От автора
Все дальше и дальше вглубь истории уходят те страшные дни и ночи, когда решались судьбы народов мира, когда на карту были поставлены честь и независимость Отчизны, само существование великой страны. В этой справедливой войне с гитлеровским фашизмом приняли участие все народы нашего государства. В грозовые годы Великой Отечественной войны десятки гитлеровских боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов были пущены на дно Черного моря героическими усилиями бесстрашных черноморских подводников. О героях — подводниках, храбрейших из храбрых этого отважного племени моряков, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, рассказывается в предлагаемой вниманию читателя книге «Герои Черноморского Подплава».
Настоящее издание знакомит читателей с краткими биографиями черноморских подводников — Героев Советского Союза, с боевой историей подводных лодок, на которых они воевали. Это первый труд подобного рода, основанный на документальных источниках.
Восемь лучших черноморских подводников удостоены высшей степени отличия СССР. Немеркнущие подвиги, которыми они прославили свою великую Родину, рождают чувство гордости за советский народ, за его замечательные свершения, служат патриотическому воспитанию масс, особенно молодёжи.
История свидетельствует: подвиги героев бессмертны. Они живут в памяти людей, передаются из поколения в поколение, являются выражением мужества и самоотверженности во имя Родины. Истоки таких подвигов в неиссякаемой созидательной энергии народа, его революционном оптимизме и целеустремлённости. И чем выше, чем совершеннее социальный строй общества, тем глубже и прочнее взаимосвязь героизма с творчеством масс, тем шире и нагляднее, особенно на крутых изломах истории, она проявляется.
Звание Героя Советского Союза — высшая степень отличия в Советском Союзе, которая присваивалась самым отважным, смелым, честным и беспредельно преданным правому делу. Звание присваивалось исключительно тем, кому доверял советский народ свою судьбу и кто был верен советскому народу.
Идея учреждения медали «Золотая Звезда» принадлежит Секретарю ЦК ВКП(б) И.В.Сталину. Подготовить варианты главного нагрудного знака СССР И.В.Сталин поручил советскому архитектору М.И.Мержанову. Наиболее подходящей по форме И.Сталину представлялась золотая звезда. В итоге М.Мержанов сделал несколько вариантов знака, но основой композиции стал предложенный И.Сталиным вариант. Среди вариантов были: звезда в круглом лавровом венке, звезда с фрагментом Кремлевской стены и Мавзолея в центре. По совету Героя Советского Союза летчика М.Громова, М.Мержанов сделал еще один последний набросок звезды, которая больше остальных соответствовала представлению И.В.Сталина о внешнем виде награды. Именно этот набросок и был выбран И.Сталиным. Довести проект награды до конца было поручено главному художнику Гознака СССР И.И.Дубасову.
Медаль учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза» для граждан, удостоенных высшей степени отличия — звания «Герой Советского Союза».
Согласно Указу от 1 августа 1939 года награда называлась «Медаль Героя Советского Союза» и объявлялась высшей наградой СССР, вручаемой за особую доблесть, проявленную при защите Родины, также за особые заслуги перед партией и правительством. Первоначально было предусмотрено размещение на лицевой стороне надписи «Герой СС» (в значении – Герой Советского Союза), однако из-за возникающих нежелательных ассоциаций (с немецкими отрядами СС) в ноябре того же года надпись убрали, вместо неё на реверсе появилась надпись «Герой СССР».
Статут от ноября 1939 года менял и само наименование награды, отныне и до конца своего существования награда стала называться «Медаль «Золотая Звезда». Кроме того, в статут были добавлены правила повторного и третьего награждений. Устанавливалось, что вторая и третья звезда на реверсе должны иметь порядковые номера II и III соответственно (римскими цифрами).
Награжденные медалью «Золотая Звезда» отмечались также установкой бронзовых бюстов: при втором награждении – на своей родине и при третьем – во дворе Дворца Советов. Но, на момент утверждения статута Дворец Советов лишь только начинал строиться, предполагалось, что это будет огромный 420-метровый небоскрёб, увенчанный 100-метровой статуей Ленина. Место расположения – берег Москвы-реки, специально для этого строительства был снесён знаменитый Храм Христа Спасителя. Однако с началом войны стройка была заморожена и в дальнейшем никогда не возобновлялась, поэтому бюсты трижды героев Советского Союза ставились в Кремле, хотя соответствующее изменение в статут награды было внесено только в 1967 году.
Награждаться медалью могли не только совершившие героический подвиг и удостоенные звания Героя Советского Союза отдельные лица, но и города, которым было присвоено звание «Город-герой», и крепости, удостоенные звания «Крепость-герой».
При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина ему также вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР. Медаль «Золотая Звезда» носят на левой стороне груди выше всех других наград СССР. Дважды Герой Советского Союза за новые геройские подвиги, подобные совершенным ранее, мог быть удостоен ордена Ленина и Золотой Звезды в третий раз.
Описание медали утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года в редакцию Указа от 16 октября 1939 были внесены изменения. В Указе сказано:
— медаль «Золотая Звезда» является знаком отличия лиц, удостоенных высшей степени отличия СССР — звания «Героя Советского Союза».
— медаль «Золотая Звезда» изготавливается из золота и представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Длина луча звезды — 15 мм. — оборотная сторона медали имеет гладкую поверхность и ограничена по контуру выступающим тонким ободком. — на оборотной стороне в центре медали расположена надпись выпуклыми буквами: «ГЕРОЙ СССР». Размер букв 4×2 мм, в верхнем луче — номер медали, высотой в 1 мм. |
Медаль выполнена из золота 950 пробы в виде пятиконечной звезды с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. Расстояние от центра звезды до вершины луча — 15 мм. Расстояние между противолежащими концами звезды — 28,5 мм. Колодочка медали выполнена из серебра. На 18 сентября 1975 года золотого содержания в медали 20,521±0,903 грамм, серебряного содержания 12,186±0,927 грамм. Вес медали без колодки: 21,5 грамма. Общий вес медали — 34,264±1,5 грамма.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с позолоченной колодочкой, представляющей собой прямоугольную пластинку из серебра высотой 15 мм и шириной 19,5 мм, с рамками в верхней и нижней частях. Вдоль основания колодочки идут прорези, внутренняя её часть обтянута шёлковой муаровой лентой красного цвета шириной 20 мм. Колодочка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления медали к одежде. Вес колодочки: около 13 грамм.
Известно несколько вариантов изготовления медали «Золотая Звезда»:
— прямоугольной колодочкой размером 15×25 мм без промежуточного звена. Медаль крепилась к
колодочке через жесткие соединительные кольца (ушки). Вручалась до октября 1943 года.
— прямоугольной колодочкой размером 15×19,5 мм и промежуточным соединительным звеном
(колечком).
— на реверсе римская цифра II и номер. Для награждения дважды Героев Советского Союза.
— на реверсе римская цифра III и номер. Для награждения трижды Героев Советского Союза.
— на реверсе римская цифра IV и номер. Для награждения четырежды Героев Советского Союза.
В случае утраты медали по уважительным причинам (во время Боевых действий) выдавался дубликат с буквой «Д» на реверсе и прежним номером утраченной награды.
Первым Героям Советского Союза «Золотая Звезда» не была вручена, потому что в то время звание Героя внешними атрибутами еще не обладало. Позднее высшим знаком отличия этого звания удостоили спасателей команды затонувшего «Челюскина». Первым в списке на получение этой медали значится летчик С.Леваневский, который при жизни не успел ее получить, так как погиб в районе Северного полюса при совершении беспересадочного перелета в США.
В 1939 — 1940 гг. «Золотую Звезду» получили многие советские воины, сражавшиеся на стороне республиканской армии Испании и принимавшие участие в разгроме японских войск в районе озера Хасан и реки Халхин — Гол, а также отличившиеся в боях на Карельском перешейке во время Советско — финской войны. Всего до 1941 года медаль «Золотая Звезда» была вручена более 600 воинам.
За годы Великой Отечественной войны 11 657 матросов, солдат, сержантов, старшин и офицеров награждены медалью «Золотая Звезда», 3 051 из них – посмертно. Большое количество награждений объясняется, прежде всего, массовыми проявлениями героизма советских людей, Звезда Героя Советского Союза никому не доставалась «за красивые глаза». И опытные воины, и совсем зелёные мальчишки, вчерашние школьники и студенты, и ещё тысячи самоотверженных мужчин, женщин и даже детей, не жалели жизни ради избавления Родины от фашистской заразы.
Дважды медали «Золотая Звезда» удостоилось 154 человека, 115 из них за подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Трижды медали «Золотая Звезда» в годы Великой Отечественной войны удостоились два человека.
Вплоть до 80-х годов продолжались награждения героев Великой Отечественной войны, которые в силу разных причин ранее не получили заслуженную награду.
В данной книге автору удалось рассказать о Героях Черноморского Подплава, подводниках — Героях Советского Союза, воевавших на Черноморском флоте.
По большому счету, все подводники Черноморского Подплава, прошедшие Великую Отечественную войну, погибшие на ней, являются Героями с большой буквы, ибо всякий их поход навстречу минным полям и глубинным бомбам был сам по себе подвигом. Поэтому я включил в книгу рассказ о старшине команды мотористов подводной лодки М-32 Николае Куприяновиче Пустовойтенко, совершившему подвиг по спасению подводной лодки и ее команды, но не удостоенного звания Героя Советского Союза.
В высоком звании Героя Советского Союза есть и своя тайна, тайна не присвоения, а лишения звания. С одной стороны, тайны, вроде бы и нет, ведь существуют списки лишенных званий Героя Советского Союза, появились достаточно хорошие исследовательские работы. Но, и они не дают всей полноты данных о том, кто, когда и за что был лишен высшей награды Родины. Десять человек из семидесяти четырех лишенных высокого звания Героя Советского Союза до сих пор находятся в разделе «Не подлежит разглашению». Если посмотреть на эти данные более тщательно, с достаточно полным анализом, то можно увидеть совсем другую картину, чем в официальных источниках – картину человеческого безразличия к Героям и чрезвычайной требовательности к высокому званию вместо чрезвычайной заботы и внимания. Поэтому включен в книгу рассказ о командире подводной лодки Черноморского Подплава Николае Ивановиче Малышеве.
О судьбах Героев можно также прочесть в научных трудах, художественной литературе и даже в справочнике «Герои Советского Союза». Многие Герои Советского Союза написали воспоминания о своей Боевой деятельности на фронтах и жизни в мирное время. Но, о судьбах тех, кто был, а затем перестал быть Героем, рассказано очень мало, а в отношении некоторых – ничего…
В то же время, этот исторический рассказ о Героях Черноморского Подплава, является своеобразным напоминанием и просьбой вспоминать каждый день войны, подвиги Героев, удостоенных этого звания заслуженно, заплатившими за него кровью. Ведь они не раз смотрели смерти в глаза и знали, что до нее четыре, а то и меньше шагов. Они победили смерть и вернулись со славой, на них смотрели с восторгом и обожанием.
Книга содержит биографические сведения о моряках-подводниках, Героях Советского Союза. Основой при подготовке издания послужили материалы Центрального военно-морского архива, Управления кадров ВМФ и другие источники. Издание включает сведения о моряках — Героях Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за подвиги, совершенные до окончания Второй мировой войны во время службы в ВМФ СССР. Место рождения Героев приведено в соответствии со старым и современным административно — территориальным делением СССР и РФ.
Черноморскому Подплаву есть чем гордиться – в годы Великой Отечественной войны подвигов совершено столько, что приписывать лишнее нужды нет. Был приобретен Боевой опыт на всех уровнях — самое ценное оружие. Причем приобретали они его в особых условиях — в нашпигованном минами Черном море, порой на мелководье, где не спастись от кораблей охранения, в необычайно сложных гидрографических и климатических условиях, в ежедневной игре со смертью, где каждый поход — подвиг. Подвиг, который мы должны помнить вечно.
Владимир Бойко
ветеран – подводник ВМФ РФ
капитан I ранга
Количественный состав Подводных Сил
и классификация подводных лодок ВМФ СССР
в предвоенные года
К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР находилось 212 подводных лодок, которые в зависимости от надводного водоизмещения делились на четыре класса: малые подводные лодки — 83 единицы, средние — 95, большие — 13 и подводные лодки (минные заградители) – 21 единица. К малым подводным лодкам относились лодки водоизмещением до 400 тонн, к средним — от 500 до 850 тонн, к большим — 900 тонн и более. Подводными минными заградителями считались подводные лодки специальной постройки, у которых главным оружием были мины.
В классе малых подводных лодок основными были лодки тип «М» серий VI и XII, включая серию VI-бис. Подводные лодки ХII серии строились перед войной и имели наиболее высокие показатели в своем классе. Они были вооружены двумя торпедными аппаратами (запасных торпед не было) и одним 45-мм орудием. Дальность плавания — 3 000 миль, полная надводная скорость — 14 узлов, подводная — 8 узлов, автономность — 10 суток.
Подводные лодки тип «М» VI серии строились в 1930 — 1935 годах. VI серия подводных лодок имела дальность плавания 1 000 миль, надводную скорость 13 узлов, подводную — 7 узлов, автономность 10 суток. Вооружение — такое же, как у подводных лодок XII серии. Подводные лодки тип «М» VI-бис серии имели несколько лучшие Тактико-Технические Данные, но их отличие от подводных лодок VI серии было незначительным. Размеры малых подводных лодок позволяли перевозить их по железной дороге в собранном виде, что в условиях большой разобщенности флотов имело существенное значение.
Общий недостаток подводных лодок тип «М» — всего два торпедных аппарата и отсутствие запасных торпед – вынуждал после первой же атаки возвращаться на базу, где подводные лодки вновь принимали торпеды, продовольствие и воду. Из-за ограниченной обитаемости и низкой мореходности (при волне 3 — 4 балла ограждение рубки сильно заливало) служба на подводных лодках тип «М» была исключительно трудной.
Накануне войны началось строительство XV серии малых подводных лодок. Подводные лодки имели более мощное торпедное вооружение (четыре носовых торпедных аппарата), лучшие мореходные качества, большую дальность плавания. Четыре подводные лодки тип «М» XV серии вступили в строй уже в ходе войны.
В классе малых подводных лодок было также пять лодок тип «А» (АГ), закупленных Россией в Америке в 1916 году. К началу войны стаж службы этих подводных лодок превышал 25 лет.
В классе средних подводных лодок наиболее распространены были лодки тип «Щ» серий III, V, V-бис, V-бис-2, X и X-бис и тип «С» серий IX и IX-бис. Подводные лодки тип «Щ» III,V, включая серии «бис», вступили в строй в 1933 — 1935 годах.
Подводные лодки тип «Щ» X, X-бис и тип «С» IX, IX-бис были построены несколько позднее (подводные лодки тип «Щ» X-бис и часть лодок тип «С» IX-бис вошли в состав флота в ходе войны).
По Боевым показателям все серии подводных лодок тип «Щ» были примерно одинаковы. Они были вооружены шестью торпедными аппаратами (четыре в носу и два в корме, общий запас — 10 торпед) и двумя 45-мм орудиями. При дальности плавания 5 000 миль все подводные лодки обладали хорошими мореходными качествами (могли действовать при любой волне), были способны длительное время находиться в море (автономность — 20 суток).
Распределение подводных лодок по флотам накануне Великой Отечественной войны
К недостаткам подводных лодок этого типа следует отнести их сравнительную малую скорость хода (надводная скорость 12 — 14 узлов, подводная — 8 узлов).
Подводные лодки тип «С» IX (особенно IX-бис серии) обладали наиболее высокими боевыми показателями в классе средних подводных лодок. Они имели шесть торпедных аппаратов (четыре в носу и два в корме, общий запас — 12 торпед) и два орудия калибра 100 и 45-мм. При хороших мореходных качествах и большой дальности плавания (8 000 миль) подводные лодки имели автономность 30 суток и развивали в надводном положении скорость более 19 узлов.
В число средних подводных лодок также входили: подводная лодка Б-2 (тип «Барс»), построенная в 1916 году, две подводные лодки тип «Lembit» и две тип «Ronis», вошедшие в состав Военно-Морского Флота в 1939 году, а также подводная лодка L-55 английской постройки, потопленная в годы Гражданской войны, а затем поднятая и восстановленная. Подводные лодки Б-2, L-55 и тип «Ronis» в боевых действиях не участвовали.
В классе больших подводных лодок были три типа: тип «К» XIV серии (крейсерская подводная лодка), тип «Д» I серии и тип «П» IV серии. Подводные лодки тип «К» XIV серии имели мощное торпедное вооружение (шесть носовых торпедных аппаратов и четыре кормовых, общий запас — 24 торпеды) и четыре орудия (два калибра 100-мм и два — 45-мм). Полная надводная скорость этих подводных лодок была 22 узла, подводная — 10 узлов. Дальность плавания составляла 15 000 миль, автономность — 30 суток. Кроме торпедного и артиллерийского вооружения подводные лодки могли принимать до 20 мин в специальные цистерны. Разнообразное вооружение, хорошие мореходные качества, большая надводная и подводная скорость позволили этим подводным лодкам успешно действовать во время войны.
Подводные лодки тип «Д» I серии (головная лодка этой серии именовалась «Декабрист»), вступившие в строй в 1931 году, обладали высокими боевыми качествами. Они имели восемь торпедных аппаратов (шесть в носу и два в корме), два орудия калибра 100 и 45-мм, хорошие мореходные качества и большую дальность плавания. Для них были характерны также хорошая обитаемость и большая автономность плавания (30 суток). Во время войны подводные лодки этого типа действовали довольно успешно.
Подводные лодки тип «П» IV серии вступили в строй в 1936 — 1937 годах. Они строились как артиллерийские и поэтому имели два 100-мм и одно 45-мм орудия, их надводная скорость была более 20 узлов. Предполагалось, что эти подводные лодки смогут догонять корабли (транспорты) противника и поражать их артиллерией. Считалось также, что они будут действовать совместно с эскадрой надводных кораблей, отчего их называли еще эскадренными. Однако при проектировании подводных лодок этой серии пошли по линии снижения требований к их подводным тактическим данным и уменьшения числа торпедных аппаратов (четыре в носу и два в корме, общий запас — 10 торпед). Глубина погружения этих подводных лодок была незначительной — всего 60 метров.
Как артиллерийские корабли они обладали недостаточной огневой мощью, чтобы вести артиллерийский бой не только с кораблями, но и с транспортами, которые нередко имели более мощное артиллерийское вооружение. Подводных лодок этой серии было построено всего три, в основном в экспериментальных целях. Опыт их строительства был впоследствии учтен при проектировании подводных лодок тип «К» XIV серии.
Подводные минные заградители — подводные лодки тип «Л» II серии вступили в строй в 1933 — 1937 годах. Они могли принимать до 20 мин в две минные трубы,
расположенные в кормовой части (по 10 мин в каждую трубу), имели шесть носовых торпедных аппаратов (общий запас — 12 торпед), дальность плавания 7 000 миль, хорошие мореходные качества и большую автономность (более 30 суток). Артиллерийское вооружение — два орудия калибра 100 и 45-мм.
Подводные минные заградители тип «Л» XI серии строились вскоре после подводных лодок тип «Л» II серии и по своим Тактико-Техническим Данным мало отличались от них. Непосредственно перед войной началось строительство подводных минных заградителей тип «Л» XIII серии и тип «Л» XIII-бис серии. По сравнению с минными заградителями серий II и XI новые подводные лодки дополнительно располагали двумя торпедными аппаратами в корме (в надстройке) и несколько большим запасом торпед. Они также имели большую надводную скорость и несколько большую глубину погружения. Дальность плавания этих подводных лодок была 13 000 миль. К началу войны удалось построить семь подводных минных заградителей XIII серии. Пять подводных лодок XIII-бис серии вступили в строй уже в ходе войны.
К началу Великой Отечественной войны основным оружием подводных лодок являлись 533-мм парогазовые торпеды 53-27 (образцов 1930 и 1933 годов) и торпеды 53-38.
Торпеды 53-27 выпуска 1930-1933 годов имели длину 698 см, общий вес 1 675 кг, заряд взрывчатых веществ — 200 кг. Они проходили 3.7 км на 30 узлах или 1.5 км на 43 узлах. Торпеды, выпускавшиеся с осени 1933 года, имели длину 715 см, общий вес 1 725 кг, заряд ВВ весил 250 кг. Дальность и скорость хода оставались без изменений.
Торпеды 53-38 серийно выпускались с 1938 года. Они являлись копией итальянской торпеды 53F. Длина составляла 720 см, общий вес 1 615 кг, вес заряда ВВ 300 кг. Режимы хода: 4 км на 44 узлах или 8 км на 34 узлах.
Отечественные торпеды по скорости и дальности хода уступали торпедам иностранного производства. Кроме того, торпеды образца 53-27 отличались нестабильностью хода по глубине и при заполнении водой торпедных аппаратов двигатели этих торпед запускались самопроизвольно.
С 1929 года велись работы по созданию бесследных электрических торпед. Первые экспериментальные образцы прошли испытания в 1938 году, но качество оказалось чрезвычайно низким. После этого нашим конструкторам удалось создать принципиально новый электромотор и новую аккумуляторную батарею. Новый вариант торпеды был изготовлен в 1940 году. Последовал цикл испытаний, и в 1942 году на вооружение была принята торпеда ЭТ-80. Длина торпеды 749 см; общий вес – 1 800 кг, заряд ВВ — 400 кг, проходила 4 км на 29 узлах.
Минное оружие на подводных лодках было представлено якорными ударно-механическими минами для вооружения подводных минных заградителей тип «Л» (всех серий) с якорными гальваноударными минами — для подводных лодок тип «К» XIV серии. Гальваноударные мины ПЛТ образца 1935 года предназначались для постановки с подводных заградителей тип «Л» всех серий. Они имели механизм автоматической постановки на якорь (на глубину до 130 метров) и контактные взрыватели. Масса заряда ВВ составляла 230 кг тротила. В 1941 году была принята на вооружение гальваноударная мина ЭП, специально сконструированная для крейсерских подводных лодок тип «К». Мину можно было ставить на глубине до 160 метров, а масса заряда ВВ возросла до 300 кг.
Эти мины имели две модификации: с обычной длиной минрепа и увеличенной. В конце войны на вооружение подводных лодок поступила плавающая мина.
На наших отечественных подводных лодках стояли орудия двух основных типов:
— 100-мм орудие Б-24 образца 1933 года. Длина ствола — 51 калибр (5.1 метра); вес фугасного снаряда образца 1928 года — 15.8 кг; масса заряда ВВ – 1.25 кг; начальная скорость – 800 м/с. Баллистическая дальность стрельбы таким снарядом была 19.5 км, но прицельная дальность не превышала 9 км. Практическая скорость – 12 выстрелов в минуту. К началу войны такими орудиями были вооружены подводные лодки типов «Д», «Л», «П», «С», «К».
— 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К образца 1932 года было переделано из противотанкового орудия образца 1931 года (которое в свою очередь переделали из 45-мм батальонной гаубицы образца 1929 года). Вес установки составлял 503 кг; длина ствола 46 калибров (207 см); радиус обслуживания – 150 см; снаряд весил 1.41 кг; начальная скорость – 760 м/с; практическая скорострельность не превышала 25 выстрелов в минуту.
Дальность стрельбы по горизонтали достигала 8-9 км; по высоте – не более 4-х км. Специалисты артиллерии отмечали наиболее серьезные ее недостатки: низкая скорострельность, снаряд не имел дистанционного взрывателя (цель поражалась только прямым попаданием). По своим боевым качествам это орудие ничем не превосходила 47-мм револьверную пушку Гочкиса образца 1888 года. И, тем не менее, именно эти пушки являлись штатным оружием всех малых подводных лодок тип «М» и всех средних тип «Щ», а на больших лодках они использовались как зенитки.
Средства радиосвязи подводных лодок обеспечивали надежную двустороннюю связь с командованием даже при действиях подводных лодок в наиболее удаленных районах. Правда, прием и передачу радиограмм подводные лодки могли вести только в надводном положении. Это вынуждало их выходить на связь лишь в ночное время или вдали от вражеского берега, вследствие чего информация об обстановке поступала иногда с опозданием (аналогичное положение в то время было и на иностранных подводных лодках). В 1943 году на подводных лодках стала устанавливаться выдвижная антенна ВАН-ПЗ, которая позволяла вести прием радиограмм без всплытия подводных лодок в надводное положение.
Основными средствами наблюдения на подводных лодках в подводном положении были перископ и шумопеленгатор. Малые подводные лодки оснащались одним перископом, средние и большие лодки — двумя. Один из них, командирский, обеспечивал широкий обзор водной поверхности, другой, зенитный, позволял вести наблюдение за воздухом.
В период, предшествовавший Великой Отечественной войне, условия распространения звуковых волн в воде были недостаточно изучены. Подводники еще не умели выбирать оптимальные глубины погружения для лучших условий наблюдения за подводными шумами. Этим объясняются известные трудности в использовании первых шумопеленгаторных установок. И все же многие командиры подводных лодок, действуя с инициативой, успешно использовали их при поиске и атаках кораблей и судов противника.