Галичский А.В. Создание и становление в России школы подготовки штурманов в ХVIII веке

А ежели капитан прикажет штурману в такия места идти, где он подлинно ведает, что от мелей или каменьев есть опасности, то он повинен в том капитану заранее объявить и смело об этом говорить…» Пётр I

Рубеж ХVII ХVIII веков являлся важным периодом в истории России. Её огромная территория была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях первостепенное значение для Российского государства приобрела борьба за выход к морям. От её успеха во многом зависело преодоление экономической отсталости страны.

При создании военно-морского флота было необходимо строить у себя и закупать за границей корабли, строить военно-морские базы, готовить собственные кадры для флота. Эти задачи пришлось решать в ходе тяжелой борьбы с такими крупными морскими державами того времени, как Турция и Швеция. Особенно остро стояла проблема укомплектования экипажей кораблей подготовленным личным составом. Пётр I решал эту сложнейшую задачу двумя путями: во-первых, проводил широкую кампанию по приглашению на российскую службу иностранных моряков, как делал его отец – Алексей Михайлович, и, во-вторых, активно организовывал подготовку русских моряков как за границей, так и на территории России.

В это время была создана и собственная школа флотских штурманов. Государственная подготовка этих специалистов началась в 1697 году, когда первая группа навигаторов была отправлена Петром I на 5-летнее обучение в Голландию, Англию, Данию, Венецию и Испанию.

В мае 1698 года под Азовом была учреждена первая «навигацкая школа» для обучения юношей «морскому ходу, карте и компасам», которую возглавил Матвей Меланокович. Выпускники этой школы назначались, в основном, на Азовский флот. С 1699 года начинается подготовка к организации такой же школы в Москве. Именной указ Петра I об её открытии последовал 14 января 1701 года: «На славу всеславного имени всемудрейшего Бога, и своего богосодержимого храбропремудрейшего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких, то есть, мореходных хитростно наук учению». Школа была предназначена готовить для армии и флота моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей в другие школы. и строительства крепостей.Она была размещена в мастерских Полотняного двора в Кадашевской слободе. Но помещения мастерских оказались неприспособленными для ведения астрономических наблюдений. Поэтому уже в июне учебное заведение было переведено в помещения Сухаревой башни.

Организационно школа состояла из трех раздельных школ, объединенных территориально: русской, цифирной и навигацкой. Задача русской школы была самая простая — по букварю, часослову, псалтыри и азбуковнику научить недорослей грамоте и письму. После этого они переводились в цифирную школу, которой руководил Леонтий Магницкий, и постигали начала арифметики, геометрии, тригонометрии. Определенного срока учебы в русской и цифирной школах не было — «как выучатся» (обычно — от года до трех лет в каждой). После чего ученик переводился в навигацкую школу. Этой школой руководил приглашенный Петром I профессор Абердинского университета Генри Фарварсон (Андрей Данилович Фарварсон). Курс состоял из морской географии, «сферики» (сферической тригонометрии), «диурналов» (правил ведения корабельного журнала), навигации плоской, круглой и меркаторской, мореходной астрономии, знания «корабельных членов» и наук землемерных — геодезии, рисования, черчения.

Школу математических и навигацких наук возглавил Яков Вилимович Брюс, русский государственный деятель, военачальник, дипломат, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I. Школа просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус. В школе было два отделения: навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил шотландский специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон, профессор Эбердинского университета. Математическое отделение возглавил русский учёный-математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Точного срока пребывания в Навигацкой школе установлено не было. Наиболее способные и старательные ученики оканчивали её за шесть лет, менее способные за восемь лет. Те же, кто к 21 году не смог окончить всех наук, откомандировывались из школы и назначались в зависимости от объема пройденных наук «простыми матросами» во флот или на соответствующие гражданские должности.

К 1715 году небольшая Навигацкая школа уже не могла удовлетворить возросших потребностей флота. К тому же наиболее знающие флотское дело офицеры в основном находились в новой столице Санкт-Петербурге. Все это, а также появление нового регулярного флота, привело к необходимости подготовки кадров специально для него.

Для подготовки детей дворян и разночинцев к поступлению в Навигацкую школу и другие военно-учебные заведения Петр I издает указ об учреждении в Московской, Сибирской, Киевской и других губерниях школ для обучения грамоте, арифметике и геометрии. Указом от 20 января 1714 года предписывалось обучать всех детей дворян, а указом от 28 февраля 1714 г. — детей духовного ведомства и приказных чинов. За выполнением этих указов наблюдали так строго, что без учительского свидетельства не велено было венчать. Преподавательский состав для этих школ готовился в Навигацкой школе. Для подготовки квалифицированных младших специалистов флота создавались «малые адмиралтейские школы». Первая такая школа была открыта в Таврове близ Воронежа. Затем — в Петербурге, Сестрорецке, Кронштадте, Новгороде, Нарве, Ревеле, Риге, Казани, Астрахани и других городах. К 1725 году малые адмиралтейские школы существовали в 23 городах. Продолжительность обучения в этих школах зависела от способностей учеников, опытности преподавателей, а в основном — от остроты потребности в кадрах. Обычно обучение продолжалось не более двух лет. В этих школах учили грамоте, основам арифметики, элементарным понятиям корабельного дела и артиллерии, а также специальности, которая требовалась на определенном этапе создания и развития флота.

Навигацкая школа первоначально была подчинена Оружейной палате Пушкарского приказа, которой руководил генерал-фельдмаршал Федор Алексеевич Головин. Первыми преподавателями в школе были Генри Фарварсон, Стефан Гвин, Леонтий Магницкий, Яков Иванов, Парфён Васильев, Иван Никитин, Никита Харитонов, Спиридон Пичурин, Михаил Борисов, Яган Адлер, Пётр Гран, Иван Рыбников, Пётр Шелонковский, А. Ушаков. Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы, с почетным наименованием «царского библиотекариуса», стал Василий Киприянов.

Вначале число обучаемых в Навигацкой школе было определено в 200 человек. В школу принимались юноши в возрасте от 12 до 17 лет «из недорослей дворянских детей и дьячих и подьячих, из домов боярских и из других чинов, кто пожелает». В 1701 году в Навигацкую школу поступило всего четыре человека, а в 1702 году в неё приняли уже 200 человек. Однако потребности в кадрах быстро возрастали и число учеников в 1703 году было увеличено до 300 человек, а в 1706 году — до 500 человек.

В 1705 году состоялся первый выпуск учеников Навигацкой школы – 64 человека. Многие выпускники сразу получали назначение на Балтийский флот. Часть самых способных учеников Навигацкой школы отправляли за границу для приобретения опыта с наказом «учиться с тщанием хождению морскому и знанию карт, чтобы могли быть совершенными правителями мореплавании». В Англии, Голландии, Франции, Венеции и Испании они служили волонтерами на военных кораблях и грузовых галерах. По мере приобретения знаний и навыков через 23 года, а в большинстве случаев через 69 лет, волонтеры возвращались на родину и подвергались строгому экзамену. В зависимости от успехов их производили в унтер-лейтенанты или в мичманы. Вместе с дворянами, которых называли навигаторами, посылались за границу и выходцы из разночинцев и мелкого дворянства. Они изучали штурманское искусство и назывались штурманскими учениками, а по возвращении в Россию направлялись на корабли штурманами или подштурманами. В ходе дальнейшей службы после экзамена, установленного для производства в морские офицеры, штурманов производили во флотские унтер-лейтенанты или лейтенанты, а подштурманов в штурмана, в унтер-лейтенанты, а иногда прямо в лейтенанты.

Из числа первых выпускников Навигацкой школы стали героями Северной войны,

сражений при Гангуте, Эзеле, Гренгаме и адмиралами: Н. Синявин, П. Чихачев, В. Ларионов, Н. Головин, С. Лопухин, Ф. Соймонов; известными исследователями российских морей и земель — С. Малыгин, А. Скуратов, Г. Золотарев. К 1715 году небольшая Навигацкая школа уже не могла удовлетворить возросших потребностей флота. При этом наиболее знающие флотское дело офицеры в основном находились в новой столице Санкт-Петербурге. Всё это, а главное появление нового регулярного флота, привело к необходимости подготовки кадров специально для флота.

Для подготовки детей дворян и разночинцев к поступлению в Навигацкую школу и другие военно-учебные заведения Пётр I издает указ об учреждении в Московской, Сибирской, Киевской и других губерниях школ для обучения грамоте, арифметике и геометрии. Указом от 20 января 1714 года предписывалось обучать всех детей дворян, а указом от 28 февраля 1714 года — детей духовного ведомства и приказных чинов. За выполнением этих указов наблюдали так строго, что без учительского свидетельства не велено было венчать. Преподавательский состав для этих школ готовился в Навигацкой школе. Для подготовки квалифицированных младших специалистов флота создавались «малые адмиралтейские школы». Первая такая школа была открыта в Таврове близ Воронежа. Затем — в Петербурге, Сестрорецке, Кронштадте, Новгороде, Нарве, Ревеле, Риге, Казани, Астрахани и других городах. К 1725 году были открыты 51 цифирная школа, 46 епархиальных, 56 гарнизонных. В их числе были малые адмиралтейские и ремесленные школы. Малые адмиралтейские школы существовали в 23 городах. Продолжительность обучения в этих школах зависела от способностей учеников, опытности преподавателей, а в основном — от остроты потребности в кадрах. Обычно обучение продолжалось не более двух лет. В этих школах учили грамоте, основам арифметики, элементарным понятиям корабельного дела и артиллерии, а также специальности, которая требовалась на определенном этапе создания и развития флота.

В целях улучшения качества подготовки морских офицеров на базе навигаторского отделения, переведённого в Петербург, указом от 1 октября 1715 года была организована Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа становится подготовительным училищем для академии.  Воспитанники академии делились на шесть бригад по 50 человек каждая. Под руководством офицеров они занимались строевыми занятиями, несли караулы и дежурства.

В отличие от Навигацкой школы в Морской академии с момента её открытия был установлен твёрдый распорядок военно-морского учебного заведения. Программа обучения в Морской академии также приобрела конкретно профессиональный характер. Первоначально она была составлена Петром I.  В ноябре 1726 году Адмиралтейств-коллегия установила сроки обучения отдельным предметам: арифметике год, геометрии восемь месяцев, тригонометрии плоской три месяца, тригонометрии сферической три месяца, навигации плоской три, навигации меркаторской пять, ведению журнала месяц, астрономии четыре, математической географии месяц, навигации круглой месяц, геодезии четыре месяца, артиллерии год, фортификации год, живописи и прочим 11 месяцев. Всего шесть лет и девять месяцев.

Морская академия готовила офицеров флота, геодезистов и картографов. Начиная с 1718 года её выпускники непосредственно на корабли не назначались, а продолжали практическое обучение в составе организованной при академии гардемаринской (старшей) роты, состоявшей из 300 человек. Так, впервые в России была создана организованная практика, как элемент учебного процесса. Гардемаринам предписывалось в зимнее время заниматься 12 часов в неделю рисованием, артиллерией, фортификацией, навигацией, кораблестроением и обучаться воинскому строю и стрельбе из ружей и пушек, а также такелажному делу под руководством приставленного к ним морского офицера. Летом гардемарины распределялись в плавание на корабли, где они ежедневно под руководством старшего офицера были обязаны в течение четырех часов заниматься управлением кораблём, артиллерией и другими науками. Из этого времени «…полтора часа для штурманского обучения, которое им должен указывать штюрман корабельный; а офицер, приставленный к гардемаринам, повинен тогда надсматривать, чтоб тот штюрман, который их учит, отправлял должность свою и открывал им все, что он знает в своем художестве».

После трех–пяти лет плавания, в зависимости от успехов в обучении, гардемарины сдавали специальные экзамены и производились в мичманы, если имелись свободные вакансии. Срок пребывания в звании гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также от старшинства в списке роты. На экзаменах у гардемаринов проверялись знания штурманского дела, морской артиллерии, военной подготовки, умение управлять кораблем в бою и в мирное время.

16 (5) апреля 1722 года Пётр I повелел Адмиралтейству открыть школы в России по обучению мореходному делу в Новгороде и Архангельске. Из Англии и Голландии он привёз в Россию около 700 военных специалистов, которые внесли неоценимый вклад в создание российского флота. Однако для боеспособной армии требовался обученный офицерский корпус. Но принимать в эти учебные заведения дозволялось только русских подданных. С 1723 года часть оканчивающих Морскую академию гардемаринов стали назначать на корабли штурманскими учениками, по два человека на корабль. К началу 1724 года на кораблях Балтийского флота находилось всего 23 штурманских ученика. Поэтому Указом Петра I от 17 января 1724 года 100 человек из гардемаринской роты были выделены в штурманскую роту – класс штурманских учеников. Этим было положено начало разделению морского образования на командирское и штурманское. Оно способствовало более чёткому распределению судовых обязанностей. Но сопутствующее ему сословное разделение, продиктованное интересами дворянства, наносило вред русскому флоту, создавая привилегированное положение командиров-дворян и приниженное – штурманов, состоявших

в основном из разночинцев.

Выпускники Навигацкой школы и Морской академии, если были детьми бояр и знатных дворян, то назначались на должности «линейных» – флотских офицеров, что позволяло им впоследствии по мере выслуги достигать самых высоких должностей. Дети бедных дворян и разночинцев назначались на второстепенные портовые должности и в штурмана. Чтобы достичь высоких флотских должностей они должны были вначале получить первичные звания: унтер–лейтенанта или лейтенанта.

С окончанием Северной войны и особенно после смерти Петра I, а затем и Екатерины I рост флота и его совершенствование прекратились. К этому времени Россия имела флоты на Балтийском и Каспийском морях. Корабли не были полностью укомплектованы обученными кадрами. Офицерский корпус, особенно старшие офицеры, в основном состоял из иностранцев. В 1725 году из 11 высших чинов было только 3 русских, а из 33 старших офицеров лишь 14. К 1725 году появился некомплект и штурманских чинов во флоте. Для его пополнения был возобновлён наём штурманов за границей. Предпринятые меры позволили нанять 10 штурманов иностранцев. Строительство Каспийского флота после заключения 21 января 1732 года Рештского мирного договора между Российской империей и иранской империей Сефевидов было приостановлено.

В этот период Адмиралтейств-коллегия обратила внимание на подготовленность русских штурманских чинов. Всем штурманским ученикам был устроен строгий разбор и экзамен. Было определено, что производство из штурманских учеников в подштурмана должно происходить только после серьезного экзамена и после исполнения учениками обязанностей подштурмана на кораблях как минимум в 1 кампании, так как «штурманская должность на корабле в немалой важности состоит». Штурманские ученики по успехам в учебе были разделены на 2 разряда: I разряд с жалованием 3 рубля и II разряд — 1,5 рубля в месяц. В апреле 1727 года все штурманы и подштурманы были разделены по величине жалования на 3 оклада. На основании этого решения положено было иметь: 9 штурманов первого оклада (по 18 рублей в месяц), 18 штурманов второго оклада (по 15 рублей в месяц), 33 штурмана третьего оклада (по 12 рублей в месяц), 9 подштурманов первого оклада (по 9 рублей в месяц), 27 подштурманов второго оклада (по 7 рублей в месяц) и 30 подштурманов третьего оклада (по 5 рублей в месяц).

Упадок флота сказался и на военно-морском образовании. Комплектование

штурманской и гардемаринской рот затруднялось систематическим недобором в Морскую академию слушателей, которых стало еще меньше, когда в 1731 году был открыт привилегированный дворянский сухопутный Кадетский корпус. В 1732 году была создана «Особливая комиссия для рассмотрения и приведения в надлежащий порядок флота как корабельного, так и галерного». Но мероприятия, предложенные комиссией, не улучшили дело, так как длительное время флот не выходил в дальние плавания, а стоял на Кронштадтском рейде. Предпринимаемые Адмиралтейств-коллегией меры позволили увеличить число русских штурманов низшего ранга, в то время как большинство должностей штурманов 1 и 2 окладов продолжали занимать иностранцы.

Социальные условия работы штурманов не изменились. Если к этому времени шкиперы получали офицерские звания, то штурманы оставались в унтер-офицерских чинах. Это положение затрудняло им исполнять 10-й пункт своих обязанностей, предусмотренных Морским уставом, согласно которому «ежели капитан прикажет штурману в такие места итти, где он подлинно ведает, что от мелей и каменья есть опасность, то он повинен в том капитану заранее объявить и смело об этом говорить». Кроме этого, в случае смерти командира корабля в бою, согласно пункту 93 Морского устава, после обер-офицеров последовательность замены командира была определена в следующем порядке: штурман, шкипер, боцман. Однако, шкиперу и боцману было положено 2 матросские порции, а штурману только 1,5 порции.

«Особливая комиссия…»» практически ничего не изменила, доводы штурманов не были приняты во внимание, только был увеличен штат штурманов на 11 человек (было введено по 2 человека там, где был 1). Число подштурманов осталось прежним, но звание штурманских учеников было отменено, так как существовала Академия и школа (штурманская рота). Комиссия предложила для галерного флота штат, по которому полагалось иметь 3-х штурманов и 106 подштурманов. При императрице Анне Иоанновне с 1733 года Адмиралтейств-коллегия, чтобы не замедлять продвижение по службе «строевых» флотских унтер-лейтенантов (мичманов), запретила производство штурманов в унтер-лейтенанты. Им присваивали специально введенный по образцу английского флота чин мастера (равнялся армейскому капитану), необязательный для прохождения «строевыми» флотскими офицерами. Повышаться в чине в лейтенанты флота (равнялся армейскому майору) могли только те из штурманов, кто был дворянского происхождения.

С 1737 года по распоряжению Адмиралтейств-коллегии на маяки стали назначать смотрителями штурманов. Поводом послужила авария английского корабля, выскочившего ночью на остров Сескар из-за плохого освещения маяка. Штурманы были обязаны вести специальные журналы, отмечая в них проходящие суда, погоду и другие сведения, имеющие отношение к безопасности кораблевождения.

С воцарением императрицы Елизаветы Петровны все преобразования Особливой комиссии были отменены, а флот было велено содержать по регламенту Петра I. Было восстановлено звание штурманских учеников, а звание мастера упразднено. Для штурманов стало возможным повышение в обер-офицерские звания независимо от происхождения. 3 декабря 1741 года 16 мастеров были переименованы в лейтенанты, а 47 штурманов и подштурманов произведены в мичманы. В целях ликвидации хронического недостатка в русском флоте штурманов в феврале 1734 году все штурманские чины Морской академии были объединены в учебную Штурманскую роту в Кронштадте. В ней «навигацким наукам» вначале обучалось 100 человек. В ученики роты брали сыновей нижних морских чинов, сирот и детей горожан. В 1749 году число штурманских учеников было увеличено до 200 человек.

В 1745 году в гардемаринскую роту из низших рот, в том числе и из штурманской, было запрещено зачислять детей разночинцев. В это же время последовало указание от Адмиралтейств-коллегии, чтобы «в штурманах никому из шляхетства не быть». Так было закреплено разделение и образования, и службы на так называемую «морскую» или «линейную» и «специальную». В «линейную» службу шли дворяне после выпуска из Морской академии (Морского шляхетного кадетского корпуса с 1752 года), занимая поочередно ступеньки в корабельной службе от вахтенного офицера до командира корабля и командующего флотом. Выпускники, ставшие штурманами, получали специальные чины (сухопутные или впоследствии в гражданские) и не допускались к командованию кораблями.

В 1750 году из-за увеличения количества прамов (крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное тихоходное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи) и бомбардирских кораблей и для комплектования Астраханского порта число штурманов и подштурманов было увеличено на 10 и 13 человек, всего их стало 76 и 85 человек.

В 1731 году блестящий знаток штурманского дела Степан Гаврилович Малыгин представил на отзыв в Академию наук свой труд, в котором подробно описал устройство морского компаса и правила пользования им, дал общее понятие о градусной сетке глобуса, объяснил методы плавания при помощи плоских и меркаторских карт с приложением самих карт и пояснительных чертежей. Он был одним из первых русских исследователей Арктики, автором первого руководства по навигации на русском языке. Оно было издано 12 января 1733 года в Санкт-Петербурге. Составленное им описание метода кораблевождения по редукционной карте было сделано на высоком по тому времени научном уровне. Книга получила положительный отзыв Академии наук и к 1733 году была издана. 12 января 1733 года в Санкт-Петербурге было издано первое на русском языке руководство по навигации.

В начале 1736 года Малыгин был назначен начальником западного отряда Великой Северной экспедиции. Летом 1736 года отряд на двух ботах «Первый» (под его командованием) и «Второй» (под командованием лейтенанта А.И. Скуратова) прошёл от Долгого Острова в Баренцевом море через пролив Югорский Шар к низовью реки Кара. После зимовки летом 1737 года они провели оба бота от реки Кара в устье реки Обь через пролив между полуостровом Ямал и Белым островом (в настоящее время — пролив Малыгина). В результате плаваний отряда Малыгина были впервые составлены описание и карта побережья Северного Ледовитого океана от реки Печоры до реки Оби. Значительную роль в этом сыграли штурмана ботов.

Заботясь о практической подготовке штурманов, Малыгин в 1738 году подал в Адмиралтейств-коллегию предложение: «… поелику флотские штурмана обучаются мореплаванию только теоретическим образом, в практическом употреблении наук совсем не способны, то, желая приучить их к практике мореходного искусства, просит пожаловать ему фрегат и 30 учеников из штурманской роты, которых обязывается сделать в весьма короткое время хорошими штурманами». Коллегия предложение Малыгина «приняла за благо». В 1739 году ему был выделен фрегат «Амстердам Галей», и было разрешено выбрать из штурманской роты 40 учеников. После чего ему предписывалось при первом удобном ветре отправиться в Архангельск и в том же году возвратиться назад в Кронштадт. Однако из-за натянутых дипломатических отношений с Францией поход был перенесён на следующий год С этого времени учебные плавания гардемаринов и штурманов стали проводиться регулярно.

11 декабря 1742 году вышел именной Указ, по которому дворян из Морской Академии стали выпускать на флот только гардемаринами, а разночинцев в прочие чины, в том числе и в штурмана. С 1745 года в гардемаринскую роту из низших рот, в том числе и из штурманской, было запрещено зачислять детей разночинцев. В это же время последовало указание от Адмиралтейств-коллегии, чтобы «в штурманах никому из шляхетства не быть». Так было закреплено разделение и образования, и службы на так называемую «морскую», или линейную и специальную. В линейную службу шли дворяне после выпуска из Морской академии (Морского шляхетного кадетского корпуса с 1752 года), занимая поочередно ступеньки в корабельной службе от вахтенного офицера до командира корабля и командующего флотом. Выпускники же, ставшие штурманами, получали специальные чины (сухопутные или гражданские) и не допускались к командованию кораблями (соединениями).

В «Регламенте об управлении адмиралтейством и флотом» императрицы Екатерины Алексеевны от 24 августа 1765 года было указано: «… хотя штурманам офицерские ранги и даны, только они с прочими действительными флотскими офицерами линии иметь не должны, ибо учинено им особливое награждение жалованием, однако буде из них кто по довольной службе прилежен найдется, в морской службе весьма искусен, доброго состояния и отменные заслуги покажет, то таковых производить по удостоверениям флагманов и капитанов, при которых служили, и по экзаменам, однако о такой их отличности Нам докладывать». По этому Регламенту право перевода штурманов во флотские офицеры уже распространялось на всех штурманов вне зависимости от происхождения с личного разрешения императрицы. Первое применение Регламента применительно для штурманов недворянского происхождения произошло в 1770 году, когда 4-х человек «за особые заслуги» представили на Высочайшее рассмотрение для производства в мичманы с сохранением штурманских окладов. Императрица на представлении написала: «на сей раз быть по сему». В этот период не хватало флотских офицеров для командования на транспортных судах.

Дальнейшее развитие флота привело к необходимости расширения и развития системы подготовки офицерских кадров. В этой связи Московская навигацкая школа и гардемаринская рота Морской академии были упразднены, а сама академия преобразована указом императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1752 году в Морской шляхетный кадетский корпус, уравненный в правах с сухопутным Кадетским корпусом. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек (3 роты по 120 человек). Состав рот был смешанный – в каждую входили по 3 учебные группы: гардемаринская (1-го класса), кадетские (2-го и 3-го классов). В корпусе изучалось 28 наук. Помимо серьезного изучения математики и цикла морских наук (мореходная астрономия, навигация), большое внимание уделялось изучению иностранных языков, военному делу (артиллерия и фортификация), а также гуманитарным наукам, таким как история, политика, мораль и география. Были введены предметы, для «шляхетского образования пристойные», – риторика, генеалогия и геральдика. Значительно слабее была поставлена практика, плавание на кораблях ограничивалось пределами Балтийского моря.

В 1771 году для обеспечения офицерским составом создававшегося Черноморского флота Г.А. Потемкиным в Херсоне был открыт Черноморский Морской корпус. В конце ХVIII веке морские корпуса выпускали достаточно строевых морских офицеров, единственная Кронштадтская штурманская рота не могла удовлетворить потребность в штурманах. Особенно это стало заметно после создания и быстрого развития Черноморского флота. В результате на штурманские должности часто назначались слабо подготовленные, почти незнакомые с делом люди. Чтобы улучшить создавшееся положение, Адмиралтейств-коллегия приняла 22 февраля 1782 года решение о создании штурманских училищ в Херсоне, Астрахани и Таганроге. Кроме этого были образованы специальные комиссии «… из флотских капитанов и других чинов» для приема выпускных экзаменов на звание штурмана. В 1782 году штурманская рота была организована в Херсоне, но в Таганроге и Астрахани они так и не были открыты.

По утвержденному штату Черноморского флота от 13 августа 1785 года на нём предусматривалось иметь: штурманов — 52 человека, подштурманов — 64 человека, штурманских учеников — 68 человек. В 1794 году с вводом в действие новых штатов для Черноморского флота число штурманских должностей увеличилось почти в 3 раза: штурманов — до 150 человек, подштурманов — до 183 человек и штурманских учеников — до 212 человек.

В августе 1798 года Указом императора Павла I Черноморский Морской корпус был упразднён, а Кронштадтская и Черноморская штурманские роты бы­ли преобразованы в Штурманские училища, «через что и будут иметь со временем флоты искусных штурманов». Кронштадтское штурманское училище было размещено в Итальянском дворце, где ранее находился Морской корпус. Черноморское штурманское училище сначала находилось в Херсоне, а затем было переведено в Николаев. В 1798 году для училищ было выработано специальное Положение. Первыми директорами штурманских училищ были: Кронштадтского – адмирал В.П. Фондезин, Черноморского – граф    М.И. Войнович.

Штурманские училища получили современную для того времени учебно-материальную базу и опытных преподавателей. В училища принимались юноши без различия сословий от 9 до 13 лет. Срок обучения составлял 8 лет. Для Кронштадтского училища первоначально штат был утвержден в 895 учеников, а для Черноморского – в 271 учащегося. По аналогии с Морским корпусом в них было по 3 роты (класса). Учебным планом предусматривалось изучение арифметики, геометрии, рисования и черчения планов, тригонометрии плоской и сферической, навигации плоской и меркаторской, астрономии и английского языка. Сверх учебного плана изучались геодезия, флотские эволюции, употребление карт и инструментов. Сроки перехода из класса в класс точно не определялись. Но более шести лет, не считая времени, необходимого на обучение грамоте и письму, учеников в школах не держали.

Навигационная школа в Нарве предположительно появилась после 1704 года и просуществовала как минимум до 1715 года. В Новгороде школа была образована в 1706 году благодаря усилиям митрополита Иова. В 1715 году большинство учащихся из навигацких школ Новгорода и Нарвы были переведены в созданную в Петербурге Морскую академию.

23 марта 1781 года Указом императрицы Екатерины II в Холмогорах Архангельской области России в низовье реки Северная Двина была учреждена мореходная школа, в которой готовились специалисты для нужд торгового флота. В июне 1781 года в журнале Приказа Общественного Призрения записано: «Мореходная школа имеет служить для всех сего наместничества городских жителей в их пользу, так что дети их будут обучаемы наукам, к мореходству потребным, без всякой заплаты … которые должны быть единственно из мещанских детей неимущих и особливо сирот (по возрасту не ниже десяти и не выше двадцати лет)». В октябре 1781 года в ней начали обучение первые 39 учеников. Но лишь в августе 1782 года в Холмогоры было доставлено пять ящиков с книгами и инструментами. В регистре вещей значились: 2 астролябии, 10 «гантирских шкал», 15 «сектуров», 15 геометрических инструментов, 1 градшток, 1 квадрант, а также логарифмические таблицы, учебники по навигации, астрономии, геометрии, грамматике и азбуки на немецком языке.

Для проведения учебной практики будущие штурмана направлялись на купеческие и промысловые суда. При этом морские карты, компасы и другие навигационные инструменты выдавались только на те суда, на которых находились ученики. Воспитанники, успешно окончившие мореходную школу, награждались различными штурманскими принадлежностями, с которыми затем приходили на самостоятельную работу. К концу XIX столетия выпускники школы (впоследствии торгово-мореходного училища) полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов. В результате торговый флот Севера обрел определённую кадровую независимость. Через пять лет мореходная школа была переведена в Архангельск, где функционировала как мореходный класс при Главном народном училище. В 1804 году класс был закрыт.

Предложение о создании навигацких школ на востоке России принадлежало российскому мореплавателю, офицеру российского флота, капитан-командору Витусу Ионассену Берингу. В апреле 1730 года он подал в Сенат записку о мерах по освоению Камчатского и Охотского краёв, в которой, также предлагал: «Для морского пути обучать молодых казачьих детей всякому морскому обыкновению… сколько надлежит для проезду от Камчатки до Охотска. И ежели б оное учинилось, то и отсюда посылать не надобно; а на всякое судно довольно по 12 или 13 человек для науки». Предложения Беринга были приняты, и 29 апреля 1731 года Правительствующий Сенат дал указание Сибирскому приказу подготовить на их основе надлежащие инструкции. Специальный указ от 22 июля 1731 года и инструкция из 33 пунктов были направлены назначенному первому начальнику Охотского порта Григорию Скорнякову-Писареву. Ему ставилась задача «хотя бы народную школу не для одной грамоты, но и для цифиры и навигации завесть… и жалование малое для содержания учеников давать, из чего могут люди к службе знающие возрастать, а не дураками оставаться…».

В 1732 году на Дальний Восток прибыли посланные от Адмиралтейств-коллегии штурманы Иван Бирев, Софрон Хитрово и Авраам Дементьев с шестью матросами, которым велено «обучать матросской должности» детей охотских казаков. По распоряжению Скорнякова-Писарева они остались в Якутске, где с 1735 года существовала народная «Русская школа». В ней обучали отроков чтению и цифири.

Навигацкая школа в Якутске была открыта в 1736 года советником Адмиралтейства и специальным уполномоченным Адмиралтейств-коллегии лейтенантом В.И. Ларионовым. В неё В. Беринг пригласил на должность учителя ссыльного Фердинанда Гейденрейха, бывшего до ссылки делопроизводителем высшего апелляционного суда Российской империи по уголовным и гражданским делам (юстиц-коллегии). Обучение в школе началось только в 1739 году, когда Ларионову удалось насильно набрать в школу110 казачьих детей в возрасте от 6 до 15 лет. В 1741 году из «Русской школы» были отобраны ещё 25 наиболее способных учеников, которых перевели в навигацкую школу. В школе обучали грамоте, арифметике, рисованию, геометрии, тригонометрии и навигации. К 1744 году из-за нежелания жителей Якутска отдавать детей в эту школу в ней остались лишь 25 учеников. Преподавателями вместо Ф. Гейденрейха были назначены учителя из числа морских служащих, находящихся в Якутске. Из-за отсутствия оплаты учителям в 1745 году школа была закрыта. В 1764 году якутский воевода Ф.В. Чередов обратился к иркутскому губернатору с просьбой об её возрождении. В 1766 году, после возобновления финансирования, в школу набрали 40 учеников из дворянских и казачьих детей, прислали учителя, книги и инструменты. Для учеников на период обучения словесной грамоте было установлено жалованье 1 рубль 80 копеек в год и пуд «провианта» в месяц. При переходе к письму и «прочим наукам» жалованье повышалось до 3 рублей в год. Новым и единственным преподавателем назначили штурманского ученика сержанта Андрея Турчанинова, который был сведущ в арифметике и геометрии, но навигацию знал слабо, лишь для ведения морского журнала. К 1777 году в школе осталось лишь 22 ученика (14 из которых — в старших классах навигации). Преподавателем в ней был оставался А. Турчанинов. В 1783 году финансирование было опять прекращено, а школа передана в ведение иркутского Приказа общественного призрения. В 1791 году состоялся последний (срочный) выпуск её учеников. В 1792 году решением иркутского генерал-губернатора И.А. Пиля школа была окончательно закрыта — «за неимением средств».

В 1732 году была открыта Охотская народная школа. В 1740 году начальник Охотского

порта А.М. Девиер упорядочил её работу. Он отобрал в неё 30 детей разных сословий в возрасте до 12 лет и назначил учителем попа-расстригу Якова Самгина, который, по его мнению, «весьма тому достоин и в учении искусен». 27 августа 1748 года новый командир Охотского порта премьер-майор Афанасий Никитич Зыбин просит Сибирский приказ «для обучения команд Охоцкого порта служащих детей цифири и некоторой части геометрии прислать в Охоцк одного человека студента искусного и те науки знающего, снабдя его книгами арихметикой и геометрией и с принадлежащими к тому инструментами… дабы здесь команд Охоцкого порта служителей дети без обучения не остались дураками, и по употреблению в службе ея императорского величества могли всегда годны быть». Постоянной проблемой школы в те годы являлся недостаток учителей: навигации учить вообще было некому, так как ни поп-расстрига Яков Самгин, ни сменивший его затем «студент камчатской духовной свиты» Дмитрий Каншигин «далее арифметики» наук не знали и потому научить навигации не могли. В начале 1755 года губернатор Сибири генерал-поручик В.А. Мятлев предписал штурману лейтенанту В.А. Хметевскому,  находившемуся в Охотске, подготовить из числа учеников Охотской народной школы 10 человек «так, чтобы они, будучи в обучении, могли для надобных здесь к мореплаванию служителей вступить в навигацкия науки». 27 мая 1755 года Мятлев послал указ иркутскому вице-губернатору И.И. Вульфу о немедленной отправке в Охотск необходимого количества арифметик, логарифмов, аспидных досок, меркаторских карт, плоских циркулей и одного квадранта. В 1756 году все эти предметы были доставлены в Охотск, и во второй половине того же года народная школа была реорганизована в навигацкую. В 1758 году в Охотск на учительские должности были присланы два выпускника Иркутской навигацкой школы. К 1760 году в Охотской школе преподавали такие опытные мореходы, как лейтенанты И.Б. Синдт и А.М. Юрлов, штурман 14-го класса Кожевин, подштурманы и М.В. Неводчиков и Василий Софьин. В школе обучались штурманские, навигацкие, парусные, блоковые ученики, а также ученики ластовых судов и ученики лекаря. В 1767 году в школе числился 31 ученик. В 1772 году Сенатом было предписано вытребовать к имеющимся в Охотске трём штурманам, трём подштурманам, двум штурманским ученикам и трём навигацким потребное число штурманских учеников из Якутской навигацкой школы.

В декабре 1776 года был утверждён новый штат школы и в 1777 году она была укомплектовали 20 учениками с производством им жалованья по 54 рублей в год каждому. В 1780 году в школе числилось по описи: «учеников навигацкой школы — 20, школьников — 20». В том же году после наводнения, разрушившего Охотск, навигацкую школу временно перевели в Гижигинскую крепость (с 1783 года — город Гижигинск). В 1784 году комендант Охотска полковник Г. Козлов-Угренин просил иркутского губернатора прислать для навигацкой школы учителя, книги и инструменты. В ожидании ответа губернатора, Козлов-Угренин назначил учителем в школу штурманского ученика И.В. Должантова. В 1788 году школа в Охотске была закрыта из-за недостатка денежных средств. С 1 января 1790 года после Высочайшего разрешения начались ежегодные правительственные ассигнования в размере 4274 рублей на содержание школы, и она возобновила работу, но ненадолго. В 1799 году её преобразовали в «Охотскую четверть роту штурманских кондукторов, кантонистов (малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов Российской империи) и кадет».

В 1745 году иркутский вице-губернатор (шведский инженер, статский советник) Лоренц Ланг открыл в Иркутске школу геодезии. Учителем в школу был назначен швед Иоган Брокман, который проявил большое усердие и смекалку для её обеспечения необходимым учебным инструментарием. В 1753 году губернатором Сибири был назначен генерал-поручик Василий Алексеевич Мятлев, внёсший большой вклад в развитие морского образования на Дальнем Востоке. Он обратился в Сенат с ходатайством о заведении дополнительных «навигацких школ» в Иркутске и Нерчинске. По получении проекта В.А. Мятлева, Сенат 22 июля 1753 года указом за № 204 приказал «завести в Иркутске, а главное в Нерчинске, навигацкую школу… и вообще для всех предметов землеописания и мореплавания, школы ныне завести, в которых обучать геодезии и навигации детей чиновников, дворянских, сын боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих, сколько признано будет нужно». С учётом готовящейся в 1753 «секретной» Нерчинской экспедиции по изучению верховий Амура встал вопрос о развитии судоходства на Байкале и в Забайкалье. 29 июня 1754 последовал указ об открытии в Иркутске особой адмиралтейской команды, в ведение которой передавались судоходство на озере и организация снабжения всем необходимым тихоокеанских портов. В 1754 году для содержания казенных транспортов на Байкале указом сената было учреждено Иркутское Адмиралтейство, которое существовало с 1754 по 1838 гг. Для обслуживания на Байкале купеческих и научных судов были нужны штурманы, боцманы, моряки, судостроители и геодезисты, фиксирующие береговую линию и новые территории.

В 1753 году в командировку в Нерчинск руководителем Амурской экспедиции для гидрографической описи рек Шилки и Амура и постройки ботов был направлен выдающийся российский государственный деятель, историк, картограф, гидрограф, военный моряк Фёдор Иванович Соймонов. Эта работа была выполнена экспедицией к 1757 году. В 1757 году императрица Елизавета Петровна назначила Соймонова губернатором Сибири.

1 августа 1754 года Соймонов и присланный из Морской академии младший учитель навигации Иван Бритов открыли в Иркутске на базе школы геодезии школу навигации и геодезии, которая стала первым учебным заведением, выпускавшим штурманов не только для военного, но и для торгового флота. Первый набор составил 32 ученика при двух учителях из Иркутского Адмиралтейства.

В 1756 году Соймонов открыл навигацкую школу в Нерчинске. Штат её был определен в 70 учеников. Сначала в ней преподавал сам Соймонов. Затем с 1755 года до марта 1759 года — геодезист «подмастерье в поручичьем чине» Алексей Юсупов, потом — Иван Бритов (который до этого был учителем Иркутской школы). В августе 1756 года в навигацкой школе числилось 35 учеников, в 1757 году — 59. Большинство из них, изучив геодезию, направлялось для работы геодезистами в Нерчинский горный округ. До изучения навигации доходили лишь единицы. За 9 лет существования эта школа обучила 140 человек, 3 из которых поступили в ученики ластовых судов, 36 — в канцелярию горного ведомства, 6 лучших были отправлены в экспедицию капитана 2 ранга П.К. Креницына (исследователя Камчатки и Алеутских островов), 7 — в обучение различным мастерствам, 23 — в драгуны и 13 — в Нерчинские заводы. Экспедиция П.К. Креницына была секретной и являлась частью последнего секретного арктического проекта М.В. Ломоносова по изысканию арктического морского пути в Тихий океан. К сожалению,этот проект не был осуществлен. Однако рапорты штурманов об обследовании ими островов Унимака, Уналашка и полуострова Аляска и собранные материалы стали основой картографической информации и дальнейшему развитию средств навигационного оборудования.

В августе 1765 году Нерчинскую школу закрыли, а числившихся в ней 39 учеников перевели в Иркутскую навигацкую школу. В 1758 году в связи с окончанием работ Амурской экспедиции, Адмиралтейством был прекращен отпуск средств на содержание Иркутской навигацкой школы, и она продолжала существовать на местные средства.

Инициатива создания морского кадетского корпуса в Херсоне принадлежала наместнику Новороссийского края Григорию Потёмкину. Императрица Екатерина II по ходатайству Потёмкина 31 января 1783 года издала указ о его создании. Корпус был размещён в специально построенном здании с необходимыми хозяйственными постройками. Первыми его учениками стали учащиеся Гимназии чужестранных единоверцев при «Петербуржском Артиллеристском кадетском корпусе», переведённые в Херсон из Санкт-Петербурга.  Кроме этого привлекались дети военнослужащих, дворян и разночинцев, а также учащиеся из ВоронежаКазаниКременчугаСимбирска.

В корпусе была принята учебная программа этой Гимназии с учётом отсутствовавших в Херсоне высших классов. Учащиеся Херсонского корпуса получили форму, идентичную форме кадетов петербургского Морского кадетского корпуса. После 4 лет учёбы ученики, завершившие обучение, получали штурманскую специальность и направлялись на флот в звании мичманов и гардемаринов. В 1795 году корпус был переведён из Херсона в Николаев, за исключением отделения штурманов и корабельных архитекторов. В 1798 году корпус был расформирован, а вместо него открыты штурманское училище на 271 слушателя и 13 преподавателей, а также училище корабельной архитектуры на 50 слушателей и четырёх

преподавателей. Первым директором училищ был назначен адмирал М.И. Войнович.

В штурманском училище преподавали правописание, арифметику, геометрию, рисование и черчение планов, плоскую и сферическую тригонометрию, плоскую и меркаторскую навигацию, астрономию, геодезию, пользование морскими картами и инструментами, английский язык. Гардемарины, окончившие училище и успешно проведшие на море три кампании, по особому экзамену в количестве 7-8 человек производились в мичманы. Остальные гардемарины и кадеты, отлично окончившие курс, выпускались штурманскими помощниками 14-го класса; а окончившие с хорошими показателями — штурманскими помощниками унтер-офицерского чина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *