Однотипные, но не одинаковые — отличия кораблей пр.61 друг от друга. Поющие фрегаты.

https://dzen.ru/a/YGbiOKdzYACQhOHQ?ysclid=mb1psq5lcg265287108

Navygaming Channel

Построенные большой серией в 20 единиц сторожевые корабли проекта 61 (в будущем — большие противолодочные корабли) на первый взгляд казались практически одинаковыми, особенно постороннему человеку, но на самом деле у них были отличия, которые позволяли их разделить на отдельные группы и серии.

И с этим «разделением» часто возникает много споров и столкновений мнений — люди обсуждают, обосновывают тот или ной подход, исходя из своего опыта службы, своих знаний, воспоминаний и так далее, рассматривают те или иные особенности конструкций кораблей, их вооружения и оснащения, и для этого есть свои основания. Можно встретить разделение серии на три группы, в одном из обсуждений было высказано предположение, что эту «двадцатку» вместе с пятью «индийскими» кораблями можно разделить на шесть (пять) групп (серий) и так далее. Нам встретилось мнение двух известных авторов В.П.Заблоцкого и В.В.Костриченко, которые «предложили разделить» однотипные корабли данного проекта на две серии. Предлагаем познакомиться с данным подходом и обсудить.

Большой противолодочный корабль "Комсомолец Украины" в Севастополе, 1990 год

небольшое примечание к статье: Большие противолодочные корабли проекта 61, 61М и 61 МП получили название на флоте «беззубая красавица» и «поющий фрегат». беззубой красавицей назвали потому, что якобы спроектировала женщина. На деле это не так. Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53 под руководством П.В. Фролова (с 1958 г. – А.К. Перькова), главным конструктором корабля стал Б.И. Купенский. Заместителями главного конструктора пр. 61 назначили А.А. Певзнера и А.А. Терентьева. Женщин нет, но легенда красивая.

То, что корабль получился очень красивым это точно. Поющий фрегат — это из-за работы газотурбинной установки, издающей свистящие звуки.  По классу он находится как бы между западными категориями фрегата и корвета.

Прежде чем, рассматривать предлагаемое «деление», хотелось бы отметить, более правильным будет «не делить» корабли на серии (группы), а «рассматривать» как относящиеся к тем или иным группам, это позволит избежать жесткого и категоричного отношения.

Интересно, что на первый взгляд, если познакомиться с перечнем кораблей проекта 61, было бы логичным считать отличными друг от друга корабли, построенные на разных заводах (и на разных морях). Так уже часто бывало в отечественном кораблестроении, когда однотипные корабли, построенные на разных предприятиях имели отличия, позволяющие их достаточно точно идентифицировать. В нашем случае этого тоже не удалось избежать, так как корабли строили на двух предприятиях, но были и исключения. И главное — даже в рамках одной серии — корабли имели отличия друг от друга, как то так сложилось, )). Итак, вернемся к проекту 61.

По мнению В.П.Заблоцкого и В.В.Костриченко, первые четыре корабля проекта 61, «Комсомо­лец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный» (заводские номера С-1701 -1704) по­стройки завода имени 61 коммунара (г.Николаев) условно при­нято относить к кораблям так называемой первой серии. Их основным внешним отличием было наличие на обеих мачтах антенн РЛС общего обнаружения типа МР-300 («Ангара»). Внешне они также почти не отли­чались друг от друга, хотя это не совсем так. В отличие от головного, при постройке которого ряд предусмотренных к установке систем еще не был готов, три последующих корабля первой серии постройки судостроительного завода им. 61 коммунара уже были оснащены ГАС связи и опозна­вания МГ-26 («Хоста»), а также, наряду с одной станцией поиска РЛС «Бизань-4Б», станциями поиска и пеленгования работающих РЛС типа МРП 13-14.

Большой противолодочный корабль "Сообразительный", 29 сентября 1983 года

В свою очередь, из числа кораблей первой серии николаевской постройки «Проворный» отличался от остальных трех СКР характерным изломом верх­ней кромки кормовой пары труб — результат экс­периментов с отводом потока горячих газов от носовой пары труб (недостаток проявился на пер­вых двух кораблях серии) — эта мера оказалась малоэффективной и в итоге просто увеличили высо­ту носовой пары труб на всех БПК, включая и ранее построенные. А «Проворный» так до конца службы и ходил с «изломанными» кормовыми трубами.

Большой противолодочный корабль "Проворный", 1964 год

СКР (БПК) «Сообразительный» после 1966 года отличался наличием на площадках верхней части фок-мачты двух обтекателей станции РЭР и противодействия «Краб» (их установили на заводе им. 61 коммунара еще до по­лучения самих станций, в рамках работ, проводившихся в декабре 1966 года в связи с подготовкой к предполагавшемуся участию корабля в междуна­родной выставке в Монреале).

На наш взгляд, интересен тот факт, что к кораблям ПЕРВОЙ СЕРИИ относят не только четыре черноморских «комсомольца». Из числа кораблей проекта 61, построенных на Ленинградском ССЗ им. А. Жданова (ныне «Се­верная верфь»), три — «Огневой», «Образцовый» и «Одаренный» (заводские номера заказов С-751 — 753) — также относились к первой серии и почти полностью повторяли пер­вые четыре СКР серии Николаевской постройки. Возможно такое «однообразие» обусловлено в том числе и тем, что для сокращения сроков строительства и испытаний головного балтийского СКР «Огневой» на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинград специально команди­ровалась большая группа специалистов из Нико­лаева, располагавших практическим опытом построй­ки и испытаний «Комсомольца Украины».

Большой противолодочный корабль "Огневой", 14 мая 1986 года

Итак, ПЕРВАЯ серия (7 единиц):

из Николаева (4)-«Комсомо­лец Украины», «Сообразительный», «Проворный» и «Отважный»;

из Ленинграда (3)- «Огневой», «Образцовый» и «Одаренный».

Для сокращения сроков строительства и испытаний головного балтийского СКР «Огневой» на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинград специально команди­ровалась большая группа специалистов из Нико­лаева, располагавших практическим опытом построй­ки и испытаний «Комсомольца Украины». На «Образцовом» позже также установили стан­ции РЭБ «Краб».

Схема общего вида БПК пр.61 (первая серия). Схема - В.Костриченко

Корабли «ВТОРОЙ серии» отличались прежде все­го наличием более совершенного радиолокацион­ного вооружения. К ним отнесены все корабли, на­чиная с «Стройный»(С-1705) николаевской, а также «Славный» и Стерегущий» ( С-754, С-755) ле­нинградской постройки.

Схема общего вида БПК пр.61 (вторая серия). Схема - В.Костриченко

Итак, ВТОРАЯ серия (12 единиц):

из Николаева (11)-«Стройный»; «Красный Кавказ», «Решительный», «Смышленный», «Строгий», «Сметливый», «Смелый», «Красный Крым», «Способный», «Скорый».

из Ленинграда (2)- «Славный», «Стерегущий».

Большой противолодочный корабль "Стройный" в Севастополе у 12 причала перед переходом в Николаев (на модернизацию?), 1975 год

На кораблях «второй серии» взамен прежних двух РЛС обнаружения и целе­указания МР-300 установили по одной РЛС типа МР-310 на фок-мачте и одной РЛС типа МР-500 на грот-мачте. Это существенно расширило воз­можности кораблей.

Так, например, на испытаниях «Стройного» РЛС МР-310 обнаружила воздушную цель (самолет Ил-28) на высоте 10 км на дистанции 140 км. РЛС МР-500 («Кливер») обнаружила эту же цель на дистанции 340 км. Надводная цель типа «эскадренный миноносец» («Бравый» проекта 56К) об­наруживалась на дистанции 210 кабельтовых.

В свою очередь, сами корабли второй серии так­же имели существенные отличия также и друг от друга. В частности, начиная со «Смышленого» (заказ С-1708), вместо одной РЛС типа «Дон» на пло­щадках фок-мачты каждого корабля устанавлива­лось по две более совершенных РЛС типа «Волга» с приставкой «Пальма». Эта РЛС обеспечивала об­наружение надводных целей и передачу изображе­ния на индикатор кругового обзора.

Большой противолодочный корабль "Смышленый" на параде на Неве в 1969 году

Другие корабли оснащались этими станциями (ос­новной и резервной) взамен РЛС «Дон» только в периоды модернизации. Кроме того, решением МСП и ВМФ от 29 марта 1967 г. в периоды модернизации кораблей с установкой двух РЛС «Волга» они долж­ны были оснащаться также системой «Дозор-1» (для возможности применения бортового оружия по дан­ным ЦУ с других кораблей), приемопередатчиком «Тритон», аппаратурой МПП-315, двумя дополнительными комплектами аппаратуры опоз­навания «Никель-КМ» одновременно с установкой торпедных аппаратов ПТА-53-1134 и системы ПУТС «Гроза» (взамен прежнего торпедного аппа­рата ПТА-53-61 с системой ПУТС «Зуммер»). На строящихся же кораблях эти изменения внед­рялись, начиная с заказа С-1708 («Смышленый»). Причем это касается только БПК Николаевской по­стройки, так как в Ленинграде к тому времени стро­ительство кораблей пр.61 было прекращено.

Начиная со «Способного» (заказ С-1713), корабли серии стали оснащаться пятитрубными противолодоч­ными ТА типа ПТА-53-1123/2 (эти ТА были демонтированы в ходе ремонтов с ПКР пр. 1123 «Москва» и «Ленинград»).

Большой противолодочный корабль "Способный", начало 1970-х годов

По мере совершенствования газотурбинной тех­ники, появились существенные отличия и в ГЭУ серийных кораблей проекта. Так, начиная с С-1707 («Решительный») и С-755 («Стерегущий»), все последующие корабли оснащались более совершенными ГТЗА типа М-3Р с увеличенным до 10000 часов ресурсом, а начиная с С-1710 («Сметливый»)- ГТЗА типа М-3А (корабли прежних лет постройки оснащались новыми ГТД в ходе очередных ремонтов). На этом же корабле была впервые установлена модифицированным версия РЛС «Кливер» (МР-500У).

Сторожевой корабль "Сметливый" в море, апрель 1998 года

Со временем постепенно совершенствовались так же возможности кораблей в части обнаружения подводных лодок.

Так, например, на испытаниях «Красного Крыма» (С-1712) при скорости хода 24 узла с помощью гидролокационной станции МГ-312И подводная цель (ПЛ проекта 613 в подводном положении) обнаруживалась на дальности 15,3 кбт, а при скорости хода корабля в 30 узлов и при использовании ГАС МГ-311 — на дальности 15 кбт.

И все же, несмотря на это, кораблям явно недоставало буксируемой ГАС с антенной пе­ременной глубины погружения, позволяющей об­наруживать подводные лодки под слоем темпера­турного скачка, а также корабельного вертолета постоянного базирования, для чего требовался ангар. Да и с временным базированием вертолета на БПК проекта 61 не получалось. Главным образом, это было вызвано отставанием по срокам разработки корабельного противолодоч­ного вертолета Ка-25ПЛ.

Впервые настоящий, хотя и не принятый на вооружение вертолет Ка-25, садился на БПК проекта 61 на ходу и на «стопе» только в период сдаточных испытаний шестого корабля — «Красного Кавказа» (С-1706) («Красный Кавказ»). Однако, несмотря на то, что первый этап испытаний Ка-25 завершился в конце 1961 года и было принято решение о серийном производстве этих машин, выпуск вертолетов начался далеко не сразу, поскольку опытные образцы все еще оставались «сырыми» и не отвечали всем требованиям ВМФ. Доводка машины заняла несколько лет, поэтому первый серийный вертолет был выпущен только в апреле 1965 года. Соответственно, и приемка всего авиационного комплекса на кораблях проекта 61 по полной схеме была осуществлена впервые только в декабре 1967 года на седьмом корабле николаев­ской постройки «Решительный» (С-1707), который стал «головным кораблем серии по вертолетному вооружению». На нем же впервые смон­тировали неакустические средства обнаружения под­водных лодок — одноканальные контактные станции поиска подводных лодок по кильватерному след (1-МИ-110К и 1-МИ-110Р). Вслед за этим последовало решение об оснащении контактными станциями также и ранее сданных БПК проекта 61 ( спустя чуть более десяти лет, в 1977-1979 годах на всех кораблях эти станции были демонтированы).

Гвардейский сторожевой корабль "Красный Кавказ", март 1993 года

Корабельная контактная станция МИ-110К предназначалась для обнаружения подводных лодок в подводном положении по тепловому контрасту кильватерного следа, а станция МИ-110Р- по контрасту кильватерного следа радиационным способом.

Если говорить об отличиях кораблей между собой, можно вспомнить, что на «Красном Крыме»(С-1712) в эксперимен­тальных целях подводная часть корпуса имела специальное по­крытие.

Соответственно, в Ленинграде строительство БПК проекта 61 было ограничено всего пятью кораблями, после че­го на ССЗ им. А.А.Жданова бы­ло начато строительство кораблей проекта 1134. Таким образом, по­мимо названных уже трех кораб­лей «первой серии», на ССЗ им. А. А. Жданова построили также два БПК «второй серии», причем первой модификации, то есть с РЛС «Дон»: «Славный» и «Стерегущий».

При этом все корабли с РЛС «Дон» полу­чили впоследствии по второй стан­ции этого типа. На БПК «Слав­ный» уже после вступления в строй, но до модернизации по про­екту 61МП антенные посты обеих РЛС «Дон» (1972 г.) располага­лись на площадках фок-мачты, один над другим. На всех осталь­ных кораблях антенные посты второй РЛС «Дон» располагался на площадке в передней части крыши ходовой рубки.

Большой противолодочный корабль "Стерегущий" на Тихом океане. Бортовой номер 580 заретуширован. Конец 1960-х годов

В общей сложности, на двух судостроительных заводах страны были построены 19 кораблей про­екта 61, которых можно отнести к двум сериям, но был еще один корабль, построенный в Николаеве — по проекту 61М. Это был последний корабль проекта — «Сдержанный» (заводской номер заказа С-1715), изначально строился ССЗ имени 61 коммунара по модифициро­ванному проекту 61М с оснаще­нием противокорабельным ра­кетным, комплексом и букси­руемой ГАС. Итак, всего кораблей проекта 61 было построено 20, но один из них — по проекту 61М. (такой вот «подсчет»).

Думаю, что читатели не удивятся, что со временем это «разделение» несколько изменилось, количество отличий увеличилось, в первую очередь потому, что корабли модернизировались, по мере создания промышлен­ностью новых образцов электрон­ной техники и оборудования корабли серии получали новые компоненты, которые отражались на их внешнем виде и возможностях.

Так, например, в интересах снижения уровня шума на всех БПК проекта 61 в периоды текущих ремонтов силами судоремонт­ных предприятий были выполне­ны работы по установке звукопо­глощающих покрытий на газовых­лопах агрегатов М-3 и ГТУ-6. Наряду с этим корабли серии оборудовались устройствами для крепления подвесных дорог, предназначенных для приема сухих и жидких грузов.

КСС "Березина" имел несколько систем, позволявших принимать и отправлять крупногабаритные грузы и жидкости траверзным, кильватерным и контактным способами: четыре грузовых крана КЭ34М, две системы передачи боезапаса и сухих грузов «Струна 1 В-2,5», систему перекачки жидких грузов «Струна 2В-400» и приема жидких грузов «Струна 2П-400».

Одним из пер­вых кораблей, получивших это устройство, стал БПК «Сметливый», осуществлявший отработку передачи грузов на ходу совместно с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина».

В частности, 25 и 27 сентября, а также 18 октября 1978 года «Сметливый» (бортовой номер 710) в районе Севастополя совместно с «Березиной» от­рабатывал передачу на ходу грузов системами «Струна 1В -2,5» и «Струна 2В-400», а также контактным способом (краном) — в последнем случае на корму БПК с «Березины» в рамках эксперимента переправили контейнер с 76,2-мм снарядами. А согласно решению от 30 июня 1981 г. все корабли подлежали дооснащению приемными устройствами типа «Стру­на».

Сторожевой корабль "Сметливый" в Севастополе, 8 июня 2007 года

Кроме того, на БПК «Комсомолец Украины» и «Образцовый» были выполнены корпусные и электромонтажные работы под уста­новку телевизионной аппаратуры МТ-45 и аппара­туры гиростабилизации «Парус». С начала 70-х годов на ранее построенных БПК проекта 61 также осуществлялась замена спасательного оборудования — взамен прежних корабли получали новые спасательные плотики типа ПСН-10.

В последующем корабли серии дооснащались новыми системами обнаружения подводных лодок в подводном положении. В частности, на кораблях была осуществлена замена станций обнаружения подвод­ных лодок МИ-110К и МИ-110Р на МИ-110КМ, а начиная с 1977 года на всех кораблях (за исключением погибшего «Отважного» и проходившего модернизацию по пр. 61Э «Проворного»), были также смонтированы ГАС МГ-7. В 1973 г. ЦКБ «Полюс» (МОП) разработало первую цифровую ПУТС «Ладога» для новых тор­пед 53-65К и СЭТ-65, которые также имелись на вооружении кораблей проекта 61.

Стандартная комплектация торпедного боезапаса в начале 90-х годов для кораблей пр.61 включала две дальнеходные противокорабельные торпеды 53-65К (изделие 243) и три противолодочные самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-65 (изделие 260). Запасные торпеды по прежнему отсутствовали.

В периоды ремонтов или модернизации БПК пр. 61, начи­ная с 1977 года, в обязательном порядке осуществля­лись работы по модернизации комплексов «Волна» до стандарта «Волна-М» с возможностью примене­ния также и против надводных целей. В 1976 году был принят на вооружение помехозащищенный ЗРК «Волна-П» с оптико-электронным каналом сопро­вождения цели в системе управления, а принятие на вооружение ЗУР В-601М (комплекс «Волна-Н») позволяло поражать низко­летящие цели на высоте 3-5 м. В мае 1979 года было решено заменить на всех кораблях серии систему управления комплекса «Волна-М» типа «Ятаган» на «Ятаган-П».

БПК "Одаренный" на параде по случаю дня флота, 28 июля 1983 года (по данным портала http://navsource.narod.ru, фото Е.Сирота)

Начиная с 1980 года на «Сообразительном» (ЧФ) и «Одаренном»(ТОФ) обе РЛС МР-300 и ГАС МГ-312Е заменялись на две РЛС МР-310 и ГАС-МГ-312И соответственно. С 1984 года на всех оставшихся в строю кораблях были проведены работы по замене двигателей в агрегатах унифицированными ГТД. Также, начиная с1979 года на кораблях серии были по­этапно, в периоды ремонтов, были реализованы меро­приятия по снижению уровня подводного шума, включая замену гребных винтов, уменьшению ра­диолокационной заметности и установке, на­чиная с 1987 года, комплексов постановки пассив­ных помех ПК-16 и ПК-10.

Наряду с этим, со временем был усилен состав вертолетного вооружения — к началу 80-х годов корабельные вертолеты Ка-25ПЛ могли применять также корректируемые глубинные бомбы КАБ-250-ПЛ, управляемую по проводам торпеду «Стриж» (шифр Т-67) и ракето-торпеду АПР-2.

Интересно, что вплоть до октября 1972 года все БПК (как и другие надводные корабли ВМФ СССР), имели только обезличенные бортовые но­мера (причем не постоянные) и только потом появились названия кораблей, которые на БПК пр. 61 и 61М/МП наносились краской на бортах в районе кормовой артилле­рийской установки (исключение составил БПК «Сдержанный», находясь в постройке он получил на борта накладные металлические пластины с нава­ренными на них буквами названия).

Мы рассмотрели только основные серийные корабли, без «иностранцев» и без учета существенных модернизаций — например, по проекту 61МП, которой подверглись пять уже построенных кораблей. Думаю будет правильным этому посвятить отдельную публикацию, которую опубликуем в ближайшее время.

Надеюсь этой публикаций не вызовем большого шквала критики за свою некомпетентность, сразу просим снисхождения с «мазутам береговым», ))) — мы хотели только вспомнить эти красивые корабли и самим разобраться с их некоторыми особенностями.

Будем признательны за комментарии и дополнения, особенно от тех читателей, которые служили на кораблях проекта 61. Спасибо.

Источники:

Апальков, Ю. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли / Ю.В.Апальков. — СПб: «Галея Принт», 2005. — 124 с.;

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.;

Заболоцкий, В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61/ В.П.Заболоцкий, В.В.Костиченко — М. : Военная книга, 2005. — 192 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *