Водолаз поднимается наверх гораздо быстрее, если время от времени вставать ногой на шланг подачи воздуха
Водолазное дело в России имеет долгую историю, начавшуюся ещё в XVIII веке. В 1719 году крестьянин Ефим Никонов выдвинул идею о создании специального костюма для работы под водой (кожаного с деревянным бочонком в качестве шлема). Это стало первым шагом к развитию водолазного дела в России. На его основе после значительных усилий и исследований российские водолазы смогли разработать прочный и надежный водолазный костюм, который позволял работать на больших глубинах. Первые упоминания о профессиональных водолазах в России появились в начале 17 века в записях старца Иринарха, казначея Спасо-Прилуцкого монастыря. Затем начиная с 1606 года, профессия упоминалась уже не только в личных записях, но и в судебных документах.
Значительной заслугой российских изобретателей и ученых явилась разработка научных основ физиологии водолазного труда. Ещё в 1729 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» был опубликован научный трактат «О водолазах», в котором не только намечались пути развития водолазного дела, но и ставились задачи по изучению физиологических явлений, связанных с длительным пребыванием человека под водой.
Спустя 110 лет другой наш соотечественник из остзейских немцев флотский механик Карл Эрнст Гаузен усовершенствовал изобретение Никонова и довёл его до промышленных образцов, получивших мировое признание. В 1829 году он сконструировал водолазный скафандр, состоящий из металлического шлема, в который с поверхности подавался воздух, а также водонепроницаемого костюма и грузов. Водолазное снаряжение Гаузена представляло собой персональный водолазный колокол и являлось прототипом современного вентилируемого снаряжения. Шлем крепился на плечах водолаза металлической шиной и не был соединён с костюмом герметично, так что избыток воздуха выходил из-под нижнего края шлема.
Развитием водолазного дела в России занимались люди пытливого ума. Именно они выдвигали самые смелые идеи и создавали интереснейшие проекты различной по замыслам и конструкциям водолазной техники. Они стремились облегчить тяжёлый труд водолазов, уменьшить опасность и вредность водолазной профессии. В 1853 году русский изобретатель Василий Вшивцев сконструировал оригинальной автономный водолазный аппарат с дыхательной трубкой, идущей от поплавка с поверхности, и клапанной коробкой с клапанами вдоха и выдоха. Это значительно расширило возможности водолазов и позволило им находиться под водой на значительных глубинах. С этим изобретением водолазы смогли выполнять более сложные и опасные задачи. В 1871 году инженер А.Н. Лодыгин, предложил автономный дыхательный аппарат с применением в нём для дыхания водолаза искусственной кислородно-водородной смеси, получаемой из воды посредством электролиза. В 1873 году мичман А.М. Хотинский разработал дыхательный аппарат, работающий на сжатом воздухе и кислороде.
После окончания в 1855 году Крымской войны и освобождения Севастополя возникла необходимость организовать работу по подъёму орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. С 1861 года в Российском императорском флоте были введены в штаты экипажей военных кораблей водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом, но обучение водолазов велось ещё кустарным способом. На Лондонской конвенции 1871 года Россия добилась отмены запрета держать военно-морской флот на Черном море. После этого император Александр II начал подготовку к созданию нового броненосного парового флота, для чего были необходимы технически подготовленные матросы и унтер-офицеры. Так, приказом по Морскому ведомству № 20 от 6 февраля 1875 года было объявлено об открытии специальных школ для нижних чинов. Школы учреждались в городах Кронштадте и Николаеве и были предназначены для подготовки нижних чинов к исполнению обязанностей старших корабельных специалистов, а также младших унтер-офицеров в чинах: квартирмейстер, боцманмат и боцман.
Школы нижних чинов Николаеве входили в состав Учебного отряда Черноморского флота и имели следующие специализации: машинисты и кочегары, рулевые и сигнальщики, судовые содержатели и писари, водолазная школа, учебно-артиллерийская команда, готовившая корабельных комендоров, минная школа и другие, т.е. по всем корабельным военно-учетным специальностям.
Нижние чины, успешно окончившие эти школы и отбывшие обязательный срок действительной службы, могли по экзамену произведены в чин «кондуктор флота».
В 1881 году командир императорской яхты «Ливадия» капитан 1 ранга В.П. Верховский составил проект создания водолазной школы в России. Заведующий минной частью на флоте контр-адмирал К.П. Пилкин подал данный проект на рассмотрение в инспекторский департамент Морского ведомства.
Первая в России Кронштадтская водолазная школа (КВШ) была образована Адмиралтейств-советом Морского ведомства России 23 апреля (5 мая) 1882 года по указу императора Александра III: «Моим указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте Водолазная школа».
Она стала первым в мире учебным заведением, специализирующимся на подготовке водолазов для нужд военно-морского флота. Перед ней ставилась задача подготовки офицеров и нижних чинов с водолазной квалификацией для судовых нужд и подводных минных работ. Школа была размещена в Кронштадте при минной части в помещении бывшего провиантского магазина (Якорная пл., дом № 1 А). Первым начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, занимавший эту должность до 1884 года, его помощником – инженер–механик штабс-капитан Н.П. Гаврилов, врачом — М.Н. Храбростин, впоследствии ставший судовым врачом крейсера «Варяг», Георгиевским кавалером. Курировал КВШ генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович.
14 августа 1882 года Приказом Морского ведомства № 255 были определены «Временные правила и меры для обучения водолазному искусству». В сентябре 1882 года учёным отделением морского Технического комитета было написано «Положение о водолазной Школе и партии», высочайше утвержденное 27 марта 1888 года). В 1883 году офицерами Данилевским, Беловым и врачом Храбростиным была написана первая учебная программа.
Первый набор слушателей — четыре офицера и 64 нижних чина — состоялся в марте: В.П. Верховский и К.П. Пилкин были уверены в успехе инициативы и постарались сделать все, чтобы к лету слушатели успели получить необходимую теоретическую базу. Теоретические занятия с будущими водолазами проходили в 3-м губернском флигеле (ныне дом по улице Петровской, 10, к. 2), тренировки по водолазным спускам — у Петербургской пристани. За первый год работы школы было подготовлено несколько десятков водолазных специалистов, среди которых были и офицеры, и нижние чины.
С середины 80-х годов и до 1917 года для проведения летних практических занятий была сформирована Водолазная партия, базировавшаяся в окрестностях финского города Бъёркэ (современный Приморск) и острова Плешивый. В её состав входили слушатели школы, офицер, заведующий водолазными аппаратами, доктор, шкипер, два вольнонаёмных водолаза и 14 нижних чинов (курсантов), в числе которых были минеры, машинисты и постоянные вахтенные. Во время занятий отрабатывались спуски в финляндских шхерах — в бухте Перно, в 8 милях от города Ловиза.
В Бъёркэ кроме Водолазной партии располагались базы многих учебных отрядов и морских училищ Балтийского флота. Летом 1898 года на острове Плешивый лейтенант фон Шульц М.Ф. выстроил домик для выделки разных приборов, необходимых при его опытах по телеграфированию и телефонированию без проводов, конструирования станций подводного освещения и телефонов. В 1904 году на острове была построена баня для мытья команды Водолазной партии. В 1905 году — деревянный лазарет и домик для фотографических работ с тёмной комнатой. В 1906 году- склад для хранения мин и минных принадлежностей. В 1907 году на Плешивом был устроен специальный стапель с роульсами для вытаскивания водолазных ботов, а на противоположном острове – пристань. Остров стал называться Водолазным.
20 сентября 1884 года временное заведование КВШ было поручено командиру монитора «Лава» капитану 2 ранга Бурачеку П.С., который за короткое время наладил учебный процесс.
Были введены расписание занятий, заведены классные журналы, написаны учебные и методические пособия, составлена систематизация условных сигналов для связи с водолазом, находящимся под водой. В качестве наглядных пособий «заведены чертежи узлов» водолазного снаряжения, «а также чертежи частей судна». Впервые было введено обучение «починке резиновых рубах», чем ранее «занимались только указатели» (это делалось для того, чтобы в плавании судовой водолаз мог сам чинить водолазное снаряжение). Еженедельно назначались собрания преподавателей. Составляется подробнейшая документация, связанная с проведением практических занятий, как в школе, так и в Водолазной партии. Для школы заказываются и закупаются необходимые книги и их переводы. За границей заказываются новые водолазные аппараты и принадлежности, употребляемые при водолазных работах.
Разрабатываются программы «поверочных испытаний водолазов первых двух выпусков», а для тех, кто эти испытания не прошёл, предлагается устроить «повторительные курсы, хотя бы в течение одного осеннего месяца». Это нововведение не было разовым, впоследствии такие «курсы повышения квалификации» водолазов проводились регулярно. Ученикам-офицерам было предписано самостоятельно, без помощи указателей, выполнять все работы, связанные с подготовкой и спуском в воду.
Значительно большее внимание стало уделяться гигиене водолазного дела. Под руководством П.С. Бурачека преподавателями школы были впервые составлены «Правила обращения с водолазными аппаратами…», определяющие в том числе и «технические обязанности водолазов», а также «Правила ухода за заболевающими при водолазных работах», изданные Морским ведомством в 1886 году. Это был прототип правил водолазной службы. Они были просты и лаконичны, содержали самые необходимые требования к водолазу при проведении водолазных спусков и работ.
28 января 1885 года заведующим КВШ был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Оводов, прослуживший на этой должности более десяти лет. Он продолжил все начинания П.С. Бурачека. Особое внимание уделял подготовке методической литературы, учебных пособий, закупке книг, оборудования и водолазного снаряжения. Ввёл строгий контроль и отчетность в организации учебного процесса и проведении водолазных спусков. Итогом методической работы, начатой ещё П.С. Бурачеком, стали опубликованные в 1886 году «Правила обращения с водолазными аппаратами…», ставшие основным нормативным документом водолазной службы. Весной 1885 года Водолазной партии было передано специальное учебное судно — блокшив «Гиляк».
По предложению Н.М. Оводова в КВШ стали зачисляться в качестве учеников нижние чины с Черноморского флота, из Кронштадтской крепостной минной роты и других сухопутных подразделений. Подготовка водолазных специалистов для других флотов была продолжена и при новом заведующем А.А. Кононове. В 1899-1900 учебном году впервые в КВШ были назначены слушателями офицеры Черноморского флота, в их числе мичман Иван Иванович Ризнич, занимавший в 1902-1904 годах должность помощника начальника КВШ.
Известность и авторитет Кронштадтской Водолазной школы на рубеже веков были настолько высоки, что обучаться в ней стремились офицеры иностранных флотов. В 1903- 1904 гг. в школе прошли обучение офицеры болгарского и греческого флотов. Окончивший её в 1905 году инженер-механик поручик Витольд Фаддевич Желиховский стал после 1917 года одним из главных устроителей водолазного дела в независимой Польше. Он организовал в городе Модлин, расположенного у слияния рек Вислы и Наревы, военную водолазную школу, программа обучения в которой была аналогична программе обучения в КВШ.
Теоретические занятия в школе сопровождались практическими погружениями, в том числе в ходе завершающего обучение выхода в море на учебном судне «Опричник», которым командовал старший лейтенант А.А. Кононов. С его борта курсанты до полугода отрабатывали в Выборгском заливе спуски под воду на глубину до 40 метров. Он руководил водолазами, впервые в практике школы совершившими 48 подлёдных спусков.
Каждый год, с 15 марта по 15 апреля, в Кронштадтской водолазной школе проводились экзамены офицеров и нижних чинов и лишь успешно сдавшие испытания допускались к практическому плаванию.
1884-1885 гг. в штат КВШ вводятся 10 указателей (инструкторов) из нижних чинов, ранее успешно окончивших её. Впервые обращается внимание на физическую подготовку и закаливание учеников к холоду — дважды в день от 8 до 9 часов утра и от 5 до 6 часов вечера проводятся занятия по плаванию на большое расстояние под руководством указателей. Самое серьёзное внимание уделяется учебному процессу. В 1886-1887 учебном году количество часов для занятий было «вдвое более, чем каждый из предыдущих годов». За 1887-1888 учебный год в летнюю кампанию было сделано 1185 тренировочных спусков». В это время перед Водолазной партией ставились исключительно учебные задачи освоения водолазной техники и снаряжения.
Однако уже через несколько лет водолазы из числа инструкторов и курсантов КВШ стали принимать активное участие в операциях Морского Ведомства, в поиске затонувших судов и их подъёме. С 1890 года практические навыки курсанты стали приобретать, работая на аварийных или затонувших кораблях. Ученики-водолазы чистили винты лодки «Снег» и транспорта «Красная горка», занимались поиском двух утонувших якорей с Императорской яхты «Держава» и затонувшей мины с клипера «Пластун». К началу ХХ века водолазы, выпускаемые Кронштадтской школой, уже принимали самое активное участие в поиске и подъеме затонувших кораблей. В июле 1891 года преподаватели и ученики школы приняли участие в работах по подъёму затонувшего на Кронштадтском рейде парохода-фрегата «Владимир». В 1895 году офицерами и учениками школы были проведены подводные работы по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на каменную гряду в Финском заливе. В январе 1897 года они выполнили обследование состояния его корпуса. В 1897 году преподаватели и курсанты КВШ выполняли подводные работы на затонувшем
броненосце «Гангут». В этот же период многие из курсантов работали под льдом при снятии с мели крейсера «Россия», а также в строительстве сооружений Либавского порта.
В мае 1904 года курсанты КВШ провели водолазные работы на броненосце «Орёл», в 1905 году — работы по снятию с камней миноносца № 215. Во время перехода русской эскадры в 1904 году из Кронштадта во Владивосток в Индийском океане на крейсерах «Жемчуг» и «Изумруд» штормом были очень сильно повреждены рули, что могло задержать эскадру. Не заходя в порт, не прибегая к докованию и помощи судоремонтного завода, водолазы крейсеров с привлечением корабельных средств сумели сделать по тому времени невозможное – почти заново изготовить и поставить рули, после чего оба крейсера смогли следовать в составе эскадры. Этот беспримерный случай в мировой практике был отмечен в приказе по эскадре: «…Спасибо молодцам-водолазам, не впервые выручающим нас из беды…».
В 1891 году было издано «Пособие по водолазному делу», написанное А.А. Кононовым. Его второе издание последовало в 1898 году. В 1892 году были изданы «Временные водолазные правила», а в 1896 году – «Правила о водолазной службе».
20 июня 1896 года начальником Кронштадтской водолазной школы и водолазной партии в звании капитана 2 ранга был назначен А.А. Кононов. В этом году в школе был построен специальный бассейн – гидротанк. Осенью 1896 года старшим врачом Водолазной школы и Водолазной партии был назначен доктор медицины Николай Анемподистович Есипов, внесший большой вклад в развитие водолазного дела в России. Весной следующего года младшим врачом КВШ стал Всеволод Павлович Анин. Как показало время, оба эти назначения не были случайными. Водолазное дело было главным делом в жизни этих людей.
Н.А. Есипов работал в КВШ почти до самой своей смерти в 1909 году, став одним из основоположников изучения гигиены водолазного дела, автором ряда важных научных трудов, переводов, изобретений и первых учебников по водолазному делу, одним из пионеров подводного фотографирования, летописцем КВШ. Кроме того, он принимал активное участие в жизни Кронштадта: читал научные лекции в Морском Собрании, был инициатором создания читальни при Доме Трудолюбия. Доктор медицины В.П. Анин служил в Кронштадтской Водолазной школе более двадцати лет, продолжая работать и после 1917 года. Он был автором научных работ, медицинских приборов. Одновременно для преподавания в КВШ впервые были приглашены вольнонаёмные частные преподаватели. Для обучения нижних чинов — преподаватель грамотности М.П. Пальников. Курс «теории насосов» преподавал инженер-механик Г.Н. Пио-Ульский, курс электромеханики — профессор Электротехнического института — Е.П. Тверитинов. В 1905 году начальником КВШ был назначен М.К. фон Шульц.
В 1897 году был создан Водолазный офицерский класс, который вошёл в состав КВШ. В него ежегодно принималось 5-6 офицеров. Во время Первой мировой войны прием не проводился. В 1897 — 1898 учебном году слушателями в КВШ были зачислены врачи — доктора Н. А. Есипов, В. П. Анин и А. А. Агафонов. В 1899 году слушателями КВШ впервые стали офицеры Черноморского флота.
В 1897 году КВШ было передано новое учебное судно — блокшив «Самоед». Однако численность Водолазной партии в то время доходила до двухсот человек, и блокшив был для них мал и тесен. Поэтому на следующий год Водолазной партии в качестве учебного судна был передан крейсер II ранга «Опричник». Осенью 1898 года после удачной летней кампании, «состоялось Высочайшее соизволение на перечисление крейсера II ранга «Опричник» в разряд учебных судов». В течение 9 лет он был плавучей базой Водолазной партии. В 1907 году Его сменил броненосный фрегат «Александр Невский», а в 1908 году крейсер «Африка».
В 1908 году были введены знаки различия для нижних чинов водолазной школы. На ленточке к бескозырке появилась надпись «Водолазная партия», а на погонах — буквы В и П. В 1909 году Водолазная школа приступила к судоподъёмным работам на Чёрном море. Ей был поручен подъем с глубины 58 метров подводной лодки «Камбала», протараненной в 1908 году броненосцем «Ростислав».
С 1882 по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов и подготовила много талантливых офицеров водолазной службы. К 25-летию КВШ был утвержден юбилейный знак.
Преподаватели Водолазной школы выполнили значительные работы по совершенствованию оборудования для подводных работ. В 1889 году выпускник и преподаватель Водолазной школы мичман Е.В. Колбасьев изобрёл подводный электрический светильник и разработал схему подводной телефонной связи с водолазами, которая явилась основой телефонной водолазной станции, созданной выпускником школы капитаном 2 ранга М.К. фон Шульцем совместно с физиком и электротехником А.С. Поповым. Инженер-механик Л.А. Родионов и врач Н.А. Есипов изобрели первый в мире фотоаппарат для подводных съёмок. Фотографии, сделанные ими, неоднократно демонстрировались на выставках в России и за рубежом. В 1895 году были произведены испытания нового водолазного насоса системы лейтенанта А.А. Кононова, позволяющего осуществлять спуски на глубину до 50 сажень. В 1896 году мичман Богданович разработал новую воздухонагнетательную помпу.
В феврале 1900 года доктор КВШ Н.А. Есипов представил изобретённый им сфигмограф (прибор для графического исследования пульса, то есть пульсометр), позволяющий контролировать пульс водолаза при подводных работах. Преподаватель школы Г.Н. Пио-Ульский изобрел пневмограф (аппарат для графического изображения дыхательных движений). Он же совместно с врачом В.П. Аниным разработал кардиофон (светоскоп, используемый для прослушивания внутренних звуков организма). В 1899 году Водолазной партией были проведены успешные испытания подводного железо искателя, сконструированного преподавателем КВШ лейтенантом М.К. фон Шульцем.
Травящий клапан водолазной рубахи, разработанный врачом школы Францем Ивановичем Шидловским, в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго получил высокую оценку, после чего стал неотъемлемой частью вентилируемого водолазного снаряжения многих стран мира. На этой же выставке экспонаты водолазного снаряжения и оборудования, представленные Кронштадтской водолазной школой, были признаны лучшими и отмечены медалью и дипломом.
В 1897 голу КВШ принимала участие в выставке судоходства, прошедшей в Санкт-Петербурге с 8 марта по 11 апреля. Школа экспонировала водолазные аппараты разных систем, подводную фотографическую камеру и подводные снимки, снятые в школьном баке доктором Н.А. Есиповым при участии инженера-механика Л.А. Родионова. На выставке был выстроен бак, в котором демонстрировались спуски водолазов с подробными объяснениями и лекциями по водолазному делу. Их читали капитан 2-го ранга А.А. Кононов и доктор медицины Н.А. Есипов.
Начальниками КВШ до Великой Октябрьской социалистической революции были: А.Г. Леонтьев (1882—1884), Бурачек Павел Степанович (1884—1885), Оводов Николай Михайлович (1885—1896), Кононов Анатолий Алексеевич (1896—1905), Макс Константинович фон Шульц (1905—1917), Ивков Николай Николаевич (1917).
Известные выпускники школы: Гадд, Александр Оттович — контр-адмирал, Дитерихс Владимир Константинович — контр-адмирал; Зацарённый, Василий Максимович — адмирал; Зосимов Андриан Григорьевич — матрос-революционер, член Реввоенсовета Черноморского флота (1922—1923); Колбасьев, Евгений Викторович — капитан 1 ранга, изобретатель в области военно-морского дела; Кононов, Анатолий Алексеевич — контр-адмирал; Максимов Николай Лаврентьевич — контр-адмирал; Ризнич Иван Иванович — командир подводной лодки «Святой Георгий»; Шульц Максимилиан Фёдорович — вице-адмирал.
В Николаеве школы по подготовке младших специалистов флота, в том числе водолазных, существовали до 1917 года.
В 1918 году КВШ была эвакуирована из Кронштадта в Петроград, затем в Саратов, потом в Казань. В 1920 году она была переведена в Вольск. В 1919 году В.И. Ленин подписал декрет о национализации водолазного имущества, что способствовало дальнейшему развитию и координации водолазной деятельности в стране. В соответствии с этим декретом на Азовском и Черном морях, а затем и на севере в 1921 году были созданы первые судоподъемные партии – прообраз аварийно-спасательной службы ВМФ.
Значительную роль в развитии водолазного дела сыграл русский флотский инженер Владимир Сергеевич Языков, который в 1908 году занялся подготовкой операции по поиску и подъёму британского военного парохода «Принц», затонувшего в ноябре 1854 года на рейде Балаклавы. На его борту находился груз медикаментов и зимнего обмундирования для британского экспедиционного корпуса, участвовавшего в Крымской войне. Предположительно там было и жалование для английских солдат – около двухсот тысяч фунтов стерлингов в золотых монетах. Флотское командование разрешило провести операцию в 1914 году, но работы так и не начались из-за вступления России в Первую мировую войну. Девять лет спустя не потерявший энтузиазма Языков пришел со своими планами и предложениями на Лубянку в Главное политическое управление при НКВД РСФСР, справедливо полагая, что именно здесь оценят вероятную возможность пополнить государственный бюджет солидной суммой в золоте. Председатель ГПУ Генрих Ягода, на приём к которому Языков попал в начале 1923 года, отнесся к предложению со всей серьезностью. Уже в марте поступило распоряжение о создании опытной глубоководной партии под руководством чекиста Льва Захарова-Мейера, а Языков остался непосредственным руководителем работ. Технический отдел ГПУ разместил на московском заводе «Парострой» заказ по изготовлению гидростата – подводной рабочей камеры, игравшей главную роль в поисках «Принца». Эту камеру, способную работать на глубине до 70 саженей (72 м), разработал бывший флагманский инженер-механик дивизии подводных лодок Балтийского моря Евгений Даниленко, которого Языков сумел увлечь своей идеей.
5 января 1921 года был подписан декрет «О работе по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях». 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ №528 эти судоподъемные партии были преобразованы в единый орган – Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Под эгидой ЭПРОН было объединено водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. Работали в ЭПРОН классические водолазы, которые спасали аварийные суда и занимались подъемом уже затонувших кораблей. Спускались под воду эти водолазы в «трехболтовках» — водолазных костюмах с большим шлемом на голове, который крепился к манишке водолазного костюма тремя болтами — отсюда и название. Такой водолаз был связан с кораблем-базой, с которого по шлангу подавался воздух, и по телефонному кабелю осуществлялась связь. Кроме этого, водолаз был связан с базой страховочным тросом.
С 1931 года на неё были возложены также аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные работы. Во второй половине 1930 годов появилось отечественное снаряжение, позволяющее решать задачи под водой без связи с кораблем-базой, полностью автономно. Были созданы автономные дыхательные аппараты, изолирующие костюмы. Но для того времени такое оборудование позволяло успешно решать поставленные задачи под водой
До 1931 года ЭПРОН находилась в ведении ОГПУ, затем подчинялась Наркомату путей сообщения, с 1936 года – Наркомату водного транспорта, а с 1939 года – Наркомату морского флота. Ей был присвоен ранг пограничной флотилии. В состав ЭПРОН были также переданы спасательные суда и плавсредства из Морских сил Чёрного моря: суда «Кербедз», «Красный Кубанец», катера «Коршун», «Удалец», «Тигр», «Первый», несколько барж, водолазные боты, 40-тонный плавкран. Задачами ЭПРОН были судоподъём и специальные подводно-технические работы, связанные с подъёмом затонувших и аварийных судов. На протяжении 18 предвоенных лет ЭПРОН была ведущей организацией страны по подъему затонувших кораблей и судов, а также по проведению спасательных работ во многих районах мирового океана. Она производила сложные подводные работы на стройках предвоенных пятилеток, обучала водолазов для ВМФ и гражданских организаций.
В 1924—1928 гг. ЭПРОН с участием водолазов удалось поднять подводную лодку «Пеликан», эскадренный миноносец «Дзержинский», британскую подводную лодку L-55.
В 1933 году ЭПРОН были выполнены работы по спасению ледокола «Малыгин» в суровых условиях Заполярья у берегов Шпицбергена, работы по подъему с глубины 25 метров ледокола «Садко» и с глубины 81 метра подводной лодки № 9. В 1938 году состоялась первая в истории ВМФ учебная высадка с подводной лодки вооруженной группы легких водолазов, которые впоследствии использовались в решении специальных боевых задач.
В дальнейшем ЭПРОН расширялась и к началу Великой Отечественной войны имела подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске.
В годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн. С 1923 по 2013 годы было произведено огромное количество поисково-спасательных работ, спасены тысячи людей с погибающих кораблей. И сегодня специалисты ЭПРОН продолжают уверенно решать задачи по поисково-спасательному обеспечению сил флота, выходу в море для оказания помощи и спасения людей.
В 30-е годы над вопросами боевого применения легких водолазов начал работать военврач 3-го ранга Н.К. Кривошеенко. На Тихоокеанском флоте он занимался водолазными спусками, выходом подводников из торпедных аппаратов подводных лодок и их спасением. Именно он стал первым специалистом, который на практике разработал методику автономной работы водолазов под водой.
Водолазная школа в конце 1921 года вернулась в Петроград, а затем в 1922 году в Кронштадт. В декабре 1924 года КВШ была переведена в Севастополь и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. В 1928 году школу объединили с водолазными курсами ЭПРОН в Балаклаве. При ЭПРОН существовали командирские классы, в которых обучался командный состав. Окончившим курс подготовки присваивалось звание водолазного специалиста. В 1931 году Водолазная школа была переименована в Балаклавский военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. Интенсивность деятельности техникума по подготовке кадров характеризуют следующие сведения о количестве ежегодно выпускавшихся водолазов: в 1938 году — 210, в 1939 — 260, в 1940 — 298, в 1941 году — 460 человек.
Значительный успех был достигнут и при освоении больших глубин. В 1936 -1938 годах при спусках, проводившихся в нашей стране под руководством начальника Военно-морского водолазного техникума Ф.А. Шпаковича и главного врача ЭПРОН К.А. Павловского была достигнута рекордная глубина спуска при дыхании сжатым воздухом. В 1937 году был установлен рекорд погружения на воздухе до 137 м в вентилируемом снаряжении. в 1938 году один из группы водолазов-глубоководников спустился на глубину 132 метра и вынес пробу грунта. Другие водолазы также спускались на глубину, близкую к рекордной. Этими спусками окончательно было установлено, что сжатый воздух вследствие наркотического действия азота и токсического влияния кислорода малопригоден для дыхания водолазов на глубинах 80 -100 метров и совсем непригоден на глубинах более 100 метров. В заграничной практике максимальная глубина погружения в эти годы составляла 105 метров. С появлением в СССР в 1923 году гидростата ЭПРОН с предельной глубиной погружения 150 м первая женщина-гидронавт Мария Васильевна Клёнова добилась его научного применения. В 1927 году она неоднократно погружалась в гидростате в районе Балаклавы.
Дальнейшие работы по освоению глубин шли по пути применения для дыхания водолазов искусственных газовых смесей, а также создания комплекса нового глубоководного водолазного снаряжения и спускоподъемных устройств. В 1935 году группой врачей, специализировавшихся в области водолазного дела, под руководством академика Л.А. Орбели был проведен большой объем исследований по определению пригодности гелия как разбавителя кислорода в составе искусственных газовых смесей для дыхания водолазов под водой. Изучены его физические свойства под повышенным давлением и разработаны основы для создания гелиокислородных режимов декомпрессии водолазов. Эти исследования, прерванные Великой Отечественной войной, были возобновлены лишь в послевоенные годы.
Первой женщиной – профессиональным водолазом в нашей стране была Нина Васильевна Соколова.
С 1936 года она руководила отрядом водолазов ЭПРОНа, выполнявшим подводно-технические работы по укреплению береговой линии в районе города Сочи. Она освоила водолазное дело, чтобы лично убеждаться в качестве проведенных подводных работ. Затем окончила водолазные курсы.
В 1938 году командиры-энтузиасты РККФ Савичев, Кривошеенко и Кроль высказали мысль о возможности использования индивидуального дыхательного аппарата (ИДА) подводника для разведывательно-диверсионной деятельности. Ими была доказана на практике возможность использования подводных лодок для высадки из подводного положения водолазов-разведчиков, обоснована необходимость в специальных подразделениях и сформулированы их основные задачи. Первые учения по высадке водолазов-разведчиков из подводной лодки Щ-112, находящейся в подводном положении в расположение условного противника, были проведены на Тихоокеанском флоте в 1938 году. Учения прошли успешно и дали обнадеживающие результаты. В1940 году такое же учение было проведено на Черноморском флоте.
Положительные результаты этих операций учли при создании в апреле 1941 года на Балтийском флоте специального подразделения легких водолазов — около сорока человек из состава 1-й особой бригады морской пехоты. Подразделение базировалось в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) на борту крейсера «Аврора». К нему была пришвартована подводная лодка «Правда», используемая легкими водолазами для практических тренировок.
Первая же официальная боевая единица — Рота особого назначения (РОН). Ее по праву можно назвать подводной разведывательно-диверсионной. Она была создана на базе ЭПРОН, согласно приказу № 72 от 11 августа 1941 года, за подписью заместителя Наркома ВМФ адмирала И. С. Исакова
В отличие от водолазов ЭПРОН, действовавших в тяжелом водолазном снаряжении и буквально «привязанных» к базе-кораблю или береговой водолазной станции, в 1930-е годы в ВМФ получило развитие легководолазное снаряжение.
На это были две основные причины. Первая: подводный флот нуждался в аварийно-спасательном снаряжении для выхода с глубины через торпедные аппараты с поврежденной подводной лодки. Вторая: легкое водолазное снаряжение значительно расширяло боевые возможности флота при проведении подводных диверсий в тылу врага.
(продолжение следует)