Чухраев Э. Неизвестное об известном. Зарубежные военно-морские базы России (окончание)

  Современные проблемы базирования ВМФ России за рубежом

Военно-Морской Флот России находится в сложном состоянии. После длительного периода застоя (90-е годы прошлого века и нулевые годы нынешнего) он медленно, но начал возрождаться и развиваться. Не все получается, но движение вперед явно заметно. В том числе и постепенно решается задача возвращения флота в дальние морские зоны и в океаны. В связи с этим особой проблемой является базирование ВМФ России за рубежом. В настоящий момент Россия располагает только одним военно-морским пунктом базирования за рубежом: ПМТО Тартус (Сирия) на Средиземном море.

Москва переосмысливает решения о ликвидации зарубежных военных объектов, и объясняет это негативными изменениями в международной обстановке.

На фоне российской миролюбивой внешней политики с конца прошлого века США и НАТО значительную часть своих военных операций провели без санкции ООН – в Сербии (1995 и 1999), в Афганистане (с 2001-го), в Ираке (2003), в Пакистане, Йемене, Сомали (2002). Это, не считая сомнительных военных операций с разрешения ООН, – в Ираке (1991), Сомали (1993) и Ливии (2011). Рафинированное миролюбие в современном мире не работает.         

Отсутствие мест базирования российского Военно-Морского Флота за рубежом уменьшает потенциал использования сил. Если в США создана и эффективно действует самая современная и разветвлённая система базирования американского ВМФ, то в России сегодня — полное отсутствие системы базирования в океанах. Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него с Чёрного моря – Босфором с особым режимом прохода военными кораблями. Потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань.

Россия возвращается в большую геополитику. Именно зарубежные военные базы обеспечивают безопасность основных морских коммуникаций, повышают боевую устойчивость ВМФ, приближают ракетное оружие к стратегическим объектам (территориям) вероятного противника, делают доступными потенциально опасные направления и кризисные регионы.

Поэтому в настоящее время Россия предпринимает ряд мер по созданию опорных точек (хотя бы временных пунктов базирования) для военных кораблей своего ВМФ. 

В ближайшей перспективе возможно появление новых пунктов базирования:     

  • Москва инициировала переговоры с некоторыми странами о базировании ВМФ России. 7 октября 2016 года заместитель министра обороны России генерал армии Николай Панков сообщил о том, что ведомство рассматривает возможность возвращения на зарубежные базы времён Советского Союза. Панков также добавил, что Минобороны занимается вопросом возвращения баз во Вьетнаме и на Кубе. Площадка в Камрани позволяет России эффективно проецировать силу в Индийском и южной части Тихого океанов. Глубоководная, закрытая от штормов бухта Камрань имеет стратегическое значение пополнения запасов (ремонта) военных кораблей на маршрутах между российским Дальним Востоком и Аденским заливом. Мощность аппаратуры радиоэлектронного центра в кубинском Лурдесе (в 250 км. от американского побережья) позволяла с 1967 года вести эффективную радиоразведку на всю глубину территории США.
  • Россия также ведёт переговоры с Египтом по аренде военных объектов в прибрежном городе Сиди-Баррани, в 95 км.  от границы с Ливией. Советский ВМФ использовал эту базу до 1972 года для наблюдения за американскими ВМС. Возрождение – в формате ПМТО и военно-воздушной базы – поможет в решении геополитических проблем Ближнего Востока и севера Африки.    
  • В феврале 2014 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия планирует расширение сети военных баз за рубежом. Среди стран он назвал Сейшельские острова и Сингапур. По словам министра, крайне важно, чтобы у кораблей ВМФ России «была возможность обслуживаться и базироваться в разных участках и территориях, были возможности для упрощённого захода».     
  • Россия продолжает интенсивные переговоры по созданию военных баз на территории Венесуэлы.  Речь идёт о планах расширения российского военного присутствия, в том числе использовании портов этого государства для захода военных кораблей и военно-воздушных баз для дозаправки самолётов.
  • С 2014 года действует соглашение между Россией и Никарагуа об упрощённом порядке захода российских военных кораблей в порты этой центрально американской страны. Латинскую Америку называют «задним двором» США. И на фоне обострившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, а также возросшей активности российского ВМФ получить облегчённый доступ наших кораблей и самолётов в Никарагуа – это очень важное решение.  
Российский ракетный крейсер заходит в порт Никарагуа
  • Президенты России и Аргентины в марте 2014 года договорились о возможном строительстве российской военно-морской базы в Аргентине.

В марте 2017 года президент Филиппин Родриго Дутерте заявил, что корабли российского ВМФ могут свободно заходить в территориальные воды его страны. Он также отметил, что суда смогут швартоваться у берегов островного государства, заранее уведомив власти о своих планах. В январе 2017 года в порту Манилы уже побывал большой противолодочный корабль ВМФ России «Адмирал Трибуц».

Президент Филиппин Родриго Дутерте осматривает БПК «Адмирал Трибуц». Январь 2017 год. Манила

Осторожно заметим: принимаемые  попытки России приобрести зарубежные пункты базирования для российских кораблей ВМФ пока дают мало успеха. И проблема зарубежных военно-морских баз остается трудно решаемой.  Но поиск ее  решений продолжается.

В 2008 году российский флот «приблизился» к США Речь идет о латиноамериканском «турне» кораблей ВМФ России. Отряд боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и кораблей сопровождения совершил в сентябре-декабре 2008 года дальний поход в Атлантику с целью расширения военного сотрудничества с флотами зарубежных государств. Для дозаправки на территорию Венесуэлы заходили ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» и большой морской танкер. В рамках похода российские боевые корабли провели совместные учения с кораблями ВМС Венесуэлы. В учениях принимала участие и палубная авиация кораблей отряда. Корабли отработали ряд совместных задач, в том числе вопросы совместного маневрирования, поиска и спасания на море, а также провели тренировки по связи. В эскадру Северного флота, ходившую к берегам Латинской Америке, входили также суда обеспечения «Иван Бубнов» и СБ-406. Было запланировано временное базирование противолодочных самолетов ВМФ России на одном из аэродромов Венесуэлы. Два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-160 совершили в сентябре 2008 г. посадку на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле. Визит военной флотилии России к берегам Америки стал настоящим политическим и психологическим испытанием для администрации США.

Ноябрь 2008 года. БПК «Адмирал Чабаненко» стоит у причальной стенки порта Ла Гуайра. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» находится на рейде

Отряд кораблей российского Военно-Морского Флота впервые со времен Второй мировой войны прошел по Панамскому каналу и доставил в Никарагуа груз гуманитарной помощи. По оценке главного командования ВМФ России, визиты российских кораблей в Венесуэлу и Никарагуа позволили обозначить устойчивую перспективу в сфере развития взаимоотношений с Военно-Морскими Силами этих государств в интересах развития мер стабильности и доверия в Мировом океане.
Затем состоялся деловой заход на Кубу. В порт Гавана впервые с советских времен заходили три корабля во главе с БПК «Адмирал Чабаненко». Эти корабли принимали участие в учениях в Венесуэле и ранее посетили Никарагуа.                      

Пребывание в конце 2008 года российского ВМФ в Карибском море, конечно, вызывало недовольство США. Стали раздаваться голоса, утверждающие о возврате «советской империи». Что прибытие двух самолетов стратегической авиации РФ и отряда кораблей ее ВМФ в Венесуэлу представляет собой, чуть ли, ни возрождение холодной войны. Конечно, это не так. Надо не забывать, что современный мир  на самом деле все более становится многополярным. И поход российского ВМФ к берегам Латинской Америки ярко об этом свидетельствует.

Но волноваться у США в то время действительно были основания. Российский Военный Флот в 2008 году развил небывалую активность. Кроме отряда кораблей Северного флота, совершавшего плавание к берегам Латинской Америки, более десятка кораблей ВМФ России в этот момент выполняли задачи в разных местах Мирового океана. Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота во главе с БПК «Адмирал Виноградов» находился в южной части Восточно-Китайского моря и двигался в Индийский океан для участия в военных учениях с индийских флотом. Туда же потом направился из Карибского моря крейсер «Петр Великий». Корабельная авианосная группа в составе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза  Кузнецов», БПК «Адмирал Левченко» и двух судов обеспечения выполняла дальний океанский поход в Атлантике. Сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый» обеспечивал безопасность судоходства у берегов Сомали.

Подобные «приближения» ВМФ России становятся почти нормой. На это реагируют, прежде всего, Соединенные Штаты Америки. Так, США предприняли все необходимое для того, чтобы в 2019 году в Венесуэле разразился общественно-политический и экономический кризис, и в январе этого года при поддержке США была предпринята попытка государственного переворота. В стране возникли два центра власти. Администрация США немедленно приступила к созданию широкой международной коалиции по смене режима в Каракасе. МИД России с самого начала событий выступил с резкой критикой позиции США и за урегулирование конфликта путём диалога между противоборствующими сторонами. Обстановка в Венесуэле остается сложной и взрывоопасной. Военно-Морской Флот России все чаще солидно реагирует на возникающие очаги напряженности в мире. В 2011 году резко обострилась обстановка вокруг Сирии. Вашингтон немедленно перебросил из района Персидского залива к берегам Сирии новейший многоцелевой ударный атомный авианосец ВМС George H.W.Bush («Джордж Буш»), два ракетных крейсера и два ракетных эсминца. Но в декабре 2011 года и отряд кораблей Северного флота России во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправился в поход тоже в Средиземное море. Конечно, о возможном военном столкновении здесь и не могло быть речи, так как «силы российских кораблей были просто несоизмеримы с боевыми возможностями 6-го оперативного флота ВМС США в Средиземном море». Но «нахождение любой военной силы, кроме натовской, было очень полезно для этого региона, поскольку это не позволило допустить развязывания вооруженного конфликта». И надо сказать, что свои задачи отряд кораблей российского Флота выполнил.

ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Вверху – 2011 год; в Средиземном море. Нижний снимок – декабрь 2019 года; у причальной стенки завода (ремонт и модернизация)

          Россия хочет вернуть военно-морскую базу в Камрани?

Да, это так. Но теперь это не просто, как хотелось бы. В 2010 году правительство РФ констатировало, что Камрань как военная база России не нужна, но она заинтересована в использовании части инфраструктуры бывшей базы как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) российского флота.

12 ноября 2013 года в ходе российско-вьетнамских переговоров на высшем уровне между президентом России Владимиром Путиным и президентом Вьетнама Чыонг Тан Шангом было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.

25 ноября 2014 года подписано соглашение в ходе визита в Сочи генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга, которое устанавливает нормы пользования российскими боевыми кораблями портом Камрань в упрощённом порядке (кораблям и судам РФ, после несения службы в Мировом океане, требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань).

С весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе самолёты Ту-95МС.

По итогам визита во Вьетнам российской военной делегации во главе с заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Андреем Картаполовым в ноябре 2019 года  был подписан ряд документов, направленных на расширение военного и военно-технического сотрудничества, в том числе в военно-политической сфере.

Заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Андрей Картаполов подписывает документы о сотрудничестве

В 2020 году Россия и Вьетнам отметят 70-летие установления дипломатических отношений. Сегодня Вьетнам  является бесспорным лидером в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).  Он  превратился в ещё одного «азиатского тигра» и имеет потенциал, чтобы к 2050 году стать одной из самых быстрорастущих экономик мира.  Иначе говоря, Москва без малого через двадцать лет  разглядела в лице Вьетнама важного посредника, способного посодействовать интеграции России в АСЕАН и в ряд других многосторонних организаций, которые сегодня «делают погоду» в Восточноазиатском регионе. При этом принципиально важно: Вьетнам сохранил самое доброе отношение к России, которая помогла вьетнамцам одержать победу над США, и по-прежнему считает нашу страну надёжным и перспективным партнёром. Стремление сторон восстановить в полном объёме сотрудничество привело к тому, что в июле 2012 года на высшем уровне было принято решение о поднятии отношений между странами до уровня всеобъемлющего стратегического партнёрства.

За последние годы стороны подписали контракты общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. Наиболее значительными стали контракт на приобретение Вьетнамом партии многофункциональных истребителей Су-30МК2, который оценивается примерно в 1 млрд. долларов, и соглашение о продаже шести дизель-электрических подлодок проекта 636.1 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — «Кило») стоимостью около 2 млрд. долларов. Также Вьетнам получил сторожевые корабли проекта 11661 (фрегаты «Гепард-3.9»), подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион», танки Т-90С и Т-90СК и другие виды бронетехники.   

Сегодня Москва рассматривает Вьетнам как возможный опорный пункт в Юго-Восточной Азии, Не возникает никакого сомнения, что России нужно возвращаться в Камрань, поскольку база даёт выход в Тихий и Индийский океаны, предоставляет прекрасную возможность для подготовки, дозаправки и обслуживания наших  кораблей и самолётов, размещения морской пехоты и ряд других оперативно-стратегических преимуществ. Для официального Ханоя российское присутствие в Камрани также выгодно — повышается уровень безопасности Вьетнама, окружённого весьма амбициозными соседями.

Корабли Тихоокеанского флота России уже неоднократно посещали Камрань Так, в начале июня 2018 года в Камрань заходил отряд Тихоокеанского флота в составе больших противолодочных кораблей «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и среднего морского танкера «Печенга», который выполнял задачи дальнего похода в Мировом океане. Это был уже третий заход в Камрань российских боевых кораблей с момента вывода оттуда воинского контингента РФ. Ещё раньше, в июне 2014 года, Камрань посетил отряд ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», среднего морского танкера «Иркут» и спасательного судна «Алатау». А в мае 2017 года состоялся заход в Камрань флагмана Тихоокеанского флота гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в сопровождении танкера «Печенга». Естественно, такая интенсивность не могла остаться незамеченной российской прессой, в которой о возвращении России в Камрань стали говорить, как о почти свершившемся факте.

А вот во Вьетнаме реакция была куда сдержаннее. И на то есть причины. Во-первых, пока Москва раздумывала и не могла определиться со своими приоритетами в АТР, Ханой объявил, что впредь Вьетнам будет придерживаться принципа «трёх нет». «Мы не присоединяемся к международным военным альянсам, не встаём на сторону одного государства в конфликте против другого и не позволяем никаким странам размещать военные базы на своей территории», — отмечалось в заявлении внешнеполитического ведомства СРВ. В этом контексте использование Камрани возможно, как это видится в Ханое, лишь для «многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов, пополнения запасов топлива и продовольствия».

А во-вторых, Вьетнам не может не учитывать позицию США, с которыми он стал развивать отношения после выбора курса на «диверсификацию внешней политики». Тем более, что сегодня США являются одними из крупнейших торгово-экономических партнёров и инвесторов в экономику Вьетнама. В настоящее время на территории СРВ реализуются более 800 американских инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 10 млрд. долларов. Вашингтон приложил значительные усилия на открытое противодействие развитию отношений Вьетнама с неугодными Соединённым Штатам странами, в том числе с Россией. При этом особый акцент был сделан на то, чтобы заменить Москву в качестве главного военно-политического партнёра Ханоя.

Например, в марте 2015 года США потребовали от Вьетнама запретить использование аэродрома в Камрани самолётами-заправщиками российских ВКС, которые обеспечивают действия стратегических бомбардировщиков над Тихим океаном. Однако Ханой отверг требования Вашингтона, посчитав их вмешательством во внутренние дела страны.

Тем не менее, давление со стороны Вашингтона на Ханой не ослабевает. США подталкивают Вьетнам к отказу от России, как главного поставщика вооружений и военной техники, и сняли запрет на продажу своего оружия Вьетнаму. Ханой от Вашингтона уже получил сторожевой корабль береговой охраны и приобрёл в США несколько разведывательных дронов. На столь благоприятном фоне американские военные корабли стали чаще заходить во вьетнамские порты. Так, в марте 2018  порт Дананг с дружественным визитом посетила авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон».

Атомный авианосц «Карл Винсон» во время дружественного визита в Камрань. Март 2018 года

При этом Пентагон, как и российское Минобороны, не раз выражал крайнюю заинтересованность в использовании Камрани для нужд ВМС и корпуса морской пехоты США.

Однозначно, Вьетнам, согласуясь с провозглашённым принципом «трёх нет», не собирается размещать на своей территории военные базы других государств. А вот пункты материально-технического обеспечения флота и ВВС, почему бы и нет. Поэтому не исключено, что в один прекрасный момент Камрань может превратиться в опорный пункт для кораблей и самолётов США и Российской Федерации. Понятно, что такой вариант не устраивает ни Вашингтон, ни Москву. И если Россия действительно намерена восстановить свое присутствие в Камрани, а обстановка в регионе подсказывает, что это крайне необходимо,  то выход один: надо активизировать сотрудничество с Вьетнамом по всем направлениям. В противном случае существует риск, что российское конкурентное преимущество в сфере стратегической безопасности может быть утрачено, а в Камрани снова будут развеваться американские флаги. 

                                 База ВМФ России в Сирии Еще раз фиксируем: сегодня Россия реально имеет за рубежом лишь одну военно-морскую базу – в Сирии (порт Тартус).  Но и она пока называется как пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). Хотя принято решение о его расширении и преобразовании в базу.

На территории Сирии на начало 2020 года располагались: две российские военные базы — авиабаза Хмеймим и военно-морская база в Тартусе. Так же российская авиация использует два аэродрома подскока – аэродром в Шайрате и аэродром в Тиясе.

Авиабаза Хмеймим  российских войск расположена в 30 километрах от границы с Турцией, на территории международного аэродрома имени Басиля  Аль-Асада. Является главным местом базирования российской группировки в Сирии. Авиабаза хорошо защищена как от ударов с воздуха, так и от возможного сухопутного нападения.

Военно-морская база в Тартусе — это морские ворота по доставке грузов и обеспечению работоспособности авиабазы в Хмеймим. Здесь ремонтируются российские военные суда, задействованные в сирийском конфликте, сюда доставляют некоторые военные грузы, которые потом переправляются в Хмеймим.

                                   Военная операция России в Сирии

С 2015 года Россия по просьбе законного правительства начала воздушную операцию в Сирии.  Предъявила мировой общественности легитимные полномочия и военные средства, ближайшие и перспективные цели. В дальнейшем Воздушно-космические силы (ВКС) и ВМФ применяли в Сирии обычные (конвенционные) вооружения и не нарушили ни одного принципа международного права. Преодолевая сопротивление американской коалиции, Россия военными средствами отстояла суверенитет и территориальную целостность дружественного ближневосточного государства, фактически – изменила историю. И осталась в регионе для проецирования доброй воли, которая подкреплена легитимной силой.

Что из себя  представляет военная операция России в Сирии? Это участие Вооруженных Сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований в ходе гражданской войны в Сирии с сентября 2015 года по настоящее время. За этот период Россия трижды объявляла о сворачивании военной операции и своего контингента в Сирии, но и после этого продолжала участвовать в боевых действиях.

В чем суть участия ВМФ России в военной операции в Сирии?

Значительная часть боевых действий в Сирии велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря, что потребовало привлечь к решению задач, стоявших перед российской группировкой, военно-морские силы. Одной из главных задач ВМФ было обеспечение бесперебойной и своевременной доставки по морю вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, других материально-технических средств. По оценкам специалистов, морским путём было доставлено до 88 % от общего количества военных грузов, направленных в Сирию из России. С этой целью были задействованы десантные и вспомогательные корабли Черноморского флота, а также гражданские транспортные суда.

На флот также возлагались боевые задачи:

  • огневой поддержки наземных операций;
  • противодействия попыткам воздействия на российские базы с морских направлений и отражения возможных ударов с этих направлений;
  • обеспечения устойчивости морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря.

Прикрытие авиационной группы обеспечивали корабли постоянного оперативного соединения Военно-Морского флота (ВМФ) России на Средиземном море, состоявшего на основе ротации из 10—15 кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.

Решение о создании соединения было принято  в марте 2013 года. Полноценно функционировать оперативное соединение ВМФ РФ на Средиземном море начало 21 сентября 2013 года. С января по июнь 2014 года соединение принимало участие в обеспечении безопасности операции по вывозу химического оружия с территории Сирии. С началом военной операции ВКС России в Сирии основной задачей соединения стало обеспечение деятельности войск РФ на территории Сирийской Арабской Республики.

Потери за время военной операции в Сирии

Россия за время ведения боевых действий в Сирийской Арабской Республике потеряла 8 самолетов и 11 вертолетов (по данным открытых зарубежных источников). Все потери приходятся на период с 2015 по 2018 годы. Кроме того, по утверждению американских журналистов, потери воздушной техники привели к гибели 23 летчиков (членов экипажа) и 37 пассажиров. Основные потери российские ВКС понесли в начальный период ведения боевых действий из-за неопытности российских летчиков. Второй причиной потерь стали проблемы с техникой. Избежать этого можно было, применяя высокоточное оружие и беспилотники по примеру США. Американские ВВС за время проведения операции против «Исламского государства» (запрещено в России) в Сирии за период 2014-2020 годов потеряли один истребитель F-16 Fighting Falcon и конвертоплан V-22 Osprey.

Однако потери в технике и людях у России оказались слишком малы, чтобы помешать работе российских ВКС, которые к середине 2018 года совершили порядка 39 тысяч боевых вылетов. По мнению западных экспертов, действия России позволили изменить ситуацию в Сирии в пользу Башара Асада. Без российских ВКС он бы не выстоял.

Военно-морские силы России и США  в войне в Сирии

В Сирии в Тартусе находится база ВМФ России, которая создавалась еще при Советском Союзе для ремонта и обеспечения 5-й оперативной Средиземноморской эскадры, призванной сдерживать военные силы Запада. В январе 2012 года корабельная авианосная группа ВМФ России в составе трех кораблей, буксира и танкера совершила деловой заход в порт Тартус (Сирия), как было официально заявлено, с целью пополнения запасов. В корабельную группу входили тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (ТАВКР), большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сторожевой корабль «Ладный», спасательный буксир «Николай Чикер» и танкер «Лена». Непосредственно в порт Тартус зашли большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сторожевой корабль «Ладный» и танкер «Лена». ТАВКР и спасательный буксир «Николай Чикер» встали на внешнем рейде Тартуса. После пополнения запасов корабли покинули сирийские воды и продолжили выполнение задач дальнего похода.

Надо сказать, что в 2015-2020 гг. обстановка в Сирии продолжала оставаться напряженной. По сути дела там идет Гражданская война. Поэтому в районе Сирии и сейчас находятся постоянно военно-морские группировки США и России. США пытались использовать их, чтобы свергнуть законного президента Сирии. Но нахождение там группировки российских войск и сил российского ВМФ не позволило сделать это. Осенью 2014 года США создали коалицию государств и с их участием начали воздушные бомбардировки формирований исламистов на территории Ирака и Сирии, используя корабли ВМС. Этим они занимались до 2019 года включительно.

Сложно, но, на фоне растущей напряженности в российско-американских отношениях, все-таки результативно в эти годы шел процесс корректуры действий боевых сил США и России в Сирии по разгрому там террористических организаций ИГ.

Военно-Морской Флот России накопил уникальный боевой опыт в военной операции в Сирии (2015-2020)

Это первые боевые действия в истории современной постсоветской России, которые она ведёт за пределами территории бывшего СССР.  Прикрытие авиационной группы обеспечивают корабли постоянного оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море. Оно подчинено командующему Черноморским флотом.

В 2019 году Россия сформировала в Средиземном море сильную группировку боевых надводных и подводных кораблей, куда входили новый фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и подводная лодка «Краснодар»

В сентябре 2019 года на военно-морской базе в Тартусенаходились: две подводные лодки, два боевых корабля, три боевых катера и три судна обеспечения ВМФ РФ.

В ходе боевых действий ВМФ РФ по объектам террористов на территории Сирии были впервые применены крулатые ракеты морского базирования «Калибр» и крылатые ракеты воздушного базирования Х-101.

С 2015 по 2017 годы ВМФ РФ успешно выполнил боевые стрельбы по формированиям и базам террористов в Сирии:

  • 7 октября 2015 г. корабли Каспийской флотилии выполнили 26 боевых пусков крылатых ракет «Калибр-НК» из акватории Каспийского моря (на дальность около 1,5 тысячи км.), уничтожив 11 целей на территории Сирии.
  • 20 ноября 2015 г. корабли Каспийской флотилии выполнили 18 боевых пусков крылатых ракет «Калибр-НК», поразив 7 целей на территории Сирии.
  • 8 декабря 2015 года боевые удары крылатыми ракетами «Калибр» по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на Дону» Черноморского флота, находившаяся в акватории Средиземного моря. 
  • 19 августа 2016 г. в Средиземном море МРК ЧФ «Зеленый Дол» и «Серпухов» выполнили 3 боевых пуска КР «Калибр-НК» по целям террористической организации на территории Сирии.
  • 14 ноября 2016 года сторожевой корабль «Адмирал Григорович» совершил боевые пуски крылатых ракет «Калибр» из восточной части Средиземного моря по целям в Сирии.
  •  С 15 ноября по декабрь 2016 года в боевых действиях в Сирии впервые принял участие тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»».  Самолеты СУ-33, находящиеся на борту крейсера, впервые произвели удары по позициям террористов в сирийских провинциях Хомс и Идлиб. За два месяца лётчики морской авиации 45-й армии ВВС и ПВО Северного Флота выполнили 420 боевых вылетов и уничтожили более 1000 объектов террористов. Впервые в боевых условиях был применён береговой ракетный комплекс «Бастион-П».
  • В мае 2017 года из акватории восточной части Средиземного моря фрегат «Адмирал Эссен» и подводная лодка «Краснодар» (из подводного положения) осуществили серию боевых пусков КР «Калибр» по укрытиям боевиков ИГ на территории Сирии в районе восточнее Пальмиры.
  • 23 июня 2017 года фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» и подводная лодка «Краснодар» нанесли внезапные массированные боевые ракетные удары по объектам ИГ на территории Сирии.
Фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» выпустили шесть крылатых ракет «Калибр» из восточной части Средиземного моря. Фото 23 июня 2017 года
  • 5 сентября 2017 года находящийся в Средиземном море фрегат «Адмирал Эссен» нанес удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам боевиков ИГ в районе Дейр-эз-Зора.
  • 14 сентября 2017 года подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» нанесли из восточной части Средиземного моря удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ) на территории Сирии.

Как выглядит база ВКС России в Сирии сейчас, и каковы ее дальнейшие возможности?

Соглашение о размещении на территории Сирии  российской авиационной группы было подписано в августе 2015 года. В 2017‑м Москва и Дамаск договорились о 49‑летней аренде аэродрома Хмеймим в Латакии Выбор места для авиабазы был обусловлен относительной безопасностью провинции Латакия, почти не затронутой идущей в других регионах гражданской войной. Российская база разместилась на объектах международного аэропорта имени Басиля Асада (погибшего в автокатастрофе старшего брата нынешнего президента Сирии). Это размещение с самого начала не раз критиковали, в том числе за недостаточную безопасность и плохую приспособленность гражданского аэропорта для нужд военной авиационной группировки.

База ВКС России Хмеймим в Сирии. 2020 год

Тем не менее, российская авиагруппа успешно работала с Хмеймима, ставшего основными «воздушными воротами» нашего контингента в Сирии. Договор об аренде базы позволил начать ее модернизацию, увеличив приспособленность для военных задач. В рамках модернизации  отремонтированы взлетные полосы, построены новые рулежные дорожки и площадки, помещения для личного состава и укрытия для авиатехники. Последние имеют тройное назначение — укрывая самолеты, вертолеты и обслуживающий их персонал от солнца и осадков, они также защищают их от атак легких беспилотников с привязанными к ним гранатами и самодельными взрывными устройствами, а заодно позволяют маскировать активность на базе, мешая вражеской разведке.

База, защищенная помимо прочего системами ПВО, включая ЗРС С‑400, может обеспечить размещение до 50 самолетов и вертолетов (а по некоторым оценкам, и больше). При этом, как показала практика, даже в условиях не самой развитой инфраструктуры Хмеймима в начале операции российская авиационная группировка демонстрировала отличные успехи.

Это позволяет сделать выводы относительно способности России поддерживать действия авиационной группировки вдали от своих границ, хорошей подготовки летного и наземного персонала, а также освоения ряда современных концепций воздушной войны, включая взаимодействие с беспилотниками, самолетами и спутниками с цифровым разведывательным оборудованием. Совершенствование базы и улучшение условий работы летного и технического персонала, несомненно, позволит повысить эффективность.

Площадкой Хмеймима российское авиационное присутствие в Сирии не исчерпывается: по мере возникновения военной необходимости используются и другие аэродромы. В частности, боевые самолеты и вертолеты работали с авиабаз Шайрат близ Хомса и Аль-Тайяс западнее Пальмиры. Эти площадки служили аэродромами подскока для штурмовиков и вертолетов, боевой радиус которых весьма ограничен. Соглашения об аренде этих баз не заключались, и их использование шло в рамках оперативного взаимодействия российских и сирийских военных. Переход сирийской армии в октябре 2019 года через Евфрат потребовал и расширения географии применения российской авиации: в частности, сообщалось о появлении российских вертолетов на аэродроме Табка, ранее использовавшемся силами спецопераций США.

В Сирии может появиться третья российская военная база

В СМИ сообщают о возможной аренде Россией на 49 лет сирийского аэродрома Эль‑Камышлы в нескольких километрах от границы с Турцией. Москва эту информацию не комментирует.

Но в экспертном сообществе допускают, что РФ для реализации своих интересов в регионе может взять в аренду еще одну военную базу на севере Сирии. Предполагается, что Россия разместит там свой ближневосточный центр управления ракетами для противодействия потенциальным атакам США. Долгосрочная аренда Россией еще одной базы в Сирии говорит «о ее геополитических интересах на Ближнем Востоке на перспективу».

Город Эль‑Камышлы и расположенный рядом крупнейший аэродром двойного назначения играют стратегическую роль в провинции Хасака на северо‑востоке Сирии. 

Этот город, населенный в основном курдами, а также другими народами (армянами, ассирийцами, евреями), бежавшими около 100 лет назад от геноцида Османской империи, никогда не был под властью «Исламского государства» (ИГ – запрещено в РФ).  В последние годы здесь не раз приземлялись и взлетали российские боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты, выполнявшие задачи, связанные с войной против террористов. Как сообщал в начале октября 2019 года портал Avia.Pro, в целях противодействия турецкой операции «Источник мира» в Эль‑Камышлы была переброшена большая группа российских военнослужащих, которые, видимо, помогли сирийской армии и, может быть, курдским формированиям организовать оборону от возможных агрессивных действий Анкары. В то же время до начала операции «Источник мира» в Эль‑Камышлы присутствовали и американские военнослужащие. Таким образом, постоянное российское военное присутствие в Эль‑Камышлы и контроль за расположенным в городе аэродромом, во‑первых, помогут режиму Асада с помощью России установить контроль над регионом и помирить руководство курдов с Дамаском. Во‑вторых, Москва, закрепившись в городе, уже не допустит в него ни американцев, ни турок.

Если же говорить о дальнейших перспективах пребывания нашей авиационной группировки в Сирии, то можно предположить, что по мере затухания конфликта она сможет активнее работать на поддержку российского военно-морского присутствия в Средиземном море, включая базирование противолодочных самолетов, самолетов‑разведчиков и истребителей морской авиации ВМФ РФ. Вместе с тем главной площадкой российского флота в Сирии традиционно выступает другой пункт — пункт материально‑технического обеспечения ВМФ в Туртусе, который должен со временем превратиться в полноценную военно‑морскую базу. 

Создание военно-морской базы России в Сирии (после 2017 года)

Напомним. Российский ПМТО в древнем сирийском городе Тартус — 720‑й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ — был сформирован в 1971 году  в интересах 5‑й оперативной эскадры ВМФ СССР. После распада СССР ПМТО в Тартусе стал единственной опорной точкой для совершения дальних походов в Атлантику и Индийский океан. После того как российские военные в 1990–2000‑х годах покинули все остальные базы за рубежом и до начала операции в Сирии 720‑й ПМТО пребывал в статусе единственного российского военного объекта за пределами границ бывшего Советского Союза.

Несколько раз в Москве поднимался вопрос об уходе из Тартуса. Постоянный состав ПМТО периодически сокращался до 4–5 человек, занимавшихся в основном охраной остававшегося имущества. Однако у инициативы оставить объект всегда находились оппоненты, указывавшие на необходимость сохранения присутствия в Средиземном море. Еще до начала войны в Сирии периодически заходила речь о ремонте оборудования и модернизации ПМТО, но эти планы так и не были реализованы.

Начиная с 2012 года,  Тартус все активнее использовался в качестве перевалочного пункта «Сирийского экспресса». Такое название получила операция по доставке вооружения и техники для сирийской армии кораблями ВМФ России, стартовавшая после нескольких эпизодов с задержаниями зафрахтованных для этой цели коммерческих транспортов. Наличие в Тартусе помимо российского ПМТО еще и торгового порта с причитающейся такому объекту железнодорожной веткой упростило доставку техники — «Сирийский экспресс» без особых нареканий действовал все годы войны, справившись затем и с поддержанием собственно российского военного присутствия. Прикрытие с воздуха и моря базы ВМФ в Тартусе обеспечивается зенитными ракетными системами С-300, а также береговыми ракетными комплексами «Бастион» с крылатыми ракетами.

Наращивая боевое взаимодействие ВКС и ВМФ, осенью 2016 года Минобороны РФ вполне закономерно пришло к необходимости расширения инфраструктуры ВМФ в Сирии. После взаимных консультаций в 2017 году Россия и Сирия решили, что ПМТО в Тартусе надо превращать в полнокровную военно-морскую базу для российского флота.

18 января 2017 года в Дамаске Россия и Сирия подписали документ, который четко определяет превращение ПМТО в Тартусе в российскую военно-морскую базу.  Документ служит обоюдному укреплению обороноспособности сторон. Он регламентирует расширение территории пункта материально-технического обеспечения российского ВМФ в районе порта Тартус, заходы военных кораблей РФ в территориальное море, внутренние воды и порты САР.

Российский Совет Федерации 26 декабря 2017 года  ратифицировал соглашение о военно-морской базе РФ в сирийском Тартусе. Это создает международно-правовые основы долгосрочного российского военно-морского присутствия в регионе.

Сирия передает российской стороне в безвозмездное пользование на весь срок действия соглашения земельные участки и акватории в районе порта Тартус, а также объекты недвижимости. Соглашением определен порядок регистрации и перемещения транспортных средств, военной техники, применения оружия, использования средств связи и радиоэлектронной борьбы. Личный состав, члены экипажей, а также движимое и недвижимое имущество пункта МТО обретают особые привилегии и иммунитеты.

Если говорить о планируемых параметрах российского военно-морского присутствия, то они достаточно внушительны — соглашение предусматривает одновременное пребывание в ПМТО до 11 военных кораблей, включая оснащенные ядерными энергетическими установками. Предполагается, что модернизация объекта позволит заходить туда боевым единицам всех классов, включая авианесущий крейсер, тяжелые атомные ракетные крейсеры и атомные подлодки. Такой подход значительно упростит  походы российских тяжелых кораблей в Средиземном море, прежде либо использовавших якорные стоянки в открытом море, либо заходивших в порты третьих стран, в том числе членов НАТО. Учитывая нестабильность отношений России и альянса, рассчитывать на дальнейшую благосклонность в этом вопросе было бы опрометчиво, и создание на основе ПМТО полноценной базы флота становится актуальной задачей.

В настоящее время в Тартусе корабли первого ранга остаются на внешнем рейде, а их обслуживание и заправка производится с привлечением судов вспомогательного флота.  Модернизация ПМТО в Тартусе позволит обеспечить заход, а также проведение текущего и среднего ремонта в порту российских кораблей различных классов: от тральщика до крейсера.  Для этого в порту Тартус углубят и расширят фарватер. В дальнейшем на территории, находящейся в пользовании ВМФ России, будут построены два новых пирса, предназначенных для швартовки кораблей водоизмещением свыше 10 тыс. тонн, а также комплекс жилых и административных зданий.

В Тартусе уже завершается строительство новой судоремонтной мастерской, «работа которой позволит существенно сократить ремонт российских судов и кораблей, находящихся вдали от своих основных баз».

Военный порт Тартус в Сирии

Впрочем, если говорить о перспективах дальнейшего использования Тартуса и его влиянии на российские военные возможности в регионе, то они куда менее определенны, чем для авиационной группировки на базе Хмеймим. В этом случае как минимум можно быть уверенным в том, что госпрограмма вооружений (ГПВ) в своей авиационной части позволит сохранить и приумножить боевой потенциал ВКС РФ. В отношении кораблестроительной программы такая уверенность, учитывая противоречивый опыт реализации ГПВ 2011–2020 годов в ее флотской части, подвергается сомнению.  

Российское командование планомерно создавало группировку в Сирии не только для демонстрации флага в Восточном Средиземноморье, но и для расширения присутствия в Африке с опорой как на кадровых военных. Нынешний состав — это то оптимальное количество сил и средств, которое позволяет Москве лишь активно демонстрировать флаг в Средиземноморье и обыгрывать тезис о возвращении в регион Ближнего Востока и Северной Африки.

Но, даже если бы российские власти вдруг приняли решение о развёртывании в Сирии крупной многотысячной группировки в короткий срок, оно не было бы реализовано по чисто техническим причинам: Россия не располагает кораблями дальней морской и океанской зоны и имеет довольно скромный состав военно-транспортной авиации, что отражается на возможностях проведения серьёзной военной кампании на отдаленном ТВД. Тем не менее, недостаток в экономической и военной мощи в регионе Москва старается восполнить формированием цепи альянсов для продвижения многополярности как предпочтительной модели миропорядка, и в реализации этого плана центральное место занимают российские базы в Сирии и ЧВК.

И однозначно —  усиление военной инфраструктуры в Хмеймиме и Тартусе говорит о том, что и после разгрома ИГ и других боевиков Россия готова надолго закрепиться в Сирии. 

Россия взяла под контроль Суэцкий канал?

Разумеется, постоянное военно-морское присутствие России в Сирии – не самоцель, а инструмент геополитического влияния на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Итак, в 2017 году Россия подписала соглашения о базах в Сирии – для Латакии как базы военно-воздушных сил и для Тартуса – военно-морской базы. Соглашения работают с 2017 года – на 49 лет с возможностью автоматической пролонгации документа на 25 лет, в случае если ни одна из сторон заранее не предупредит партнера о желании расторгнуть договор. Что это значит? А это значит, что Россия  существенно закрепляется на Ближнем Востоке и берет под контроль Суэцкий канал. Теперь это реально.

У России есть противовоздушные батареи типа С-400 – размещены в Латакии. Эти зенитные батареи закрывают турецкую базу НАТО Инджирлик, а также базу ВВС Великобритании Акротири на Кипре. То есть авиация НАТО летает там только потому, что русские пассивно это позволяют – они могут перехватить любой самолет, вылетающий оттуда.

В этих условиях сирийский порт Тартус может стать главным морским портом для Черноморского флота России.  Черное море сейчас надежно контролируется Россией наземными самолетами и береговыми батареями. Российские батареи С-400 и Бастион доминируют на Черном море. Поэтому свои военные корабли теперь Черноморский флот России может больше направлять в Средиземное море. И использовать их как своеобразный «Восточно-средиземноморский флот» с главным портом в Тартусе, чтобы бросить вызов морскому правлению НАТО или даже отнять военно-морское господство НАТО в этом районе. Наверное, это пока больше звучит как возможные цели. Но они связаны с доминированием России над восточным Средиземноморьем – и, следовательно, над северным входом в Суэцкий канал.

Но здесь есть еще важная особенность:  военное присутствие в ближневосточном регионе союзника России. Китай имеет военную базу в Джибути (государство в Восточной Африке, в районе Африканского рога; на востоке омывается водами Аденского залива) – ВМС и ВВС – с разрешением на развертывание до 10 000 человек. То есть, Китай контролирует южный вход в Суэцкий канал. Получается: на севере Суэцкого канала — русские, на юге —  китайцы. И это сегодня уже реальность  для НАТО. Вот почему Запад прикладывает все усилия, чтобы уменьшить влияние России в Сирии. Скорее всего, Россия будет и впредь активно и результативно сопротивляться.

Сирия. Тартус. Здесь должна быть военно-морская база России

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Анатолий

    Интересный, своевременный материал. Тревожная реальность и ободряющие планы по перспективам возможного появления новых пунктов базирования ВМФ России в мировом океане. С учетом сложной международной обстановки в мире в настоящее время, исключительно важно оперативно реализовать их!

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *