Чухраев Э.М. Адмиралы правят миром. Российские адмиралы, прославившие мировую науку

Сарычев Гавриил (Гаврила) Андреевич (1763-1831) — адмирал (1829), русский полярный исследователь, гидрограф, государственный деятель. Первый русский прозаик-маринист. Основоположник полярной археологии.

Один из крупнейших океанографов своего времени, предшественник русских моряков-исследователей, проявивших себя в кругосветных плаваниях первой половины XIX столетия. Командуя судами и кораблями, он проводил исследования Северного Ледовитого океана, изучал возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан, исследовал Алеутские  острова, побережье и острова Берингова и Охотского морей. Он проводил метеорологические, гидрографические, астрономические, этнологические, биологические наблюдения, составил географические карты, которые, более ста лет спустя, были практически без изменений использованы в лоциях. В 1802-1806 годах Г. Сарычев возглавлял Балтийскую гидрографическую экспедицию, а с 1808 года руководил гидрографическими исследованиями в России. В 1809 году был принят почётным членом Петербургской академии наук. В 1827 году Г. Сарычев был назначен главным командиром и военным губернатором Кронштадта, а после преобразования учреждений Морского ведомства — генерал-гидрографом Главного Морского Штаба. С 1829 по 1830 год в чине адмирала возглавлял Морское министерство. Его старший брат Алексей Андреевич Сарычев (1760-1827) был вице-адмиралом, сенатором, командующим Черноморской эскадрой.

Литке Фёдор Петрович (1797-1882) — русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал (1855), президент Академии Наук России (1864-1882). Граф

В 1817 году Василий Головнин взял мичмана Литке в кругосветный поход на шлюпе «Камчатка».  В 1821-1824 годах в ходе самостоятельных научных экспедиций на шестнадцати пушечном бриге «Новая Земля». Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821—1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По своим результатам это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия. Имя Литке сделалось известным всему образованному миру и поставлено в ряду замечательнейших путешественников и мореплавателей века. В конце 1832 года он стал воспитателем пятилетнего Великого князя Константина Николаевича, которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Этому делу Литке отдал 16 лет. Литке принадлежит идея об образовании Императорского русского географического общества.  Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии наук (1864-1882).

Бутаков Григорий Иванович (1820-1882) — русский военно-морской деятель, флотоводец, генерал-адъютант, адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря

Род Бутаковых известен с XVII столетия. Пятеро братьев Григория Ивановича стали моряками, из них Алексей достиг чина контр-адмирала, Иван — вице-адмирала, а Григорий — полного адмирала. Г.И. Бутаков был боевым адмиралом, и накопленный опыт службы на кораблях он умело использовал в своей научной деятельности. Он был командиром корабля в первом в истории морском бою паровых кораблей. 9 октября 1854 — впервые в истории русской морской артиллерии организовал стрельбу по невидимой цели. Имел несколько орденов «За храбрость». В 1867 году был председателем экспертной морской комиссии на Всемирной Парижской выставке. Он первым взялся за исследование тактики парового броненосного флота. Его «Правила манёвра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира. Совместно с И. А. Шестаковым Г. И. Бутаков составил первую систематизированную лоцию Чёрного моря. В 1874 году по проекту Г. И. Бутакова броненосный фрегат «Петропавловск» был впервые оснащен противоминной артиллерией. Летом 1878 года Г. И. Бутаков ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин.

Военные моряки должны гордиться особо тем, что вся авиация мира пошла от изобретения морского офицера Александра Федоровича Можайского. К сожалению, об этом даже в России редко говорят. И тем самым совершенно не справедливо умаляют роль нашей страны в развитии авиации.

Можайский Александр Фёдорович (1825-1890) — русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, создатель первого в мире самолета

Самолёт Можайского («Воздухолетательный снаряд») — первый в России и один из первых в мире самолётов, построенных в натуральную величину, а также, возможно, — первый в мире самолёт, отделившийся от земли с человеком на борту. Так что, вся авиация мира пошла от самолета Можайского.

Макаров Степан Осипович (1848-1904). Русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, ученый и изобретатель, вице-адмирал (1896). В 1895 году разработал   русскую семафорную азбуку.

Заслужив народную любовь и уважение, признание в научном мире, получил множество неофициальных почетных имен — «победителя брони», «дедушки минного флота», «великого учителя военных моряков», создателя «дедушки ледокольного флота». Он одновременно показывал большие результаты и в морской службе, и в науке. В 21 год за плечами  у него уже было пять с половиной лет плаваний на одиннадцати кораблях и первая опубликованная научная статья. Вскоре Макаров стал авторитетом в вопросах непотопляемости судов. Его признали на флоте, как талантливого изобретателя.  «Пластырь мичмана Макарова» — это средство было принято большинством европейских флотов. Макаров проходил корабельную службу на Дальнем Востоке, на Балтийском и Черноморском флотах, на Каспии. В ночь на 16 декабря 1877 года впервые в мире Макаров применил торпеды при атаке минными катерами турецких боевых кораблей.  В 1881 году он раскрыл механизм течений пролива Босфор. Эта работа принесла Макарову славу выдающегося ученого.

Памятник С. О. Макарову в Кронштадте

Капитан первого ранга Макаров, будучи командиром корвета «Витязь», совершил кругосветное плавание (1886-1889).  Вскоре о Макарове вновь заговорил весь мир. Поводом для этого стало изобретение Макаровым специальных наконечников для снарядов, отчего они получили способность пробивать броню кораблей. Техническое новшество вскоре стало достоянием всех флотов мира.  В 1897 г. появился труд Степана Осиповича совершенно иного направления — «Рассуждения по вопросам морской тактики».

В начале 90-х годов у Макаров появилась идея создания ледокола, способного бороться с полярными льдами. 21 февраля 1899 года построенный под его руководством ледокол «Ермак» (его называли «чудом конца XIX века») отправился в свое первое плавание. Последующие два плавания в 1899 г. «Ермак» под начальством С.О. Макарова совершил в Северном Ледовитом океане.  «Ермак Степаныч», как окрестила судно его команда, пережил своего конструктора на 60 лет, принес огромную пользу стране и стал родоначальником целой серии современных ледоколов России.

В блестящей плеяде русских теоретиков и практиков кораблестроения особое место занимает «адмирал корабельной науки» Алексей Николаевич Крылов.

Крылов Алексей Николаевич (1863 — 1945) — русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР, генерал-лейтенант по флоту (1916), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943).

С 1890 г. он занимался разработкой теории корабля и преподавал в Морском училище. С 1896 г. — штатный преподаватель Николаевской Морской академии. В 1896 г. принят в члены Английского общества корабельных инженеров после того, как на заседании этого общества прочитал на английском языке доклад о килевой качке корабля на волнении. В 1899 г. первым из иностранных ученых награжден золотой медалью Английского общества корабельных инженеров. Почетный член Английского королевского астрономического общества (1924), а также Английского общества корабельных инженеров (1942). В 1900-1908 гг. Алексей Николаевич — заведующий Опытовым бассейном для испытания моделей судов. В 1908-1910 гг. — главный инспектор кораблестроения, председатель Морского технического комитета. В 1915-1916 гг. — председатель правительственного правления Путиловских заводов. В 1916-1917 гг. — директор физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления.

После Октябрьской революции (1917) активно участвовал в строительстве советского ВМФ. В 1919-1920 гг. — начальник Морской академии. В 1928-1931 гг. — профессор Военно-морской академии и директор Физико-математического института АН СССР. 5 сентября 1944 г. академику А.Н. Крылову в Москве был вручен диплом на звание почетного члена Английского общества корабельных инженеров. А.Н. Крылов автор 12-томного (18 книг) собрания научных трудов, посвященных проблемам девиации компасов, теории корабля, вибрации и качки судов, баллистики, мореходной астрономии.

Берг Аксель Иванович (1893-1979) — советский ученый-радиотехник и  кибернетик, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал, заместитель министра обороны СССР. Академик АН СССР (1946), член-корреспондент (с 1943). Герой Социалистического Труда (1963).

Родился в семье отставного генерала  шведско-финско-немецкого происхождения. Участник  Первой мировой войны.  В 1918 году участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. В 1919 г. был штурманом подводной лодки «Пантера», которая 31 августа 1919 года двумя торпедами у острова Сескар потопила английский эсминец «Виттория». Это стало первой победой подводных сил советской России. В дальнейшем А.Берг командовал подводными лодками «Рысь», «Волк». С октября 1921 — командир подводной лодки «Змея». С мая 1927 председатель секции радиосвязи и радионавигации Научно-технического комитета ВМС РККА. Как преподаватель ВВМИУ создал при училище радиолабораторию  и занимался в ней научными исследованиями в области радио. В 1932 году лаборатория была преобразована в научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен А.И. Берг. В 1932-1937 гг. — он начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ). 25 декабря 1937 арестован по обвинению во вредительстве, находился в заключении под следствием до 9 мая 1940 года. Был реабилитирован и восстановлен в воинском звании. Во время войны настойчиво продвигал необходимость создания и использования  радиолокаторов, возглавлял программу по созданию советских радаров. С июля 1943 по октябрь 1944 годов — заместитель наркома электропромышленности СССР. Одновременно в 1943-1947гг. — зам. председателя совета по радиолокации ГКО. Являлся инициатором основания (июль 1943) и первым директором «Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации» (теперь ЦНИРТИ).  Возглавлял координацию исследований по кибернетике. Внёс значительный вклад в становление в СССР бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта.

Антарктида была открыта последней из материков Земли. Официально она была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством российских офицеров ВМФ, будущих адмиралов  Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена). Ранее существование южного материка утверждалось гипотетически, нередко его объединяли с Южной Америкой и Австралией. Однако именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южно- полярных морях, обогнув вокруг света антарктические льды, подтвердила факт существования шестого материка.

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (17781852)

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851)

 Руководил экспедицией (1819-1821) Ф.Беллинсгаузен (адмирал с1843). По происхождению — балтийский немец из  остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Начал службу на флоте с 1789 года. В 1803—1806 годах он участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна.

Шлюпы «Восток» и «Мирный», которыми командовали Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев во время первой русской антарктической экспедиции (1819-1821)

Михаил Петрович Лазарев прославился и как профессиональный моряк (совершил три кругосветных плавания), и как открыватель новых земель (участвовал в качестве командира шлюпа «Мирный» в экспедиции, которая открыла шестой континент — Антарктиду), и как ученый (занимался исследованием  Тихого океана, проводил широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.).  В 1808-1809 гг. участвовал в Русско-шведской войне. В октябре 1827 г. в Наваринском сражении М. Лазарев увековечил блестящим подвигом имя линейного корабля «Азов», которым он командовал и который первым в России был удостоен Георгиевского ордена. В 1828-1829 гг. Лазарев участвовал в блокаде Дарданелл. Он был начальником штаба и командующим Черноморским флотом (с 1833 года).

Но вполне возможно, что Антарктида была известна мореплавателям и до официального открытия. В частности, аргентинские археологи заявляют о том, что они обнаружили останки жилища и домашней утвари первых обитателей ледового континента, возраст отдельных находок датируется 1700 годом, что на сто двадцать лет опережает дату официального открытия Антарктиды. Да, в летопись изучения и освоения Антарктиды вписаны имена исследователей многих стран. Но первыми были русские военные моряки.

( продолжэение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *