Кузнецова К.Э. Барк «Крузенштерн» и его капитан – И.Г.Шнейдер

                                                         Ведут в далёких рейсах корабли

                                                         Сплав опыта, бесстрашия, науки:

                                                         Седоволосых капитанов ум,

                                                         Матросские надёжнейшие руки!

                                                                                              И.Шнейдер

По решению Потсдамской конференции 1945 года уцелевший к концу II Мировой войны военный и торговый флот поверженной Германии был разделён между союзниками. Для приёма и перегона кораблей, доставшихся Советскому Союзу, были направлены в Германию представители 3х наших флотов – Северного, Балтийского и Черноморского, всего около 13 тысяч матросов и около 600 офицеров.

Среди отошедших нашей стране (по жеребьёвке) трофейных кораблей были два крупнейших германских парусника – 4х мачтовые барки «Коммодор Йонсен» и «Падуя» (довоенное фото, нам они достались в плачевном состоянии).

В январе 1946 года на обоих барках поднимают флаги ВМФ СССР, в феврале они получают имена прославленных исследователей Мирового океана: «Коммодор Йонсен» – имя полярного исследователя Г.Я.Седова, а «Падуя» – имя руководителя I-го кругосветного плавания русских моряков Ивана Фёдоровича Крузенштерна. И сразу оба парусника включены в разряд учебно-парусных судов (УПС) ВМФ страны.

На приёмку и перегон именно этих парусников (на тот момент – несамоходных) и попал младший лейтенант Иван Шнейдер, закончивший успешно в 1939 году Ростовскую мореходку с дипломом судоводителя, плававший несколько навигаций на парусниках (в том числе – на «Веге-I» штурманом по Чёрному морю). В декабре того же 1939 года он призван на флот и всю войну прослужил рулевым на легендарном л/п «Дежнёв» (он же – СКР-19), участник знаменитого боя у Диксона с немецким рейдером «Адмирал Шеер». А офицерское звание «младший лейтенант» Шнейдер получил – согласно приказа Главнокомандования – в апреле 1945 года в числе 13 старшин-североморцев, дипломированных ещё до войны.

Первая послевоенная запись в послужной карте Шнейдера (ЦВМА – Гатчинский архив) относится к июню 1946 года – командир штурманской части УПС «Седов». Так в жизнь Шнейдера вновь вошли ПАРУСА, теперь уже – надолго.

Оба быстроходных 4-х мачтовых, с корпусами из крупповской стали, барка – винджаммеры (выжиматели ветра); один из них – “Седов”, однако, имел механический двигатель, хоть и слабый; другой же, “Крузенштерн”», двигателя не имел вовсе – только паруса! – классический винджаммер. И если «Седов» начал плавания летом 1952 года, то «Крузенштерн» в течение многих лет простоял у набережной Лейтенанта Шмидта в Ленинграде и использовался как школа подготовки младших специалистов ВМФ. Затем командование Балтийского флота приняло решение подготовить парусник к пробному выходу в море с целью оценить его возможности для дальнейшего использования. Решалась судьба барка – ходить по морю или «идти на иголки»?

В поисках «достойного на должность командира «Крузенштерна» командование Балтийского флота обратилось к командиру (с июня 1948 г.) барка «Седов» капитану 3 ранга Митрофанову П.С., и он рекомендовал своего старшего помощника – Шнейдера. Итак, с 24 апреля 1953 года старший лейтенант Шнейдер Иван Григорьевич – командир «несамоходной «ПБ-14» (позже – «плавучей казармы», так в документе, ЦВМА, Гатчина).

 (редкая фотография – из первых советских).

Был подобран экипаж, в палубный состав которого направлялись военные моряки, в той или иной степени знакомые с парусным делом. Под руководством командира Шнейдера началась напряжённая подготовка к предстоящему важному испытанию: проводились регулярные тренировки по постановке и уборке парусов, работа с парусным вооружением при маневрировании судна под парусами. Командир вникал на таких тренировках во все детали и мелочи, добиваясь правильного, чёткого и быстрого выполнения всех элементов – он прошёл ВОЙНУ! Помним, что «Крузенштерн» с момента постройки не имел главного двигателя (только – ПАРУСА!), а навигационные условия в восточной части Финского залива после войны были весьма стеснёнными…

Пробный выход состоялся в июньский день 1955 года. Буксир вывел парусник на Красногорский рейд, отдал буксирный трос, и – начались испытания. На борту – спецкомиссия, внимательно следившая за командиром, судном и экипажем… Командир, экипаж и судно отлично справились со всеми маневрами, включая усложняющее задание председателя: пальцем на карте в стороне от фарватера он указал место, где встать на якорь. Всё выполнено блестяще – сказались точный расчет командира и регулярные тренировки. Общий результат: «Судно обладает всем необходимым для плавания в открытом море. Его нужно дооборудовать, увеличить живучесть и улучшить обитаемость, а экипаж у Вас – отличный!»

Так парусное плавание в 34 морские мили спасло от списания уникальный парусник. Новую, настоящую морскую жизнь барк «Крузенштерн» получил, можно сказать, из рук его командира – старшего лейтенанта Ивана Григорьевича ШНЕЙДЕРА.

«Крузенштерн» ушёл на длительный заводской ремонт, а его командир осенью 1957 года вернулся старпомом на барк «Седов», ставший теперь экспедиционно-океанографическим судном – ЭОС. Советская наука включилась в работу по программе III-го Международного геофизического года.

Оба парусника с 1957 года переведены в разряд ЭОС (с сохранением плавательной практики для курсантов военно-морских училищ), баркам предстоит бороздить воды Атлантики под флагом Гидрографической службу ВМФ Советского Союза. Теперь часть кают занята научно-исследовательским составом специалистов, работающих для комплексного изучения «Физики моря». Барки (первым – «Седов», после ремонта – «Крузенштерн») идеально подходили в качестве автономных плавучих баз для выполнения важных исследований в океане, атмосферы над ним и на морском дне, т.к. длительно могли ходить под парусами с выключенными механическими двигателями.

Иван Григорьевич участвовал в двух экспедициях на «Седове» – старпомом и командиром. Дважды – научным куратором – участвовал и академик Шулейкин В.В., основоположник раздела науки «Физика моря».

Наступают 1960е годы – «хрущёвская оттепель» с сокращением кадров армии и флота… Командир ЭОС «Крузенштерн» капитан 2 ранга Шнейдер И.Г. «уволен из кадров ВМФ в запас по сокращению штатов». Грядут изменения и в статусе парусных гигантов. Они передаются в ведение Министерства рыбной промышленности.

После выхода в запас И.Г.Шнейдер преподаёт морскую практику в Ломоносовском мореходном училище, командует УПС «Вега-II» Таллинской мореходки и учебным дизельным судном «Курсант» Ломоносовского училища.

В 1972 году в Москве вспомнили о капитане Шнейдере: получено приглашение на участие в Международной регате «Операция Парус-74», и решено послать для участия наши парусники «Крузенштерн» («Седов на ремонте) и «Товарищ-II» (капитан – Ванденко О.П.). Капитан Шнейдер И.Г. приглашается на должность капитана «Крузенштерна», и осенью принимает парусник. Так, в III-й раз Шнейдер оказался в отношении «Крузенштерна» «в нужном месте, в нужный час»!

Почти 2 года ушло на подготовку экипажа к важному соревнованию – на Балтике, т.к. приурочено оно к 30летию Польской Народной Республики. Оргкомитетом Международного Союза учебных парусных судов (СТА) к этой регате изготовлен главный переходящий приз – серебряная модель клипера «Катти Сарк».

Шнейдер, цитата: «Крузенштерн» не занял первого места в гонках, т.к. ни маршрут, ни ветер не способствовали этому. НО – за активное участие во всех мероприятиях программы «Операция Парус-74», за полученные при этом результаты и за мАстерское маневрирование в условиях Балтики – большинством голосов капитанов – участников регаты (при тайном их голосовании) главный переходящий приз – серебряную «Катти Сарк» – был вручён капитану советского 4-х мачтового барка «Крузенштерн» Шнейдеру».

ЭТО БЫЛА ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ ПАРУСНОЙ ШКОЛЫ!

Крупнейший из всех участников, «Крузенштерн» за 122 дня преодолел расстояние почти в 14 тысяч (13705) миль: Атлантический океан пройден в обоих направлениях…

Эта регата была последней в капитанской биографии Ивана Григорьевича Шнейдера. Об участии барка «Крузенштерн» в обеих регатах он написал книгу «Операция Парус» (изд-во «Судостроение», 1977 год) и составил проект кругосветного плавания, назвав его «Крузенштерн» по пути И.Ф.Крузенштерна» (по времени 7-8 месяцев). Но предложение капитана получило отказ руководства (цитата из письма Шнейдера: «по глупой, на мой взгляд, причине: «Отправлять в одиночное плавание одно судно опасно, а поэтому нежелательно»).

К сожалению, мало кому известно теперь: когда барк «Крузенштерн» обрёл современную, всем давно ставшую привычной, окраску?.. Однажды Иван Григорьевич предложил руководству перекрасить парусник в традиционные цвета русских парусных судов прошлого. Его предложение – в Севастополе – не было поддержано. Тогда капитан Шнейдер «вывел барк на три дня в Чёрное море и – перекрасил парусник на СВОЙ страх и риск. Будь, что будет!.. Когда «Крузенштерн» вернулся, Севастополь встретил барк ликованием! Голова капитана осталась на плечах!» 

Рассказав об этом, Иван Григорьевич не назвал год, когда произошло это событие. Но в «Операции ПАРУС-74» барк принимал участие теперь уже в привычном нам всем виде…

Материалы, подготовленные к тому плаванию, Иван Григорьевич передал капитану «Крузенштерна», своему лучшему ученику – Коломенскому Геннадию Васильевичу.

Прошли годы… Последние 12 лет жизни Иван Григорьевич работал в яхт-клубе на Петровской косе – всё поближе к парусам.

Летом 1995 года Шнейдер провожал свой любимый «Крузенштерн» в первое кругосветное плавание, а через год – встречал его на набережной Невы.

«За трёх капитанов!»  – капитаны Седов О.К., Коломенский Г.В. (в центре) и Шнейдер И.Г. – все трое впрямую прикосновенны к первому кругосветному плаванию барка «Крузенштерн».

И 78-летний капитан Шнейдер простился с красным флагом…

И теперь о книге «Паруса судьбы».

Осенью 1913 года (неожиданно для себя) в издательстве «Судостроение» я получила предложение написать книгу о капитане Шнейдере, с которым имела честь быть знакома.

К лету 2014 года СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ о капитане был готов. Но печатание задерживалось по причинам издательства. И пробный экземпляр на правах рукописи был отпечатан на мои деньги.

В книге собраны воспоминания людей, лично знавших Ивана Григорьевича, тех, кто служил с ним во время войны, кто ходил под его командованием в дальние океанские походы, кто работал или встречался с ним в яхт-клубе. То есть – правдивые и искренние рассказы его соплавателей, соратников и друзей.

Считаю, что самые профессионально ценные воспоминания «Об Учителе и Друге» написал (и успел мне передать) Геннадий Васильевич Коломенский, с 1972 года начавший своё плавание на «Крузенштерне». Он многолетне – капитан, последние годы – капитан-наставник барка, дважды (1992 и 2000 гг.) – призёр Больших золотых медалей «Капитану победившего судна», как лучшему капитану учебно-парусного флота МИРА. Кстати, Иван Григорьевич считал Коломенского своим лучшим учеником и гордился им.

В своих воспоминаниях, воздавая дань благодарности, капитан Коломенский называет имена капитанов барка «Крузенштерн», кто верно служил ПАРУСНИКУ, «отдавая свои знания, опыт, большой труд и бесконечную преданность парусному делу». Я успеваю сегодня назвать только фамилии. Это командиры и капитаны: Митрофанов П.С., Власов П.В., Нечаев В.И., Роев В.Т., Смелтерис Я.А., Перевозчиков А.Б., Седов О.К. и другие.

Цитата: «Среди этой плеяды профессионалов, прекрасных моряков, знатоков парусного дела особое и почётное место занимает Иван Григорьевич Шнейдер, командир ЭОС и капитан УПС «Крузенштерн». Всем нам хорошо известна эта классическая раскраска «Крузенштерна», но мало кто знает, что это – заслуга Шнейдера.

И ещё одно впечатление капитана Коломенского, участника обеих регат «Операция Парус». Цитата: «Мне приходилось видеть на мостике «Крузенштерна» многих капитанов. Иван Григорьевич – лучший из них!.. На «Крузенштерне» всё делалось без спешки, суеты и своевременно…На мостике у меня было такое ощущение, как будто наш капитан связан невидимыми нитями с каждым человеком, работающим на палубе, складывалось впечатление, что ещё ДО поступления команды матросы и курсанты знали: когда и что нужно будет делать».

И, увы – кратко – последнее:

Треть книги посвящена литературному наследию капитана Шнейдера. Им самостоятельно или в соавторстве написано несколько книг, много рассказов и очерков на исторические темы, стихов и «гномиков» (ёмких четверостиший). Многое из этого наследия напечатано в этом сборнике.

Закончить хочу словами Ивана Григорьевича:

Да, жизнь на море тяжка, но привольна.

Я счастлив, что, богатств не накопив,

Свою судьбу я выбрал добровольно,

Ни разу в жизни ей не изменив!

Друзья уходят в ночь небытия…

Я, как могу, труды и жизнь их славлю!

А что моим наследникам оставлю?

Потомками помянут буду ль я?

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Благодарю уважаемого Виктора Александровича за публикацию статьи о великолепном паруснике, гордо носящем имя «Крузенштерн», и об одном из его капитанов — Иване Григорьевича Шнейдере, которому — дважды — парусник обязан своею жизнью. Замечательная статья написана другом семьи Шнейдеров — Камиллой Эдуардовной.
    По просторам Мирового Океана рассекает волны форштеанем из крупповской стали любимый парусник знаменитого некогда Парусного Капитана, Ивана Григорьевича Шнейдера — барк «Крузенштерн»… А в интернете, правда, в частично заблокировпнном ютюбе, и в Контакте, выложен наш фильм: «Большие паруса капитана Шнейдера». В память и с уважением к Великому Капитану…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *