Степанов М. Были и байки плавсостава. Не тот флаг

Два курсантских класса третьего курса ВВМУРЭ имени Попова отправили в дальний поход на группе кораблей Тихоокеанского флота, переходивших на Дальний Восток из Севастополя.

Интересный дальний морской поход весьма полезен и познавателен для морских курсантов, тем более, что планировалась боевая служба группы кораблей в Средиземном море, Южной Атлантике, Индийском океане с массой заходов в иностранные порты — Луанда (республика Ангола), Мапуту (республика Мозамбик), порт Луи (республика Маврикий) и Аден (республика Южный Йемен).

Во время дальнего похода с курсантами проводились занятия, курсанты сами проводили политинформации с матросами, вели штурманские прокладки, проводили определение места корабля по солнцу и звездам, но самыми интересными были наверно сходы на берег и интересные экскурсии в довольно экзотические местах Африки и Азии. А что может быть лучше такой практики для будущих офицеров.

Курсанты размещались на трех кораблях группы кораблей ТАКР «Минск», БПК «Петропавловск» и «Ташкент» и вышли с ними из Севастополя.

В Средиземном море к группе кораблей переходящих на Дальний Восток присоединились корабли, шедшие из Калининграда – БДК «Иван Рогов», танкер «Бутома» и СКР «Разящий». Все корабли группы были самыми новыми и современными.

Корабельная практика была весьма интересной для курсантов. Загорелые, возмужалые, обветренные всеми штормами и ветрами курсанты готовились к сходу в республике «Южный Йомен» порту Аден, откуда их должны были доставить самолетами в Советский Союз.

Надо отметить, что в это время между Йеменской арабской республики (республика Северный Йемен) со столицей Сана (буржуазной направленности) и народно-демократическая республики Йемен (республики Южный Йемен») со столицей Аден (коммунистической направленности), были довольно натянутые отношения и только недавно закончилась война, а военные конфликты на границе продолжались и до момента захода группы кораблей в порт Аден. Перед самым заходом, как раз военные действия только обострились и по связи приходила довольно противоречивая информация.

Планировали реальную обстановку узнать от дипломатических и военных представителей СССР в порту Аден.

В ходе захода планировались экскурсии по городу, прием Президента республики «Северный Йомен» Абдель Фаттаха Измаила и высшего руководства республики, а также показ военной техники – самолетов, высадка десанта и естественно сход экипажей на берег.

После стоянки на рейде острова Сокотра корабли направились в Аденский залив для захода в порт Аден.

Теперь перед самым заходом экипаж приводил в порядок корабль и форму одежды. Что-то докрашивали, что-то домывали и додраивали.

С заходом на внутренний рейд на флагманский корабль ожидалось прибытие советских дипломатов и представителей властей Народно-демократической республики Йемен.

Настроение всех было приподнятое, как это бывает всегда перед заходом кораблей в порты.

Курсанты же стояли последние вахты, делали определения места кораблей. На всех кораблях на реях взлетели вверх флаги Народно-демократической республики Йемен. Положено по международному протоколу заходов в иностранные порты заходить с поднятыми флагами страны захода.

Настроение у всех моряков было великолепное. Заходы в порты были уже хорошо отработаны. Командирам все было понятно, кто, куда и как швартуется. Только курсантам было немного грустно, что их снимают немного раньше конца похода кораблей. Они сойдут, а корабли уйдут дальше в Индийский океан, потом в Южно-Китайское море, где только что закончилась война между Вьетнамом и Китаем и только потом через знаменитый Цусимский пролив путь кораблей лежал во Владивосток – русский форпост на Дальнем Востоке.

Корабли построенные в строй кильватера готовились один за другим начать заход на внутренний рейд порта Аден. Ожидалось только разрешение властей и морских служб. Последними должны были заходить на внутренний рейд, так называемые «балтийцы» БДК «Иван Рогов», СКР «Разящий» и танкер «Борис Бутома».

Один из преподавателей проводил с курсантами занятия по флажному семафору на полетной палубе. Светило яркое солнце, легкий теплый бриз приятно овевал загорелые лица курсантов.

Курсант Толик Корнеев взял с собой на занятия томик «Детской энциклопедии» описывающий географию. Преподаватель поручил ему после занятий «флажками» провести политинформацию по республике захода. И курсант, освобожденный от занятий, немного в стороне от всех, усердно штудировал в сторонке энциклопедию.

Флаг Северного Йемена (Йеменской арабской республики)

Взгляд его упал на поднятые флаги. Он тут же стал разыскивать их в своей «детской энциклопедии». Внезапно он побледнел и подбежал к преподавателю:

— Товарищ капитан 2 ранга мы не тот флаг подняли – взволновано сказал он, показывая на поднятый флаг страны захода.

— Как не тот? – преподаватель посмотрел на поднятый флаг.

Порт Аден было видно уже издалека. Высились высокие белые здания, виднелись портовые сооружения, краны и даже какие-то корабли. На входе в порт были видны артиллерийские батареи.

Преподаватель быстро окинул взглядом флаги, указанные в энциклопедии и флаги, поднятые на реях кораблей.

— Побежали, а то сейчас тревогу сыграют и начнется заход. Вон командир БЧ-4 давай у него уточним.

Они побежали на сигнальный мостик, где находились командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков. Они проверяли порядок на сигнальном мостике.

— Товарищ капитан 3 ранга у нас кажется флаг не того Йемена похоже поднят. Вот посмотрите – сказал преподаватель и раскрыл детскую энциклопедию.

Командир БЧ-4 заглянул в энциклопедию и его лицо посерело:

— Вроде точно не тот. Николай тащи сюда свои справочники. Надо срочно перепроверить – приказал он старшине команды сигнальщиков.

Через минуту справочники были на мостике. Раскрыли.

— Точно. Не то подняли. Ошибка. Флот подвел — дали не то. Разбираться поздно – надо что-то делать.

Старшина команды сигнальщиков покраснел.

— Да мы сами вдвоем со шкипером на складе сами выбирали флаги. Там все подписано, на каждом флаге аккуратная бирочка. На наших тоже бирки были «Южный Йемен». Мы ее отпороли уже у шкипера. Небось валяется у него.

— А как у других кораблей – спросил командир БЧ-4 – сигнальные, что там у них?

— На «Петропавловске» и «Ташкенте» так же как у нас, а «Рогов», «Разящий» и «Бутома» под правильными флагами – доложил вахтенный сигнальщик, слышавший разговор.

— Рассуждать некогда – сжав губы приказал командир БЧ-4 — зайти под флагом врагов в порт друзей – это если не преступление, то очень крупная ошибка, которая может вызвать дипломатический скандал и может дорого стоить репутации СССР. Это не говоря о том, что нас могут просто расстрелять при заходе в порт. Быстро побежали к шкиперу. Надо что-то делать.

Командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков, спустив и взяв с собой флаги, побежали к шкиперу. А курсант и его преподаватель побежали на палубу продолжать занятия. Скоро заход в порт и курсантов буду строить на заход по левому борту.

Шкипер Гриша, как всегда с утра сидел в своей коморке и тихо дремал, в своем большом кресле, закрыв глаза.

— Гриша с флагами у нас ошибка – влетели к нему командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков — ты выдал нам не флаги «Южного Йемена», а флаги их врагов «Северного Йемена».

— Не может быть – открыл глаза шкипер и спокойно ответил — ошибка исключена. Мы с Николаем вместе все на шкиперском складе получали. Там же все подписано было. Нам так и выдали. А под какими флагами заходят «Петропавловск» и «Ташкент», они там же эти флаги получали?

— Под такими же неправильными, как у нас – усмехнулся командир БЧ-4 — а вот у балтийцев у «Рогова», «Бутомы» и «Разящего» правильные флаги.

— Вот видите. А может в вашей энциклопедии ошибка – почесал шкипер затылок.

— А в справочнике сигнальщиков, тоже ошибка? – командир БЧ-4 положил перед шкипером раскрытый справочник сигнальщика и показал пальцем правильный флаг.

Флаг Южного Йемена (Народно-демократической республики Йемен)

Шкипер покраснел и потом тревожно спросил:

— Что делать будем? До захода осталось минут тридцать-сорок.

— Цвета обоих флагов одинаковые. Нашиваем голубой треугольник у троса, на нем с обеих сторон красную звезду и закрываем белым флагтухом посередине зеленые звезды с обеих сторон. Два флага надо срочно сделать — приказал командир БЧ-4 – а я на связь с «Петропавловском и «Ташкентом». Там тоже надо срочно менять.

— Может в шкиперской службе решили, что если Вьетнам северный вроде наш и Корея северная тоже, то так же и с Йеменом? — предположил старшина команды сигнальщиков — и не долго думая выдали нам не те флаги?

— Потом будем рассуждать и решать — сказал командир БЧ-4 — главное успеть до захода все сделать. Времени нет совсем. Давай милый быстрее. Сейчас главное не рассуждать и думать, а делать.

— Мои сигнальные смастрячат это быстрее, чем шкиперские – сказал подумав, шкиперу старшина команды сигнальщиков – Гришка давай мне белый, красный и голубой флагтухи (флажная материя). А ты пока в швальне шей новые флаги из нового флагтуха, а я сделаю пока временные и повесим на заходе. Вот тебе справочник – бросил он на стол справочник сигнальщика — Потом вечером флаги поменяем на более качественные. А сейчас главное скорость. Надо зайти в порт без проблем.

— Понял. Не дурак – окончательно проснулся шкипер. На тебе отрезай побыстрее  флагтухи и вырезай звезды – шкипер бросил на стол отрезы необходимых флагтухов — а я пока вы там делаете, заряжу швальню и сошьем новые флаги и для нас, и для «Петропавловска» с «Ташкентом». Будут лучше, чем настоящие. Но это займет минимум пару часов. А размеры?

— Да кто будет проверять их с линейкой делаем на глазок.

Откромсав большими ножницами куски необходимых флагтухов старшина команды сигнальщиков понесся на сигнальный мостик.

На «Петропавловске» и «Ташкенте» было минутное замешательство, после принятого сообщения, но потом командиры БЧ-4 быстро справились с ним. И минут через пятнадцать на всех кораблях уже висели правильные флаги. Главное, что цвета и раскраски были правильные. Справились сигнальщики. Успели.

Корабли начинали заход на внутренний рейд порта Аден.

— Командир БЧ-4, а вроде флаг Йомена какой-то не такой у нас висит вроде. Или все правильно? – спросил лениво командир корабля командира БЧ-4, разглядывая рейд в бинокль.

— Так такой дали на ЧФ товарищ командир – ответил командир БЧ-4 улыбнувшись – сейчас уже шьют новые и к вечеру повесим их.

Командир хмыкнул, но ничего не ответил. Ему надо было становиться на якоря на незнакомом рейде и этот вопрос его интересовал меньше всего.

На крыло сигнального мостика вышел адмирал — командир похода.

— Командир, как у нас тут? Все нормально?

— Так точно товарищ адмирал – бодро ответил командир.

Раздавались приветственные выстрелы из салютных орудий. Заходящим кораблям салютовали береговые батареи и йеменские корабли, стоящие на рейде Адена.

Корабли отвечали своими залпами салютных орудий.

На палубе стояли построенные швартовые команды и курсантские подразделения на правом шкафуте.

Корабли шли самым малым ходом и занимали назначенные места на внутреннем рейде порта Аден. Их встречали буксиры и помогали постановке на якоря.

К вечеру курсанты с вещами толпились на правом шкафуте для схода в подошедший плашкоут. Преподаватели проверяли все ли у них взято с собой и соответствует ли их внешний вид образцу морского куранта СССР.

Курсант Толик тоже стоял в последнем ряду, и что-то сосредоточенно читал в своем томике «Детской энциклопедии».

Сзади к нему подошел командир БЧ-4, хлопнул по плечу, улыбнулся и сказал:

— Спасибо курсант. Выручил нас от большого конфуза — и пожал курсанту руку.

Курсант заулыбался. Не каждый день получаешь такое спасибо от командира боевой части авианосца и чувствуешь себя все же тоже причастным к большому делу.

Официальный заход группы советских кораблей в порт Ален начался.

К вечеру на всех кораблях были повешены штатные и хорошо сшитые флаги.

Дипломатического скандала и последствий для кораблей не случилось, благодаря бдительности курсанта и качественному изданию «Детской энциклопедии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *