К 1929 году командование ВМФ проставило вопрос перед командованием РККА о необходимости строительства большого флота. Учитывая сложную международную обстановку и большого строительства флота государствами Италией, Германий, Британией, Францией, Японией и США. Трех крейсеров типа «Светлана» («Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ») оставшихся после флота Императорской России, было мало для такой морской державы, как Россия, да и морально они уже устарели и по скорости хода и по вооружению.
Судостроительные мощности СССР также требовали значительного обновления, конструкторские бюро только начинали свое функционирование. Нужна была работа и загрузка. Вместо модернизации старых кораблей Орлов был уверен СССР необходимо строить новые корабли с новым техническим вооружением.
Начальник морских сил РККА военмор Орлов В.М. в 1929 году выступил на коллегии РККА со своими предложениями по строительству нового океанского флота. На первом этапе им было намечено им приобрести у Италии пробные проекты, а затем используя полученные проекты кораблей спроектировать свои и построить на верфях СССР прежде легкие крейсера, лидеры эсминцев, эсминцы, подводные лодки и даже линкоры.
Нарком РККА Ворошилов К.Е. согласился с доводами главного военмора. В 1931 году комиссия УВМС РККА вот о главе с начальником технического управления Сивковым А.К. и руководителем НИИ военного кораблестроения Ялякринским Н.В. выехала в Италию и начала вести переговоры о приобретении нескольких типов военных кораблей. Наибольший интерес был проявлен к легким крейсерами типа «Кондотьери», лидерам эсминцев по типу типа французских «Ле Террибль». Если с лидером эсминцев удалось договориться о строительстве на итальянской верфи в Ливорно (лидер эсминцев «Ташкент»), то от продажи и строительства на верфях Италии для флота СССР получили категорический отказ.
Было принято решение строить легкие крейсера на своих верфях по разработкам НИИ военного кораблестроения. 15 апреля 1932 года В. М. Орлов утвердил подписанное начальником Учебно-строевого управления ВМС Э. С. Панцержанским оперативно-тактическое задание на разработку проекта легкого крейсера, предназначенного для обеспечения боевых действий подводных лодок у своих баз и в море, разведки и поддержки разведки и атак эсминцев, атаки (отражения) десанта противника и обеспечения своих тактических десантов, участия в комбинированном ударе сил флота по противнику в море, боя с крейсерами противника. Предэскизное проектирование было поручено кораблестроительной секции Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю. А. Шиманского. Поскольку в СССР отсутствовал опыт строительства крупных современных кораблей, было принято решение приобрести проектную документацию у итальянской фирмы «Ансальдо» итальянского легкого крейсера «Раймондо Монтекукколи», в который при проектировании были внесены серьезные изменения по машинам и усилено вооружение крейсера.
Сложности начались с механической частью. Летом 1932 года комиссия ВМС и «Союзверфи» при участии главного инженера ЦКБС-1 В. А. Никитина подписала с итальянской фирмой «Ансальдо» договор о предоставлении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи» (увеличенный тип крейсера «Кондотьери») с теоретическими чертежами. Согласно договору, итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.
По окончательному проекту стандартное водоизмещение крейсера 7170 т, нормальное — 7700 т и полное — 8800 т (фактическое полное водоизмещение «Кирова» 9436, «Ворошилова» — 9550 тонн), наибольшая длина — 191 м, ширина без брони — 17,56, высота борта на миделе — 10,1, осадка при нормальном водоизмещении — 5,27 м. Корпус имел полубачную архитектуру и разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. Вооружение крейсера составляли девять 180-мм орудий Б-1-П в трёх башнях МК-3-180, расположенных в диаметральной плоскости (носовые одна над другой), шесть 100-мм универсальных орудий Б-34БМ в палубных установках, шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета ДШК, два трёхтрубных торпедных аппарата 39-Ю калибра 533 мм, два гидросамолёта-разведчика КОР-1 с катапультой типа «Хенкель», 164 якорных мины образца 1912 года или 100 якорных мин КБ-1, 2 бомбомёта БМБ-1 с боезапасом в 20 больших и 30 малых глубинных бомб. Главная энергетическая установка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л. с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) с тремя турбинами переднего и двумя турбинами заднего хода каждый и шести водотрубных котлов типа Ярроу-Норман с параметрами пара 325 °C, 24,7 атм, тепловой коэффициент полезного действия котлов — 72 %. Электрооборудование корабля работало на постоянном токе напряжением 230 В и снабжалось электроэнергией от четырёх турбогенераторов и двух дизель-генераторов мощностью по 165 кВт каждый. Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.
После утверждения проекта, который получил № 26, были отданы конструкторские документы на строительство легких крейсеров проекта 26 на верфях Николаева (Судостроительный завод «Наваль и судостроительный завод «61 коммунара»), Санкт-Петербурга (Балтийский судостроительный завод имени Орджоникидзе и Адмиралтейский судостроительный завод) и Комсомольска на Амуре (Судостроительный завод имени Ленинского комсомола).
К началу Великой Отечественной войны в строю было четыре крейсера на Балтийском флоте «Киров» и «Максим Горький» (проект 26ис), на Черноморском флоте «Ворошилов» и «Молотов» (с 3 августа 1957 года «Слава»). В ходе Великой Отечественной войны в состав Тихоокеанского флота вошли еще два крейсера «Михаил Калинин» и «Каганович». Значительная часть крейсеров простояла всю войну на стапелях или у причальных стенок судостроительных заводов). При отступлении из Николаева войска РККА взорвали корпуса крейсеров «Железняков», Орджоникидзе», «Аврора». После войны вошли в строй кораблей ВМФ крейсера «Чапаев» и «Чкалов» («Комсомолец» с 18.4.58) построенные на Балтийском судостроительном заводе имени Орджоникидзе, крейсер «Железняков» построенный на Адмиралтейском судостроительном заводе и «Фрунзе», построенный на Николаевском Черноморском судостроительном заводе.
По классификации они числились легкими крейсерами, но по вооружению (180 мм. и по скорости 23,7 расчетных узлов, бронированию) были мощнее итальянских прототипов и превышали установленные в Европе нормы. Впоследствии получили классификацию тяжелых крейсеров в нарушение моратория на строительство тяжелых крейсеров, с разрешения Британии по условиям специального соглашения.
Общий вид крейсера «Киров». Источник: armedmen.ru
В Великой Отечественной войне участвовали легкие крейсера «Киров», «Максим Горький» на Балтийском флоте и «Ворошилов» и «Молотов» на Черноморском флоте.
Крейсер «Киров» был флагманским кораблем Балтийского флота, гордостью Балтийского флота и всех ленинградцев.. Участвовал в Советско-финской войне и Великой Отечественной войне.
В финской войне, называемой в документах еще «зимней войной» крейсер 1 декабря 1939 года, вышел в море с эсминцами «Сметливый» и «Стремительный» и обстреляли финскую береговую батарею на острове Руссарэ. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала).
22 июня 1941 года крейсер встретил на рейде Риги. Произвел 36 стрельб по кораблям противника. Участвовал в обороне Таллинна – главной базы Балтийского флота. 26 августа на рейде Таллинна крейсер получил попадание артиллерийского снаряда. Погибло 9 членов экипажа, 30 человек получили ранения.
Во время Таллинского прорыва в Кронштадт на крейсере шел командующий флотом адмирал Трибуц В.Ф. и военный совет флота. Крейсер благополучно прибыл в Кронштадт 30 августа 1941 года
30 августа крейсер вошел в состав Балтийского эскадры под командованием вице-адмирала Дрозда В.П., как флагманский корабль.
Огнем 180 мм орудий крейсер поддерживал войска Красной армии на Ораниенбаумском пятачке.
4 апреля 1942 года во время большого налета на корабли в Кронштадте крейсер получил попадание авиабомбы. Повреждены орудие и дальномеры.
21 апреля состоялся второй большой налет немецкой авиации на корабли в Кронштадте. Крейсер получил 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен ЗКП корабля, перебиты некоторые паропроводы, получила повреждение палуба, возник пожар в нескольких погребах. Их пришлось затопить). Повреждены 6 орудий и 3 зенитных пулемета. Погибло 86 членов экипажа и ранено 46. Крейсер встал в ремонт. Уже летом 1942 года крейсер был снова в строю.
27 февраля 1943 года крейсер «Киров» был награжден орденом «Красного знамени» за образцовое выполнение боевых задач, проявленное мужество и отвагу личным составом.
Артиллерия крейсера участвовала в январе 1943 года в операции по прорыву блокады Ораниенбаумского пятачка и Ленинграда. В июня 1944 года крейсер произвел последние выстрелы в войне в ходе Выборгско-Петрозаводской операции по позициям финнов.
Командиры крейсера во время Великой Отечественной войны:
1941 — декабрь 1942 года — капитан 1-го ранга М. Г. Сухоруков
декабрь 1942 года — январь 1945: капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин
февраль 1945 года — сентябрь 1945: капитан 2-го ранга М. Д. Осадчий
сентябрь 1945—1947 года — капитан 1-го ранга М. Г. Иванов.
17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения: вышло из строя котельное отделение № 5, приборы управления стрельбой главного калибра и дизель-генератор, заклинило башню № 2, корабль лишился хода, были затоплены котельное отделение № 1, артиллерийские погреба двух артиллерийских башен, центральный штурманский пост, центральный артиллерийский пост, пост энергетики и живучести, кладовая сухой провизии. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды (все из состава центрального штурманского поста).
В 1961 году крейсер был переведен в разряд учебных крейсеров. Теперь на учебном крейсере проходили практику курсанты высших военно-морских училищ.
В 1968 году в августе месяце крейсер по приказанию сверху получил полный боезапас и пополнив штат БЧ-2 курсантами ВВМУРЭ имени Попова 2 курс факультета радиосвязи, а БЧ-5 курсантами Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища 2 курс факультета машинно-котельного ночью вышел в Балтийск. 21 августа начались чешские события (ввод войск в Чехословакию) и отряд кораблей (КРЛ «Киров» и РКР «Владивосток) из Кронштадта вышел в Балтийск для укрепления Балтийской эскадры кораблей.
Я – молоденький курсант после 2 курса ВВМУРЭ имени Попова был расписан в МПУАЗО (морской пост управления артиллерийским зенитным огнем) левого борта. По пути проводились артиллерийские стрельбы из всех видов оружия. Видимо было опасение что НАТО вмешается. Но …. НАТО не вмешалось.
В феврале 1974 года заслуженный ветеран флота Краснознаменный крейсер «Киров» был исключен из состава флота. Две носовые башни 180-мм орудий крейсера были сохранены в качестве мемориала в Петербурге. Имя «Кирова» было передано новейшему атомному ракетному крейсеру «Киров».
Мемориал на площади Балтфлота в Петербурге. Источник: lenww2.ru
При написании статьи использованы материалы из Интернета и справочников ВМФ.