https://dzen.ru/a/YGbiOKdzYACQhOHQ?ysclid=mb1psq5lcg265287108
Построенные большой серией в 20 единиц сторожевые корабли проекта 61 (в будущем — большие противолодочные корабли) на первый взгляд казались практически одинаковыми, особенно постороннему человеку, но на самом деле у них были отличия, которые позволяли их разделить на отдельные группы и серии.
И с этим «разделением» часто возникает много споров и столкновений мнений — люди обсуждают, обосновывают тот или ной подход, исходя из своего опыта службы, своих знаний, воспоминаний и так далее, рассматривают те или иные особенности конструкций кораблей, их вооружения и оснащения, и для этого есть свои основания. Можно встретить разделение серии на три группы, в одном из обсуждений было высказано предположение, что эту «двадцатку» вместе с пятью «индийскими» кораблями можно разделить на шесть (пять) групп (серий) и так далее. Нам встретилось мнение двух известных авторов В.П.Заблоцкого и В.В.Костриченко, которые «предложили разделить» однотипные корабли данного проекта на две серии. Предлагаем познакомиться с данным подходом и обсудить.
небольшое примечание к статье: Большие противолодочные корабли проекта 61, 61М и 61 МП получили название на флоте «беззубая красавица» и «поющий фрегат». беззубой красавицей назвали потому, что якобы спроектировала женщина. На деле это не так. Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53 под руководством П.В. Фролова (с 1958 г. – А.К. Перькова), главным конструктором корабля стал Б.И. Купенский. Заместителями главного конструктора пр. 61 назначили А.А. Певзнера и А.А. Терентьева. Женщин нет, но легенда красивая.
То, что корабль получился очень красивым это точно. Поющий фрегат — это из-за работы газотурбинной установки, издающей свистящие звуки. По классу он находится как бы между западными категориями фрегата и корвета.
Прежде чем, рассматривать предлагаемое «деление», хотелось бы отметить, более правильным будет «не делить» корабли на серии (группы), а «рассматривать» как относящиеся к тем или иным группам, это позволит избежать жесткого и категоричного отношения.
Интересно, что на первый взгляд, если познакомиться с перечнем кораблей проекта 61, было бы логичным считать отличными друг от друга корабли, построенные на разных заводах (и на разных морях). Так уже часто бывало в отечественном кораблестроении, когда однотипные корабли, построенные на разных предприятиях имели отличия, позволяющие их достаточно точно идентифицировать. В нашем случае этого тоже не удалось избежать, так как корабли строили на двух предприятиях, но были и исключения. И главное — даже в рамках одной серии — корабли имели отличия друг от друга, как то так сложилось, )). Итак, вернемся к проекту 61.
По мнению В.П.Заблоцкого и В.В.Костриченко, первые четыре корабля проекта 61, «Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный» (заводские номера С-1701 -1704) постройки завода имени 61 коммунара (г.Николаев) условно принято относить к кораблям так называемой первой серии. Их основным внешним отличием было наличие на обеих мачтах антенн РЛС общего обнаружения типа МР-300 («Ангара»). Внешне они также почти не отличались друг от друга, хотя это не совсем так. В отличие от головного, при постройке которого ряд предусмотренных к установке систем еще не был готов, три последующих корабля первой серии постройки судостроительного завода им. 61 коммунара уже были оснащены ГАС связи и опознавания МГ-26 («Хоста»), а также, наряду с одной станцией поиска РЛС «Бизань-4Б», станциями поиска и пеленгования работающих РЛС типа МРП 13-14.
В свою очередь, из числа кораблей первой серии николаевской постройки «Проворный» отличался от остальных трех СКР характерным изломом верхней кромки кормовой пары труб — результат экспериментов с отводом потока горячих газов от носовой пары труб (недостаток проявился на первых двух кораблях серии) — эта мера оказалась малоэффективной и в итоге просто увеличили высоту носовой пары труб на всех БПК, включая и ранее построенные. А «Проворный» так до конца службы и ходил с «изломанными» кормовыми трубами.
СКР (БПК) «Сообразительный» после 1966 года отличался наличием на площадках верхней части фок-мачты двух обтекателей станции РЭР и противодействия «Краб» (их установили на заводе им. 61 коммунара еще до получения самих станций, в рамках работ, проводившихся в декабре 1966 года в связи с подготовкой к предполагавшемуся участию корабля в международной выставке в Монреале).
На наш взгляд, интересен тот факт, что к кораблям ПЕРВОЙ СЕРИИ относят не только четыре черноморских «комсомольца». Из числа кораблей проекта 61, построенных на Ленинградском ССЗ им. А. Жданова (ныне «Северная верфь»), три — «Огневой», «Образцовый» и «Одаренный» (заводские номера заказов С-751 — 753) — также относились к первой серии и почти полностью повторяли первые четыре СКР серии Николаевской постройки. Возможно такое «однообразие» обусловлено в том числе и тем, что для сокращения сроков строительства и испытаний головного балтийского СКР «Огневой» на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинград специально командировалась большая группа специалистов из Николаева, располагавших практическим опытом постройки и испытаний «Комсомольца Украины».
Итак, ПЕРВАЯ серия (7 единиц):
из Николаева (4)-«Комсомолец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный»;
из Ленинграда (3)- «Огневой», «Образцовый» и «Одаренный».
Для сокращения сроков строительства и испытаний головного балтийского СКР «Огневой» на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинград специально командировалась большая группа специалистов из Николаева, располагавших практическим опытом постройки и испытаний «Комсомольца Украины». На «Образцовом» позже также установили станции РЭБ «Краб».
Корабли «ВТОРОЙ серии» отличались прежде всего наличием более совершенного радиолокационного вооружения. К ним отнесены все корабли, начиная с «Стройный»(С-1705) николаевской, а также «Славный» и Стерегущий» ( С-754, С-755) ленинградской постройки.
Итак, ВТОРАЯ серия (12 единиц):
из Николаева (11)-«Стройный»; «Красный Кавказ», «Решительный», «Смышленный», «Строгий», «Сметливый», «Смелый», «Красный Крым», «Способный», «Скорый».
из Ленинграда (2)- «Славный», «Стерегущий».
На кораблях «второй серии» взамен прежних двух РЛС обнаружения и целеуказания МР-300 установили по одной РЛС типа МР-310 на фок-мачте и одной РЛС типа МР-500 на грот-мачте. Это существенно расширило возможности кораблей.
Так, например, на испытаниях «Стройного» РЛС МР-310 обнаружила воздушную цель (самолет Ил-28) на высоте 10 км на дистанции 140 км. РЛС МР-500 («Кливер») обнаружила эту же цель на дистанции 340 км. Надводная цель типа «эскадренный миноносец» («Бравый» проекта 56К) обнаруживалась на дистанции 210 кабельтовых.
В свою очередь, сами корабли второй серии также имели существенные отличия также и друг от друга. В частности, начиная со «Смышленого» (заказ С-1708), вместо одной РЛС типа «Дон» на площадках фок-мачты каждого корабля устанавливалось по две более совершенных РЛС типа «Волга» с приставкой «Пальма». Эта РЛС обеспечивала обнаружение надводных целей и передачу изображения на индикатор кругового обзора.
Другие корабли оснащались этими станциями (основной и резервной) взамен РЛС «Дон» только в периоды модернизации. Кроме того, решением МСП и ВМФ от 29 марта 1967 г. в периоды модернизации кораблей с установкой двух РЛС «Волга» они должны были оснащаться также системой «Дозор-1» (для возможности применения бортового оружия по данным ЦУ с других кораблей), приемопередатчиком «Тритон», аппаратурой МПП-315, двумя дополнительными комплектами аппаратуры опознавания «Никель-КМ» одновременно с установкой торпедных аппаратов ПТА-53-1134 и системы ПУТС «Гроза» (взамен прежнего торпедного аппарата ПТА-53-61 с системой ПУТС «Зуммер»). На строящихся же кораблях эти изменения внедрялись, начиная с заказа С-1708 («Смышленый»). Причем это касается только БПК Николаевской постройки, так как в Ленинграде к тому времени строительство кораблей пр.61 было прекращено.
Начиная со «Способного» (заказ С-1713), корабли серии стали оснащаться пятитрубными противолодочными ТА типа ПТА-53-1123/2 (эти ТА были демонтированы в ходе ремонтов с ПКР пр. 1123 «Москва» и «Ленинград»).
По мере совершенствования газотурбинной техники, появились существенные отличия и в ГЭУ серийных кораблей проекта. Так, начиная с С-1707 («Решительный») и С-755 («Стерегущий»), все последующие корабли оснащались более совершенными ГТЗА типа М-3Р с увеличенным до 10000 часов ресурсом, а начиная с С-1710 («Сметливый»)- ГТЗА типа М-3А (корабли прежних лет постройки оснащались новыми ГТД в ходе очередных ремонтов). На этом же корабле была впервые установлена модифицированным версия РЛС «Кливер» (МР-500У).
Со временем постепенно совершенствовались так же возможности кораблей в части обнаружения подводных лодок.
Так, например, на испытаниях «Красного Крыма» (С-1712) при скорости хода 24 узла с помощью гидролокационной станции МГ-312И подводная цель (ПЛ проекта 613 в подводном положении) обнаруживалась на дальности 15,3 кбт, а при скорости хода корабля в 30 узлов и при использовании ГАС МГ-311 — на дальности 15 кбт.
И все же, несмотря на это, кораблям явно недоставало буксируемой ГАС с антенной переменной глубины погружения, позволяющей обнаруживать подводные лодки под слоем температурного скачка, а также корабельного вертолета постоянного базирования, для чего требовался ангар. Да и с временным базированием вертолета на БПК проекта 61 не получалось. Главным образом, это было вызвано отставанием по срокам разработки корабельного противолодочного вертолета Ка-25ПЛ.
Впервые настоящий, хотя и не принятый на вооружение вертолет Ка-25, садился на БПК проекта 61 на ходу и на «стопе» только в период сдаточных испытаний шестого корабля — «Красного Кавказа» (С-1706) («Красный Кавказ»). Однако, несмотря на то, что первый этап испытаний Ка-25 завершился в конце 1961 года и было принято решение о серийном производстве этих машин, выпуск вертолетов начался далеко не сразу, поскольку опытные образцы все еще оставались «сырыми» и не отвечали всем требованиям ВМФ. Доводка машины заняла несколько лет, поэтому первый серийный вертолет был выпущен только в апреле 1965 года. Соответственно, и приемка всего авиационного комплекса на кораблях проекта 61 по полной схеме была осуществлена впервые только в декабре 1967 года на седьмом корабле николаевской постройки «Решительный» (С-1707), который стал «головным кораблем серии по вертолетному вооружению». На нем же впервые смонтировали неакустические средства обнаружения подводных лодок — одноканальные контактные станции поиска подводных лодок по кильватерному след (1-МИ-110К и 1-МИ-110Р). Вслед за этим последовало решение об оснащении контактными станциями также и ранее сданных БПК проекта 61 ( спустя чуть более десяти лет, в 1977-1979 годах на всех кораблях эти станции были демонтированы).
Корабельная контактная станция МИ-110К предназначалась для обнаружения подводных лодок в подводном положении по тепловому контрасту кильватерного следа, а станция МИ-110Р- по контрасту кильватерного следа радиационным способом.
Если говорить об отличиях кораблей между собой, можно вспомнить, что на «Красном Крыме»(С-1712) в экспериментальных целях подводная часть корпуса имела специальное покрытие.
Соответственно, в Ленинграде строительство БПК проекта 61 было ограничено всего пятью кораблями, после чего на ССЗ им. А.А.Жданова было начато строительство кораблей проекта 1134. Таким образом, помимо названных уже трех кораблей «первой серии», на ССЗ им. А. А. Жданова построили также два БПК «второй серии», причем первой модификации, то есть с РЛС «Дон»: «Славный» и «Стерегущий».
При этом все корабли с РЛС «Дон» получили впоследствии по второй станции этого типа. На БПК «Славный» уже после вступления в строй, но до модернизации по проекту 61МП антенные посты обеих РЛС «Дон» (1972 г.) располагались на площадках фок-мачты, один над другим. На всех остальных кораблях антенные посты второй РЛС «Дон» располагался на площадке в передней части крыши ходовой рубки.
В общей сложности, на двух судостроительных заводах страны были построены 19 кораблей проекта 61, которых можно отнести к двум сериям, но был еще один корабль, построенный в Николаеве — по проекту 61М. Это был последний корабль проекта — «Сдержанный» (заводской номер заказа С-1715), изначально строился ССЗ имени 61 коммунара по модифицированному проекту 61М с оснащением противокорабельным ракетным, комплексом и буксируемой ГАС. Итак, всего кораблей проекта 61 было построено 20, но один из них — по проекту 61М. (такой вот «подсчет»).
Думаю, что читатели не удивятся, что со временем это «разделение» несколько изменилось, количество отличий увеличилось, в первую очередь потому, что корабли модернизировались, по мере создания промышленностью новых образцов электронной техники и оборудования корабли серии получали новые компоненты, которые отражались на их внешнем виде и возможностях.
Так, например, в интересах снижения уровня шума на всех БПК проекта 61 в периоды текущих ремонтов силами судоремонтных предприятий были выполнены работы по установке звукопоглощающих покрытий на газовыхлопах агрегатов М-3 и ГТУ-6. Наряду с этим корабли серии оборудовались устройствами для крепления подвесных дорог, предназначенных для приема сухих и жидких грузов.
Одним из первых кораблей, получивших это устройство, стал БПК «Сметливый», осуществлявший отработку передачи грузов на ходу совместно с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина».
В частности, 25 и 27 сентября, а также 18 октября 1978 года «Сметливый» (бортовой номер 710) в районе Севастополя совместно с «Березиной» отрабатывал передачу на ходу грузов системами «Струна 1В -2,5» и «Струна 2В-400», а также контактным способом (краном) — в последнем случае на корму БПК с «Березины» в рамках эксперимента переправили контейнер с 76,2-мм снарядами. А согласно решению от 30 июня 1981 г. все корабли подлежали дооснащению приемными устройствами типа «Струна».
Кроме того, на БПК «Комсомолец Украины» и «Образцовый» были выполнены корпусные и электромонтажные работы под установку телевизионной аппаратуры МТ-45 и аппаратуры гиростабилизации «Парус». С начала 70-х годов на ранее построенных БПК проекта 61 также осуществлялась замена спасательного оборудования — взамен прежних корабли получали новые спасательные плотики типа ПСН-10.
В последующем корабли серии дооснащались новыми системами обнаружения подводных лодок в подводном положении. В частности, на кораблях была осуществлена замена станций обнаружения подводных лодок МИ-110К и МИ-110Р на МИ-110КМ, а начиная с 1977 года на всех кораблях (за исключением погибшего «Отважного» и проходившего модернизацию по пр. 61Э «Проворного»), были также смонтированы ГАС МГ-7. В 1973 г. ЦКБ «Полюс» (МОП) разработало первую цифровую ПУТС «Ладога» для новых торпед 53-65К и СЭТ-65, которые также имелись на вооружении кораблей проекта 61.
Стандартная комплектация торпедного боезапаса в начале 90-х годов для кораблей пр.61 включала две дальнеходные противокорабельные торпеды 53-65К (изделие 243) и три противолодочные самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-65 (изделие 260). Запасные торпеды по прежнему отсутствовали.
В периоды ремонтов или модернизации БПК пр. 61, начиная с 1977 года, в обязательном порядке осуществлялись работы по модернизации комплексов «Волна» до стандарта «Волна-М» с возможностью применения также и против надводных целей. В 1976 году был принят на вооружение помехозащищенный ЗРК «Волна-П» с оптико-электронным каналом сопровождения цели в системе управления, а принятие на вооружение ЗУР В-601М (комплекс «Волна-Н») позволяло поражать низколетящие цели на высоте 3-5 м. В мае 1979 года было решено заменить на всех кораблях серии систему управления комплекса «Волна-М» типа «Ятаган» на «Ятаган-П».
Начиная с 1980 года на «Сообразительном» (ЧФ) и «Одаренном»(ТОФ) обе РЛС МР-300 и ГАС МГ-312Е заменялись на две РЛС МР-310 и ГАС-МГ-312И соответственно. С 1984 года на всех оставшихся в строю кораблях были проведены работы по замене двигателей в агрегатах унифицированными ГТД. Также, начиная с1979 года на кораблях серии были поэтапно, в периоды ремонтов, были реализованы мероприятия по снижению уровня подводного шума, включая замену гребных винтов, уменьшению радиолокационной заметности и установке, начиная с 1987 года, комплексов постановки пассивных помех ПК-16 и ПК-10.
Наряду с этим, со временем был усилен состав вертолетного вооружения — к началу 80-х годов корабельные вертолеты Ка-25ПЛ могли применять также корректируемые глубинные бомбы КАБ-250-ПЛ, управляемую по проводам торпеду «Стриж» (шифр Т-67) и ракето-торпеду АПР-2.
Интересно, что вплоть до октября 1972 года все БПК (как и другие надводные корабли ВМФ СССР), имели только обезличенные бортовые номера (причем не постоянные) и только потом появились названия кораблей, которые на БПК пр. 61 и 61М/МП наносились краской на бортах в районе кормовой артиллерийской установки (исключение составил БПК «Сдержанный», находясь в постройке он получил на борта накладные металлические пластины с наваренными на них буквами названия).
Мы рассмотрели только основные серийные корабли, без «иностранцев» и без учета существенных модернизаций — например, по проекту 61МП, которой подверглись пять уже построенных кораблей. Думаю будет правильным этому посвятить отдельную публикацию, которую опубликуем в ближайшее время.
Надеюсь этой публикаций не вызовем большого шквала критики за свою некомпетентность, сразу просим снисхождения с «мазутам береговым», ))) — мы хотели только вспомнить эти красивые корабли и самим разобраться с их некоторыми особенностями.
Будем признательны за комментарии и дополнения, особенно от тех читателей, которые служили на кораблях проекта 61. Спасибо.
Источники:
Апальков, Ю. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли / Ю.В.Апальков. — СПб: «Галея Принт», 2005. — 124 с.;
Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.;
Заболоцкий, В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61/ В.П.Заболоцкий, В.В.Костиченко — М. : Военная книга, 2005. — 192 с.