Галичский Александр Владимирович
капитан 1 ранга, кандидат военных наук, доцент
В минном деле, как нигде — вся загвоздка в щеколде
Учебные заведения, готовившие офицеров Русского Императорского флота, делились на две группы: те, которые давали своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство), и те, где офицеры повышали свое образование. К первой группе относились Морской Корпус, Морское инженерное училище и учебные заведения с ускоренным сроком обучения, появившиеся с началом Первой мировой войны; ко второй – Николаевская морская академия и различные офицерские классы.
Создание Минного офицерского класса неразрывно связано с историей развития минного дела в русском флоте. Первый опыт по подрыву подводного заряда на расстоянии с помощью порохового фитиля был проведен в 1807 году в Кронштадте военным педагогом и теоретиком саксонского происхождения И.И. Фицтумом, который изобрёл и изготовил первую подводную мину в 1807 году. Тогда же им впервые была высказана идея о возможности применения электричества для взрывания мин. Для защиты Кронштадта и устья Невы от неприятельских кораблей он предложил использовать подводные фугасы и брандеры (суда, нагруженные легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами, используемые для поджога или подрыва кораблей противника). Большое влияние на успех нового оружия оказали опыты, проведенные в начале и середине XIX столетия по воспламенению подводных зарядов помощью электрического тока. Они были выполнены на основе работ профессора О.Е. Власова и академиков Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинга.
Перед Крымской войной на вооружении русского флота состояли два типа якорных мин. Первый, разработки Бориса Якоби, представлял собой управляемое оружие. Мины ставились 2-х метрах от поверхности моря на якорной цепи, привязанной к грузу на дне, и соединялись электрическим кабелем с береговым постом. При появлении неприятельского флота в районе постановки мин они подрывались под ближайшими кораблями с берегового поста. Второй тип был назван контактными якорными минами, или «рогатой смертью». Их разработал по техническому заданию российского флота шведский изобретатель Эммануил Нобель. Взрывались они при непосредственном контакте с подводной частью корабля. Ставились на минрепах, в качестве которых использовались железные цепи и проволочный трос.
Необходимость подготовки минных специалистов для флота возникла еще в середине XIX века, когда на флот начали поступать первые гальванические мины Якоби. Уже в Крымской войне (1853-1855) были выставлены подводные минные заграждения на подходах к Кронштадту, Ревелю, Свеаборгу, Керчи и в устьях рек Дуная, Днепра и Днестра. Они состояли из ударных мин Нобеля и гальванических системы Якоби. Первое заграждение из 105 мин Якоби было выставлено в конце апреля 1854 года между фортами «Александр I» и «Павел I». Кабель к гальваническим минам вывели на форт «Павел I». Мины Нобеля ставились на расстояние 24 м друг от друга с углублением 3,6 метра.
На минах Нобеля 8 (21) июня 1855 года в Финском заливе подорвались 4 английских корабля. Но они получили только незначительные повреждения, хотя и сковали дальнейшие действия английского флота в Балтийском море. Причинами незначительных повреждений было наличие в минах небольшого порохового заряда весом 3-4 килограмма.
Мины, выставленные во время Крымской войны в Черном море, ожидаемых результатов не принесли. Как отмечалось в докладе Морского ученого комитета, причинами этого являлись «новость предмета, недостаток специалистом в этом деле и односторонность предшествовавших исследований и опытов, имевших основанием доказать только возможность воспламенять порох под водою, упуская из виду условия, которые должны были выполнять подводные мины для осуществления своего назначения».
В 1865 году русский инженер И.Ф. Александровский разработал автономное подводное устройство, движущееся за счет сжатого воздуха и несущее в себе взрывчатые вещества. Он назвал его «самодвижущееся торпедо». Оружие было представлено управляющему морским министерством России адмиралу Краббе, но руководители министерства отклонили этот проект «как преждевременный». В 1868 году Александровский второй раз представил морскому министерству проект торпеды с учетом опыта построенной им подводной лодки. Только в следующем году было получено разрешение построить торпеду на «собственные средства с последующим возмещением». На практическое создание русской торпеды Александровский потратил все свои средства и умер в бедности.
В октябре 1866 года австрийский изобретатель английского происхождения Роберт Уайтхед впервые провел испытание своей новейшей разработки – устройства, впоследствии названным «торпеда Уайтхеда». Он и был, благодаря преклонению властей России перед Западом, назван первым изобретателем торпедного оружия. Вскоре оно стало обязательным вооружением большинства военных кораблей многих стран мира. В России торпеда впервые была успешно применена в Русско-Турецкой войне. 13 января 1878 года русские боевые суда потопили турецкую канонерскую лодку «Интибах».
Прогрессивные деятели русского флота адмиралы А.А. Попов и Г.И. Бутаков понимали, что применение минного оружия на море может быть успешным при условии передачи его в ведение Морского ведомства. Они добились того, что в 1857 году при Морском ведомстве был учрежден специальный «Комитет о минах» под председательством адмирала Ф.П. Литке, в задачу которого входило ведать «новым, мало разработанным, но очень важным оружием для подводной войны». Практическая деятельность этого комитета, просуществовавшего до 1869 года, сводилась, в основном, к вопросам, связанным с испытанием мин, посредничеству между Морским и Военным ведомствами. Учитывая, что с каждым годом поступление мин на флот быстро возрастало. Возникла необходимость в офицерах, основательно знакомых с теорией и практикой применения этого оружия, которые могли бы обучать на кораблях подчиненный им личный состав. В 1874 году минное оружие на флоте было выделено в отдельную самостоятельную отрасль, введена должность минера. России важно было сохранить первенство и обучить офицеров быстрее и качественнее других стран. Для руководства минным делом и налаживания подготовки минеров приказом по Морскому ведомству от 18 февраля 1874 года была введена должность заведующего минной частью.
Техническая революция в России, переход в 60-е годы ХIХ века к строительству броненосного флота привели руководство Морским ведомством к пониманию необходимости создания учебных заведений, которые позволили бы в короткий срок осуществить переподготовку значительного числа офицеров. Эта проблема при совершенствовании минного оружия могла найти свое разрешение в создании специальных учебных центров – Офицерского класса и Минных школ. С учетом этого в 1874 году в Кронштадте был создан Минный офицерский класс. Приказом по Морскому ведомству № 20 от февраля 6 дня 1875 года было объявлено об открытии минных школ для нижних чинов в Кронштадте и Николаеве.
Класс и школы были основаны как учебные заведения, которые готовили специалистов-минеров для всего ВМФ Российской империи. При них был образован Минный учебный отряд для проведения морских практических занятий, который являлся временным формированием. На его судах были сосредоточены все образцы существовавшего тогда минного оружия. При внедрении на кораблях электрического оборудования минные офицеры стали также заведовать их электрической оснасткой.
Заведующим минной частью на флоте в 1874 году был назначен контр-адмирал К.П. Пилкин. Он получил предписание от Товарища Управляющего Морским министерством вице-адмирала С.С. Лесовского, в котором ему было поручено заведывание минной частью на флоте.
Непосредственным организатором Минного офицерского класса был назначен капитан-лейтенант В.П. Верховский, ставший затем первым начальником этого Класса (впоследствии вице-адмирал). Осенью 1878 года он был командирован в Германию, Англию и Францию для осмотра электрического освещения по системе Яблочкова.
Приказом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича от 30 января 1875 года № 15 было объявлено Положение о Минном офицерском классе и Минной школе для нижних чинов. В нём указывалось: «…для приготовления офицеров и нижних чинов, сведущих в управлении минами на судах, учреждаются в Кронштадте Минный офицерский класс. Заведывающим Минным офицерским классом и Школою назначается приказом его императорского высочества генерал-адмирала из штаб-офицеров флота, знающих минное дело. Обязанность эта может быть возложена и на одного из командиров судов минного отряда с оставлением его, в этом случае, и командиром судна… На поданном товарищем управляющего Морским министерством написано: …высочайше утверждено, в С.-Петербурге, 27 января 1875 года».
В Минный офицерский класс принимались для получения специальных знаний по минному, торпедному и электрическому делу офицеры, окончившие Морской кадетский корпус. В Минной школе готовились по этим специальностям нижние чины (унтер-офицеры). Обучаться в офицерском классе могли только офицеры, прослужившие на флоте не менее трех лет и бывшие в открытом море не менее трех месяцев. Подобные высокие требования выдвигались и к преподавателям, что привело к созданию не просто учебного, а научно-исследовательского учреждения. Благодаря ученым Кронштадта удалось обустроить богатую библиотеку, интересные физический и познавательный механический кабинеты. Мастерская, лаборатория и чертежная комнаты были отлично оснащены.
Минный офицерский класс был рассчитан на 30 офицеров. Занятия в Классе начались 1 (14) октября 1874 года. Эта дата считается сейчас днем образования Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота России. Обучение в классе происходило на берегу в Кронштадте и в Учебном минном отряде. Минная школа при Минном офицерском классе стала работать с 1875 года. Минный офицерский класс вместе с образованными вместе с ним офицерским классом минных механиков и минной школой составляли одно учреждение.
Минная школа для нижних чинов готовила минеров, минных машинистов и минных квартирмейстеров. В ней был устроен подготовительный курс для наиболее способных нижних чинов со всех судов. Они обучались грамотности и четырём правилам арифметики, весной держали экзамен и затем принимались в школу. Школа состояла из трёх отдельных классов с одногодичным курсом и летними практическими занятиями на судах минного отряда. Ежегодно осенью все минеры и минные машинисты подвергались испытанию. Занятия в Минном офицерском классе и в Минной школе проводились штатным преподавательским составом в кабинетах, лабораториях и на приписанных к классам кораблях Минного учебного отряда.
Появление в 1875 году торпед привело к организации как в Минном офицерском классе, так и с 1878 года в Минной школе курса подготовки специалистов по торпедному оружию. Внедрение на кораблях электричества и электрических приборов, находившихся в ведении корабельных минеров, привело к введению в 1879 году в программу Класса специального курса электротехнического освещения.
Радиотелеграфическая школа при Минном офицерском классе была создана в 1904 году в Кронштадте, где под руководством изобретателя радио Александра Степановича Попова были организованы временные двухнедельные курсы по подготовке минных офицеров для кораблей, имеющих радиотелеграф. В конце 1904 года по инициативе Морского технического комитета в Военно-Морском Флоте была введена специальность радиотелеграфиста. Подготовка специалистов для Балтийского флота, Сибирской и Амурской флотилий велась в Кронштадтской Минной школе, для Черноморского флота — в Николаевской школе.
Постоянный Радиотелеграфный класс в составе Минного офицерского класса был создан в 1912 году. В нём ежегодно проходили обучение 5–10 офицеров. Слушателями назначались выпускники Минного класса, окончившие его в текущем году. Занятия проводились в течение четырёх месяцев.
Значение Минного офицерского класса как научно-исследовательского учреждения тесно связано с деятельностью русского физика, электротехника и радиотехника А.С. Попова. В 1883 году он вместе с учёным-физиком Ф.Я. Капустиным принял приглашение офицера Российского императорского флота Е.П. Тверитинова на преподавательскую работу в Минном офицерском классе с переездом из Санкт-Петербурга в Кронштадт на постоянное место жительства. Е.П. Тверитинов был первым русским флотским электриком, специалистом по минной и корабельной электротехнике, изобретателем и создателем нового типа электрического аккумулятора.
При участии русского учёного Д.И. Менделеева (химика, физика, метролога, экономиста, технолога, геолога, метеоролога, нефтяника, педагога, воздухоплавателя) силами передовых русских учёных в Минном офицерском классе были созданы прекрасные физический и механический кабинеты, библиотека, мастерская, лаборатория и чертежная.
В 1909 году капитан 1 ранга Колбасьев (организатор в Кронштадте «Опытной механической и водолазной мастерской») вернулся к вопросу проектирования морского подводного оружия и предложил два проекта плавающих мин. Первая мина представляла собой обычную сфероконическую мину с грузом, удерживавшуюся под поверхностью воды с помощью небольшого буйка. Положительная плавучесть всей системы не превышала 1 кг, что делало буек на поверхности воды почти незаметным. Сначала Колбасьев стремился значительно уменьшить размеры буйка, а затем и к тому, чтобы сделать мину вообще невидимой, т.е. совсем избавить ее от буйка. Вскоре он предложил второй проект плавающей мины без буйка. Мина удерживалась под поверхностью воды посредством специального прибора плавания, работавшего на сжатом воздухе, по принципу сжимавшегося и расширяющегося меха — «рыбьего пузыря».
Испытания мин обеих конструкций проводились в Севастополе в мае-октябре 1909 года и были признаны успешными, но на вооружение мины не были приняты.
А.С. Попов вёл практические занятия по гальванизму, читал лекции по высшей математике, ассистировал преподавателю на лекциях по электричеству, заведовал физическим кабинетом. Весной 1895 года он создал радиотелеграф — «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний». С Минным офицерским классом связаны изобретение радиостанций системы А.С. Попова и испытание первого в России рентгеновского аппарата в феврале 1897 года. Ф.Я. Капустин преподавал курс механической теории тепла.
Класс минных механиков существовал в 1874–1907 гг. в рамках Минного офицерского класса в Кронштадте. Его задачей было ознакомление офицеров корпуса инженер-механиков с техникой электрического освещения, изучение материальной части мин Уайтхеда (торпед) и приспособления к ним. Курс обучения в классе минных механиков продолжался 6 месяцев. Успешно выдержавшие выпускной экзамен командировались на один месяц в Учебный минный отряд и, по окончании практической стрельбы, получали звание минных механиков.
Количество офицеров, поступающих в класс минных механиков, определялось
каждый год управляющим морским министерством, после чего они назначались для прохождения курса обучения распоряжением главного командира Кронштадтского порта. Курс обучения в классе минных механиков составлял 6 месяцев, после которого проводился выпускной экзамен по всем предметам. Успешно выдержавшие его командировались на летнюю кампанию на суда Учебного минного отряда. По окончании практической стрельбы они получали звание минных механиков.
Слушатели Минного офицерского также направлялись на учебную практику на суда Учебного минного отряда. Здесь в течение месячного плавания велись практические занятия: стрельба минами Уайтхеда, постановка мин заграждения и их вытравливание, подрывные работы, занятия по телеграфии и электротехнике. Для занятий по электротехнике на учебном судне «Николаев» были установлены три динамо-машины, обеспечиваемые паровой турбиной. Ими производилось вечернее боевое освещение. Выдержавшие удовлетворительно практический экзамен удостаивались звания минного офицера 2-го разряда и назначались на должности судовых минных офицеров.
Выпускникам, успешно окончившим Минный класс, присваивалась квалификация минного специалиста 2-го разряда, а за особо выдающиеся успехи в учебе — специалиста 1-го разряда. Офицер приобретал право занимать должность командира боевой части корабля 1 или 2 ранга соответственно. В 1875 году состоялся первый выпуск. Офицерский класс окончили 14 слушателей, получивших звание минных офицеров.
Внедрение на кораблях электричества и электрических приборов находилось в ведении корабельных минеров. Это обусловило введение в 1879 году в программу обучения Минного офицерского класса специального курса электротехнического освещения.
Электротехническое оборудование Минного офицерского класса было в то время лучшим в стране. Минный офицерский класс «…считался одним из лучших в Европе военным электротехническим учебным заведением, и зарубежные флоты уже с 1877 года посылали своих морских офицеров для прохождения в нем курса электротехники и минного дела». Минные офицеры зарекомендовали себя не только во флоте. Многие из окончивших минный офицерский класс были видными работниками в электротехнической промышленности.
В 1904 году при Минном офицерском классе был организован класс радиотелеграфистов, в котором готовились специалисты для обслуживания радиостанций, получавших все более широкое развитие на флоте. Таким образом, Минный офицерский класс стал родоначальником подготовки связистов для кораблей русского флота. За первые 33 года существования Минного офицерского класса (с 1874 по 1907 год) его полный курс окончили 481, а краткосрочный – 514 офицеров. Класс минных механиков — 225 офицеров. Выпускникам Минного офицерского класса вручался знак об его окончания.
На основе создания Минного офицерского класса в России была сформирована система непрерывного военно-морского образования, включающая военно-морские учебные заведения базового (Морской кадетский корпус), дополнительного (Офицерские классы) и высшего (Военно-морская академия) образования. В период 1874-1917 гг. методология подготовки специалистов для флота на офицерских классах была реализована в форме «практического подхода», когда теоретическое и практическое обучение по отдельным вопросам закреплялось отработкой конкретных практических действий. Полученные знания закреплялись в процессе корабельной практики.
Участие военного флота России в Русско-японской и Первой мировой войнах позволило усовершенствовать образовательный процесс за счет акцента на практическое обучение (до 70% учебного времени), когда на лекциях и семинарах заслушивались сообщения о содержании прошедших боев, на конкретных примерах обсуждались проблемы, возникающие в различных боевых эпизодах, а на занятиях практической направленности изучалось оружие и вооружение.
В начале 20 века занятия в Классе велись по следующей системе: с 9 часов утра до 12 часов дня – теоретические лекции, с 12.30 до 17.30 – два практических занятия по 2.5 часа каждое. Основными курсами обучения и преподавателями были:
- Практическая физика, в которую входили математика и механика — Н.А. Смирнов, кандидат физико-математических наук.
- Электростатика и магнетизм — А. Петровский, кандидат физико-математических наук.
- Радиотелеграфия — лейтенант А.М. Щастный.
- Электротехника постоянного и переменного токов — капитан 2-го ранга В.Я. Ивановский.
- Самодвижущиеся мины Уайтхеда – капитан 2-го ранга А.В. Плотто.
- Минное и подрывное дело – капитан 2-го ранга К.К. Нехаев.
- Химия неорганическая и органическая, взрывчатые вещества — кандидат естественных наук С.С. Колотов.
- Тактика минных судов – капитан 1-го ранга П.П. Муравьёв.
- Минные суда и подводные лодки – капитан 1-го ранга М. Н. Беклемишев.
- Непотопляемость – капитан 2-го ранга К.К. Нехаев.
С 1905 по 1914 год число выпускников Минного офицерского класса возросло с 9 до 22 в год. В ходе русско-японской войны с марта 1904 года для обучения офицеров связистов был создан при Минном офицерском классе специальный временный Радиотелеграфный класс. Постоянный радиотелеграфный класс в составе Минного офицерского класса был создан в 1912 году. В нём ежегодно проходили обучение 5–10 офицеров. Занятия проводились в течение четырёх месяцев. Кроме этого 1 декабря 1913 года при Минном офицерском классе была открыта Военная электротехническая школа (временный Электротехнический офицерский класс). Её слушатели изучали основы электротехники, электрооборудование надводных кораблей и подводных лодок, радиотелеграфию. С 1 июня слушатели откомандировывались в крепостные минные роты или в другие инженерные части для практических занятий.
В годы Первой мировой войны вместо Минного офицерского класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 — на электротехнических курсах. Школа радиотехников действовала всю войну.
Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.
После Великой Октябрьской социалистической революции в январе 1918 года приказом Народного Комиссариата по морским делам морские офицерские классы были закрыты. Но на базе Минного офицерского класса и Минной школы продолжал функционировать Учебно-минный отряд. Он состоял из школ минеров, минных машинистов, электриков и радиотелеграфистов. В 1922 году Учебно-минный отряд был переименован в Электро-минную школу с классами старшин и специалистов: минных электриков, минных машинистов, заградителей, радиотелеграфистов. Школа готовила специалистов для Балтийского и северных морей. Eё структура до 1941 года не изменялась.
26 октября 1918 года приказом по Флоту и Морскому ведомству № 734 были созданы Соединённые классы для подготовки специалистов командного состава флота. Подготовка в них предусматривалась по пяти профилям: артиллерийскому, минному, подводному, штурманскому и электротехническому. Они размещались в здании Военно-морской академии на 11-й линии Васильевского острова. 17 октября 1923 года приказом Реввоенсовета СССР № 2303 Соединённые классы были переоформлены в Высшие специальные курсы командного состава флота (ВСККС). В состав курсов входили артиллерийский, минный, штурманский и подводный классы. Срок обучения составлял полтора года. В феврале 1925 года ВСККС переименовываются в Специальные курсы усовершенствования командного состава флота (СКУКФ). 7 февраля 1925 состоялся первый выпуск обновлённых Курсов, включавший 9 офицеров-минёров.
Методология подготовки специалистов на курсах учитывала полученный опыт. Основой учебного материала служили действующие руководящие и боевые документы того времени. Учебно-методические пособия содержали военно-исторические материалы, информацию об опыте боевых действий, полученную от разведок, боевых донесений, рассказов участников войн — очевидцев конкретных сражений. В целом система обучения базировалась на изучении опыта прошедших морских сражений и отражала содержание способов боевой подготовки и ведения боевых действий. Важнейшей формой практического обучения офицеров-слушателей с 1924 года являлась корабельная практика на конкретных должностях боевых кораблей и соединений флотов. Так в 1924 году, после окончания теоретического курса, слушатели-минеры проходили учебную практику в отряде траления Морских сил Балтийского моря, состоявшем из 20 единиц. В феврале 1932 года в Минном офицерском классе были выделены группы слушателей для обучения «с подводным уклоном».
В 1932 году курсы были отнесены к разряду высших специальных военно-морских учебных заведений под названием Специальные курсы командного состава ВМФ (СККС). 1 августа 1932 года отдельные классы (в том числе Минный) директивой заместителя начальника Морских Сил РККА от 17 июля 1932 года были переименованы в секторы, подчиненные начальнику штаба СККС. В октябре 1932 года в его составе приказом по СККС были учреждены две внештатные кафедры: кафедра материальной части минного и трального оружия и кафедра боевого использования минного оружия и средств противоминной обороны. 11 ноября 1933 года командиром минного сектора СККС был назначен инженер-флагман 3-го ранга Кимбар Юлий Юльевич, а в 1937 году Кондратьев Леонид Иванович, служивший а этой должности до 1949 года.В 1933 году секторам были присвоены номера. Минный класс стал Сектором №3. Нумерация секторов соответствовала нумерации боевых частей кораблей. Однако слушатели в секторах все равно относились ко второй категории учебных заведений.
В 1933-1934 гг. был произведен специальный набор слушателей из командного состава РККА в Минный сектор. В целях упорядочения и интенсификации учебного процесса в 1935 году из широкого профиля минно-торпедных специальностей произошло выделение более узкой специализации, получившей наименование «специалист по минному оружию». Эти изменения отражали новые условия развития флота, а именно — резкого количественного и качественного его роста, заключавшегося во вводе в строй новых проектов кораблей и образцов минного и трального оружия.
В области научной работы основные усилия профессорско-преподавательского состава кафедр Минного сектора были сосредоточены на поиске способов боевого применения состоявшего на вооружении флота минного и трального оружия. С их участием разрабатывались наставления по тактике боевого применения минного оружия. Приходилось уже в ходе боевых действий, сначала в войне с Финляндией, а затем и в Великой Отечественной войне, разрабатывать документы, определяющие организацию использования мин в борьбе на путях морских сообщений противника, при обороне своих баз и побережья, при защите своих путей морских сообщений, поддержке морских флангов армии от ударов противника с моря. Кафедра материальной части минного оружия активно участвовала в разработке Правил минной службы, определяющих порядок боевой и повседневной эксплуатации мин новых образцов, поступающих уже в ходе войны, таких как: ПЛТ, ПЛТ-Г, ПЛТ-2, ЭП, ЭП-Г, АМД-500, АМД-100 и ЯМ, которые значительно расширили возможности ВМФ в решении основных задач, поставленных перед флотом. Кафедрой боевого использования минного оружия и средств противоминной обороны велись научные разработки по обоснованию правил боевого использования вступающих в строй первых советских тральщиков специальной постройки проектов 53 и 53у и минных и сетевых заградителей, таких как «Марти», «Мурман», «Пушкин». В этот период было разработано наставление по боевому использованию параванных охранителей, разработаны инструкции по массовой постановке мин в оборонительных противодесантных минных заграждениях и по боевому применению мин при ведении наступательного морского боя.
Из-за неоднородности в базовой подготовке слушателей по специальности и в области общеобразовательных наук, а также из-за различий в сроках обучения на минных кафедрах была разработана и применялась различная методика проведения занятий. Основное время (до 60%) в учебе с уже установившейся традицией отводилось практическим занятиям. В программе обучения офицеров-минеров завершающим элементом обучения являлась учебная практика на кораблях флота, где оттачивались навыки по боевому использованию минного и трального оружия в корабельных условиях. Примером интенсивности и насыщенности такого рода практической подготовки явилось продолжительное заграничное плавание из Черного моря во Владивосток в 1939 году на быстроходных тральщиках «Стрела», «Трос», «Подсекатель» и «Проводник». Переход был насыщен выполнением тренировок тральных и минных расчетов, практических тралений и отработки сплаванности в составе тральных групп.
С 1918 по 1941 гг. Классами командовали: Зеленой А.П. (1918),
Гончаров Л.Г. (1918-1920), Винтер Е.Ф. (1920-1923), Бологов Н.А. (1924-1925), Белобров Д.П. (1925-1930), Рыбалтовский Н.Ю. (1930-1939), Коренв К.Ю. (1939-1941, 1942-1956).
С 22 июня 1941 года преподаватели кафедр Минного сектора начали готовиться к переходу на обучение слушателей по программам военного времени с сокращенным сроком занятий. В июле 1941 года Народным Комиссаром ВМФ Н.Г. Кузнецовым было принято решение о передислокации ВСККС в Астрахань, Эвакуация была произведена двумя эшелонами в августе-сентябре 1941 года.
1 октября 1941 года после передислокации в Астрахань развернулась напряженная работа по подготовке слушателей по программам военного времени. Учебные планы были пересмотрены. Срок обучения был сокращён до 6 месяцев. Главный упор был сделан на привитие слушателям практических навыков при исполнении ими соответствующих обязанностей на кораблях. Поэтому основное место в учебном процессе занимали практические занятия на приборах и технике, подкрепленные минимумом теоретических обоснований. С января 1942 года начались занятия первого военного набора ВСК по программам военного времени с сокращенным 6-месячным сроком обучения. В июне 1942 года состоялись выпускные экзамены. Учебная практика не проводилась, о чём было отмечено в свидетельствах об окончании курсов.
В начале августа 1942 года начались занятия со слушателями второго набора. В связи с быстрым приближением фронта к Волге по распоряжению заместителя наркома ВМФ курсы во второй половине августа 1942 года были эвакуированы в Самарканд. В Самарканде курсы вместе с Военно-морской академией (ВМА) были размещены в здании университета. На 2-3 этажах располагались учебные помещения ВМА, на четвёртом этаже – курсов. Личным составом курсов было приложено много сил и старания для того, чтобы в необорудованных для учебных целей помещениях создать кабинеты и лаборатории, отвечающие требованиям учебного процесса, и разместить в них необходимую технику и тренажёры.
В июле 1943 года приказом Народного Комиссара ВМФ срок обучения был увеличен до 12 месяцев. 9 сентября 1943 ВСК были переименованы в Специальные курсы офицерского состава ВМФ (СКОС). В августе 1944 года они были перебазированы в Ленинград.
В 1945 году кафедры СКОС, готовившие специалиств минного оружия, были переименованы в кафедру минного, трального и противолодочного оружия (1945-1960 гг.) и в кафедру боевого использования минного, противоминного и противолодочного оружия (1945-1960 гг.). Начальником кафедр были назначены контр-адмирал Салмин Евгений Иванович и капитан 1 ранга Шушлебин Иван Петрович. В 1945 году курсы были переименованы в Высшие ордена Ленина специальные классы офицерского состава (ВОЛСОК) ВМФ СССР. Факультетская структура Классов в 1946 году, с введением нового штата, включала в себя семь факультетов, в том числе минно-торпедный.
В 1946 году был полностью произведен переход на обучение по программам мирного времени. Усилия командования и профессорско-преподавательского состава были направлены на изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс опыта Великой Отечественной и Второй мировой войн. В этом же году введена адъюнктура. В 1956 году создается кафедра боевого использования противолодочного оружия.
К началу 1960 гг. была заложена основа ракетно-ядерного флота. Научный прорыв 60-ых в создании новых образцов оружия выдвинул новые требования к подготовке флагманских минеров для различных классов кораблей. В это же время в соответствии с указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 15 января 1960 г. «О значительном сокращении Вооруженных Сил Союза ССР» происходило сокращение Вооруженных Сил и военно-учебных заведений, в том числе и ВОЛСОК. Согласно новому штату на классах было организовано три факультета, среди них факультет оружия и противолодочной обороны (в дальнейшем факультет вооружения). Произошло объединение кафедр, сократилось их число. Кафедра торпедного оружия надводных кораблей была объединенина с кафедрой противолодочного оружия и получила наименование «кафедра боевого использования противолодочного и торпедного оружия надводных кораблей». Уменьшилось практически в два раза количество слушателей.
Первый выпуск факультета вооружения состоялся 18 июля 1961 года и включал 62 высококвалифицированных офицера (из них 45 офицеров были подготовлены как флагманские специалисты). 29 июля 1963 года был объявлен новый штат Классов, согласно которому вводилась организационно-штатная структура факультета. Этот день является днем факультета вооружения. Факультет стал единственным подразделением в ВМФ, выпускавшим флагманских специалистов соединений — офицеров тактического звена. Набор офицеров-слушателей на ВОЛСОК в 1963 году составил 135 человек и осуществлялся без вступительных экзаменов. Срок обучения составлял 9 месяцев и начинался 1 ноября. Подготовка слушателей осуществлялась по 14 военным специальностям в учебных группах, которые сохранили свое историческое название «классы». Среди них — класс флагманских минеров соединений кораблей. Особое место в учебном процессе занимало изучение причин аварийности с оружием и техническими средствами на флоте, методов их предупреждения и борьбы за живучесть, а также изучения опыта Великой Отечественной войны, локальных конфликтов в послевоенное время и учений флотов.
Сложность и многообразие возможных боевых действий на море, развитие флота требовали постоянного включения в учебные программы новых вопросов. Объем учебного материала постоянно возрастал и в 1968 году срок обучения слушателей на Классах Приказом Министра обороны СССР был увеличен с девяти до десяти месяцев. Начало обучения — 1 октября каждого года.
С середины 70-х годов, учитывая необходимость в дополнительной подготовке офицеров после окончания военно-морских училищ перед назначением на вышестоящие должности на корабли 1 ранга, профиль подготовки, даваемой слушателям Классов, был изменен. Факультет вооружения стал готовить флагманских специалистов соединений и командиров боевых частей кораблей 1 ранга. Это изменение позволило в 70-80 годы создать кадровый резерв для комплектования экипажей новых кораблей и подводных лодок бурно развивавшегося Военно-Морского Флота СССР.
С середины 90-х годов произошло значительное сокращение личного состава кафедр факультета вооружения. 1 июля 2012 года Высшие специальные офицерские классы ВМФ стали филиалом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и получили новое название Военный институт (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». В настощее время факультет вооружения является основным подразделением Классов ВМФ, где ведется подготовка высококвалифицированных специалистов для современного военного флота, в том числе командиров БЧ-3 кораблей 1 ранга и флагманских минеров соединений.
Объединенный факультет вооружения в 1960-2018 гг. годы возглавляли: контр-адмирал И.И. Беляев; контр-адмирал И.П. Кабанов; контр-адмирал Э.С. Бородин; контр-адмирал В.В. Владимиров; капитан 1 ранга В.А. Зибрин; контр-адмирал С.Н. Козинцев;
капитан 1 ранга А.Н. Богданов.
Перечень наименований Классов с 1924 года по настоящее время:
- 1923 — 1924 — Высшие специальные курсы командного состава флота
- 1924-1926 — Специальные курсы усовершенствования командного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота
- 1926 — Специальные курсы усовершенствования командного состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии
- 1926-1931 — Специальные курсы командного состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии
- 1931-1939 — Специальные курсы командного состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени ЦИК ТАССР
- 1939 — Специальные курсы командного состава Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота (СККС)
- 1939-1943 — Высшие специальные курсы командного состава Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота (ВСК)
- 1943-1945 — Специальные курсы офицерского состава ВМФ (СКОС)
- 1945 — 2009 — Высшие ордена Ленина специальные классы офицерского состава ВМФ (ВОЛСОК)
- 2009 — 2012 — Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота» (ВСОК) — филиал Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
- С 2012 г. — Военный институт (дополнительного профессионального образования) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»