.

Форт «Кроншлот» сегодня

К первым строителям Кронштадской крепости можно отнести англичанина Эдварда (Идверда) Лейна (Лайна). Он был принят Петром I на русскую службу в 1702 г., ему присвоили морское звание поручик, а в 1721 г. он был произведен в капитан-командоры, одно из самых высоких морских званий того времени. До конца своей жизни (1729 г.) он воплощал планы Петра Великого  на острове Котлин. Строил там первую гавань, потом строил военную и купеческую гавани, маяк на острове и канал.

Петр I уделял строительству крепости на острове Котлин самое пристальное внимание. Он лично вникал во все детали укрепления крепости. Не было ни одной постройки, проект которой не рассмотрел бы он сам, не внес бы в него каких-либо существенных изменений и дополнений.

Форт Кроншлот и укрепления на острове Котлин стали поистине детищем Петра Великого. При любой возможности он старался побывать на острове, предпринять новые и действенные меры для его укрепления. Только в навигацию 1715 года Петр I 14 раз посетил остров и форт Кроншлот. А 22 июня того же года он торжественно встретил у Котлина сразу 45 голландских и английских торговых судов.

В 1721 г. впервые был сделан и утвержден Петром Великим генеральный план строительства на острове Котлин.

Петр Великий хотел построить на Котлине, кроме мощной структуры оборонительных сооружений, еще и невиданную систему каналов, позволяющих оперативно и легко заходить, выходить и маневрировать по острову кораблям любой осадки, а также производить там погрузку, разгрузку и ремонт. Он задумывал в конце одного из каналов, выходящего в море, построить многоярусную башню-маяк, через которую могли бы проходить большие корабли. И это не были заоблачные мечты. Все это уже строилось, но ранняя смерть великого флотоводца оборвала эти замыслы и проекты.

За 20 лет Петр Великий смог на почти безлюдном острове построить чудо современной фортификации, соорудить оборонительные укрепления, мощные каменные сооружения, создать гавани, каналы. Это был важный шаг не только в развитии Балтийского флота, укреплении его боевой мощи, но и в развитии отечественной фортификации. 18 мая 1720 г. Петр I подписал указы об обороне крепости: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». Эти слова зафиксированы на памятнике Петру Великому в Кронштадте.

Памятник Петру Великому. Открыт в Кронштадте в1841 году. Скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон. Отливка – Петр Карлович Клодт

(18) октября 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «город—крепость» или «укреплённый город».

Центральную крепость, окружавшую Кронштадт с моря и суши, построили в 1723-1747 годах. Так с 1720-х годов Кронштадт превратился в основную базу Балтийского флота.

К 1723 году Кронштадтская крепость уже имела на вооружении порядка 400 пушек и других орудий.  Петр Великий считал крепость надежной защитой для Петербурга. И, действительно, по оборонной мощи Кронштадт превосходил все русские крепости.

Но Кронштадт страдал существенными недостатками: вода в его гаванях была пресная, и это обусловливало более быстрое разрушение корпусов деревянных судов, нежели в соленой воде. Кроме того, положение Кронштадского рейда было неблагоприятно для плавания под парусом, так как корабли могли выходить в море лишь при восточных ветрах. Условия замерзания рейда были в Кронштадте тоже менее благоприятны, чем в гаванях, расположенных у открытого моря. Несмотря на это, Кронштадт оставался главным военным портом и главной базой русского Балтийского флота.

Здесь надо сделать уточнение. Во времена Петра Великого понятие военно-морские базы еще не существовало. Они тогда назывались военные порты и  являлись составной частью флота. Но, по сути, это и были военно-морские базы. Потому что в них строились корабли, осуществлялось их вооружение, подготовка к очередной морской кампании, все виды тылового обеспечения. Здесь же корабли и их экипажи получали защищенную стоянку, отдых и восстановление боевой готовности после морских походов и боевых действий. Поэтому военный порт представлял собой комплекс гидротехнических и береговых сооружений – гаваней, верфей, доков, складов, госпиталей, мастерских, арсеналов, казарм, служебных и жилых помещений. А для обороны военного порта от нападений морских и сухопутных сил противника, как правило, создавалась приморская крепость. Поэтому строительство военных портов было очень сложным делом и требовало больших капитальных затрат. Например, на строительстве Кронштадтской крепости  было занято постоянно до 30 тыс. рабочих. Так что не надо забывать, что Кронштадт – это одновременно крупный военный порт и мощная морская крепость.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским..

Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения (1824) . Работы по реконструкции продолжались до 1863 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета были сооружены Гостиный двор (18331835), комплекс военно-морского госпиталя (1830—1840-е), арсенал (18321836) и другие. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (теперь Кронштадтский морской завод).

В 18611888 годах Кронштадтская крепость была перестроена по проекту военного инженера Э. И. Тотлебена. Крепость была перевооружена нарезной артиллерией.

Большая заслуга Петра Великого и особенность Кронштадта (его необычная сила) в том, что помимо военного порта и крепости на острове Котлин в Финском заливе была построена мощная система укреплений – искусственных островов (фортов), каждый из которых тоже был своеобразной крепостью и органично вливался в единую Кронштадтскую крепость. Форты Кронштадта вместе с батареями острова Котлин и образовали мощную крепость, которая стала надежным защитником Санкт-Петербурга.

Форты Кронштадта Форты Кронштадта – это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Кронштадт. Что такое форты? Слово Форт произошло от латинского fortis и французского fort, что значит сильный и крепкий, а фортификация – это укрепление и создание оборонительных сооружений.

Карта-схема фортов Кронштадта

Петр I впервые в России реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней – фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и  Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону  Кронштадтской крепости.

Так, начиная с 1703 года до начала XX века (в течение 300 лет) для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена система крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе, а 4 на территории острова Котлин. Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен форт Кроншлот (непосредственно на воде). По сути, с возведения форта Кроншлот  и началось строительство Кронштадсткой  крепости.

Форты Кронштадта, 1855 год

Петр I определил, что с севера и юга остров Котлин окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени 1703 года на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления.

Репродукция картины «Форт Кроншлот». Художник А.И. Ростовцев

Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок (первоначально его называли «Кроншлосс» — Коронный ключ).

В 1706 году Петр I в спешном порядке приказал построить  в крепости (на самом острове Котлин) первый форт «Святого Александра» («Александр-шанец»). Он расположен в северо-западной части Кронштадта. Сначала там был построен просто  земляной редут. А в конце XIX века здесь соорудили уже группу батарей долговременного типа Шанец. В годы Великой Отечественной войны здесь базировалась  железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф. Форт Риф был построен к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Петр Великий успел возвести еще один форт–остров – «Цитадель» — для защиты Купеческой гавани Кронштадта. Но заканчивали его строительство уже без Петра.

Форт-остров «Цитадель» был построен в 1721-1724 годах

В 1827—1834 форт «Цитадель» перестроили в камне. Поражает качество кирпича и абсолютно ровная и гладкая кладка, которая смотрится и сейчас как новая. На тыловой стороне двухметровой стены можно видеть швы абсолютно одинаковой толщины. По окончании строительства форт переименовали в «Пётр I». Позднее там устроили склад боеприпасов и соединили форт с островом Котлин дамбой. Строительство остальных фортов Кронштадта осуществлялось уже в XIX-XX веках. Форт «Константин», расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников — английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. Форт стал новым словом по сравнению с многопушечным фортом «Император Александр I». Орудия здесь располагались за броневыми брустверами, к которым можно прикоснуться и сегодня. Кроме того, на «батарее Паукера», устроенной для орудий крупнейшего в то время 13,5 дюйма (34,9 см.), была специальная скрывающая установка. После выстрела паровая машина опускала платформу с орудиями и прислугой на этаж ниже, делая их неуязвимыми. В 1833 году император Николай I назвал это укрепление «Константин» в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

Форт «Константин»

27 июля 1845 года проходило торжественное открытие форта «Император Александр I» в присутствии государя Николая I (форт назван в честь брата императора). Крепость расположена на небольшом искусственном островке к югу от Котлина. Этот самый первый многоярусный форт Кронштадтской крепости был сооружен в 1836 -1845 годах ближе к фарватеру, по которому и сегодня проходят суда, идущие по Морскому каналу. Во время строительства дноуглубительные работы с помощью землечерпальных машин производились около года. Всего было забито 5335 двенадцатиметровых свай. После этого, уложили бетонную подушку на выровненном свайном поле высотой в 1,8 метра. Форт выполнен в виде овального здания с тремя этажами и двором в центре. Со стороны Кронштадта находится пристань и служебное здание для служб и личного состава. Места в крепости было достаточно, чтобы держать гарнизон до 1000 человек. Форт был вооружён 103 орудиями, в число которых входили и новейшие трёхпудовые пушки, бывшие в то время самыми мощными крепостными орудиями.

Форт «Император Александр I»

После полувековой службы форт был исключен из состава оборонительных сооружений и до 1917 года использовался как лаборатория по исследованию чумы. Начиная с 1897 года, на форту «Александра I» находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще «Чумным». Вход на его территорию был строго ограничен, и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем «Микроб». Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

Северные форты Кронштадта

Крымская война (1853 -1856) послужила новому этапу в развитии Кронштадтской крепости и особенно совершенствованию обороны слабо укреплённого Северного фарватера. К северным фортам относятся форты «Тотлебен» и «Обручев» (расположены между Кронштадтом и Сестрорецком), а также  укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости.

 Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне. Здесь особое значение уделялось морской батареи №5, постройка которой завершилась в 1864 году. Согласно повелению императора Александра II она стала именоваться морской северной батареей № 1. Уже в советское время все кронштадтские морские батареи, в т. ч. и северная  № 1 (на верхнем снимке), стали называться фортами.

К концу XIX века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними. Сооружение фортов с названием «А» и «В» было начато в 1896-1897 годах и завершено в 1913 году. Кроме того, были построены 27 км. сплошных свайно-ряжевых преград, идущих зигзагообразно поперек фарватера, увидеть которые заранее вражеские корабли не могли. В 1910 году форт «А» был переименован в «Тотлебен» в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Он обошёлся в 6,5 млн. золотых рублей. Выдвинут в море, имел гарнизон около 1000 чел., собственную электростанцию, баню, синематограф. Дальность боя его орудий достигала 18 км. Форт «В» назвали в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

Северный форт «Тотлебен»
Сееерный форт «Обручев»

К началу Первой мировой войны (1914-1918) крепости «Тотлебен» и «Обручев» были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время Советско-финской войны (1939-1940) орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны (1941-1945) – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

С 1896 г. кронштадтские форты одевали в бетон и вооружали дальнобойной артиллерией. Реконструкцию и перевооружение фортов завершили к началу Первой мировой войны (1914-1918). Кронштадтская крепость к этому времени, после ликвидации ошибок выявленных Русско-японской войной (1904-1905), была сильнейшей в мире береговой крепостью, и справиться с ней не смог бы ни германский, ни английский флот. Таким образом, оборонительные сооружения Кронштадта представляют собой один из самобытных примеров организации глубокой обороны района с моря на самом высоком уровне мировых стандартов того времени. Здесь, волей российского государя Петра Великого, колоссальным трудом и жертвами народа, была построена самая мощная крепость на Балтике, которая стала неодолимым препятствием для врага не только при Петре Великом, но  и во все последующие годы, вплоть до конца ХХ века.

Кронштадт. Конец XIX века. Здесь были выстроены мощные форты, береговые батареи, склады, причалы и гавани

Интересные факты, связанные с фортами Кронштадта

  • В мае 1854 году между фортами «Павел I»  и «Император Александр I» впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Форт Император Павел I  был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. Строительство форта затянулось (был заложен в 1739 году, а завершилось уже при Павле I в 1801 году).  В 1844 — 1845 император Николай I приказал строить под прикрытием старого форта новый, огромный, с двухэтажными казематами. Именно отсюда он в 1854 смотрел на британскую эскадру, не решавшуюся подойти к форту на расстояние выстрела. Форт, получивший к тому времени название «Павел I», стал центром первого морского минного поля. От мин «Павел I» и разрушился. 19 июля1923 в результате шалостей матросов с крейсера  «Аврора» взорвалось хранилище с 30 тыс. мин заграждения. Ударная волна была такой силы, что выбила все стекла в Кронштадте и Ораниенбауме. Форт превратился в небольшой остров с грудами битого кирпича. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов прошлого века, несмотря на протесты местных жителей, на фортах «Константин» и «Александр I» стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены
  •  В 2005 году Управление делами Президента РФ планировало проведение саммита 2007 года на одном из фортов Кронштадта, но по причине безопасности от этой идеи отказались.
  • У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости «Император Александр I» — форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта «Император Александр I» – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также была заброшенной до середины 80-х годов прошлого века, когда французское телевидение заинтересовалось ею и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров.

(Продолжение следует)

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. АНАТОЛИЙ

    Спасибо. Очень познавательный материал. Жду продолжения.

Добавить комментарий для АНАТОЛИЙ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *