Бойко В. Подводные лодки Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Подводная лодка «М-113» («Малютка»)

Подводная лодка М-113

(историческая справка)

25 октября 1939 года

Подводная лодка заложена на заводе №-112 («Красное Сормово») в г. Горький.

31 декабря 1940 года

Подводная лодка спущена на воду, подчинена 21-му Дивизиону подводных лодок

2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота.

Февраль 1941 года

Подводная лодка подчинена 8-му Дивизиону подводных лодок

2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота.

1941 год

Швартовые испытания проходили в г. Николаеве (завод №-198).

22 июня 1941 года

Подводная лодка находилась в г. Николаеве на заводских испытаниях.

2 июля 1941 года

Подводная лодка вступила в строй.

5 июля 1941 года

Подводная лодка вошла в состав Черноморского флота, зачислена в состав 8-го Дивизиона подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота.

8 июля 1941 года

Поднят Военно-морской флаг

6 августа 1941 года

Утвержден приемный акт.

11 – 12 августа 1941 года

Подводная лодка перешла в Ак — Мечеть

12-13 августа 12941 года

Подводная лодка перешла в Севастополь

21 августа 1941 года

Подводная лодка начала ремонт линии вала (был выявлен заводской брак).

30 сентября – 2 октября 1941 года

Подводная лодка перешла в Очамчири

Ноябрь 1941 года

Подводная лодка закончила ремонт.

25 декабря 1941 года

Подводная лодка перешла в Поти.

7 – 12 января 1942 года

В 16.10 7 января подводная лодка вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.55 12 января вернулась в Очамчири.

10 – 12 февраля 1942 года

Подводная лодка перешла в Севастополь

21 февраля – 1 марта 1942 года

В 00.20 21 февраля подводная лодка вышла для разведки в Каламитский залив. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 28 февраля с дистанции 25 кабельтов обстреляла аэродром в Ново-Федоровке (выпущено сорок 45-мм снарядов). В 01.50 1 марта подводная лодка вернулась в Севастополь.

29 – 31 марта 1942 года

В 23.51 29 марта подводная лодка вышла для разведки в Каламитский залив. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.20 31 марта подводная лодка вернулась в Севастополь.

4 – 11 апреля 1942 года

В 20.05 4 апреля вышла для разведки Каркинитского залива и входа в Одесский залив. Встреч с кораблями противника не имела. В 05.30 9 марта подводная лодка начала возвращение в базу и в 01.16 11 апреля прибыла в Севастополь.

18 – 30 апреля 1942 года

В 00.40 18 апреля подводная лодка вышла в район о.Фидониси. 20 апреля подводная лодка прибыла на позицию. 23 апреля подводная лодка обнаружила два больших катера и одну шхуну противника, но атаковать не смогла из-за большой дистанции и мелководья. 24 апреля по той же причине не смогла атаковать буксир. В течение похода возникали неисправности муфты «Бамаг». В 22.00 28 апреля подводная лодка начала возвращение в базу и в 03.14 30 апреля прибыла в Севастополь.

4 – 7 мая 1942 года

Подводная лодка перешла в Очамчири.

15 мая 1942 года

Подводная лодка перешла в Поти.

19 – 20 мая 1942 года

Подводная лодка перешла в Геленджик

24 – 25 мая 1942 года

Подводная лодка перешла в Очамчири

Май – июль 1942 года

Подводная лодка прошла текущий ремонт (до 10 июля находилась в ДОКе)

20 – 21 июля 1942 года

Подводная лодка перешла в Туапсе.

22 июля – 5 августа 1942 года

В 07.30 22 июля подводная лодка вышла в район Севастополя и 23 июля прибыла на позицию.

6 – 7 августа 1942 года

Подводная лодка перешла в Очамчири

8 августа 1942 года

Подводная лодка перешла в Хопи.

10 августа 1942 года

Подводная лодка вошла в состав 5-го Дивизиона подводных лодок Бригады подводных лодок Черноморского флота.

21 августа 1942 года

Подводная лодка перешла в Очамчири

21 августа – 3 сентября 1942 года

В 23.00 21 августа подводная лодка вышла в район о. Фидониси и 24 августа прибыла на позицию. Вечером 26 августа не смогла атаковать одиночный эсминец противника из-за применения им противолодочного зигзага. В 20.22 подводная лодка произвела торпедную атаку подводной лодки противника через тридцать восемь секунд был услышан взрыв. Зарубежных данных нет. Ни подводной лодки противника, ни нашей подводной лодки в данном районе быть не могло. Вечером 31 августа подводная лодка начала возвращение в базу. На переходе четырежды подвергалась атакам самолета противника. В 09.14 2 сентября южнее Керченского полуострова подводная лодка была атакована германским самолетом, сбросившим четыре бомбы, когда М-113 находилась на глубине 15 метров. Повреждения получили оптическая система перископа и электропривод вертикального руля. В 12.40 3 сентября подводная лодка прибыла в Хопи.

13 сентября 1942 года

Подводная лодка перешла в Поти.

16 сентября 1942 года

Подводная лодка перешла в Хопи.

20 – 28 сентября 1942 года

В 18.00 20 сентября подводная лодка вышла в район м. Олинька – м. Мидия и 22 сентября прибыла на позицию. В 17.27 25 сентября подводная лодка произвела безрезультатную торпедную атаку по кораблям конвоя. Преследования не было. Вечером начала возвращение в базу и в 07.20 28 сентября прибыла в Хопи.

1 ноября 1942 года

Подводная лодка перешла в Очамчири.

2 ноября – 27 декабря 1942 года

Подводная лодка прошла текущий ремонт.

22 ноября 1942 года

Подводная лодка вошла в состав 3-го Дивизиона подводных лодок Бригады подводных лодок (с 9 июня 1944 года – во 2-й Бригаде подводных лодок) Черноморского флота.

8 – 18 января 1943 года

В 18.10 8 января подводная лодка вышла в район Ялта – гора Опук. В 21.12.10 января подводная лодка прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.15 18 января подводная лодка начала возвращение в базу и в в 07.45 21 января прибыла в Поти.

10 – 23 февраля 1943 года

В 17.00 10 января подводная лодка вышла в район Констанца – Сулина. В 22.20 13 февраля прибыла на позицию. Утром 17 февраля не смогла атаковать конвой противника из-за большой дистанции и невыгодного курсового угла. В 19.44 20 февраля подводная лодка начала возвращение в базу и в 15.50 23 февраля прибыла в Очамчири.

27 мая – 1 июня 1943 года

В 20.00 27 мая подводная лодка вышла в район Констанца – Сулина. В 06.00 30 мая прибыла на позицию. В 14.09 провела безрезультатную торпедную атаку по германским БДБ F301 и F304. Была контратакована противником, сбросившим на подводную лодку четыре глубинные бомбы на безопасном расстоянии. В 21.07 подводная лодка начала возвращение в базу и в 10.43 1 июня прибыла в Очамчири.

2 – 17 июня 1943 года

В 16.30 2 июня подводная лодка вышла в район Севастополя. В 03.00 4 июня прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника на позиции не имела. В 21.45 15 июня начала возвращение в базу. Утром 17 июня обнаружила подводную лодку противника от которой уклонилась срочным погружением. В 16.25 подводная лодка прибыла в Очамчири.

18 июня – сентябрь 1943 года

До начала сентября подводная лодка прошла текущий ремонт.

6 – 14 сентября 1943 года

В 21.46 6 сентября вышла в район м. Тарханкут. В 02.43 10 сентября прибыла на позицию. В 08.54 провела безрезультатную торпедную атаку по конвою противника. В 08.51 – 11.05 подверглась преследованию кораблями противника сбросивших семь глубинных бомб. В ночь на 11 сентября подводная лодка высадила разведывательную группу в районе между м. Тарханкут – м. Урет. В 17.25 начала возвращение в базу и в 10.14 14  сентября прибыла в Очамчири.

17 сентября – 4 октября 1943 года

В 20.00 17 сентября вышла в район м. Тарханкут. Днем 20 сентября прибыла на позицию. В 20.10 28 сентября подорвалась на германской плавающей мине тип UMB, сорванной с заграждения S46. В результате взрыва была оторвана носовая часть легкого корпуса до 9-го шпангоута, повреждена обшивка цистерны главного балласта №-1, оба торпедных аппарата, гирокомпас, ШПС и приемник КВ-диапазона. Через щели между торпедным аппаратом и прочным корпусом внутрь первого отсека поступила вода. Подводная лодка незамедлительно начала возвращение в базу и ву 08.16 4 октября прибыла в Поти.

5 октября 1943 года

Подводная лодка начала аварийный ремонт

30 апреля 1944 года

Подводная лодка закончила докование.

17 мая 1944 года

Подводная лодка вступила в строй.

6 июня 1944 года

В 08.55 6 июня подводная лодка во время занятий Боевой подготовкой на внешнем рейде Очамчири обнаружила подводную лодку противника в позиционном положении, от которой уклонилась погружением (зарубежных данных нет, вероятно, ложный контакт).

19 – 20 июля 1944 года

Подводная лодка перешла в Новороссийск.

23 июля – 1 августа 1944 года

В 21.00 23 июля подводная лодка вышла в район Констанцы. В 02.43 26 июля прибыла на позицию. Днем обнаружила два германских больших охотника тип «КТ», от атаки которых командир отказался. В 08.41 28 июля произвела безрезультатную торпедную атаку по конвою противника. Вторая торпеда отработала в аппарате из-за неисправности боевого клапана. Была контратакована кораблями противника, сбросившими пять глубинных бомб. 29 июля подводная лодка освободилась от неисправной торпеды, создав дифферент на нос. В 01.40 30 июля подводная лодка начала возвращение в базу и в 08.50 1 августа прибыла в Новороссийск.

18 – 20 августа 1944 года

В 19.50 18 августа подводная лодка вышла в район Мангалия – м.Шаблер. Днем трижды обнаруживала подводную лодку противника, но из-за ошибок в опознавании цели командир от атаки отказывался. В 21.04 подводная лодка прибыла на позицию. В 11.22.22 августа произвела безрезультатную торпедную атаку по конвою противника. Была контратакована большим охотником, сбросившим шесть глубинных бомб. В 20.08 начала возвращение в базу и в 19.51 24 августа подводная лодка прибыла в Новороссийск.

Октябрь 1944 года

Подводная лодка в конце октября перешла в Балаклаву.

12 января 1949 года

Подводная лодка отнесена к подклассу малых подводных лодок.

21 января 1951 года

Подводная лодка в составе дивизиона перечислена в состав 151-й Бригады подводных лодок 21-й Дивизии подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.

17 августа 1953 года

Подводная лодка выведена из Боевого состава, разоружена, переформирована в Кабинет Боевой Подготовки и поставлена на прикол.

15 сентября 1953 года

Подводная лодка переименована в КБП – 28.

1955 год

Подводная лодка являлась обеспечивающим кораблем 6-го МРП ЧФ и базировалась на Балаклаву.

12 января 1957 года

Подводная лодка требовала капитального ремонта. Была предназначена к переоборудованию в УТС. Переименована в УТС – 35.

21 февраля 1957 года

Подводная лодка исключена из состава ВМФ СССР. Корпус подводной лодки передан Севастопольскому ВВМИУ и использовался как БУТС в составе лабораторной базы по устройству, живучести и управлению подводной лодкой. БУТС применялась не только для подготовки курсантов СВВМИУ, но и для тренировок личного состава подводных лодок Черноморского флота.

1 октября 1957 года

Расформирована команда подводной лодки.

 

Подводная лодка М-113. Предвоенное фото.

Подводная лодка М-113 возвращается из Боевого похода.    

 

Повреждения носовой оконечности подводной лодки М-113 в результате подрыва на мине 28 сентября 1943 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводная лодка М-113 в ДОКе после подрыва на мине.

 

 

Передача корпуса подводной лодки М-113 Севастопольскому ВВМИУ.   Бухта Голландия. Район 12 пирса.

17 августа 1957 года.

 

Передача корпуса подводной лодки М-113 Севастопольскому ВВМИУ.  Бухта Голландия. Район 12 пирса.

17 августа 1957 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка корпуса подводной лодки М-113 к работам по созданию УТЖК на верхней территории СВВМИУ.  

Отсеки подводной лодки М-113 на верхней территории СВВМИУ  во время работ по созданию УТЖК. 1957 год.

Отсеки подводной лодки М-113 на верхней территории СВВМИУ  во время работ по созданию УТЖК. 1957 год.

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

 

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Создание  УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Создание УТЖК Севастопольского ВВМИУ на основе прочного корпуса подводной лодки М-113.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *