(вспоминает контр-адмирал в отставке Чухраев Э.М.)
Контр-адмирал Чухраев Эдуард Максимович (род.в.1942)
Из 33-х календарных лет службы на флоте 17 мне довелось служить на 10-й оперативной эскадре (10-й ОПЭСК). Имею право говорить, что она для меня родная. Ее в морском народе называли Тихоокеанской эскадрой. У нее большие исторические корни. Корабли ее предшественниц бороздили воды Тихого океана в XIX и XX веках. А потом 30 лет во второй половине XX века в тех же водах ходили корабли 10-й эскадры. За это время на ее кораблях прошли службу почти 300 тысяч офицеров, мичманов, старшин и матросов.
Корабли Тихоокеанской эскадры. 80-е годы прошлого века
Оперативных эскадр в Советском флоте в те годы было пять. Но только Тихоокеанская эскадра была необычной и заметно отличалась от других. Это было главное объединение надводных кораблей, которое несло Советский военно-морской флаг на океанских просторах. По составу сил и боевым возможностям она была самой мощной. В годы расцвета в ее составе было около 50 кораблей 1 и 2 рангов: авианосцы, атомные корабли, ракетные и артиллерийские крейсера, эсминцы, противолодочные и десантные корабли. Ее корабли несли боевую службу сразу в двух океанах – в Тихом и Индийском. Они участвовали в разрешении более двадцати вооруженных конфликтов, которые происходили между морскими государствами в 60-80-е годы прошлого века. Сутью службы на 10-й оперативной эскадре было непрерывное пребывание на холодной войне.
Служить на такой эскадре было, конечно, трудно. Но, как тогда справедливо говорили, интересно и почетно. Служили честно и добросовестно. Здесь никто никого не подсиживал и служебную дорогу друг другу не переходил.
Совершенно точно: главным богатством на эскадре были люди – от матроса до адмирала. Об этом убедительно рассказано в книге «Тихоокеанская эскадра», которая появилась в 2017 году, благодаря энтузиазму ветеранов и активу неравнодушных сослуживцев. А возглавлял авторский коллектив адмирал Хмельнов Игорь Николаевич (командир эскадры в 1989-1993 годах).
Да, «матрос – это главный двигатель на корабле», как говорил П.С. Нахимов. Но приводит его в движение командир. И, если командир корабля , образно говоря, голова экипажа, то флагманы – это ум и воля всей эскадры. Я хочу немного вспомнить именно главных флагманов 10-й ОПЭСК – тех, кто командовал ею. Делаю это с большим удовольствием.
За 30 лет было семь командиров Тихоокеанской эскадры. Мне повезло: с каждым из них довелось не только служить, но и общаться на уровне товарищей и даже друзей в повседневной жизни (и во время службы, и после увольнения в запас). Сразу скажу: все они были славными командирами. Уровень славы был разным (это понятно). Но каждый внес свою достойную лепту в историю эскадры и нашего флота. И служить с ними, идти одним курсом было, безусловно, делом чести. Покинув Дальний Восток (после 30-летнего пребывания там), я с удовольствием продолжаю общаться с флагманами 10-й ОПЭСК, ныне проживающими в Москве.
(продолжение следует)