Галический А.В. Развитие водолазного дела ВМФ России в 1918 – 1945 годы

В статье использовались материалы книг и работ:

— Боровикова Павла Андреевича, историка водолазного дела, акванавта, кандидата технических наук;

— заместителя начальника АСС ВМФ инженера-контр-адмирала Чикера Николая Петровича.

Пьяные водолазы работают только там, где море по колено.

В 1918 году Кронштадтская водолазная школа была эвакуирована из Кронштадта в Петроград, затем в Саратов, а потом в Казань. В 1920 году она была переведена в Вольск. В конце 1921 года школа вернулась в Петроград, а затем в 1922 году в Кронштадт. В декабре 1924 года Водолазная школа была переведена в Балаклавскую бухту Севастополя и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота.

19 июня 1919 года был издан декрет «О национализации водолазного имущества и передаче его Главному управлению водного транспорта за исключением имущества, находящегося в ведении ВМФ», подписанный В.И. Лениным. 14 декабря 1920 года постановлением Комиссии по снабжению рабочих при Народном комиссариате   продовольствия СССР водолазы были приравнены по снабжению к командирам подводных лодок во время выхода в море. 5 января 1921 года В.И. Ленин подписал декрет «О работе по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях». Это способствовало дальнейшему развитию и координации водолазной деятельности в стране. В соответствии с этими декретами на Азовском и Черном морях, а затем и на Севере в 1921 году были созданы первые судоподъемные партии. 28 апреля 1921 года была создана Центральная водолазная база (ЦВБ) при Центральном техническом водном управлении по отделу судоподъемных, водолазных и спасательных работ, а в 1922 году при ЦВБ была организована водолазная школа на 50 учеников. 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 судоподъемные партии были преобразованы в единый орган – Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Под её эгидой было объединено водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. В состав ЭПРОН были также переданы спасательные суда и плавсредства из Морских сил Чёрного моря: суда «Кербедз», «Красный Кубанец», катера «Коршун», «Удалец», «Тигр», «Первый», несколько барж, водолазные боты, 40-тонный плавкран. Задачами ЭПРОН были судоподъём и специальные подводно-технические работы, связанные с подъёмом затонувших и аварийных судов.

В 1926 году на Черном море специалисты ЭПРОН приспособили баржу под компрессорную станцию для продувки понтонов. Тогда же они получили старый буксирный пароход «Кабардинец». Новороссийской партии в конце 20-х годов были переданы изношенные катера «Чеченец» и «Осетин». На барже «Фотиния» она оборудовала крамбол (устройство для подтягивания к борту якорей грузоподъемностью до 15 тонн), а в качестве водолазных ботов (с ручными помпами, а потом и с компрессорами) использовала несколько старых деревянных самоходных и несамоходных катеров и баркасов. Балтийская партия при ее формировании в 1929 году получила плавбазу «Трефолев», бывшее учебное судно с одной паровой машиной мощностью 400 л. с. Судно имело мощный стационарный водоотливной насос и крамбол для затопления понтонов.

Из новых средств до начала 30-х годов ЭПРОН получила лишь изготовленный по его заказу электрический контактный миноискатель, применявшийся при поиске в Цемесской бухте затопленных кораблей Черноморской эскадры, а также водяной ствол с обратным ходом для удаления грунта из тоннелей и водяной грунтосос (эжектор).

В поисковых работах стала применятся глубоководная камера, созданная инженером Е.Г. Даниленко в 1923 году. Однако в её конструкции выявился ряд недостатков. Механические руки (манипуляторы) не действовали и, выдаваясь за пределы корпуса, мешали ее спуску под воду. Камера имела очень большой вес, т.к. была рассчитана на спуск трех человек, хотя это и не вызывалось необходимостью. Поэтому в 1926 году инженер А.3. Каплановский спроектировал новую, более удачную наблюдательную камеру, без манипуляторов, на одного человека. Она была построена и успешно использовалась на Черном и Баренцевом морях

В 1929 году при ЭПРОН был организован командирский класс, который готовил руководителей водолазных работ. Для организации учёбы в нём руководством ЭПРОН было направлено два строевых командира, два врача и два инженера. Окончившим курс подготовки присваивалось звание водолазного специалиста. В соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) от 18 января 1931 года № 2011 на ЭПРОН наряду с судоподъемными работами были возложены аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные работы.

В 1930 году на основе переданных ЭПРОН ремонтно-производственных мастерских Центральной водолазной базы НКПС в Севастополе были созданы Центральные водолазные мастерские с задачей разработки новых и совершенствования применяемых образцов снаряжения, оборудования и подводной техники. В том же году впервые были созданы пневматические грунтососы с диаметром всасывающей трубы от 4 до 10 дюймов, впервые примененные при подъеме артиллерийских башен. Тогда же началась работа над проектом подъема артиллерийских башен главного калибра линкоров «Императрица Мария» и «Свободная Россия» с помощью весьма оригинального кольцевого понтона грузоподъемностью 1100 тонн. Основные технические данные были рассчитаны инженером Т.И. Бобрицким, а весь проект — группой инженеров под научным руководством профессора П.Ф. Папковича. Понтон изготовил Севастопольский морской завод. С помощью этого понтона было поднято шесть линкоровских башен.

В 1931 году в составе Главного управления ЭПРОН был образован технический отдел во главе с инженером Л.А. Белецким. Этот отдел с первых шагов начал предпринимать энергичные действия по созданию специальных спасательных судов, водолазных ботов, понтонов, глубоководных аппаратов, различной подводной техники. В 1934 году на пост главного инженера был назначен А.К. Михайлов. За 17 лет работы в ЭПРОН, а затем в АСС, он сумел сделать очень многое для оснащения спасательных отрядов современными судами и техническими средствами.

Работали в ЭПРОН классические водолазы, которые спасали аварийные суда и занимались подъемом уже затонувших кораблей. Спускались под воду эти водолазы в «трехболтовках» — водолазных костюмах с большим шлемом на голове, который крепился к манишке водолазного костюма тремя болтами. Такой водолаз был связан с кораблем-базой, с которого по шлангу подавался воздух, а по телефонному кабелю осуществлялась связь. Кроме этого, водолаз был связан с базой страховочным тросом. Во второй половине 1930-х годов появилось отечественное снаряжение, позволяющее решать задачи под водой без связи с кораблем-базой, полностью автономно. Были созданы автономные дыхательные аппараты, изолирующие костюмы. Но для того времени такое оборудование позволяло успешно решать поставленные задачи под водой.

Значительную роль в развитии водолазного дела сыграл русский флотский инженер Владимир Сергеевич Языков, по предложению которого в 1914 году флотское командование решило провести операцию по поиску и подъёму британского военного парохода «Принц», затонувшего в ноябре 1854 года на рейде Балаклавы. Но работы так и не начались из-за вступления России в Первую мировую войну. Девять лет спустя не потерявший энтузиазма Языков пришел со своими планами и предложениями на Лубянку в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, полагая, что именно здесь оценят вероятную возможность пополнить государственный бюджет солидной суммой в золоте. Председатель ГПУ Генрих Ягода, на приём к которому Языков попал в начале 1923 года, отнесся к предложению со всей серьезностью. Уже в марте поступило распоряжение о создании опытной глубоководной партии под руководством Льва Захарова-Мейера, а Языков стал непосредственным руководителем работ.

Технический отдел ГПУ разместил на московском заводе «Парострой» заказ по изготовлению гидростата – подводной рабочей камеры, игравшей главную роль в поисках «Принца». Эту камеру, способную работать на глубине до 70 саженей (72 м), разработал бывший флагманский инженер-механик дивизии подводных лодок Балтийского моря Евгений Даниленко, которого Языков сумел увлечь своей идеей. Полностью построенный гидростат с яркой внешней лампой и механическим манипулятором отправили по железной дороге 4 июля 1923 года из Москвы на базу экспедиции в Балаклаву.  Камера имела значительный вес в 10 тонн. Для её погружения и подъема выделили баржу «Болиндер», которую перемещал по морю буксир «Набат». В том же году начать реальные поиски «Принца» не удалось. Время ушло на отработку процесса погружения камеры и ее испытания, обучение персонала и технические доработки. Первое пробное погружение совершили 2 сентября 1923 года Е.Г. Даниленко и гидронавт Д.А. Карпович. Гидростат опустили на глубину 40 метров для проверки его работоспособности. А уже 9 сентября 1923 года был установлен первый рекорд глубины погружения для нашей страны – 123 метра.

Как только этот испытательный процесс успешно завершился, 2 ноября 1923 года опытную глубоководную партию приказом по ГПУ включили в ЭПРОН, приравняв в плане снабжения к пограничным флотилиям. Работы по поиску «Принца» проводились в период с 1923 по 1928 гг. в районе Балаклавы на глубине от 20 до 50 саженей с перерывом на 2 года в 1923 — 1925 гг. В поисковых работах использовался гидростат Даниленко, названный его инициалами «ЕГД». В 1923 году с помощью глубоководного аппарата была обследована площадь около 6 квадратных миль. В ходе поисков водолазы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков и до полутора десятков старинных английских якорей. Но корпус «Принца», несмотря на привлечение японских специалистов и английских источников информации, так и не был найден. Его остатки были обнаружены только в 2010 году, но сокровищ там не оказалось. Впоследствии с помощью «ЕГД» было поднято более сотни затопленных в период Гражданской войны кораблей и судов, загромождавших порты и подходы к ним. С появлением в 1923 году в СССР гидростата ЭПРОН с предельной глубиной погружения 150 м первая женщина-гидронавт Мария Васильевна Клёнова добилась его научного применения. В 1927 году она неоднократно погружалась в гидростате в районе Балаклавы. Появившиеся после окончания работ предложения по роспуску ЭПРОН благодаря проводившимся другим работам были отклонены. Строившиеся в СССР в 20 – 30 годы глубоководные аппараты повторяли в общих чертах гидростат Даниленко.

3 марта 1923 года при ОГПУ была создана опытная глубоководная партия под руководством Л.Н. Захарова-Мейера, а В.С. Языков остался непосредственным руководителем работ. 1 марта 1930 года в ведение ЭПРОН были переданы Центральная водолазная база и её водолазная школа. В 1930 году водолазная школа ЭПРОН была реорганизована в Военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки водолазов и водолазов глубоководников. Начальником техникума был назначен Феоктист Андреевич Шпакович, а его заместителем — врач Константин Алексеевич Павловский. С организацией техникума началось усиленное освоение водолазами больших глубин.

К 1932 году все районы страны были охвачены сферой деятельности ЭПРОН. Однако его организационное совершенствование на этом не остановилось. Ведущие партии на морях в последующем преобразуются в экспедиции, а остальные партии — в отряды. В составе Главного управления была сформирована служба связи во главе с опытным инженером и умелым организатором А.А. Новицким. Центральная радиостанция ЭПРОН в Ленинграде несла круглосуточную вахту и на аварийной волне могла непосредственно принимать сигналы бедствия с кораблей, находившихся в плавании. В 1934 году, для обслуживания речных бассейнов и озер, в Ленинграде был создан Аварийно-спасательный отряд рек и озер, впоследствии переименованный в Экспедицию рек и озер ЭПРОН.

В результате всех преобразований новая организационная структура ЭПРОН была следующей: Главное управление (Ленинград); Северная экспедиция (Мурманск) с подчиненным ей Архангельским аварийно-спасательным отрядом; Балтийская экспедиция (Ленинград); Черноморская экспедиция (Севастополь) с подчиненными ей Новороссийским и Одесским аварийно-спасательными отрядами; Каспийская экспедиция (Баку) с подчиненным ей Астраханским аварийно-спасательным отрядом; Тихоокеанская экспедиция (Владивосток); Московская экспедиция (Москва), переименованная впоследствии в Экспедицию центрального района; Военно-морской водолазный техникум (Балаклава).

К началу 1935 года в состав ЭПРОН входили Главное управление ЭПРОН и его региональные структурные подразделения на БалтийскомЧерноморскомСеверном,

Тихоокеанском флотах и Каспийской военной флотилии:

— Московский отряд подводно-технических работ, Гидротехническая группа на строительстве № 15 НКВД СССР (Северный Сахалин), Центральные мастерские (Ленинград), Военно-морской водолазный техникум (Балаклава), База отдыха водолазов (Хоста);

— Балтийская экспедиция (Таллин), Черноморская экспедиция (Балаклава), Северная экспедиция (Мурманск), Тихоокеанская экспедиция (Владивосток), Каспийская экспедиция (Баку) с соответствующими структурными подразделениями, базировавшимися на различных военно-морских базах (ВМБ);

— аварийно-спасательные отряды (АСО) и отряды подводно-технических работ (ОПТР), подчинённые управлениям соответствующих экспедиций на флотах и флотилиях.

В дальнейшем ЭПРОН расширялась и к началу Великой Отечественной войны имела подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске.

До 1931 года ЭПРОН находилась в ведении ОГПУ, затем подчинялась Наркомату путей сообщения, с 1936 года – Наркомату водного транспорта, а с 1939 года – Наркомату морского флота. В оперативном отношении при выполнении аварийно-спасательных работ ЭПРОН подчинялся наркому по военным и морским делам. При этом ЭПРОН сохраняла свою военную структуру, а во время аварийно-спасательных работ переходила в оперативное подчинение наркомату по военным и морским делам. На протяжении 18 предвоенных лет ЭПРОН была ведущей организацией страны по подъему затонувших кораблей и судов, а также по проведению спасательных работ во многих районах Мирового океана. Она производила сложные подводные работы на стройках предвоенных пятилеток, обучала водолазов для ВМФ и гражданских организаций.

В 1920-х годах начался подъём кораблей Черноморской эскадры, затопленных в 1918 году в Цемесской бухте. Его осуществляла Новороссийская партия ЭПРОН. Первыми в 1925 году были подняты транспорт «Эльборус» и эскадренный миноносец «Калиакрия». Затем — большая часть остальных кораблей и оборудования эскадры.

В 1931 году после гибели подводной лодки № 9 Балтийского флота мастерские ЭПРОН получили заказ на разработку и производство в 1932-1938 гг. пяти типов индивидуальных спасательных аппаратов (ИСА) — «ЭПРОН-1, 2, 3, 4, 5». В 1931-1932 гг. был разработан ИСА «Э-1» («ЭПРОН-1»). Последние два типа позже использовались на подводных лодках ВМФ. В 1939 году был разработан один из лучших образцов автономных дыхательных аппаратов – изолирующий спасательный аппарат морской (ИСА-М), на базе которого в 1943 году была выпущена усовершенствованная модель ИСА-М-43.

В порядке выполнения производственного плана только за первые десять лет с 1924 по 1934 год специалисты ЭПРОН подняли сто десять кораблей и судов, то есть в среднем более десяти единиц в год. В 1924—1928 годах ЭПРОН с участием водолазов удалось поднять подводную лодку «Пеликан», эскадренный миноносец «Дзержинский», британскую подводную лодку L-55.

Севастопольская группа ЭПРОН провела в Эгейском море операцию по спасению парохода «Ильич», который 20 декабря 1931 года был выброшен во время сильного шторма на прибрежные камни одного из островов. Работа проводилась под руководством старшего водолазного инструктора В.И. Правдина с использованием ледоколов «Торос» и «Шалва Элиава». После выполнения необходимых работ снятие парохода с камней прошло гладко в присутствии большого скопления людей. Действия ЭПРОН были высоко оценены международной прессой и руководством СССР.  Одной из самых знаменитых операций Севастопольской группы ЭПРОН начала 1930-х годов стал подъем со дна Севастопольской бухты четырех башен линкора «Императрица Мария», взорвавшегося и затонувшего в 1916 году. Этими работами руководил начальник Южного округа ЭПРОН Фотий Иванович Крылов, который в 1932 году был назначен начальником Главного управления ЭПРОН. С его именем связаны самые знаменитые операции того времени. Одним из самых крупных судов, поднятых Севастопольской группой, был военный транспорт «Сербия» водоизмещением 6000 тонн. Его корпус был поднят в 1940 году в рекордный срок — за 85 рабочих дней без каких-либо происшествий и аварий. Работами руководил начальник штаба Новороссийского отряда ЭПРОН Г.Л. Артюхов.

Балтийская партия ЭПРОН, начиная с 1933 года успешно обеспечивала проводку с Балтики на Север по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцев, сторожевых кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов. В эти годы на Ладожском озере был поднят и повернут на ровный киль танкер «Крестинтерн», на Балтийском море — пароход «Колывань», землечерпалка «И-2», пароход «Аамот», остатки крейсера «Олег», сняты с камней транспорт «Буг» и два эсминца.

На Севере водолазы ЭПРОН подняли 74 судна общим водоизмещением 25 763 тонны и спасли 36 судов (124 600 тонн). Со дна морей в тяжелых условиях Заполярья ими были извлечены ледокол «Садко», пароход «Ямал», землечерпалка «Чернышевский», пароход «Бенартур», транспорт «Буревестник», траулер «Мойва», кормовая часть транспорта

«Бейропея» и другие суда. В 1933 году ЭПРОН были выполнены работы по спасению ледокола «Малыгин» в суровых условиях Заполярья у берегов Шпицбергена, работы по подъему с глубины 25 метров ледокола «Садко» и с глубины 81 метра подводной лодки № 9.

Район деятельности Отдельной дальневосточной партии ЭПРОН охватывал все моря, омывающие советский Дальний Восток, а также реку Амур с притоками и реки Восточной Сибири. Её специалистами были подняты шаланда «Уссурийск», ледокол «Богатырь», корпус парохода «Сешан», землечерпалка и ряд мелких судов. Особенно значителен объем выполненных ими аварийно-спасательных и подводно-технических работ.

Успешно справлялась со своими задачами и Бакинская партия ЭПРОН и созданная в 1932 году Астраханская партия. Наиболее значительными работами каспийцев были подъем танкеров «Советская Армения», «Слава труду», парохода «Пушкин», буксирного катера «Степан Разин», ледокола «Каспий», минного заградителя «Демосфен» и плавбатареи «Дело».

В 1938 году Военный совет ВМФ решил в срочном порядке организовать обучение водолазному делу и строительство учебных бассейнов, чтобы отрабатывать навыки работы в водолазном снаряжении у личного состава подводных лодок. Данное решение было принято после проверки состояния дел на Тихоокеанском флоте по внедрению подводных аппаратов.
24 октября 1938 года по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Н.Г. Кузнецова состоялось опытное учение, предусматривающее высадку легких водолазов с ПЛ «Щ-122» и их последующее возвращение обратно. Эту операцию готовил и руководил ей капитан 3 ранга Владимир Берестецкий. Учение было первой в истории ВМФ высадкой с подводной лодки во время погружения вооруженной группы легких водолазов. Оно закончились успехом, продемонстрировав новые возможности по использованию легких водолазов в решении специальных боевых задач. Но до 1941 года внедрение этих начинаний в процесс боевой и организационной подготовки флота практически не проводилось.

В 30-е годы вопросами боевого применения легких водолазов начал работать военный

врач 3-го ранга Н.К. Кривошеенко. На Тихоокеанском флоте он занимался водолазными спусками, выходом подводников из торпедных аппаратов подводных лодок и их спасением. Он стал первым специалистом, который на практике разработал методику автономной работы водолазов под водой. В 1938 году на флоте была проведена проверка состояния дел по внедрению индивидуальных дыхательных аппаратов. Её выполнили сотрудники санитарного отдела флота военврачи 1 и 3 ранга И.И. Савичев и Н.К. Кривошеенко, а также флагманский специалист флота военный инженер 3 ранга Г.Ф. Кроль.

Они выяснили, что освоение аппаратов на флоте не могло быть успешным, так как обучать моряков было некому, а технические средства для практической подготовки отсутствовали. Доложив об этом в начале 1938 года Военному Совету флота, они предложили создать курсы по подготовке инструкторов по спасательному делу на флоте. Курсы начали работу 9 октября 1938 года.

В 1931 году Кронштадтская водолазная школа была переименована в Балаклавский военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. Интенсивность деятельности техникума по подготовке кадров характеризуют следующие сведения о количестве ежегодно выпускавшихся водолазов: в 1938 году — 210, в 1939 — 260, в 1940 — 298, в 1941 году — 460 человек.

В 1936 — 1938 годах значительный успех был достигнут и при освоении больших глубин. При спусках, проводившихся под руководством начальника Военно-морского водолазного техникума Ф.А. Шпаковича и главного врача ЭПРОН К.А. Павловского была достигнута рекордная глубина спуска при дыхании сжатым воздухом. В 1937 году был установлен рекорд погружения на воздухе до 137 м в вентилируемом снаряжении.

В 1938 году один из группы водолазов-глубоководников спустился на глубину 132 метра и вынес пробу грунта. Другие водолазы также спускались на глубину, близкую к рекордной. Этими спусками окончательно было установлено, что сжатый воздух вследствие наркотического действия азота и токсического влияния кислорода малопригоден для дыхания водолазов на глубинах 80 — 100 метров и совсем непригоден на глубинах более 100 метров.

В заграничной практике максимальная глубина погружения в эти годы составляла 105 метров.

Дальнейшие работы по освоению глубин шли по пути применения для дыхания водолазов искусственных газовых смесей, а также создания комплекса нового глубоководного водолазного снаряжения и спускоподъемных устройств. В ЭПРОН велись обширные научные исследования по совершенствованию техники и способов выполнения работ под водой.

К научным работам по увеличению глубины и безопасности водолазных спусков были привлечены такие светила науки, как академики Леон Абгарович Орбели и Евгений Михайлович Крепс. Именно под их руководством и при их непосредственном участии были разработаны режимы декомпрессии, которые позволили установить несколько мировых рекордов водолазных погружений.

В 1935 году группой врачей, специализировавшихся в области водолазного дела, под руководством академика Л.А. Орбели был проведен большой объем исследований по определению пригодности гелия как разбавителя кислорода в составе искусственных газовых смесей для дыхания водолазов под водой. Изучены его физические свойства под повышенным давлением и разработаны основы для создания гелиокислородных режимов декомпрессии водолазов. Эти исследования, прерванные Великой Отечественной войной, были возобновлены лишь в послевоенные годы.

В конце 1930-х в СССР ещё не производились ни акваланги, ни даже ласты. Поэтому советские боевые пловцы не плавали, а буквально ходили по дну. Их так и называли — «подводными пехотинцами». Во второй половине 1930 годов в СССР появилось лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее решать задачи под водой без связи с кораблём-базой. Оно было полностью автономным. Были созданы автономные дыхательные аппараты, изолирующие костюмы. В 1931–1932 годах для ВМФ было создано автономное водолазное снаряжение типа «Э» (ЭПРОН). С середины 30-х годов его стали называть «легководолазным».  Кроме снаряжения типа «Э», советские легководолазы использовали аппараты ИПА, ВАП, ИПСА, ОСВОД-1 и ОСВОД-2. Два последних широко применялись на спасательных станциях во второй половине 30-х годов XX века. На это были две основные причины:

— подводный флот нуждался в аварийно-спасательном снаряжении для выхода с глубины через торпедные аппараты с поврежденной подводной лодки;

— легкое водолазное снаряжение значительно расширяло боевые возможности флота при проведении подводных диверсий в тылу врага.

В середине тридцатых годов 20 века в СССР предложили использовать водолазное снаряжение для высадки диверсантов на берег из находящейся под водой подводной лодки. При разработке средств спасения для её экипажа была доказана на практике возможность высадки из подводного положения водолазов-разведчиков, замены экипажей в подводном положении, высадки десанта для разведки и совершения диверсионного акта на берегу с реальным применением оружия и взрывных средств. Все эти задачи были успешно выполнены.

В октябре 1938 годы были подготовлены и проведены на Тихоокеанском флоте первые учения по высадке водолазов-разведчиков из подводной лодки Щ-112, находящейся в подводном положении в расположении условного противника. Учения прошли успешно и дали обнадеживающие результаты. В 1940 году такое же учение было проведено на Черноморском флоте. Положительные результаты этих операций были учтены при создании в апреле 1941 года на Балтийском флоте специального подразделения легких водолазов. Оно состояло из 40 человек из состава 1-й особой бригады морской пехоты. Подразделение базировалось в Ораниенбауме на борту крейсера «Аврора». К нему была пришвартована подводная лодка «Правда», используемая легкими водолазами для практических тренировок. Этим лёгкие водолазы значительно отличались от водолазов ЭПРОН, действовавших в тяжелом водолазном снаряжении и буквально «привязанных» к базе-кораблю или береговой водолазной станции.

Первой женщиной – профессиональным водолазом в СССР стала Нина Васильевна Соколова.

С 1936 года она руководила отрядом водолазов ЭПРОН, выполнявшим подводно-технические работы по укреплению береговой линии в районе города Сочи. Она освоила водолазное дело, чтобы лично убеждаться о качестве проведенных подводных работ. Затем окончила водолазные курсы.

В 1939 году для баролаборатории Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова была изготовлена на Балтийском заводе барокамера с предкамерой на давление 20 атмосфер для работ с использованием гелиокислородных смесей (ГКС). В этом же году специалисты Постоянной комиссии по АСД провели экспериментальные спуски на глубину 157 м, используя ГКС и изолирующие дыхательные аппараты легкого водолазного снаряжения.

На основе опыта аварийно-спасательных и судоподъемных работ Главное управление ЭПРОН выработало основные требования к проектированию универсального спасательного судна для плавания и работы во всех районах Мирового океана. Такой проект был разработан, и в 1940 году ЭПРОН получила два головных спасательных судна — «Нептун» и «Сатурн», построенные Ленинградским судостроительным заводом.

5 мая 1939 года приказом № 125 Председателя Центрального совета общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ЦС ОСОАВИАХИМ) в Воронеже была открыта Воронежская водолазная школа ДОСААФ. Она называлась кружком военно-морских знаний, основной задачей которого была подготовка молодежи к службе на флоте и переподготовка военных моряков запаса.  В 1946 году кружок был преобразован в Военно-морской клуб.

В предвоенные годы водолазы ЭПРОН погружались для выполнения подводных работ на 220-300 метров. Для выполнения таких глубоководных спусков в море необходимо было иметь комплекс технических средств, устанавливаемых на водолазном судне.
В 1940 году специалистами ЭПРОН были разработаны водолазная подъемная камера ПР для транспортировки водолазов в воздушной среде (прототип водолазного колокола) и полу колокол «Фаэтон» – водолазная беседка.

К началу Великой Отечественной войны в состав ЭПРОН входили 28 спасательных судов, из них 7 современных специальной постройки, 50 водолазных ботов, несколько плавбаз для судоподъёмных работ, барж, килекторов, плавкранов. Первой официальной боевой единицей стала рота особого назначения (РОН), созданная на базе ЭПРОН по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова № 72 от 11 августа 1941 года. Её укомплектовали бойцами морской пехоты и краснофлотцами-водолазами. 22 июня 1941 года приказом НК ВМФ СССР и НК МФ СССР от № 0525/22 ЭПРОН со всеми органами управления и средствами была включена в состав ВМФ.

Водолазное дело в годы Великой Отечественной войны было направлено на решение следующих задач:

поиск и обезвреживание морских мин в заминированных зонах и вражеских водах, в том числе с работой водолазов на многометровой глубине;

— подъём потопленных своих и вражеских кораблей с их отправкой в ремонт;

— прокладка трубопроводов;

— восстановление подводных силовых кабелей;

— строительство причалов, подъём ушедших под лёд грузовиков, барж с продовольствием, цистерн с горючим на Дороге жизни.

Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы в специфику подготовки водолазов. Появилась необходимость в ведении подводной разведки. Так появилась новая водолазная специальность – «водолаз-разведчик».

В начале Великой Отечественной войны, когда сложившаяся обстановка поставила перед разведывательным отделом штаба Балтийского флота (РО ШБФ) очень трудные оперативные задачи, стало ясно, что наиболее эффективным способом проникновения в тыл немецких войск является высадка десантников с моря с использованием легководолазного снаряжения. Предложение о создании спецподразделения, состоящего из водолазов, было высказано сотрудником агентурной разведки РО ШБФ старшим лейтенантом Афанасьевым в июле 1941 года. Начальник ЭПРОН контр-адмирал Ф.И. Крылов в конце июля доложил представителю Ставки Верховного командования адмиралу И.С. Исакову о целесообразности создания роты особого назначения (РОН). Она была сформирована приказом по Наркомату ВМФ СССР от 11 августа 1941 года. 7 сентября 1941 года её передали разведотделу Балтийского флота с непосредственным подчинением заместителю начальника разведотдела по агентурной разведке капитану 3 ранга Л.К. Бекренёву. Командиром роты был назначен водолаз-разведчик лейтенант Прохватилов Иван Васильевич. Рота была укомплектована командирами   и водолазами, получившими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и подразделениях ЭПРОН. С момента её создания до июня 1944 года штатная численность роты составляла 146 человек, из них водолазов-разведчиков (водолазов-автоматчиков, командиров отделений и помощников командиров взвода) — 111 человек. Фактически в РОН в этот период было всегда не более 119 человек. В штате роты находились три автомашины, мотоцикл и один рейдовый катер типа «К-ЗИС 12».  Организационно до января 1943 года РОН состояла из шести взводов — пяти боевых и одного учебного. Позже — из трех взводов: двух боевых и одного хозяйственного. И.В. Прохватилов за время войны был дважды ранен. После войны работал водолазным специалистом аварийно-спасательного отдела и начальником лаборатории спецназа в одном из институтов ВМФ.

Разместили РОН на острове Голодай (Декабристов) в устье Невы. Разведчики-водолазы находили выход из любого положения: водолазное снаряжение переделывали из армейского, подручные средства шли на производство резиновых штанов и шлюпок для высадки на берег, ремонтировали рации и стрелковое оружие. Первое боевое крещение РОН получила в операции по захвату небольшого острова, занятого финнами в районе Выборга в сентябре 1941 года.  В ней участвовали 50 водолазов. Были захвачены оставленные финнами пушки и пулемёты.

С началом Великой Отечественной войны подготовка бойцов РОН состояла из двух учебных блоков. Одним из них было овладение оружием и тактикой наземного боя в условиях проведения разведывательно-диверсионных операций на суше. Второй блок был связан со спецификой задач роты — это была водолазная подготовка и «водная» подготовка. Обучение вновь зачисленных в состав роты бойцов водолазному делу начиналось с отработки навыков работы в вентилируемом снаряжении. Более простое в обращении и более безопасное, чем кислородное, вентилируемое снаряжение позволяло новичку освоиться с обстановкой под водой, получить первичные навыки хождения по дну и выполнения отдельных работ, таких как поиск предметов под водой и их остропка, резка колючей проволоки, тросов, стволов деревьев и прочее. После освоения вентилируемого снаряжения новички переходили к легководолазному снаряжению, сначала просто привыкая к нему под водой, а затем уже начиная отработку определенных задач. В легководолазной подготовке водолазов РОН можно было выделить несколько направлений.

Во-первых, это переходы по дну на большие — до километра и более — расстояния по заранее проложенному ходовому концу (или, как его называли в то время, — «путеводной нити») для менее опытных водолазов, и с ориентированием по подводному компасу — для опытных бойцов. Иногда командиры РОН устраивали своим подчиненным своеобразные соревнования на скорость перемещения по грунту. По воспоминаниям И.А. Удалова (бойца РОН) «…Устраивались соревнования на скорость передвижения и выносливость. Несколько человек одновременно входили в воду у пирса и по компасу шли в направлении острова Вольный. Норма — за двадцать минут четыреста метров».

Во-вторых, это было выполнение работ под водой: движение по загроможденному рваным железом и обломками деревьев дну, прохождение через заграждения из колючей проволоки, в том числе и с помощью её разрезания, поиск и остропка предметов на грунте (в том числе мин, установленных противником на фарватере Морского канала. Часть задач, не требовавших дальних переходов под водой, отрабатывалась во время зимних погружений в широкую прорубь (майну), для чего на дне Малой Невки был оборудован тренировочный полигон.

В-третьих, это была отработка выхода на берег из подводной лодки через торпедный аппарат и возвращение на борт лодки тем же путем. Водолаз И.А. Удалов, проделавший эту операцию более десяти раз, вспоминал: «…Особенно трудным для всех нас оказался выход из торпедного аппарата подводной лодки и возвращение назад. Эта операция напоминала пролезание в ушко швейной иголки. Вот уж где попотеешь! Нижнюю рубашку хоть выжимай, а от головы, когда снимешь маску, валит пар. Торпедный аппарат — это металлическая труба диаметром около полуметра и длиной до шести метров, отполированная внутри до зеркального блеска. В нее надо пролезть с водолазным аппаратом на груди, грузами и катушкой полевого телефонного кабеля между ногами. В трубу тебя впихнут, а дальше, как сам знаешь. Оттолкнуться не от чего — все скользит. А надо проползти метра три-четыре, потом только захлопнется за тобой крышка, откроется впереди волнорез и поступит вода. Руки на животе, ноги вытянуты, ты на правом боку. И вот, отталкиваясь пальцами рук, начинаешь изворачиваться, как червяк: вытягиваешься, сжимаешься, а вперед продвигаешься по сантиметрам. В лодке уже всем ждать надоело, а ты все еще пыхтишь. И вот дают воду. Сразу становится легче. К лодке привязываешь конец кабеля и, разматывая катушку, идешь в заданном направлении. Выполнив задачу, тем же путем возвращаешься. Лодка все еще лежит на грунте. Тебя ждут. Нагнетают в торпедный аппарат воздух, чтобы продуть воду. Держись крепче, а то и тебя выплюнут, как выплевывают торпеды. А держаться-то и не за что».

Через несколько месяцев эта подготовка была прекращена. Было предложено расформировать ЭПРОН. Но учитывая её состав, умеющий работать под водой, и значительное число оставшихся затопленными кораблей и судов, её сохранили. В первый же день Великой Отечественной войны был издан совместный приказ народных комиссаров ВМФ и морского флота       № 0525/22с «О включении в состав Военно-морского флота всех органов и средств ЭПРОН» с подчинением начальника Главного управления ЭПРОН заместителю наркома ВМФ адмиралу Л.М. Галлеру. При этом флотские структуры перешли в ведение военных моряков, а Главное военно-речное управление – в ведение наркомата речного флота.

С первых дней Великой Отечественной войны водолазы в составе 27-го аварийно-спасательного отряда Балтийского флота выполняли огромное количество работ по поддержанию Дороги жизни, работали в тяжелейших условиях блокады, под артобстрелами и налетами вражеской авиации. В июле 1941 года в Ленинград эвакуировали курсантов и преподавателей Выборгской школы водолазов. Исходная штатная численность личного состава ЭПРОН (2922 человека) в ходе войны потребовала увеличения в соответствии с возраставшим объёмом задач. Новый штат на 4707 человек был утверждён приказом наркома ВМФ от 2 июня 1942 года № 0469. Этим же приказом ЭПРОН была переименована в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу Военно-морского флота (АССС ВМФ).

Весной 1942 года по предложению Н.В. Соколовой был проложен Ладожский подводный топливо провод для снабжения блокадного Ленинграда жидким топливом. Она сделала предварительные расчеты и доказала возможность его строительства. Водолазам ЭПРОН поручили исследовать трассу прокладки и удалить препятствия на дне. Гидрографы Балтийского флота отвечали за промер глубин и расстановку вешек. Специалистам ЭПРОН выделили озерную баржу с краном, буксир, три катера ЗИС, три шлюпки-шестерки и четыре мотобота «Касатка». Для работы с грунтом предоставили восемь рефулерных понтонов. За 43 дня были проложены 27 километров труб по дну озера и восемь километров на берегу, а также выполнены все другие необходимые работы. При монтировке топливо провода было выполнено 5800 стыков, водолазы провели под водой сотни часов, причем топливо провод делали не как «времянку», а с расчетом на долгий срок эксплуатации. Из-за этого все трубы обрабатывались битумом, чтобы предотвратить коррозию.

Одну из самых громких операций РОН провела в 1944 году. В июле 1944 года на Балтике в свой первый боевой поход вышла немецкая подводная лодка U-250. Вооружение субмарины составляли сверхсекретные акустические торпеды Т-5 «Крапивник», которые показали свою эффективность во время боевого применения в Атлантике. В 19:10 30 июля 1944 года МО-103 обнаружил U-250 в Финском заливе и 10 глубинными бомбами в 19:40 потопил её. Место потопления немцы активно защищали. По информации спасенного командира U-250 о стоявших на её вооружении торпедах было принято решение найти лодку и проникнуть в неё. Оно было поручено водолазам РОН. Для выполнения задачи капитан 3 ранга И.В. Прохватилов сформировал группу из 10 водолазов и врача. Искали лодку три дня, нашли на четвертый. Лодка лежала на небольшой глубине. Водолаз проник на лодку и достал с её борта пенал с навигационными картами, на которых были обозначены военные фарватеры и минные поля немцев и финнов. Такая информация в 1944 году позволила пресечь практически всю активность немецкого флота в этом районе Балтики. Кроме этого лодка была поднята и доставлена в сухой док Кронштадта, чтобы получить в свое распоряжение две оставшиеся торпеды Т-5 «Крапивник». Характеристики торпед были тщательно изучены. По личной просьбе премьер-министра Великобритании Черчилля, Сталин дал добро на передачу одной из торпед англичанам для выработки ими мер по противодействию немецким подводным лодкам в Атлантике.

На Волжской военной флотилии, в составе Отдельной бригады траления экипаж катера ТР.611 состоял исключительно из женщин.

Отдельная рота подводных водолазов-спецназовцев И.В. Прохватилова выполнила в период войны более 200 разведывательно-диверсионных операций на оккупированной фашистами территории.

 

В октябре 1941 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Севастополю, школа водолазов была передислоцирована в Астрахань, а в октябре 1942 года — в посёлке Слюдянка около озера Байкал. Для размещения школы водолазов были выделены клуб железнодорожников, здание райвоенкомата, школа и интернат школы. Клуб был использован под казарму, школа под учебный корпус, а интернат — под мастерские, лаборатории и склады. Хозяйственным способом личный состав построил ряд вспомогательных помещений, тренажеров, макетов, бассейн для водолазных спусков. Некоторые макеты носили капитальный характер, например, затапливающийся отсек корабля и разборный макет танка. На озере специально выстроили пирс, затопили у берега часть техники, на которой моряки-курсанты отрабатывали приемы спасения, закладки взрывчатки и другие. Особым испытанием для водолазов стала зима 1942-1943 годов. Но погружения не прекращались даже в сильные холода. Над минами, которые мгновенно схватывались морозом, были установлены палатки, отапливаемые печами-буржуйками.

За время пребывания в Слюдянке велась усиленная подготовка специалистов для армии и флота, в том числе офицеров. Впервые началась подготовка такелажников. В 1943 году проводились испытания и опытные спуски в инжекторном снаряжении под руководством генерал-майора медицинской службы М.П. Бресткина.

На Чёрном море боевая деятельность водолазов началась с борьбы с немецкими неконтактными минами. Попытки вытаскивать такие мины на берег для обезвреживания первое время приводили к гибели минёров. Было принято решение обезвреживать боеприпасы под водой.  Помимо разминирования акватории, водолазы выполняли подъём на поверхность боепитания, амуниции и продовольствия с затонувших в результате налётов немецкой авиации кораблей. В начальном периоде обороны Севастополя были созданы отряды и группы аварийно-спасательной службы для оказания помощи кораблям и судам, получившим повреждения. В ходе обороны Севастополя водолазы спасли 15 кораблей и судов, подняли на поверхность главные орудия семи затонувших кораблей, извлекли из-под воды тысячи тонн боеприпасов, военной техники и продовольствия.

Значительные работы были выполнены после освобождения Севастополя в мае 1944 года. Разминированы его бухты. Водолазы приняли активное участие в подъёме эсминцев «Быстрый», «Совершенный», восьми барж, гидрографического судна «Горизонт», трофейного плавдока с находящимся в нём теплоходом «Эрцгерцог-Карл», теплохода «Грузия», подводной лодки «М-351». В общей сложности за годы войны водолазами Черноморского флота было поднято 675 кораблей и судов общим водоизмещением 315387 тонн, снято с мели 298 судов и кораблей и оказана помощь 144 аварийным судам.

В 1944 году после освобождения Крыма Водолазная школа вернулась в Балаклаву. «Рота особого назначения» просуществовала всю Великую Отечественную войну. После войны было признано нецелесообразным иметь РОН и 14 октября 1945 года был подписан приказ о её расформировании. Такие подразделения были сформированы только в 60-х годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *