Бойко В. Российские подводные лодки Великой войны 1914-1918. Подводный флот России в Великой войне

В августе 1914 началась Первая мировая война, названная современниками Великой войной. Однако связанные с ней события до сих пор не получили должного рассмотрения в военно-исторической литературе и тем более – участия в Великой войне подводных лодок Отечества.

С одной стороны, русский флот по объективным причинам не сыграл в ней сколько-нибудь заметной роли. С другой стороны, многие нижние чины Российского Императорского Флота приняли самое деятельное участие в «революционной борьбе» 1917-1920 годов, с головы до ног залили себя человеческой кровью. Поэтому  война на море в течение десятилетий рассматривалась советскими военными историками лишь в двух аспектах:

. Их интересовали отдельные вопросы, имевшие чисто прикладное значение для подготовки к грядущим сражениям с «империалистами» — опыт руководства эскадрами и флотилиями, проблемы подводной войны, минной войны, десантных операций, действия крейсеров на коммуникациях.

    2. Ради собственной карьеры они сочиняли сказки о революционном движении в русском флоте во время мировой войны, а также о большевистском «руководстве» флотом в 1917-1918 годах. Подвиг капитанов 1 ранга А.М.Щастного и С.В.Зарубаева, спасших Балтийский флот знаменитым «ледовым походом» от захвата германскими войсками, партийные сказочники полностью приписали мифическим комиссарам Центробалта. Впоследствии благодарные революционеры А.М.Щастного расстреляли 31 мая 1918 года по приказу Л.Д.Троцкого, с С.В.Зарубаевым они расправились в 1921 году. Бесполезное затопление части эскадры Черноморского флота в Новороссийске летом 1918 года в соответствии с категорическим приказом В.И.Ленина они называли одним из примеров политической и стратегической мудрости этого диктатора.

   Поэтому хотелось бы изложить объективное изложение Боевых действий подводных лодок на всех морских театрах, как главных, так и второстепенных. Морская война происходила не совсем так, как ее представляли теоретики до 1914 года. В частности, линейные корабли, на строительство которых все державы тратили гигантские средства, приняли в ней достаточно скромное участие. Напротив, подводные лодки, считавшиеся перед войной чем-то вроде самоходных постов наблюдения в системе береговой обороны, едва не поставили на колени «владычицу морей» — Великобританию. Огромный размах приобретали минные постановки. Подводное оружие — торпеды и мины — отправили на дно гораздо больше военных кораблей и гражданских судов, чем корабельная и береговая артиллерия. Во время Великой войны, Боевые действия в той или иной форме осуществлялись непрерывно, днем и ночью: патрулирование, минные постановки и траление мин, разведывательные и набеговые операции, охрана конвоев. Большое значение приобрела морская авиация, которой раньше не было.

   Подводные лодки явились той силой, которая оказала огромное влияние на весь ход Великой войны. К началу  войны они входили в состав почти каждого флота, общее их число во всем мире перевалило за триста. В 1914 году они вызвали настоящий шок, когда стали пускать на  дно один крупный военный корабль за другим. Сразу же выяснилось, что тактика борьбы с подводными лодками находится в зачаточном состоянии. Для борьбы с ними не было ни соответствующего оружия, ни специальных кораблей.

   Водоизмещение подводных лодок составляло от 100 до 800 тонн в надводном положении (под водой оно увеличивалось на 10-35%). Подводные лодки водоизмещением 100-250 тонн предназначались для действий в прибрежных районах. Более крупные подводные лодки считались кораблями «открытого моря», а водоизмещением свыше 600 тонн переходили в разряд океанских. Скорость подводных лодок на поверхности составляла в среднем 12-14 узлов. Под водой самые быстроходные подводные лодки могли один — два часа двигаться со скоростью 10-11 узлов, скорость полного хода у большинства других не превышала 8-9 узлов. Подводные лодки водоизмещением 100-250 тонн могли пройти в надводном положении при скорости 8 узлов от 500 до 1500 миль. Дальность подводного плавания была гораздо меньше: от 30 до 100 миль экономическим ходом 3-5 узлов. Рабочая глубина погружения (составляющая 40% от расчетной максимальной) находилась между 30 и 50 метрами. Для полного погружения  подводным лодкам требовалось в среднем 90-180 секунд (старые подводные лодки погружались 4-5 минут и больше), с появлением приборов экстренного погружения это время сократилось до 30-60 секунд.

Основным оружием средних и больших подводных лодок были 4-8 торпедных аппаратов (с запасом  6-12 торпед), малых подводных лодок – два — три аппарата с двумя-шестью торпедами. Артиллерийские орудия несли на своем борту только некоторые большие подводные лодки, вооруженные одним — тремя орудиями калибра 37-76 мм.

Во время войны на всех больших подводных лодках появились орудия более тяжелого калибра – до 105 мм. Подкласс минных заградителей еще только зарождался. В 1914 году только Россия имела одну подводную лодку —  минный заградитель «Краб», берущий 60 мин. В ходе войны число подводных минных заградителей стремительно возросло. Брали они от 12 до 72 мин, в связи с чем, их торпедное вооружение либо свели к минимуму, либо от него просто отказались.     

Строительство подводных лодок перед мировой войной 1914-1918 годов шло в соответствии c Малой и Большой судостроительными программами: 6 подводных лодок тип «Морж» и «Нарвал», 12 подводных лодок тип «Барс», 6 подводных лодок тип «Лебедь», 6 подводных лодок тип «Барс» для Сибирской флотилии. Дальнейшие усовершенствования подводных лодок «русского» типа претворялись в жизнь И.Г. Бубновым на подводных лодках тип «Морж», «Барс» и «Лебедь».

14 октября 1909 года Балтийский завод представил в Морское министерство проект подводной лодки водоизмещением 600 тонн, разработанный на базе подводной лодки «Акула». Весной 1911 года доработанный проект водоизмещением 630 тонн был утвержден, а 16 августа 1913 года состоялась закладка трех лодок этого типа. На однокорпусных подводных лодках тип «Морж» прочный корпус в носу и в корме оканчивался двойными сферическими переборками, пространство между которыми разделялось горизонтальным шельфом. Верхняя часть отсека, над шельфом использовалась под дифферентовочные цистерны, ко всем балластным цистернам был подведен воздух высокого давления для продувки балласта на любой глубине погружения.

   Двухвальная энергетическая установка включала в себя два дизеля и электромоторы. Водоизмещение подводной лодки —  630/ 758 т, длина 67 метров, скорость 10,8/8,5 узлов. Вооружение включало два носовых, два кормовых торпедных аппарата и восемь наружных решетчатых — конструкции Джевецкого, одно орудие калибром 75-мм, одно — 57-мм и 1 пулемет. Стрельба из трубных торпедных аппаратов — сжатым воздухом, из аппаратов Джевецкого — самоходом. Для выстрела аппараты Джевецкого, размещенные в надстройке, разворачивались от диаметральной плоскости.

   По настоянию М.Н. Беклемишева остальные три подводные лодки строились по проекту «Holland-31А», представленному Невским заводом. 10 октября 1911 года три подводные лодки тип «Нарвал» были заложены в г.Николаеве. Это были первые в русском флоте двухкорпусные (на протяжении 44% длины) подводные лодки. На подводных лодках тип «Нарвал» была установлена более совершенная система погружения и всплытия, позволившая уменьшить время операций в 3-4 раза. Цистерны главного балласта размещались в междубортном пространстве и заполнялись самотеком. Система погружения позволяла подводным лодкам тип «Нарвал» погружаться из позиционного положения в подводное за 40-50 секунд. Это были первые быстропогружающиеся подводные лодки Русского флота. Другое преимущество этой подводной лодки — наличие водонепроницаемых переборок и запас плавучести в надводном положении, равный 45%, что повысило живучесть подводной лодки.

   Вооружение включало два носовых и два кормовых трубных торпедных аппарата и два двойных поворотных в надстройке, замененных в ходе постройки аппаратами конструкции Джевецкого. Артиллерийское вооружение состояло из двух 75-мм орудий и двух пулеметов. Двухвальная энергетическая установка включала два дизеля мощностью по 850 л.с. (по проекту) и два электродвигателя по 450 л.с. Скорость хода 13/10 узлов.

   Подводные лодки тип «Барс» имели большую дальность плавания и скорость хода, в связи с чем была увеличена мощность энергетической установки и запасы топлива. В результате этого увеличилось водоизмещение до 650/780 тонн. Существенным недостатком подводных лодок тип «Барс» было низкое расположение в надстройке решетчатых торпедных аппаратов. При ходе подводной лодки в надводном положении во льду эти аппараты повреждались. Потребовалось поднять решетчатые торпедные аппараты и установить их на верхней палубе. Другим недостатком было отсутствие водонепроницаемых переборок внутри прочного корпуса. Из-за этого при 20% запаса плавучести в надводном положении не обеспечивалась непотопляемость подводной лодки в случае аварийного поступления воды внутрь прочного корпуса.   

   Постройка первых четырех подводных лодок типа «Барс», заказанных Балтийскому заводу, началась в августе 1913 года. Церемония закладки уже строившихся лодок «Барс», «Вепрь», «Волк» и «Гепард» состоялась 15 сентября. Дизельные двигатели мощностью 1320 л. с. для первой подводной лодки «Барс» были заказаны германскому концерну «Ф. Круп» (верфь «Германия»), для двух последующих — заводу «Фельзер и Ко» в Риге. Дизели для четвертой подводной лодки должен был изготовить Балтийский завод, который осваивал их производство по германской технологии.

Торпедные аппараты и гребные электродвигатели заказали традиционным поставщикам этого оборудования — заводам «Г.А.Лесснер», «Сименс и Шуккерт» в Петербурге и «Вольта» в Ревеле. Аккумуляторные батареи производило Общество Русских аккумуляторных заводов «Тюдор», а электрические кабели — Общество кабельных заводов в Петербурге. Закладка подводных лодок на верфи «Ноблесснер» запоздала на год. Все двенадцать подводных лодок заложили одновременно 3 июля 1914 года. Поставщиками электрооборудования были те же заводы, что и для лодок Балтийского завода, а аккумуляторные батареи заказали наряду с «Тюдором» еще и французской фирме «Мэто» (для двух подводных лодок). Дизели мощностью 1320 л.с. поставлял один из учредителей «Ноблесснера» — завод «Людвиг Нобель» в Петербурге.

   Строительство первых десяти корпусов верфь «Ноблесснер» развернула в 1914 — 1915 годах. К сборке на стапеле подводных лодок «Угорь» и «Форель» пока не приступали из-за «отдаленности срока сдачи». Основной трудностью при постройке этих подводных лодок, как, впрочем, и других, было отсутствие готовых дизельных двигателей. Поставке дизелей, заказанных в Германии, помешала война, а Петербургский завод «Людвиг Нобель» не смог быстро освоить производство дизелей большой мощности.

   Вступление в строй подводных лодок тип «Барс» качественно изменило состав подводных сил на Балтике и позволило сформировать полноценную дивизию подводных лодок Балтийского флота. К 1 января 1917 года дивизия подводных лодок насчитывала в своем составе двенадцать подводных лодок тип «Барс», которые были сведены в три дивизиона.

   Подводных лодок  катастрофически не хватало. 22 июня 1915 года американская фирма «Electrik bot compani» через верфь «Ноблесснер» в Ревеле предложила министерству поставить для русского флота три — пять подводных лодок системы Голланда надводным водоизмещением 355 тонн. Стоимость каждой подводной лодки в зависимости от закупаемого количества оценивалась в 885 — 900 000 долларов. Подводные лодки предполагалось строить в Ванкувере, а затем в разобранном виде доставлять на пароходах во Владивосток Окончательный договор был заключен на поставку двенадцати подводных лодок. Общая стоимость оценивалась в 28 872 000 рублей без учета затрат на сборку. Первые шесть лодок относились к типам 602-GF и 602-L и предназначались для Черного моря. Вторые шесть лодок относились к типу 602-R и предназначались для Балтийского моря и Флотилии Северного Ледовитого Океана (по три подводных лодки).

Этот тип подводных лодок получил название «АГ» («Американский Голланд») и отличался рядом достоинств: хорошей мореходностью, разделением корпуса водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. На этих подводных лодках был принят веретенообразный корпус, причем центр тяжести лодки располагался в нос от миделя, что способствовало устойчивости на курсе и уменьшению сопротивления движению в подводном положении. Аккумуляторные ямы были герметичны и в случае попадания в лодку воды — она не могла залить аккумуляторы и вызвать появление удушливого газа — хлора. Водоизмещение подводных лодок —  355/433 тонн, длина — 46 метров. Энергетическая установка — двухвальная, состоящая из двух дизелей мощностью по 240 л.с. и двух электродвигателей мощностью по 160 л.с. Скорость 13/10,5 узлов, дальность плавания 1750/25 миль, рабочая глубина погружения — 50 метров.      

Вооружение включало четыре однотрубных торпедных аппарата калибром 450-мм, расположенных в носу попарно, один над другим. Носовые горизонтальные рули были откидными, в рабочее положение они устанавливались только при переходе лодки в подводное положение. Кормовые горизонтальные рули располагались за гребными винтами, в результате увеличилась эффективность их работы и улучшилась устойчивость подводной лодки в вертикальной плоскости при ходе под водой.

Подводные лодки типа «Лебедь» для Черного моря строились по «Программе спешного усиления Черноморского флота», принятой в 1914 году. 17 марта 1915 года Морское министерство заключило контракт с ОНЗиВ на постройку четырех подводных лодок тип «Барс». Срок сдачи последней устанавливался 1 июня 1917 года. 30 января 1915 года Балтийский завод также получил наряд на строительство аналогичных лодок со сдачей их на Черном море Николаевским отделением завода. Технические условия и спецификация на эти подводные лодки были утверждены 29 апреля 1915 года начальником кораблестроительного отдела ГУК.

   В соответствии со спецификацией подводные лодки тип «Лебедь» в отличие от своего прототипа — подводных лодок типа «Барс» — имели электрическое управление приводом горизонтальных рулей. Пост управления этими рулями располагался в Центральном Посту подводной лодки под боевой рубкой. При постройке в конструкторскую документацию по корпусу был внесен ряд изменений. Установлены боковые кили, как это было сделано на подводной лодке «Змея», деревянные подушки «для лежания на грунте», дополнительные клапаны в концевых цистернах главного балласта (для увеличения скорости погружения), «тяжелые» якоря массой в 1 тонну. В состав артиллерийского вооружения подводных лодок Балтийского завода были включены по два 76-мм патронных орудия с углом возвышения 20°. Подводные лодки  ОНЗиВ имели только по одному орудию.

   Торпедное вооружение всех лодок тип «Лебедь» было одинаковым: четыре аппарата Джевецкого (вместо восьми, установленных на «Барсах»), поднятых на уровень верхней палубы. Бортовые ниши, где ранее находились эти аппараты, как на лодках тип «Барс», были заделаны. Количество трубчатых торпедных аппаратов осталось прежним – два носовых и два кормовых. Приемные испытания «Гагары» и «Утки» начались соответственно только в конце зимы и осенью 1917 года. «Гагара», «Орлан», «Утка» и «Буревестник», вошли в строй в конце 1917 — начале 1918 года, «Лебедь» и «Пеликан» достроены не были.    Боевое использование подводного минного заградителя «Краб» на Черном море в первый период войны показало достаточную эффективность скрытых постановок минных заграждений. В связи с этим МГШ и Часть подводного плавания ГУК подняли вопрос о выработке технического задания на подводный минный заградитель. Однако вновь созданные подводные минные заградители могли вступить в строй в лучшем случае через два-три года. Поэтому Балтийскому заводу предложили разработать проект переоборудования в заградитель подводной лодки тип «Барс». В задании, разработанном ГУК, указывалось, что «аппарат для выбрасывания мин заграждения» должен быть таким же, как на заградителе «Краб», и пригодным для постановки якорных мин типа «ПЛ», специально разработанных для вооружения «Краба».

Для переоборудования была выбрана строившаяся подводная лодка «Форель». В конце октября 1916 года проект переоборудования подводной лодки «Форель» в заградитель был одобрен МГШ и Частью подводного плавания ГУК. Он предусматривал установку 57-мм орудия и отказ от торпедных аппаратов Джевецкого, кормовых трубчатых аппаратов, а также прием на борт двух запасных торпед.  

   26 октября Балтийский завод получил наряд Морского министерства на проведение работ со сроком готовности первого заградителя 1 мая 1917 года, а вскоре был выдан второй наряд на переоборудование в минный заградитель подводной лодки «Ёрш» с тем же сроком исполнения заказа. Технические трудности изготовления устройства постановки мин, а также длительные забастовки рабочих задержали постройку «Ерша» примерно на месяц. Спущенная на воду летом 1917 года подводная лодка «Ёрш» была предъявлена к испытаниям только осенью 1917 года. «Форель» так и не была достроена. Не были построены и малые подводные заградители 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, водоизмещением 228/268 тонн, заказанные Балтийскому и Русско-Балтийскому заводам.

   Кроме подводных лодок, о которых говорилось выше, в ноябре 1914 года в строй вступили три сверхмалые подводные лодки водоизмещением 35/45 тонн, построенные по заказу Военного министерства на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Первоначально они предназначались для прибрежной обороны морских крепостей, а затем были переданы флоту. Подводные лодки строились по проекту «Holland-278».

   26 декабря 1914 года начальник Морского Генерального Штаба  вице-адмирал А.И.Русин представил морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу доклад о составлении специальной «программы судостроения подводных лодок 1915 года» и выработке основных заданий на проектирование. С одобрения министра задания «разрабатывались под руководством начальника организационно-тактического отделения МГШ капитана 2 ранга Н.И.Игнатьева в двух вариантах — для опытной лодки и серийной», причем для второй за образцы приняли ТТЭ строившихся «Барсов» и «Нарвалов» в «естественном развитии» ГП. Учитывалось, что эти «лучшие современные типы» уже осваиваются промышленностью, а существенные отличия в их конструкции при параллельном развитии обоих обеспечат «должный прогресс судостроения».    

   «Основные задания для подводной лодки первой очереди…», одобренные адмиралом И. К. Григоровичем, с 20 февраля по 20 апреля 1915 года согласовывались с Главным Управлением Кораблестроения «со стороны технической их выполняемое». 28 апреля морской министр утвердил составленные частью подводного плавания ГУКа  «Технические условия для проектирования лодки первой очереди судостроительной программы 1915 года». В ходе согласования МГШ поступился обязательными минами заграждения, а также требованиями развития подводных лодок тип «Барс» в том случае, если у него нет перспектив.

   Технические условия предусматривали проектирование большой мореходной подводной лодки с запасом плавучести около 20% и высотой мостика 12 футов (3,6 метров) над ГВЛ. Надежные дизельные двигатели удельной массой не менее 40 кг/л.с. должны были обеспечить скорость полного надводного хода 16 узлов во время непрерывного 48-часового испытания; дальность плавания экономическим (10 узлов) ходом устанавливалась как минимум 3 000 миль. Оговаривалось, что в подводном положении электромоторы и аккумуляторные батареи должны обеспечивать девятиузловую скорость в течение 2,5 часов и 100-мильный радиус действия (5 узлов). В качестве минного вооружения предусматривалось по два носовых и кормовых трубчатых, десять бортовых минных (торпедных) аппаратов Джевецкого, желательной признавалась установка в корме третьего аппарата; каждую подводную лодку планировалось вооружить также 75-мм укороченным орудием (боекомплект — 50 патронов) и двумя пулеметами.  

Требования к обитаемости предъявлялись достаточно высокие — каюты для пяти офицеров и четырех кондукторов, жилые помещения для сорока нижних чинов. Запасы воды и провизии рассчитывались на пятнадцатисуточную автономность.

Управление рулями, погружением (не более 1,5 минуты) и всплытием предусматривалось «центральное», то есть из командного боевого поста, а компас — с электрическим уничтожением девиации. Кроме того, оговаривалась необходимость установки на каждой подводной лодке главного и путевого компасов на мостике, а также «жироскопического» компаса системы Сперри с двумя указателями; выносного прожектора, двух (желательно трех) перископах, радиостанции и системы звукоподводной связи Фессендена.

   2 мая ГУК разослало приглашения для участия в конкурсе на составление эскизного проекта подводной лодки со сроком его представления один месяц. В конкурсе приняли участие следующие предприятия: верфь «Ноблесснер», Невский судостроительный и механический заводы, Путиловская верфь, Балтийский и Русско-Балтийский (Ревель) завод, «Руссуд» (Николаев). При этом «Руссуд» представлял проект английской фирмы «Виккерс» и итальянской «Фиат Сан-Джорджио», Русско-Балтийский завод — французской фирмы «Шнейдер-Лобеф», Путиловская верфь — проекты корабельных инженеров Б.М. Журавлева и А.И. Горденина, верфь «Ноблесснер-1» — проекты американской фирмы «Голланд» и И.Г. Бубнова.

   К рассмотрению были приняты три проекта подводных лодок, отвечавших требованиям технических условий — американской фирмы «Голланд» и генерал-майора И.Г.Бубнова, итальянской фирмы «Фиат Сан-Джорджио» («Руссуд»).

    Их проектные элементы были в пределах: водоизмещение 920 — 971/1140 — 1264 тонн, главные размерения — 80,0 х 7,0 х 4,0 метров, скорость 16 — 17/9 узлов, дальность плавания 1200/22,5 мили. Состав вооружения включал 16 торпедных аппаратов, 10 мин заграждения, два 75-мм орудия и два пулемета. Все подводные лодки были двухкорпусными, рассчитанными на рабочую глубину погружения 46 метров, и разделенными водонепроницаемыми переборками на 7 — 8 отсеков.

   Осенью 1915 года «Программа судостроения подводных лодок» получила официальное одобрение правительства. Решением Совета министров от 18 сентября 1915 года на ее реализацию в текущем году было выделено 11 600 000 рублей. Программа предусматривала закладку восьмидесятипяти подводных лодок, причем пятьдесят семь из них относились к первой очереди. Затраты на постройку первой очереди исчислялись в размере 172 200 000 рублей. Подводные лодки предполагалось строить по всем трем указанным выше проектам на заводах, представлявших их на конкурс.

   В начале 1916 года проекты были откорректированы по замечаниям ГУК, а в мае заключены контракты с заводами на постройку двадцати восьми подводных лодок первой очереди. Заказы получили: «Ноблесснер» (проект «Голланд») — 10, «Руссуд» (проект «Голланд» и проект «Фиат») — 8, Балтийский завод — 4, Русско-Балтийский завод (проект Бубнова) — 6 подводных лодок. В течение 1916 года были распределены заказы еще на четырнадцать подводных лодок тех же проектов. Сметная стоимость постройки каждой лодки оценивалась примерно в 4 000 000 рублей. Таким образом, было положено начало реализации идеи МГШ о формировании тактических единиц эскадренных подводных лодок как составных частей полной боевой эскадры, однако к их постройке приступить не удалось.     

Программа 1915 года предусматривала также строительство двух опытных подводных лодок большого водоизмещения — океанских крейсеров. Балтийский завод в 1916 году разработал два проекта в 1998 и 2800 тонн с мощным артиллерийским и торпедным вооружением и скоростью полного подводного хода 20-21 узлов. В том же году инженер Дель-Пропосто предложил проект подводной лодки в 2 300 тонн, у которой подводный ход обеспечивался тепловым аккумулятором. До этого в 1910-1911 годах проект подводного крейсера водоизмещением 4500/5435 тонн был разработан В.М.Журавлевым, в 1914 году проект эскадренной подводной лодки в 3 500 тонн — И.Г. Бубновым.

В Подводных Силах Российского Императорского флота находились следующие подводные лодки:

   «Дельфин» — вступила в строй в 1903 году; «Касатка», «Макрель», «Налим», «Окунь», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметев» (все тип «Касатка») – вступили в строй с 1905 по 1908 года; «Минога» (первая русская дизельная подводная лодка, развитие тип «Касатка») – вступила в строй в 1909 году; «Акула» (развитие тип «Минога») – в строю с 1911 года; «Бычок», «Кефаль», «Палтус», «Плотва», «Сиг» (все тип «Protector») – вступили в строй в 1905 году; «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак», «Щука» (все тип «Fulton») – вступили в строй в 1905-1907 годах; «Камбала», «Карп», «Карась» (все тип «Карп») – в строю с 1907 года; «Аллигатор», «Дракон», «Кайман», «Крокодил» (все тип «Кайман») – в строю с 1911 года; «Краб» (первый в мире подводный минный заградитель) – в строю с 1915 года. №№-1,2,3 (все тип «Holland-XXVII») — в строю с 1914 года; «Морж», «Нерпа», «Тюлень» (все тип «Морж» I серия) – в строю с 1915 года; «Барс», «Вепрь», «Волк», «Гепард», «Единорог», «Ерш», «Змея», «Кугуар», «Леопард», «Львица», «Пантера», «Рысь», «Тигр», «Тур», «Угорь», «Форель», «Ягуар», «Язь» (все тип «Морж» II серия) – в строю с 1915-1917 годов; «Буревестник», «Гагара», «Лебедь», «Орлан», «Пеликан», «Утка» (все тип «Морж» III серия) — в строю с 1917 года; «Кашалот», «Кит», «Нарвал» (все тип «Нарвал») – в строю с 1915 года; тип АГ: АГ 11-15 — в строю с 1916 года; АГ-21 — в строю с 1918 года; АГ-22 — в строю с 1919 года; АГ-23-26 — были достроены в 1921-1923 годах; «Святой Георгий» — в строю с 1917 года.   

   Подводные лодки русского флота практически все носили названия, связанные с животным миром. Первая боевая подводная лодка — «Дельфин» — первое время в целях секретности именовалась «Миноносцем №-150»,  законные права класс подводных лодок получил лишь 6 марта 1906 года. До этого все корабли по привычке классифицировались как миноносцы.

   Большая часть подводных лодок носила «рыбьи» названия: «Акула», «Бычок», «Ерш», «Камбала»,«Карась»,«Карп»,«Кета»,«Кефаль»,«Лосось»,«Макрель»,«Минога»,«Налим»,«Окунь»,«Осетр»,«Палтус»,«Плотва»,«Пескарь»,«Сиг»,«Скат»,«Сом»,«Стерлядь»,«Судак»,«Угорь»,«Форель»,«Щука» и «Язь». Представлены также были китообразные и ластоногие — «Кашалот», «Кит», «Морж», «Нарвал», «Нерпа» и «Тюлень». Не были забыты морские и водоплавающие птицы — «Гагара», «Лебедь», «Орлан», «Пеликан» и «Утка».

   Большой группой выступали хищники семейства кошачьих — «Барс», «Гепард», «Кугуар», «Львица», «Пантера», «Рысь», «Тигр» и «Ягуар». Прочее зверье делегировало в подводный флот «Вепря» и «Волка». Моря бороздили даже пресноводные пресмыкающиеся — «Аллигатор», «Змея», «Кайман» и «Крокодил». Не обошлось и без наводящих страх мифологических существ — «Дракона» и «Единорога».       Примечательно, что часть подводных лодок переняла имена винтовых корветов середины ХIХ века. В те годы также были «Вепрь», «Волк» и «Рысь». Все они были построены в Охтенском Адмиралтействе (Санкт-Петербург), а летом — осенью 1857 года переведены в Черное море, где и прошла вся их служба

Носили подводные лодки и названия, выпадавшие из общей системы. Подводная лодка под названием «Фельдмаршал граф Шереметев» (в 1917 году переименованная в «Кету») получила свое название в честь полководца эпохи Петра I. Первый русский подводный минный заградитель стал «Крабом».

   Серии подводных лодок, строившихся из деталей американской компании «Holland», не мудрствуя лукаво, дали вместо «собственных имен» индексы «АГ», за которыми следовали порядковые номера. Подводная лодка, названная АГ-13, спустя восемь месяцев после спуска на воду была на всякий случай, переименована в АГ-16.    Но наиболее экзотическое название имела одна из подводных лодок, построенных на добровольные пожертвования после Русско-японской войны — «Почтовый». Подводная лодка была построена на средства, собранные почтовыми служащими Российской империи. «Почтовый» вписал свое имя в историю русского подводного флота и по другой причине — это была первая подводная лодка, оснащенная «единым» двигателем, под которым подводная лодка могла идти как на поверхности, так и под водой. На ней было два двигателя внутреннего сгорания, каждый мощностью 130 лошадиных сил. Под водой работал лишь один из них, позволявший подводной лодке идти со скоростью 6,2 узла. Воздух высокого давления в 200 атмосфер для двигателя хранился в 500 баллонах общей емкостью 12 кубических метров, чего хватало на пять часов работы двигателя. К сожалению, первый опыт оказался неудачным – подводную лодку сильно демаскировал след из мельчайших пузырьков выхлопных газов, тянувшийся за ней.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Валерий Бабич

    Очень хорошая статья

  2. Замечательная статья! Надеюсь на продолжение! Спасибо!

Добавить комментарий для Андрей Кузнецов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *