Подводная лоджка «С-102» topwar.ru
Подводные лодки IX серии – «С» — «средняя» успешно действовали во время Великой Отечественной войны. В их создании и постройке принимал участие инженер – контр – адмирал Владимир Фёдорович Критский (1898 – 1966). «Эски» по вооружению, скорости хода и глубине погружения превосходили «Щуки» — «Щ». Так 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 2 орудия – 100 и 45 мм представляли серьёзную угрозу для врага. Первоначально театром военных действий этих подводных лодок было Балтийское море, где они хорошо себя зарекомендовали.
Осенью 1941 года две лодки «С – 101» и «С – 102» совершили переход с Балтики на север. Командир «С – 102» — капитан – лейтенант Леонид Иванович Городничий (1911 – 1985) служил ранее на лодке «К – 53» Краснознамённого Балтийского флота, теперь же ему представилась возможность приспосабливать «Эску» к суровым северным условиям. «С – 102» вошла в состав Бригады подводных лодок Северного флота, возглавляемой капитаном 1 ранга Николаем Ивановичем Виноградовым (1905 – 1979).
В конце 1941 года комбриг Н. Виноградов собрал вместе командира дивизиона, куда входила «С – 102», её командира и офицеров подводной лодки – командиров боевых частей перед очередным предстоящим выходом в море. Обращаясь к капитан – лейтенанту Л. Городничеву, он отметил:
«Леонид Иванович! Первый выход «С – 102», конечно, можно считать не совсем удачным. Понятно, что экипаж лодки ещё не полностью адаптировался к условиям плавания на севере. Холодная зима, морозы, штормовые ветры со снежными зарядами, но верю, что вы всё преодолеете. К тому же, в следующий поход с Вами пойдёт опытный подводник капитан 3 ранга Михаил Фёдорович Хомяков ( 1902 – 1943 г. г., позднее погиб, командуя лодкой «К – 1»), с которым Вы совершали переход с Балтики.
Если не возражаете, то теперь вкратце о ситуации на морских коммуникациях, а она существенно изменилась. Немцы сильно активизировали свои морские перевозки. Для зимовки им требуется всё больше боеприпасов, оружия, тёплого обмундирования и продовольствия. Поэтому они стали усиливать охранение морских конвоев, так на оживлённую трассу Тромсё – Петсамо выведена целая флотилия надводных кораблей – миноносцев, сторожевиков и тральщиков.
Что особенно важно: вдоль берегов Норвегии увеличилось число минных заграждений, установлены новые средства наблюдения и повышена боеготовность береговых артиллерийских батарей. Всё это сделано, чтобы запугать нас – подводников, но я думаю, что вы все не робкого десятка. Как считаете?
«Так точно, товарищ капитан 1 ранга!» — дружным хором ответили собравшиеся.
Уже в январе 1942 года подводная лодка «С – 102» вышла в боевой поход. Выполняя одну из поставленных перед нею задач, 5 января высадила в Перс – фьорде разведгруппу, через несколько дней патрулирования и поиска противника в районе Сьюльт – фьорда выследила и атаковала крупный транспорт «Вальтер Ольрогге», открыв счёт потопленным кораблям врага. 14 января 1942 года повстречала конвой из 3 транспортов и 5 кораблей охранения. Благодаря умелому маневрированию по занятию выгодной позиции, с дистанции 6 кабельтовых произвела 4 – х торпедный залп с интервалом 13 секунд при опущенном перископе. 2 торпеды попали в цель дуплетом, поразив транспорт «Тюркхайм» и «Фегервик» общим водоизмещением 15 тысяч тонн.
Городничий Леонид Николаевич
Так, впервые в советском военно – морском флоте «С – 102» уничтожила сразу два вражеских корабля.
Немцы преследовали лодку, ушедшую на глубину, семь часов, сбросив на неё почти свыше сотни бомб. Затаившись на дне, «С – 102» выдержала долговременную бомбёжку, благодаря своему прочному корпусу, не подвёргшемуся деформации, в чём заслуга мастеров завода «Красное Сормово», где она была построена. Отлежав на грунте, «С – 102» направилась в Перс – фьорд, забрала ранее высаженную разведгруппу и 20 января пришла на базу. В тот же день, в районе мыса Нордкин, уничтожила шедший в конвое минный заградитель «Скагеррак».
Так воевал на «С – 102» подводник Леонид Иванович Городничий, совершивший 14 боевых походов.
30 ноября 2021
Примечание: Данные из Викиипедии
Леонид Иванович Городничий (1911—1985) — советский военачальник, контр-адмирал (18.2.1958), подводник. Участник Великой Отечественной войны.
После окончания в 1933 году Ленинградского морского техникума (ныне Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова) штурманский класс получил специальность штурмана дальнего плавания. С того же года — на службе в Военно-морском флоте РККА СССР.
В 1935 прошёл штурманский класс специальных курсов командного состава ВМС РККА, а в 1939 — специальные курсы командного состава при Учебном Краснознамённом отряде подводного плавания имени С. М. Кирова (УКОПП).
С 1935 служил на подводных лодках ВМС РККА — командиром штурманской боевой части Л-1 «Ленинец». В 1935—1938 — дивизионный штурман 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР. С 1938 — помощник командира подводной лодки Л-3 «Фрунзевец», с 1939 — подлодки Щ-317.
В сентябре 1939 года назначен командиром подводной лодки «Щ-302», на которой служил до март 1941 года. В марте—июле 1941 — командир строящейся подлодки «К-53». Командир подводной лодки, совершившей переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот (1941).
С 31 июля 1941 по 17 октября 1945 в звании капитан-лейтенанта командовал подводной лодкой С-102, на которой в составе Северного флота участвовал в сражениях в годы Великой Отечественной войны. Участвовал в 14 боевых походах. 14 января 1942 осуществил успешную атаку одновременно по двум целям, уничтожив два тральщика из состава конвоя. На боевом счету подлодки потопление 6000-тонного транспорта в районе мыс Нордкин — мыс Слетнес Тана-Фьорда во второй половине января 1944 года. Участник неоднократных высадок разведгрупп в тылу противника. Организатор потопления 3 транспортов противника.
В 1948 году окончил основной факультет Военно-морской академии РККА им. К. Е. Ворошилова и морское отделение военно-морского факультета Высшей военной академии им. К. Ворошилова (1954, с золотой медалью).
После окончания войны в 1948—1952 занимал различные должности в Главном оперативном управлении Морского Генерального Штаба; в 1954—1955 был заместителем командира — начальником штаба Рижской военно-морской базы, в 1955—1962 — служил начальником Оперативного управления, 1-м заместителем (1955—1960), заместителем (1960—1962) начальника штаба Северного флота. Внёс большой вклад в то, чтобы Северный флот стал атомным, ракетоносным и океанским.
В 1962—1965 был начальником направления Оперативного управления Главного штаба ВМФ, начальником секции Морского научного комитета Главного штаба ВМФ (1965—1966). С 1966 по 1971 год — в Научно-техническом комитете ВМФ.
С июня 1971 года — в запасе.
Похоронен на Химкинском кладбище.