Чухраев Э. Неизвестное об известном. Главная фигура на корабле

Сегодня мы будем говорить о командирах боевых кораблей России. Конечно,  мы назовем только несколько имен из огромного множества достойных.

Командир корабля. Это главная фигура на корабле, сердце, голова, ум экипажа.  Он решает судьбу морского боя, успех плавания. На нем основная доля чести, ответственности, славы или позора корабля, которым он командует. Так получилось, но первыми командирами кораблей новорожденного российского флота были иностранцы, которых нанимали для морской службы в России, потому что своих профессионалов морского дела еще не было. Далеко не все они проявили себя  как достойные командиры кораблей. Но, тем не менее, они были первыми. И  такова история российского флота. Безусловно, мы вспомним только тех, кто по-доброму исполнил свой командирский долг.

Спуск на воду корабля «Орел». Художник В.И.Овчинников

Первым российским военным кораблем называют «Орёл», «назначенный, по повелению царя Алексея Михайловича, к плаванию по Каспийскому морю» и построенный в 1668 году  в дворцовом селе Дединово на реке Ока. А его командиром был Давид Бутлер (1635-1680). Голландец по происхождению. Но он служил России. Внес свою лепту в создание основ будущего устава Военно-Морского Флота России.  Предполагается, что Давид Бутлер был инициатором появления в России государственного флага, направив царю письмо, в котором спрашивал о флаге для корабля.  Судьба корабля «Орел», как и его командира, трагична. «Орел» был сожжен (или взорван) в Астрахани повстанцами Степана Разина. А Бутлера разинцы только чудом не казнили, и он вынужден был бежать из Астрахани в Дагестан.

Заметим, что действительно «Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа. Однако  ещё в 1636 году в России был построен военный корабль «Фредерик». Но «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс   флаг чужого государства Шлезвиг-Гольштейна  (на севере нынешней Германии).

Капитан Памбург (Памбурх). Тоже голландец. Питер фон Памбурх (?-1702). Это, пожалуй, один из самых ярких и неординарных иностранцев на русской флотской службе («человек моря») раннепетровской эпохи. Родился он, скорее всего, в середине 70-х гг. XVII века. В 1697 году он познакомился с русским царем, молодым Петром I, в момент пребывания его  в Амстердаме. А уже весной 1698 года его имя упоминается в «Приемных списках иностранцев, поступивших в русскую морскую службу». В 1698 году Памбург был назначен капитаном 52-х пушечного фрегата «Крепость» и принял участие в знаменитом походе русской флотилии под началом Ф.А. Головина через Азов и Таганрог в Керчь. А вскоре он на этом корабле доставил дипломатическую миссию в составе полномочного посла России Е.И. Украинцева в Константинополь. В ходе плавания с участием Памбурга была составлена рукописная карта северо-восточной части Азовского моря, Керченского пролива и пролива Босфор.   С указанием глубин моря и профиля побережья.

Портретов Памбурга не сохранилось. В фильме «Россия молодая» его сыграл Роман Гутковский

Миссия в Константинополь была исполнена успешно. Но самого Памбурга чуть было не интернировали из Турции.  И основания у турок были. Талантливый моряк и «веселый пьяница» нагло поставил судно напротив сераля (дворца) турецкого султана и устроил на борту корабля пир для европейских капитанов. Посреди ночи он сумасбродно затеял в честь гостей орудийный салют. Все 52 тяжелые пушки ахнули залпом. После этого, как писал посол Емельян Украинцев государю, «…припал на самого султана и на весь народ великий страх… Султаново величество в ту ночь испужался и выбежал из спальной в чем был, а две брюхатые султанши из верхнего сераля младенцев загодя выкинули». В споре с турками дипломат Е. И. Украинцев однозначно занял позицию своего капитана Памбурга и защитил его. А русская посольская миссия, с достоинством подписав выгодный для России Константинопольский мирный договор, на корабле «Крепость» под командованием Питера Памбурга 31 июня 1700 года возвратилась в Азов.

Модель фрегата «Скорый гонец» («Курьер»), на котором Памбург совершил свой последний вояж

Памбург еще командовал «Крепостью» в нескольких морских походах. Он был в близких отношениях с Петром I . В августе 1702 года, как командир фрегата «Скорый гонец», Памбург участвовал в беспрецедентной в истории России широкомасштабной военно-морской десантной операции (Петр хотел зайти на шведскую вотчину с тыла, через Белое море). Уже третий год шла Северная война (России со Швецией). В течение нескольких часов почти на необитаемый остров в Онежском заливе Белого моря совершили высадку 4-х тысяч  человек с фуражом, провиантом и снаряжением. Но после высадки десанта, 17 августа, произошла нелепая трагедия. В ходе ссоры от удара шпагой  генерал-инженера Ламбера де Герена на карельском берегу Белого моря погиб Питер фон Памбург. Он был слишком беспокойным капитаном и человеком… Между прочим, это была первая в России дуэль между иностранцами находящимися  на флотской службе (официально дуэли Петр I запретил).

Жозеф Гаспар Ламбер де Герен — российский инженер-генерал французского происхождения, пользовавшийся благосклонностью и доверием царя Петра I.

Капитаны П. Бредаль, Я. Фангофт, Т. Сандерс. Они успешно командовали русскими кораблями Балтийского флота в период тяжелой, но победоносной двадцатилетней войны со шведами (1700-1721). Капитан-командор Змаевич (будущий адмирал российского флота), командуя галерами, обеспечил славную первую крупную победу Военно-Морского Флота России при мысе Гангут над шведами в 1714 году.

Матвей Христофорович Змаевич (1680-1735) — российский адмирал (1727). Происходил из знатной хорватской семьи Змаевичей из города Пераст в Которском заливе Адриатического моря (ныне в Черногории).

Уже в возрасте восемнадцати лет Змаевич стал капитаном корабля в венецианском флоте. Принят на русскую службу в 1710 году.  В 1712 году приехал в Россию, где как опытный мореход был зачислен в галерный флот капитаном I рангаПетр I высоко ценил М.Змаевича.

В 2017 году в городе Воронеж на Адмиралтейской площади открыта мемориальная доска адмиралу М.Х.Змаевичу.

В Северной войне прославился и один из первых русских командиров кораблей петровского флота – капитан Наум Акимович Сенявин, первый из морской династии Сенявиных.

Наум Акимович Сенявин прошел долгий ратный путь от простого матроса до первого русского вице-адмирала, его ежедневный кропотливый труд закладывал основы будущих побед. Он командовал кораблями «Рандольф», «Нарва», «Ингерманланд», «Святая Екатерина», «Страфорд», «Девоншир», «Рига», «Святой Исаак-Виктория», «Святой Андрей». Это был воистину славный российский командир.

Вспомним сегодня и офицера российского флота Дефремери (французского происхождения). Пётр (Пьер) Дефремери (? —  1737) — от флота капитан русской службы, исследователь Каспия. Героически пожертвовал собой во время Русско-турецкой войны (1735—1739). Суть подвига капитана 2 ранга Петра Дефремери состояла вот в чем. Турецкие суда преследовали одинокий русский бот у западного побережья Азовского моря. Видя, что развязка уже близка, Дефремери приказал экипажу сойти на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительный урон наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!».

21 (10) июля 1737 года – подвиг капитана 2 ранга Петра Дефремери

Поразительно, но тогда этот подвиг остался незамеченным. Через 51 год такой же подвиг совершил капитан 2 ранга Х.И. Сакен, который взорвал свою дубель-шлюпку вместе с атаковавшими ее турецкими галерами. Это событие вызвало в России широкий общественный резонанс. Его с особым уважением отметила Екатерина II. Но это были уже совсем другие времена, другая императрица и другое отношение к флоту. А подвиг Дефремери был извлечен из забвения только в 1880 году известным историком флота А.В. Висковатовым.

В Семилетней войне (1736-1763) прославились своей храбростью и распорядительностью командиры кораблей: «Андрей Первозванный» капитан 1 ранга Григорий Спиридов (будущий герой Чесмы), капитан 3 ранга Иван Спиридов (командир корабля «Варахаил») и командир корабля «Астрахань» (капитан Егор Ирецкий). В 1807 году под командованием капитана В.М. Головнина ушел в кругосветное плавание шлюп «Диана». Спустя почти 50 лет у берегов Японии появился русский корабль тоже под именем «Диана» под командованием С. Лесовского. Оба они были славными моряками, совершали кругосветные плавания, командуя кораблями. И оба стали адмиралами российского флота.

Спиридов Г.А. (1713-1790)
Головнин В.М. (1776-1831)
Лесовский С.С. (1817-1884)

В 1829 году легендарный бриг «Меркурий» пол командованием капитана А.И. Казарского принял бой с турецкими кораблями и победил противника, превышавшего его силой. Очень здорово, что в начале 2019 года в ВМФ России строящийся корвет проекта 20386 получил имя «Меркурий». Это значит, что память о его подвиге продолжает жить у потомков.

Памятник А. И. Казарскому и подвигу брига «Меркурий» в Севастополе

Командира фрегата «Аврора» капитан-лейтенанта И.Н. Изыльметьева называли спасителем Петропавловска, когда в 1854 году во время Крымской (Восточной) войны порт хотела захватить англо-французская эскадра.  Только за счет смелости и решительности контратакующих русских моряков стояли героические защитники Петропавловска. Изыльметьев был вместе с Завойко «душой обороны порта».

Иван Николаевич Изыльметьев (1813-1871) – русский военный моряк, контр-адмирал (с 1864)

20 июня 1861 года в одну из бухт Японского моря вошел военный корабль «Маньчжур», который высадил на берег отряд для основания военного поста, где сегодня растет и трудится город и порт Владивосток, который долгое время оставался главной базой Тихоокеанского флота. Командиром «Маньчжура» был капитан-лейтенант Алексей Карлович Шефнер.  На «Маньчжуре» под командой Шефнера проходил стажировку будущий знаменитый адмирал С. О. Макаров. Первый командир первой боевой подводной лодки России – лейтенант российского флота Н.М. Беклемешев. Он же конструктор и активный участник ее постройки.

Михаил Николаевич Беклемишев (1858—1936) — русский военный моряк, занимался подводным кораблестроением

Герой Русско-японской войны (1904-1905) командир крейсера «Новик», а потом броненосца «Севастополь» Николай Оттович Эссен. О нем в 1904 году говорил весь мир. Красочные открытки с портретом этого командира расходились тысячными тиражами.

В. Ф. Руднев (1904)

Командир героического крейсера «Варяг» капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев последним сходил с корабля, бережно неся иссеченный японскими осколками корабельный Андреевский флаг. Он принял перед этим решение взорвать и затопить корабль, но не дать его в руки японцев.

Под Андреевским и советским флагом командиры кораблей вот уже более 320 лет уверенно ведут свои экипажи по морям и океанам. В 2020 году мы будем отмечать 75-летие окончания Великой отечественной войны (1941-1945). Как много героического проявилось на флоте в годы той войны! Командир знаменитой подводной лодки «С-56» Григорий Иванович Щедрин. Под его командованием на счету «С-56» было 10 потопленных и 4 поврежденных корабля противника. Лодка получила звание гвардейской, а ее командир стал Героем Советского Союза

Щедрин Г.И. (1912-1995)
Маринеско А.И. (1913-1963)

Герой Советского Союза Александр Иванович Маринеско – командир знаменитой в годы войны Краснознаменной подводной лодки «С-13». Один из самых известных в мире моряков-подводников. Еще два славных командира подводных лодок, оба Герои Советского Союза. Оба командовали знаменитой атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол». Леонид Гаврилович Осипенко – первый командир первой атомной подводной лодки отечественного флота. Он стал первым подводником, удостоенным звания Героя Советского Союза  с момента окончания Великой Отечественной войны. Командир подводной лодки «Ленинский комсомол» капитан 2 ранга Л.М. Жильцов. Под его командованием эта подводная лодка впервые в истории нашего флота достигла Северного полюса (1962).

Осипенко Л.Г. (1920-1997)
Жильцов Л.М. (1928-1996)
Подводная лодка «Ленинский комсомол»

Первые командиры наших авианосцев (тяжелых авианосных крейсеров – ТАКР): «Киев» — капитан 1 ранга Соколов Юрий Георгиевич (1973-1978); «Минск» — капитан 1 ранга Гокинаев Виктор Александрович (1975-1980); «Новороссийск» — капитан 1 ранга Черных Борис Пантелеевич (1979-1984); «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — капитан 1 ранга Ярыгин Виктор Степанович (1987-1992)

ТАКР «Киев» (слева) и «Минск» (справа) в Средиземном море, март 1979 года

На долю этих доблестных командиров выпала честь, ответственность и огромный труд – сплотить экипажи новостроящихся необычных кораблей и обеспечить оперативное  освоение и боевую эксплуатацию первых авианосцев отечественного флота. И они свою миссию исполнили достойно. И не их вина в том, что служба этих нужных для военно-морского флота кораблей оказалась печальной и даже трагической.

Соколов Ю.Г.
Черных Б.П.
Гокинаев В.А
Литвиненко Е.Я.
Ярыгин В.С.

Ах, как хочется называть и называть имена славных командиров славных кораблей российского флота!  Ах, как много этих людей!

И как не заслуженно мало о них говорят и, к сожалению, мало ценят и быстро забывают их заслуги. В жизни им больше доводится слышать больше упреков, нежели добрых слов. Потому что ноша у них такая – командир корабля. Это значит – отвечать за все, чем живет корабль и его экипаж. Доблестные командиры кораблей российского флота, неутомимые труженики, бескорыстные «пахари» моря, – и те, кто был у руля раньше, и те, кто у руля стоит сегодня, – честь и слава Вам, сильные морские мужи России!

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. Командир корабля назывался на корабле — первый после Бога. Он имел право суда над матросами и даже офицерами. В старом флоте матросы наказывались линьками у мачты, протаскивались по приговору командира под килем корабля, иногда вешались на реях, высаживались на необитаемых островах или на шлюпках просто в море. Офицеры — дворяне телесным наказаниям не подвергались, но история знает случаи, когда офицеры оставлялись командиром на необитаемых или обитаемых островах. При отсутствии на корабле священника командир выполнял его обязанности. И вообще командир — главная фигура на корабле и все ему подчинены, даже пассажиры. При гибели корабля командир последним покидает корабль. История знает случаи, когда командиры отказывались покидать свой корабль и погибали вместе с ним. Командир эсминца «Сокрушительный» капитан 2 ранга Курилех покинул корабль раньше матросов, которые на нем погибли и по суду военного трибунала был приговорен расстрелу вместе с командиром БЧ-2, совершившим тот же проступок (остальные офицеры были разжалованы и отправлены в штрафные батальоны). Офицеры эсминца «Охотник» (командир — старший лейтенант Фок В.А.), минного транспорта «Енисей» (командир — капитан 1 ранга Прохоров 1-ый К.В.), эскадренных миноносцев «Гавриил» (командир — лейтенант военмор Севастьянов В.В.) и «Свобода» (командир — старший лейтенант — военмор Шакеев В.Е.) не стали покидать свои корабли при гибели, уступив свое место в шлюпках молодым матросам, и погибли вместе со своими кораблями.

  2. Исправлено. Просим прощения за допущенную ошибку

  3. Матренин Юрий Михайлович

    Предлагаю убрать мое замечание. Ошибка исправлена и это самое главное!
    Ю.Матренин

  4. АНАТОЛИЙ

    Спасибо за замечательное исследование о командирах боевых кораблей — гордости и чести Российского и Советского Военно — морского флота. Очень нужный, своевременный и полезный материал для воспитания молодого поколения военных моряков, посвятивших свою жизнь морскому служению России и в целом военно — патриотического воспитания молодежи. Было бы здорово организовать регулярные передачи на центральном телевидении под рубрикой: «Славные страницы Военно — морского Флота России».

Добавить комментарий для АНАТОЛИЙ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *