Прытков В.Ю. Беспримерный залп «ЭСКИ»

Picture background

Подводная лоджка «С-102» topwar.ru

Подводные  лодки  IX  серии – «С» — «средняя»  успешно  действовали  во  время  Великой  Отечественной  войны. В  их  создании  и  постройке  принимал  участие  инженер – контр – адмирал  Владимир  Фёдорович  Критский  (1898 – 1966). «Эски»  по  вооружению, скорости  хода  и  глубине  погружения  превосходили  «Щуки» — «Щ». Так  4  носовых  и  2  кормовых  торпедных  аппарата, 2  орудия – 100  и  45  мм  представляли  серьёзную  угрозу  для  врага. Первоначально  театром  военных  действий  этих  подводных  лодок  было  Балтийское  море, где  они  хорошо  себя  зарекомендовали.

Осенью  1941  года  две  лодки  «С – 101»  и  «С – 102»  совершили  переход  с  Балтики  на  север. Командир  «С – 102» — капитан – лейтенант  Леонид  Иванович  Городничий  (1911 – 1985)  служил  ранее  на  лодке «К – 53»  Краснознамённого  Балтийского  флота, теперь  же  ему  представилась  возможность  приспосабливать  «Эску»  к  суровым  северным  условиям. «С – 102»  вошла  в  состав  Бригады  подводных  лодок  Северного  флота, возглавляемой  капитаном  1  ранга  Николаем  Ивановичем  Виноградовым  (1905 – 1979).

В  конце  1941  года  комбриг  Н. Виноградов  собрал  вместе  командира  дивизиона, куда  входила  «С – 102», её  командира  и  офицеров  подводной  лодки – командиров  боевых  частей  перед  очередным  предстоящим  выходом  в  море. Обращаясь  к  капитан – лейтенанту  Л. Городничеву, он  отметил:

«Леонид  Иванович! Первый  выход  «С – 102», конечно, можно  считать  не  совсем  удачным. Понятно, что  экипаж  лодки  ещё  не  полностью  адаптировался  к  условиям  плавания  на  севере. Холодная  зима, морозы, штормовые  ветры  со  снежными  зарядами, но  верю, что  вы  всё  преодолеете. К  тому  же, в  следующий  поход  с  Вами  пойдёт  опытный  подводник  капитан  3  ранга  Михаил  Фёдорович  Хомяков  ( 1902 – 1943  г. г., позднее  погиб, командуя  лодкой  «К – 1»), с  которым  Вы  совершали  переход  с  Балтики.

Если  не  возражаете, то  теперь  вкратце  о  ситуации  на  морских  коммуникациях, а  она  существенно  изменилась. Немцы  сильно  активизировали  свои  морские  перевозки. Для  зимовки  им  требуется  всё  больше  боеприпасов, оружия, тёплого  обмундирования  и  продовольствия. Поэтому  они  стали  усиливать  охранение  морских  конвоев, так  на  оживлённую  трассу  Тромсё – Петсамо  выведена  целая  флотилия  надводных  кораблей – миноносцев, сторожевиков  и  тральщиков.

Что  особенно  важно: вдоль  берегов  Норвегии  увеличилось  число  минных  заграждений, установлены  новые  средства  наблюдения  и  повышена  боеготовность  береговых  артиллерийских  батарей. Всё  это  сделано, чтобы  запугать  нас – подводников, но  я  думаю, что  вы  все  не  робкого  десятка. Как  считаете?

«Так  точно, товарищ  капитан  1  ранга!» —  дружным  хором  ответили  собравшиеся.

Уже  в  январе  1942  года  подводная  лодка  «С – 102»  вышла  в  боевой  поход. Выполняя  одну  из  поставленных  перед  нею  задач, 5  января  высадила  в  Перс – фьорде  разведгруппу, через  несколько  дней  патрулирования  и  поиска  противника  в  районе  Сьюльт – фьорда  выследила  и  атаковала  крупный  транспорт  «Вальтер  Ольрогге», открыв  счёт  потопленным  кораблям  врага. 14  января  1942  года  повстречала  конвой  из  3  транспортов  и  5  кораблей  охранения. Благодаря  умелому  маневрированию  по  занятию  выгодной  позиции, с  дистанции  6  кабельтовых  произвела  4 – х  торпедный  залп  с  интервалом  13  секунд  при  опущенном  перископе. 2  торпеды  попали  в  цель  дуплетом, поразив  транспорт  «Тюркхайм»  и  «Фегервик»  общим  водоизмещением  15  тысяч  тонн.

Городничий Леонид Николаевич

Так, впервые  в  советском  военно – морском  флоте  «С – 102»  уничтожила  сразу  два  вражеских  корабля.

Немцы  преследовали  лодку, ушедшую  на  глубину, семь  часов, сбросив  на  неё  почти  свыше  сотни  бомб. Затаившись  на  дне, «С – 102»  выдержала  долговременную  бомбёжку, благодаря  своему  прочному  корпусу, не  подвёргшемуся  деформации, в  чём  заслуга  мастеров  завода  «Красное  Сормово», где  она  была  построена. Отлежав  на  грунте, «С – 102»  направилась  в  Перс – фьорд, забрала  ранее  высаженную  разведгруппу  и  20  января  пришла  на  базу. В  тот  же  день, в  районе  мыса  Нордкин, уничтожила  шедший  в  конвое  минный  заградитель  «Скагеррак».

Так  воевал  на  «С – 102»  подводник  Леонид  Иванович  Городничий, совершивший  14  боевых  походов.

30  ноября  2021

Примечание: Данные из Викиипедии

Леонид Иванович Городничий (1911—1985) — советский военачальник, контр-адмирал (18.2.1958), подводник. Участник Великой Отечественной войны.

После окончания в 1933 году Ленинградского морского техникума (ныне Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова) штурманский класс получил специальность штурмана дальнего плавания. С того же года — на службе в Военно-морском флоте РККА СССР.

В 1935 прошёл штурманский класс специальных курсов командного состава ВМС РККА, а в 1939 — специальные курсы командного состава при Учебном Краснознамённом отряде подводного плавания имени С. М. Кирова (УКОПП).

С 1935 служил на подводных лодках ВМС РККА — командиром штурманской боевой части Л-1 «Ленинец». В 1935—1938 — дивизионный штурман 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР. С 1938 — помощник командира подводной лодки Л-3 «Фрунзевец», с 1939 — подлодки Щ-317.

В сентябре 1939 года назначен командиром подводной лодки «Щ-302», на которой служил до март 1941 года. В марте—июле 1941 — командир строящейся подлодки «К-53». Командир подводной лодки, совершившей переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот (1941).

С 31 июля 1941 по 17 октября 1945 в звании капитан-лейтенанта командовал подводной лодкой С-102, на которой в составе Северного флота участвовал в сражениях в годы Великой Отечественной войны. Участвовал в 14 боевых походах. 14 января 1942 осуществил успешную атаку одновременно по двум целям, уничтожив два тральщика из состава конвоя. На боевом счету подлодки потопление 6000-тонного транспорта в районе мыс Нордкин — мыс Слетнес Тана-Фьорда во второй половине января 1944 года. Участник неоднократных высадок разведгрупп в тылу противника. Организатор потопления 3 транспортов противника.

В 1948 году окончил основной факультет Военно-морской академии РККА им. К. Е. Ворошилова и морское отделение военно-морского факультета Высшей военной академии им. К. Ворошилова (1954, с золотой медалью).

После окончания войны в 1948—1952 занимал различные должности в Главном оперативном управлении Морского Генерального Штаба; в 1954—1955 был заместителем командира — начальником штаба Рижской военно-морской базы, в 1955—1962 — служил начальником Оперативного управления, 1-м заместителем (1955—1960), заместителем (1960—1962) начальника штаба Северного флота. Внёс большой вклад в то, чтобы Северный флот стал атомным, ракетоносным и океанским.

В 1962—1965 был начальником направления Оперативного управления Главного штаба ВМФ, начальником секции Морского научного комитета Главного штаба ВМФ (1965—1966). С 1966 по 1971 год — в Научно-техническом комитете ВМФ.

С июня 1971 года — в запасе.

Похоронен на Химкинском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *