Блытов В. Русские традиции. Русская банька

Банька

Эх, отмаюсь я сегодня, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…
(В.Высоцкий)

Кто не помнит запах настоящей русской бани? Кто не восхищался запахом березового веника, замоченного в парилке? Кто не помнит жара охватывающего все тело банного пара, поднимающего вверх и обжигающего уши? Кто не помнит той легкости, когда идешь распаренный после бани домой?

Хорошо попарился Василий Шукшин в фильме Калина Красная.

Баня это идеология и культура русского человека, это часть его жизни, это культура русского мира, который был есть и будет на территории кондовой России всегда. Понятие русского духа пахнущего в том числе русской банькой, березовым веником и хорошо распаренным и вымытым телом.

Эх баня! Русская баня. Не каждый народ может похвастаться своей баней. Только греки, римляне, русские, финны и турки. Отсюда и название бань по названию народов. Нет бани украинской, нет молдавской, нет французской, нет немецкой. Все существующие бани имеют свое своеобразие. А остальные все народы, мылись всей семьей в одной бочке, в одной воде. Даже аристократы, в том числе и вся «культурная и просвещенная» Европа.  За некоторыми исключениями. А некоторые народы не мылись и вовсе. Так принято было. Любовница французского короля маркиза де Пампадур отличалась от всех аристократок Франции, тем, что мылась каждый день. От нее и пахло приятно и не надо было прыщи, высыпавшие от грязи, залеплять мушками. Недаром король ее полюбил.

Русская баня и отношение к помывке иностранцев хорошо показаны в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины — вперед!», когда Анастасия Ягужинская заставила помыться в бане своего ухажера французского шевалье Сержа де Брильи.

У  меня о русских банях самое приятное воспоминания. Наверно мне было года два, когда первый раз отец и дед меня взяли с собой в баню. Помыли и пропарили. С тех пор и полюбил я русскую баню, хотя уважаю и финскую и турецкую. Но больше всего мне нравиться русская банька.

Русская баня это традиция существующая у нашего народа наверно многие столетия. Русские в банях рожали, в банях лечились от всех болезней, в банях умирали. Не мыслим русский мир без русской бани. В каждой русской деревне рядом с домом обязательно стояла русская банька и обязательно около реки или озера. Чтобы распарившись до красна, можно было бы выскочить на мостки и нырнуть в воду, а зимой в прорубь. Когда разгоряченное тело остужается холодом воды. Отсюда и традиция зимних купаний на Руси.

Так что же такое русская баня?

Баня – помещение оборудованная для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (турецкие и римские бани), воды и пара (русская и финская бани).

В России бани являются частью жизни и существования русского народа. Баня и помывка в бане – это традиция народа, уходящая корнями в века. Русская баня – это и лечебница от всех видов болезней. Еженедельная помывка в бане помогала русским людям соблюдать все требования гигиены. В банях люди родились, мылись, лечились от всех хворей, любили друг друга и даже умирали.

— В баньку сходил, попарился, будто заново родился – говорили русские люди.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником.

В 16 веке на Руси в больших городах были уже общие бани, где мылись и парились все желающие.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники. Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой или бочках, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряют в ледяную прорубь или обтираются снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им ненормальными. Некоторые иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой.

Была еще одна причина, по которой иностранцы любили посещать русские бани. Мужчины и женщины парились там вместе, не стесняясь друг друга. И многие иностранцы, посещавшие в тот период Россию, любили ходить в общие бани, только чтобы поглазеть на раздетых русских женщин, не понимавших, а что они там разглядывают. В те века люди не стеснялись друг друга и совместная помывка была вполне естественным явлением.

Я пытался для себя понять ареал распространения русской бани на территории нынешней России, Украины и Беларуси. И внезапно для себя не нашел в известной литературе упоминания о банях на Украине, Кубани и даже на Дону.

Хотя баня занимала значительную часть в жизни русского человека, упоминания о ней ни разу не встречается, в рассказах и повестях Шолохова, рассказах и повестях Гоголя, ничего нет о банях у Шевченко и Леси Украинки, нет и других писателей или путешественников того времени. Нет просто упоминания об этих строениях. Кстати нет упоминания о банях в более ранние века у поляков, чехов, словаков, сербов, болгар, хорватов. Ведь они тоже славяне. И в тоже время есть упоминания о банях у финнов, греков, римлян и даже турок.

В 2012 году я был во Львове и там нашу экскурсию отвезли в этнографический музей. В этом музее были представлены строения различных веков украинских крестьян и казаков из различных регионов Украины. Не найдя в строениях бани и туалета я спросил об этом у экскурсовода. Видимо я изрядно смутил ее своим вопросом. Кто же на это обращает внимание, когда рядом великолепные дома западной Украины. Подумав она ответила, что украинцы выходили до ветру на улицу, а мылись в бочках, стоявших в домах и мазанках.

Я понимаю, что в районах, где нет больших лесов, сложно построить себе хороший деревянный дом с полами, русскую баню и туалет. Видимо поэтому основным видом строения украинцев были глинобитные мазанки, ставившиеся прямо на земле. И полы в их мазанках появились уже только при советской власти. А уж на баню и туалет у них наверно дерева не хватало. В одном месте нашел, что казаками строились, так называемые лазни. Это землянки, где можно было организовать помывку. Возможно. Жаль, что Михаил Шолохов не уделил этому важному в жизни каждого русского человека моменту и не рассказал, как это было в 19 столетии.

В русских же деревнях кондовой России и Белоруссии прежде чем строить дом, строилась баня, где на период строительства жила вся семья и туалет. Порой они разукрашивались такими изразцами и кружевами, что иностранцы удивлялись глядючи на это.

А воспоминаний иностранцев путешествовавших по кондовой России есть множество.

Предложение, оставшемуся переночевать путнику, в баньке, а не в избе было высшей степенью доверия хозяев.

С детства меня мой папа брал с собой в общую баню, где в парилке сидела куча мужиков, и старались пересидеть друг друга наверху, куда поднимался весь горячий пар. Верхний полок был почти не виден от пара. И там сидели самые крепкие. Мы же мальчишки сидели всегда ниже. И когда пар поднимавшийся вверх обжигал тело, старались это выдержать, сжимали зубы. Бывало кто-то, не выдержав выскакивал из парилки и окатывал себя холодной водой из предварительно набранной шайки.

Эй, внизу добавьте парку еще — раздавался с самого верха задорный голос.

И кто-нибудь, схватив половник и набрав в него холодной воды, выплескивал ее на раскаленные камни окатыши. Раздавалось шипение и превращаемой в белый пар, вырывавшийся как из преисподней, охватывал все помещение и поднимался вверх, обдавая по пути жаром, всех кто сидели на полках.

Как здорово, выскочив из парной окатить себя холодной водой или окунуться в пруд, прыгнуть в снег. Тело от резкого контраста становиться красным. А потом, как следует растерев тело полотенцем чувствуешь действительно родившимся вновь. Кто из русских не испытывал этого чувства? Оно не забываемо и не передаваемо. И хочется его чувствовать вновь и вновь. Наши предки мылись в бане, минимум по два раза в неделю.

И сегодня когда большинство наших жителей живет в высотных многоэтажных домах-муравейниках о регулярных банях можно забыть. Основной вид еженедельной помывки – это душ и ванна. И многие нынешние молодые люди не представляют себе вкус настоящей русской бани. А знатоки и истинные любители попариться вынуждены посещать общие бани там, где имеются настоящие парилки.

На кораблях, где мне приходилось служить, бани были, и парные тоже. На ТАКР «Минск» они находились в заведовании медслужбы и БЧ-5 и попасть туда можно было только с их разрешения.

Безусловно, бани в России бывают разные. Наиболее известные из них баня по-черному и баня по белому. Это о способе устройства бани. О них хорошо пел наш знаменитый бард и актер Владимир Высоцкий.

Лауреат Государственной премии, актер театра и кино Владимир Высоцкий.

Баня по-черному.

Протопи ка мне баньку по-черному

Копи!
Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи!
Только, баньку мне по-черному топи!
Вопи!
Все равно меня утопишь, но вопи!…
Топи.
Только баньку мне, как хочешь, натопи.
Эх, сегодня я отмаюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…
Не спи!
Где рубаху мне по пояс добыла?
Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи!
Эх, отмаюсь я сегодня, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…
Кричи!
Загнан в угол зельем, словно гончей лось.
Молчи,
У меня давно похмелье кончилось!
Копи!
Хоть кого-то из охранников купи.
Топи!
Слышишь! Баньку ты мне раненько топи!
Эх, сегодня я отмаюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…
Терпи! —
Ты ж сама по дури продала меня!
Топи,
Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня.
Вопи.
Все равно меня утопишь, но вопи.
Топи.
Только баньку мне, как хочешь, натопи.
Эх, сегодня я отмаюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…

(Владимир Высоцкий Банька по-черному)

Черная баня отличается от привычной белой и внешне, и функционально. Главная ее конструктивная особенность заключается в отсутствии дымоходной трубы. Она здесь попросту не предусмотрена, так что дым остается в бане: выйдя из печи и пройдя сквозь камни, он начинает циркулировать по помещению и нагревать полы, стены и потолок. За счет такого необычного обогрева все поверхности парной быстро покрываются слоем копоти, поэтому баня и называется черной.

Справедливости ради отметим, что дым все-таки выходит из парилки – через микроскопические отверстия в деревянных стенах. Иногда для дополнительного проветривания приоткрывают окно.

Практически каждый побывавший в бане, которая топиться по-чёрному, с уверенностью утверждает, что это просто невероятно: приятный древесный запах витает в воздухе, смешиваясь с мягким ароматом свежего домашнего кваса и запаренного травяного веника, создаёт неповторимую тёплую и уютную атмосферу. Там можно оздоровиться: очистить кожу, дыхательные пути, разогнать кровь, избавиться от головной боли и даже от депрессии.

Баня по-черному, начиная с VIII века н.э. и по настоящее время, выглядит практически всегда одинаково. Это небольшая избушка, изготовленная из кругляка осины или древесины хвойных пород. В этой постройке делается одно маленькое окно, которое больше всего подходит не для освещения помещения парной, а играет роль форточки для проветривания. Для топки по-черному, делают низкие двери и высокий порог, чтобы пар оставался внутри помещения и как можно дольше из него не выходил. Такая баня, в прежние времена, состояла из одного небольшого помещения, внутри которого, чаще всего с правой стороны была сложена печь-каменка

Как и свои аналоги, баня по черному имеет свои преимущества и недостатки

Достоинства:

  • Скорость топки выше, нежели у бани, построенной по белому.
  • При нагревании древесина выделяет необыкновенный приятный и в тоже время целебный аромат.
  • Слой копоти, который образуется процессе топки, лишь улучшает термоизоляционные свойства бани.
  • Копоть, осевшая на стенах и потолке очень хорошо поглощает все неприятные запахи, такие как пот и не оставляет ни единого шанса развитию грибка и других бактерий.
  • Сам дым, который образуется при топке, неплохо дезинфицирует воздух, всю мебель и предметы в парной. Таким образом, уровень гигиены в бане сравним с операционной.
  • Строительство обойдётся в несколько раз дешевле, нежели строительство её современных аналогов.
  • Так как отсутствует дымоход, баня имеет большой КПД (коэффициент полезного действия), поэтому количество дров для топки может быть в разы меньшим, нежели «белой».
  • Природные углеводородные соединения, которые образуются в процессе топки, способны благотворно влиять на общее состояние человека, улучшая внешний вид кожи и очищая её.
  • Большое количество используемых для нагрева камней способно создавать приятный, не обжигающий и не пересушенный мягкий пар, а также удерживать необходимую температуру до 24-28 часов после окончания топки.
  • Так как дым полностью улетучивается сквозь щели между венцами и другие отверстия, в дополнительной облицовке стен или в системе вентиляции нет никакой нужды.

Недостатки:

  • Повышенную пожароопасность. Так как при топке печи работают с практически открытым источником пламени в полностью деревянной конструкции необходимо обладать специальными знаниями о пожарной безопасности.
  • Если неправильно затопить печь, существует риск отравиться угарным газом. Поэтому важно знать правила безопасной топки печи.
  • При сгорании дерево выделяет такие вещества как формальдегиды, фенолы, уксусную кислоту и другие опасные для здоровья человека вещества. Но не стоит бояться, так как все они улетучиваются вместе с дымом, ведь баня по-чёрному сперва хорошенько протапливается (при этом нежелательно находиться внутри), а только после того, как помещение остынет до необходимой температуры, начинают приём банных процедур в уже стерильной парилке.

Вот как описывает русские бани Валерий Шамбаров в своих произведениях «Святая Русь против варварской Европы» и «Царь Грозный Руси»

Москва славилась и своими банями. Во дворах строились частные, а по берегам Москвы-реки и Яузы целыми шеренгами дымили “государевы”. Их подробнейшим образом описывали все иностранцы, оставившие воспоминания о нашей стране. Для них бани выглядели особой достопримечательностью. Но относились к ней по разному. Шведы любили париться и отзывались о русских обычаях восторженно: “Ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так умели мыться, как в этой Москве”. Но в других западных странах люди почти не мылись. Англичане, например, доказывали, что купание портит цвет кожи и вызывает болезни. Они специально шли в бани, как на экскурсии, поглазеть на экзотику, а главным образом, конечно, на голых “московитянок”.

У русских мужчины и женщины раздевались и парились отдельно, но не стеснялись выбегать в чем мать родила за водой, окунуться в реке, а зимой в проруби или снегу.  Это не считалось неприличным и не предполагало какого-либо разврата. В бани ходили не реже двух раз в неделю, часто целыми семьями. Летом из-за опасности пожаров личные бани топить запрещалось, и все население мылось в общественных. А если посторонние увидели чьи-то прелести, ну что ж – баня есть баня, к такому относились спокойно. Не будешь же купаться, закутавшись в одежду.

Но голландцы, англичане, немцы, австрийцы лезли именно на “пикантные” зрелища, после чего глубокомысленно рассуждали в своих сочинениях о “варварстве” и “безнравственности” русских. Хотя тут, разумеется, можно поспорить, что более “нравственно”, мыться или подглядывать за моющимися?

В Пскове до середины XVI в. мужчины и женщины вообще мылись вместе. Причем в бани приходили и монахи, монахини. Но это не считалось чем-то неприличным – баня есть баня. Псковский обычай был запрещен только Стоглавом.

В остальных городах мужские и женские отделения разделялись, но имели общий коридор. Напарившись, люди обоих полов выскакивали окунуться летом в реку, а зимой в снег (кстати, еще одна иллюстрация к “закрепощению женщин”), выбегали зачерпнуть воды. Уж наверное, девицы или молодки не без умысла щеголяли телами перед добрыми молодцами, однако это не предполагало никакого разврата. В конце концов, люди пришли помыться, получить удовольствие в парной, а если попутно кто-то посверкал своими прелестями, ну и что? Не убудет. Это не было нарушением общественной морали и никого не смущало.

И тем более не могло возникнуть даже мыслей о чем-либо зазорном в священнодействах – массовых купаниях на праздники Крещения Господня, Преполовения, Происхождения честных древ Животворящего Креста. Хотя иностранцы и на эти торжества стремились в первую очередь ради “пикантных” зрелищ, но почему-то объявляли непристойными не собственное поведение, а русские обычаи.

В 1979 году мне удалось попариться в такой баньке на Псковщине и понять все прелести настоящей русской баньки по-черному. о ней расскажу в следующей части.

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Анатолий Чередниченко

    Спасибо за бесценную информацию. С удовольствием прочитал!!!

  2. Интересный рассказ! В молодости я ходил в баню каждую неделю.Три года срочной службы в Армии помывка в бане была еженедельная. На этом мои посещения бани закончились.Сейчас, к сожалению, по состоянию здоровья, врачи запретили мне загорать, мыться горячей водой и даже душ принимать рекомендовали только чуть теплый. Но воспоминания о бане остались очень приятные!

    1. Да будет серия о различных банях

  3. Эх, Виктор Александрович! Прочитал и как будто в баньке помылся! Только не понял в какой, в черной или белой, но точно одно — в русской! Но без женщин!
    Спасибо! Было интересно!

Добавить комментарий для Алексей Прокопов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *