Чередниченко А. Заводские приключения 7 ноября 1999 года

После краха политики киндерсюрприза на нашем заводе вообще стало плохо с работой, ну и с заработной платой. Завод брался за любую работу, в том числе и за утилизацию гражданских судов и военных кораблей. Я в то время работал строителем в Отделе Главного Строителя. Занимался организацией работ по утилизации судов и кораблей. Утилизировали в доке, однозначно. Значит каждое судно для производства утилизации доковали. А это не простая задача. Для начала нужна КД (конструкторская документация), для определения обводов корпуса подводной части, для изготовления и установки по определенным координатам кильблоков доковой «постели» и, наконец, обеспечение равного распределения доковой нагрузки на док, на стапель-палубе.

Итак, докования ждало судно, производящее в условиях водной акватории окраску судов, но уже списанное. И это было спланировано на 7 ноября. Этот день в России уже не праздновали, но выходные еще не отменили. Едва я пересек проходную завода, табельщица сообщила новость. Буквально под утро, часов в пять, перевернулся у пирса плашкоут, который перевозил металлом в контейнерах в Мурманск. Дежурный матрос успел в последний момент» выпрыгнуть» с судна фактически. Сходил полюбопытствовал, да, аверкиль плашкоута состоялся.

Но надо спешить на ПД-15, плавучий док, способный доковать суда до 15.000 тонн. К началу рабочего дня я поднялся на пилон дока. Доковая команда была в сборе.

ПД-15 погружался у пирса. Начали!!!

Едва док погрузился метра на полтора, случился форс-мажор! Мы все услышали сухой треск и потом скрежет металл по металлу. И это все происходило вне зоны видимости, под водой. Мгновенно была дана команда «СТОП!» погружению. Были остановлены насосы, закачивающие забортную воду в цистерны дока.

 По версии Павла Михайловича, докмейстера, бортовая или бортовые клетки в кормовой части судна пробили обшивку днища судна в районе скулы.

Количество пробоин в корпусе судна, нарушивших герметичность судна, и координаты их   пока неизвестны. Выходной день на работе и только дежурные смены, в том числе и дежурный диспетчер по заводу и я, ваш покорный слуга и доковая команда в полном составе. Получилась патовая ситуация, если мы будем продолжать притапливать док, то бортовые клетки разворотят наружную обшивку и судно, набрав внутрь достаточное количество воды, может завалится на борт, повредив тем самым док. Если начать осушать док и, тем самым, всплывать, то судно уже набрав воды опять же завалится на борт, но с вариантом большего разрушения дока. С докмейстером мы решили звонить директору и просить его дать добро на приглашение водолазов, для осмотра мест повреждения и оценки ситуации. Ведь это дополнительные финансовые затраты.

Было принято следующее  техническое решение, при сохранении положения судна и дока на время аварийной ситуации.

Подготовить доковые клетки с горизонтальными опорными поверхностями, 6 штук, по высоте от киля до док-палубы. Опустить по 3 штуки побортно судна. Затем, используя установленные на бортах пилонов блоки, через них завести троса под судном от утопленной и установленной клетки до брашпиля (швартовная лебедка), правую на левый борт, левую на правый борт и завести подготовленные доковые клетки под днище судна.

Прибыли два водолаза, профессиональные любители, их направил наш главный инженер завода. Ведущий этого звена Хрулев Володя, отец нашей знаменитой Лены Ваенги. Настоящая фамилия Лены — Хрулева. Став уже известной певицей Лена взяла себе фамилию — Ваенга (старое название столицы Северного флота Североморска и речки, протекающей рядом с Североморском). Владимир удачливый бизнесмен, выращивает форель, прекрасный водолаз и просто хороший человек, мужик, который не заедается. И напарник Володи Саша Иванов, его друг и соратник по водолазным делам. Основная работа Саши Иванова сдавать подводные корабли государству, он постоянный член Сдаточной команды завода. Специалист высокого класса.

Теперь о делах наших. Первым ушел под воду Хрулев В., обследовав обстановку, согласился с предложенным вариантом. Водолазы за три часа завели все троса, закрепили, набили свободный конец на барабан брашпиля. Затем под наблюдением водолазов, понятно, на безопасном расстоянии, передвинули клетки в те положения, которые и обеспечили правильную и безопасную посадку судна после подъема дока. Подводные работы Хрулевым и Ивановым были выполнены безукоризненно. Беда прошла мимо!!!

Ну, а перевернувшийся плашкоут, был отбуксирован от дока и было организована операция по его установке на ровный киль. Да, металлолом был поднят наверх при помощи водолазов и башенных кранов.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо! Великолепные рассказы! Всё кратко, ёмко, и доходчиво. Военным не всем понять.

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *