Черная дыра Дальней океанской зоны

https://topwar.ru/180503-chernaja-dyra-dalnej-okeanskoj-zony.html

Поговорим в очередной раз о непомерных амбициях некоторых наших военных относительно «присутствия» и «демонстраций» России в так называемой дальней океанской зоне. Потому что амбиции, которые выкладываются потом на страницах СМИ – это уже не совсем амбиции, это позиции, выражаемые людьми «при исполнении» на всю страну.

Если говорить простым языком, как бы «за базар надо отвечать». А вот с этим в современной России все не просто плохо, все паршиво. Урякнуть сегодня в плане того, что пять лет у нас на Марсе будут уже купола стоять с садами – это запросто. У нас вообще со словами все просто прекрасно. И какие-то боевые корабли будут эскадрами ходить около Флориды, пугая американцев не просто, а очень просто. Но это слова.

А вот с делами…

Вообще хотелось бы сослаться на неоднократные слова Главкома ВМФ адмирала Евменова о том, что одной из важнейших задач является наращивание кораблей дальней морской и океанских зон. Это действительно удивляет, особенно когда звучат слова о том, что военно-морскому флоту России отведен очень широкий спектр задач и в том числе в ДМЗ.

То есть, надо строить корабли, которые будут по мнению Евменова (и справедливости ради – не только его), которые будут решать различные задачи на дальних рубежах возле чужих берегов.

Вообще сами по себе такие задачи сразу на ум не приходят. За 30 лет существования России была одна операция у «дальних берегов», которую, стоит признать, флот России провалил. Речь, понятное дело, идет о снабжении группировки в Сирии.

Далее процитирую известного аналитика Сивкова, который считает, что

«Присутствие российского ВМФ в мирное время для обеспечения экономических интересов необходимо в Южной Атлантике, океанских зонах, прилегающих к побережью Южной Америки и районам Юго-Западной Африки, в северной части Атлантического океана, Норвежском и Гренландском морях, в северо-западной части Тихого океана в районах рыбопромысловой деятельности, в центральной и восточной частях Средиземного моря, в районах Индийского океана, прилегающих к северо-западному побережью Африки, островных зонах и морях Тихого океана, зараженных пиратством, в северной части Индийского океана. Там флотам России в мирное время надлежит бороться с пиратами, защищать суда российских собственников, занимающихся рыбопромысловой деятельностью и грузоперевозками, осуществлять демонстрацию флага страны и иные меры поддержки дипломатической деятельности России, участвовать в миротворческих действиях, защите и эвакуации граждан России из зон военных конфликтов, природных и техногенных катастроф».

Все, однако, смешалось в доме Облонских…

Сама по себе концепция применения «флотов России», которые будут с кем-то там бороться и кого-то защищать у побережья Южной Америки и в Южной Атлантике – это выглядит по-настоящему смешно. Не тянет даже на ненаучную фантастику, если честно.

Давайте смотреть правде в глаза: почти весь так называемый «флот дальней морской и океанской зоны» России – это бывшие советские корабли возрастом 30 лет и старше.

Вообще, что такое «корабли ДМОЗ»? Это авианосцы, крейсера, эсминцы (БПК), фрегаты. И насколько у нас с этим прекрасно, что некоторые могут всерьез рассуждать о каких-то там антипиратских операциях в Южной Атлантике или в Индийском океане?

Список просто восхищает.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». СФ. 1990 год. В ремонте.

Тяжелый атомный ракетный крейсер — 2
«Петр Великий». СФ. 1998 год.
«Адмирал Нахимов». ТОФ. 1988 год. В ремонте.

Ракетный крейсер — 3
«Адмирал Устинов». СФ. 1986 год.
«Варяг». ТОФ. 1989 год.
«Москва». ЧФ. 1982 год.

Большой противолодочный корабль (БПК) — 7
«Адмирал Чабаненко» СФ. 1999 год. В ремонте.
«Вице-адмирал Кулаков». СФ. 1981 год.
«Североморск». СФ. 1987 год.
«Адмирал Левченко». СФ. 1988 год. В ремонте.
«Адмирал Трибуц». ТОФ. 1986 год.
«Адмирал Виноградов». ТОФ. 1988 год.
«Адмирал Пантелеев». ТОФ. 1993 год.

Эсминец — 3
«Адмирал Ушаков». СФ. 1993 год. В ремонте.
«Быстрый». ТОФ. 1989 год.
«Настойчивый». БФ. 1993 год. В ремонте.

Фрегат — 10
«Адмирал Касатонов». СФ. 2020 год.
«Адмирал Горшков». СФ. 2018 год.
«Маршал Шапошников». ТОФ. 1985 год.
«Ладный». ЧФ. 1980 год. В ремонте.
«Пытливый». ЧФ. 1981 год.
«Адмирал Григорович». ЧФ. 2016 год.
«Адмирал Эссен». ЧФ. 2016 год.
«Адмирал Макаров». ЧФ. 2017 год.
«Неустрашимый». БФ. 1980 год. В ремонте.
«Ярослав Мудрый». БФ. 2009 год.

И вот все, что у нас можно отнести к кораблям дальней морской зоны. 26 единиц. Корветы и малые ракетные корабли, извините, в Южную Атлантику не пойдут. Увы.

А из оставшихся и попавших в этот скорбный список моложе 30 лет только 6 (ШЕСТЬ) фрегатов.

Остальные 20 кораблей можно распределить так:
Старше 40 лет – 3
Старше 30 лет – 10
Старше 20 лет – 5
Старше 10 лет – 2
И вот, собственно, все. В операциях далеко за пределами наших территориальных вод мы можем смело рассчитывать на 6 новых фрегатов и 7 нестарых кораблей. Немного. А если еще учесть, что в этом списке наш вечноломающийся недоавианосец, то все совсем печально.

Поэтому, когда патриотизм зашкаливает до такой степени, что начинаются рассуждения о том, что флот должен вести поиск групп кораблей и слежение за ними, это заставляет задуматься. Причем, очень серьезно.

Действительно, надо просто ответить на один-единственный вопрос: насколько все это несерьезно. Когда «доктор военных наук» пишет, что «…важные задачи придется решать и в дальней морской зоне – уничтожать ударные, прежде всего авианосные противолодочные и другие группировки противника, а также поражать береговые объекты неприятеля», то невольно слышишь дружный хохот двух десятков ракетных крейсеров и почти сотни эсминцев. Американских, естественно. И одиннадцати авианосцев.

И вот с этими двумя десятками старых советских кораблей, да еще и раскиданными по четырем флотам, российские «эксперты» считают, что можно «уничтожать ударные группировки противника»?

Если только доводя его до изнеможения смехом…

Да, во флоте США не лучшие времена, и у них там корабли из ремонта в ремонт, даже новые. Но количество – оно всегда есть количество, и когда речь идет о противостоянии 1 к 5, все эти разговоры об «уничтожении ударных группировок» силами надводного флота – это смешно.

Однако не только ударные корабли – это головная боль для флота «открытого моря».

Если внимательно изучить списки кораблей российского ВМФ, то можно прийти к еще одному неприятному выводу: необходимы и корабли сопровождения.

Нужно буквально все: танкеры с топливом, танкеры с водой и сухогрузы с продовольствием, корабли радиолокационного слежения, транспорты вооружений и так далее. Нужно буквально все.

В качестве примера можно взять Северный флот, в распоряжении которого ОДИН больной морской танкер «Сергей Осипов» 1973 года постройки и четыре средних танкера, 1974, 1982, 1982 и 2019 годов постройки. То есть, один новый, остальное… Но хорошо, что хотя бы один новый танкер имеется.

На других флотах ничуть не лучше, а даже и похуже будет.

Кроме того, вообще, любая транспортная операция для нашего флота становится непосильной, если требует хотя бы малейших усилий. Достаточно вспомнить лихорадочную скупку ржавых сухогрузов на Украине через посредников в Беларуси и Монголии для того, чтобы обеспечить довольно небольшую по численности авиационную группировку российской армии в Сирии.

Своими силами Черноморский флот не справился. И это, грубо говоря, из Крыма через проливы в Сирию. В Средиземное море. А некоторые говорят о снабжении корабельных группировок на другом краю света…

Американцам хорошо. У них есть вполне современный флот, который имеет сеть баз по всему миру. У нас нет ничего, кроме базы в Сирии, значит, придется все равно рассматривать вопросы снабжения кораблей.

То есть, после вопроса «где взять эти группировки ударных кораблей?», следует задавать вопрос «кто будет заправлять корабли и кормить экипажи?».

Ответов пока нет.

Но самое неприятное, что их не может быть, поскольку сегодня в России нет двух вещей, способных решить проблемы флота. Нет денег и нет возможности построить корабли.

У одного из современных экспертов была мысль высказана, что «основа сил дальней морской зоны России – фрегат».

Да, можно долго рассказывать, какие страшные корабли российские фрегаты. Какие они энерговооруженные и какое современное оружие на них стоит. И ведь рассказывают… Горячо и с задором.

Шесть фрегатов, которые смогли осилить российские кораблестроители – это говорит о многом. С 2009 по 2020 годы. Шесть фрегатов за 11 лет. Для сравнения, за 20 лет японцы (с 2000 по 2020 годы) построили 19 эсминцев. И четыре эсминца-вертолетоносца.

Тем не менее, говоря о возможностях российского флота действовать на удалении от баз, говоря о тех же фрегатах, стоит помнить, что фрегатам нужно топливо, вода, продукты, боеприпасы и так далее.

Да, можно из действующих кораблей флота собрать нечто похожее на ударную группировку. Однако, как будет решена проблема снабжения, сейчас немного не понятно.

В Советском Союзе был весьма многообещающий проект 1183 «Пегас». Корабль комплексного снабжения (ККС) «Березина». Неплохо вооруженный транспорт водоизмещением 25 тысяч тонн, способный взять до 5 000 тонн различных грузов на борт. Был построен в единственном экземпляре в 1975 году и разрезан на металл в 2002-м.

Аналогов нет и как бы не предвидится. И вот вопрос, кто будет подвозить этим фрегатам, которые будут выполнять какие-то операции в том же Индийском океане, стоит открытым. Баз нет, кораблей КС нет, возникает вопрос: о каком выполнении задач в дальней морской зоне идет речь?

И вообще, может ли идти речь о каком-то присутствии в ДМЗ, если, грубо говоря, у кораблей, осуществляющих это присутствие просто нет службы тыла?

Говорят, что театр начинается с вешалки, а порт начинается с причала. «Сегодня» российского флота печально. Нет новых кораблей и нет возможности их строить приличными темпами. Нет денег, нет кадров, нет производственных мощностей.

Есть, правда, достаточное количество пропагандистов, которые в последнее время вещают о том, насколько силен флот России, совершенно не задумываясь над тем, насколько это серьезно смотрится. А смотрится не очень серьезно.

Можно очень бравурно расписывать возможности старых советских кораблей и новых российских, оснащенных новейшими ракетами типа «Калибр» или «Оникс», качество, конечно, имеет место быть, но смотрим на флоты наших потенциальных противников, и понимаем, что для того, чтобы представлять реальную угрозу для того же флота Японии, надо обладать несколько большими возможностями, чем шесть (пусть и новых) фрегатов.

Комплексный подход. Правильный, четко рассчитанный план, который включает в себя не только строительство одной подводной лодки в год и одного ударного корабля в два года. Вообще корабли надо строить быстрее, советское наследие скоро закончится совсем.

Но и проблемам вспомогательных судов тоже необходимо уделять внимание. Иначе все эти разговоры о дальних походах и выполнении задач в ДМЗ так и останутся популизмом и пустой болтовней.

А хотелось бы, чтобы флот России был флотом, а не сборищем типа «с миру по нитке», годным только на то, чтобы в условиях войны героически и быстро умереть.

Но для этого, особенно для освоения ДМЗ, деньги должны идти на строительство кораблей, а не исчезать в очередной черной дыре российской реальности.

Дальняя морская зона почему-то не дает покоя нашим военным от политики и политикам от войны. Будоражит, я бы даже сказал. Идти в нее не на чем, не с чем и не за чем, но вот очень хочется. То ли орденами намазано, то ли денежными суммами, сказать сложно.

Автор: Роман Скоморохов

8 комментариев

Оставить комментарий
  1. валерий Бабич

    Хорошая статья. Проблемы дальней морской зоны решить в современной России невозможно. Ей бы просто защитить свою необъятную сухопутную территорию.

  2. Сергей Прядкин

    Отвратительная статья и совершенно не понятно, на чью мельницу ее автор льет воду. Потому что без амбиций — это прозябание в серости. На самом деле, это своеобразный план строительства. в данном случае флота. И в сильных руках они принесут плоды. Можно подумать, что у Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова не было амбиций! Вот и сумел, вот и построил, вот и добился. Объективно, нащ флот строится и укрепляется. Все построечные места на судосроительных мощностях сегодня заняты вновь строящимися кораблями разных классов. Не за горами, получив опыт и набив руку, корабли океанской зоны будут строиться болкее высокими темпами, исходя из потрбностей флота, Умеем теперь строить ГТУ и создали новое ударное корабельное оружие, запускаем в космос «Лиану», обновляем и создаем потребный подводный флот. Чего ныть-то? История нашего флота такова, что в ней были полосы и расцвета, и к сожалению и упадка. Уверен, что полоса упадка на наших глазах пришла к концу.

    1. Валерий Бабич

      Тот флот, который сейчас строится, как раз и предназначен для защиты территории, а не для господства в океанах. Думаю, что ситуацию хорошо оценивают руководители страны, потому и строят то, на что есть средства и что для неё нужно.

      1. Сергей Прядкин

        Согласен с Вами полностью, по сути, наши точки зрения совпадают. Но два УДК, строящиеся на Керченском ССЗ — это уже не столько защита территории, сколько защита интересов государства в мировом океане. Это уже и для Тартуса, Порт-Судана, Камрани, Кубы и, вполне возможно, для каких-то других районов, которые нам еще не известны.

    2. Е.Н. Кольцов

      Видится всего 2 «мельницы», обе отечественные: а) мельница сторонников объективной оценки состояния ВМФ; б) мельница оптимистов от ВМФ, для которых худшее флота уже позади. Не очень понятно о чьих и каких флотских амбициях Вы упоминаете, ну да ладно, вернемся к кораблям дальней океанской зоны. Что-то мне не попадалось на глаза сообщений о занятии хоть одного стапель-места, занятого строительством корабля крупнее фрегата. Да и фрегатов-то строится раз-два и обчелся, остальное, извините, «москитный» флот. Советской еще постройки бывшие ЭМ, БПК и крейсеры, которым повезло остаться на плаву и угодить «под модернизацию», ремонтируются годы и годы, поштучно. Про единственный в ВМФ ТАВКР лучше помолчим и постучим по дереву: судьба его, судя по всему, висит на волоске. Не могу с Вами не согласиться только в том, что что-то и как-то действительно делается. Но темпы, темпы, извините, — ни в какие ворота… С ними, даже если нам в Вами сегодня было бы лет по 40, к пенсиону в 65 лет мы вряд ли доживем.

  3. Для нас, служивших в 60-70 годы, флота у России сейчас нет.

  4. Константин Сивков

    По всем признакам автор статьи не дочитал или не понял мою статью. Я писал не о возможностях нынешнего флота, А ФОРМУЛИРУЮ ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩЕМУ, ТОЧНЕЕ НЕОБХОДИМОМУ РОССИИ ФЛОТУ. Причем я подчеркивал что такой флот при нынешнем социальном порядке в нашей стране такой флот не построить. Это адресовано БУДУЩЕЙ РОССИИ С ИНОЙ ЭЛИТОЙ

  5. Согласен, что с такой вороватой публиликой карманы надо держать на замке. Больше разворуют, чем построят. У адмирала Редера есть великолепная книга, где он описывает, как Германия между двух войн строила флот, вооружение для кораблей, готовила экипажи. Это было дело всей страны. Каждого от адмирала до матроса. А у нас все причастные бросились разворовывать и уничтожать флот. Наши НИИ флота загублены благополучно Сердюковым и главкомами. Не хочу называть их фамилии. Какой флот мы можем построить без военно-морской науки, без реальных конструкторов? А управление флотом? ЦУС ВМФ больше нет. Разграблен и продан. То, что осталось жалкие остатки. И все это надо собирать теперь и не один год.

Добавить комментарий для Александр Владимирович Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *