Баншац Б.Ш. Корабельная династия «Москва» (продолжение 35)

Гибель парохода «Москва» в 1882 г. заставила правление Добровольного флота искать ему замену покупкой уже готового судна. Пароход  «Москва» вторая — бывший английский товаро-пассажирский пароход «Kinfauns Castle». Заложен на  верфи Fairfield Shipbuilding and Engineering Company,  Великобритания, Глазго.  Строительный  номер  226.  При постройке именовался «Cluny Castle».
Он имел железный корпус с  двойным  дном, механизмы фирмы John Elder & Со. (одну вертикальную 2-х  цилиндровую  паровую машину двойного расширения, два цилиндрических котла) мощностью  2700 илс/487 нлс, одну трубу и две железные мачты с парусным вооружением. При  вместимости 3507 брт./2244 нрт. и полном водоизмещении 6483 т судно имело  грузоподъемность 3375 т.,  максимальную скорость 12 (13,5) уз. Дальность плавания составляла 7500 (7440)  миль при запасе угля 1300 т и скорости 10 уз. Размеры: 109,85 х 13.11х 9.45 х  7.92 м. (1)
Спущен  на  воду  03.11.1879 г.  Достроено 17.12.1879 г. Первоначально принадлежал компании Sir Donald Currie&Co. и был приписан к Лондону. Комиссия, под руководством морского агента во Франции капитана 2-го ранга Е.И. Алексеева, признала это судно прочной постройки и содержащимся в полной исправности очень выгодным приобретением.
В феврале 1884 года на заседании Государственного Совета утверждено временное положение о том, что управление Обществом Добровольного флота переходит управляющему морским министерством. Одновременно Государственный совет признал полезным выделить Добровольному флоту морским министерством 750 000 руб. на приобретение парохода МОСКВА, с зачётом в эту сумму уже выделенных помильных 602 750 руб. Вопрос о будущих субсидиях решён не был. 27 марта 1884 года (6 апреля по н.ст.) решение Государственного Совета было утверждено Императором.
21.02.1884 г. пароход  куплен в Глазго за 72 000 фунтов стерлингов (758 965  рублей) у фирмы Castle Mail Packets Со. для пополнения судового состава в связи с возросшим объемом грузоперевозок на Дальний Восток.   26.03.1884 г. прибыл в Одессу из Англии,  где   переименован в «Москва»  и   получил приписку к Одесскому торговому порту под № 492.   На второй палубе, названной «эмигрантской», были сооружены деревянные нары в три яруса для 800 чел., всего на борту размещалось до 1000 чел.

С 1884 по 1895 год эксплуатировался на дальневосточной линии и периодических черноморских и европейских маршрутах. 04.04.1884 г. первый раз вышел из Одессы на Тихий океан с 429 новобранцами, 160 членами семей ссыльнокаторжных и 1230 т груза. Рейс «Москва» совершила за сорок дней, показав прекрасные мореходные качества и доставив обратным рейсом в трюмах 3700 т чая. Затем пароход «Москва» совершал регулярные рейсы по дальневосточной линии. Пароход, поставленный на линию Одесса—Владивосток, выполнял и «особые» рейсы. Так, 12 мая 1886 г. «Москва» вышла из Одессы с управляющим Морским министерством вице-адмиралом И. А. Шестаковым (поднявшим флаг управляющего Морским министерством на идущем под коммерческим флагом пароходе). Посетив порты Коломбо, Гонконг, Лазарева, Владивосток и Нагасаки, «Москва» 4 сентября прибыла в СанФранциско, где Шестаков сошел на берег. Продолжив плавание вокруг Америки и обогнув мыс Горн, «Москва» направилась в Лондон для ремонта.   Зимой 1886/87 г. на пароходе провели капитальный ремонт, в ходе которого был отремонтирован корпус, перебрана паровая машина, установлены два новых паровых котла шотландского типа. Два вспомогательных котла на верхней палубе установили рядом с дымовой трубой (один для обеспечения работы установленных грузовых стрел и кранов, второй — питал пародинамомашину). Тогда же было смонтировано и электрическое освещение. К этому времени решился вопрос с вооружением «Москвы». В случае мобилизации на судне устанавливались два 152-мм и два 107-мм орудия (образца 1877 г. на станках Барано вского). Эти орудия, снаряды и боевые припасы были получены от Николаевского порта и отправлены для хранения во Владивосток.  Не являясь коммерческим, этот рейс был убыточным (130 тыс. руб.), их приняло на себя правление Добровольного флота.
После прибытия в Одессу   на палубе «Москвы» для установки орудий были укреплены боевые штыри и положены медные погоны. Но вскоре выяснилось, что они мешают операциям по перевозке грузов, а их наличие на торговом судне вызывает лишние вопросы (особенно при посещении иностранных портов); в 1891 г. эти конструкции были сняты и убраны в судовые помещения.

Осенью 1888 г. с императорской семьей плавал по Черному морю.

Император Александр III и императрица Мария Федоровна (в центре) направляются к пароходу «Москва».  Батуми. 13 октября 1888 года

Потом выполнил одиночный рейс с грузом зерна из Одессы в Антверпен.     После чего вновь стал эксплуатироваться на маршруте Одесса — Владивосток.
20.09.1889 г. пароход стал повинен в трагедии на Севастопольском рейде, когда таранил  буксирно-пассажирский  пароход крепостной артиллерии «Фейерверкер» с 45 нижними чинами и 2 офицерами, переправлявшимися на Константиновскую батарею. При этом погибли 12 человек.

Осенью 1890 г. выполнил рейс большого каботажа, доставив в Петербург из Одессы различный груз, в том числе паровую машину яхты «Ливадия» для ремонтирующегося броненосного фрегата «Генерал-Адмирал». 08.07.1895 г. прибыл в Одессу из своего последнего рейса на Дальний Восток, имея на борту 3739 т. чая из Ханькоу.
Об  этом  рейсе  вспоминал преподаватель  математики  Владивостокской  мужской  гимназии Д.И.Дюков: «…Плыли больше двух месяцев, в порты заходили редко, земли не видели неделями. А сколько людей так и не увидели её вовсе. Каждый день происходили морские похороны… Особенно много детей погибло. Зелёный Клин (так называли край переселенцы)! Для многих эта мечта обернулась трагедией… Всё было не так экзотично… сколько слёз, горя… трюм и проходы набиты до отказа людьми и скарбом. Страшная тропическая жара, гнилая пища, протухшая вода и та не вдоволь. Но факт остаётся фактом. Он побывал в тропиках, в удивительных странах, на коралловых островах, где кокосы и бананы растут так просто, как у нас ёлки или полынь». (2)

Находясь в строю судов Добровольного флота, пароход с 14 марта 1884 г. по 19 сентября 1895 г. прошел 410 457 миль, заработав фрахта на 3 303 502 руб.
19 июня 1895 г. поступило «высочайшее» разрешение на покупку парохода. Он  был продан Морскому ведомству за 380 000 руб. (по  другим  данным  по  действительной  стоимости  в  478 337,80 руб.) в связи с несоответствием коммерческим требованиям. Тем самым Добровольный флот окончательно избавился от неэкономичных судов с машинами двойного расширения пара.  Тогда же решили наименовать его «Прут» и зачислить во II ранг судов Черноморского флота учебным судном. Из акта осмотра от 2 октября 1895 г. в Николаеве следовало, что пароход «находится в чистоте и порядке. Машина и котлы в порядке. По инвентарям все налицо. Пародинамо Сименса и двигатель Нобеля исправны и соответствуют своему назначению. Приборы освещения и проводка требует замены. Необходима замена парусного воо-ружения и гребных судов».
20 октября 1895 г. учебное судно «Прут» приняли в казну, и через 10 дней был назначен первый командир — капитан 2го ранга П. П. Феодосьев и первая команда из 128 нижних чинов.
По составленной Конторой над Николаевским портом ремонтной смете на разборку палубы для замены старых котлов новыми с последующей ее зашивкой требовалось 32 тыс. руб., ремонт главных машин обходился в 17 тыс. руб. Требовалось отремонтировать два грузовых трюма, трюмные перебороки, деревянные настилы верхней, жилой и эмигрантской палуб (с разборкой деревянных трехэтажных нар), обустроить помещения для командира, офицеров и команды. При более детальном осмотре судна выяснилось, что необходимо установить две пары шлюпбалок для десантных ботов, оборудовать походную церковь, улучшить вентиляцию жилых помещений. По механической части — заменить часть котельного фундамента и отремонтировать двойное дно. Всего на производство работ требовалось 125 166 руб. В декабре 1895 г. «Прут» перешел в Севастополь для ремонта силами Лазаревского адмиралтейства РОПиТа.
В апреле следующего года на пароходе «Воронеж» из Англии были доставлены паровые котлы, изготовленные для «Прута» на заводе Денни и К° в Думбартоне. Но их качество оставляло желать лучшего. Из акта комиссии по приемке котлов следовало, что: «Головки заклепок плохо и неправильно расклепаны, чеканка произведена небрежно — течь котлов при проверке. Вместо железа толщиной 27,4 мм по контракту, в наличии 17 мм». Задержка с получением ассигнований на ремонт привела к срыву работ, которые планировалось вы полнить в течение четырех месяцев. Работы по ремонту совпали с пере ходом Лазаревского адмиралтейства РОПиТ в казну. В результате от работы в кредит оно отказалось. «Прут» простоял в ремонте два года. За это время были проведены ремонт корпуса, капитальная переборка главной машины и вспомогательных механизмов с заменой изношенных частей новыми. Установлены новые паровые котлы (два главных и один вспомогательный), капитально отремонтирован второй вспомогательный котел. Установлена новая динамомашина, выполнена проводка электроосвещения. В трюмах для хранения орудий и станков «особого резерва» и их доставки на верхнюю палубу под подволоком смонтировали два ряда рельсов с подъемными механизмами и тележками. Вместо двух из носившихся паровых лебедок малой грузоподъемности Лазаревским адмиралтейством была изготовлена и установлена восьмитонная стрела Темперлея. Николаевский порт поставил гребные суда: два 18-весельных барказа, один 16-весельный и один 6-весельный вельбот, два двухвесельных яла. Изготовили паруса и судовую мебель. Для судовой церк- ви была заказана художнику Субботинскому в Санкт-Петербурге за 110 руб. икона Св. Николая Чудотворца. После ремонта полное водоизмещение учебного суд на составляло 5459 т. Паровая машина двойного расширения имела индикаторную мощность 2772 л. с.
«Прут» был зачислен в 32-й флотский экипаж, команда состояла из 175 нижних чинов. Вооружение отсутствовало. «Прут» использовался для обучения комендоров, минеров, минных машинистов и входил в состав учебного отряда Черного моря.  Использовался также как блокшив и брандвахта.   В 1897 г. на пароход  установлены 2 двойных цилиндрических котла фирмы William Denny & Brothers.

6 декабря 1898 г. в Сан-Стефано (Турция) намечалось открытие храмапа-мятника русским воинам, погибшим в русско-турецкую войну 1877—1878 гг., на котором собирался присутствовать сын бывшего главнокомандующего русскими войсками великий князь Николай Николаевич (Младший) с депутацией от войсковых частей, участвовавших в войне. Для их доставки был выбран учебное судно «Прут», имевший 16 кают на 70 чел. и кают-компанию на 100 чел. Сам же великий князь разместился в кормовой рубке (расходы на переезд, не предусмотренные ассигнованиями, были сведены к минимуму). Для производства салютов установили четыре 47-мм пятиствольные пушки Гочкиса.
25 ноября «Прут» начал кампанию под командованием капитана 2-го ранга В. Сарнавского. Утром 27 ноября при швартовке в Ялте обнаружились неисправности в машине, вынуждены были приступить к ремонтным работам. В 14 ч. судно посетил находившийся в Ялте император Николай II, заинтересовавшийся подробностями аварии. 28 ноября «Прут» вернулся в Севастополь, где принял на борт 37 музыкантов и ушел в Одессу. 2 декабря на «Прут» прибыл великий князь, подняв свой брейд-вымпел. 4 декабря ночью судно стало на якорь в Босфоре. Утром (с подъемом кормового флага и флага великого князя) береговые батареи произвели салют (21 выстрел), «на что было отвечено равным количеством выстрелов». Вечером флаг великого князя был перенесен в посольство в Константинополе, а сам он убыл в Сан-Стефано. 10 декабря великий князь вернулся на «Прут» и в 11 ч (под салют) отбыл из Константинополя. При выходе из Бофора усилился встречный свежий ветер, к ночи перешедший в жестокий шторм (судно едва поддерживало скорость 2 уз). По распоряжению великого князя взяли курс на Севастополь, куда прибыли 12 декабря. После этого похода вооружение с корабля сняли.
В 1900 году, уже с новым названием, перевозил имущество Военного ведомства между портами Черного моря, В связи с событиями в Китае «Прут» решили привлечь для  перевозки войск во Владивосток. 6 июля с него выгрузили артиллерию «особого резерва» на баржу. Тогда же дополнительно установили четыре новых электрических вентилятора, а несколько позднее и переданные с броненосца «Екатерины II» восемь 47-мм пятиствольных  пушек Гочкиса. На корабль погрузили также 5 тыс. патронов в  510 ящиках. 25 июля «Прут» прибыл в Одессу и встал под погрузку  войск (72 офицера и 750 нижних чинов) и сопутствующего груза. Но  уже 5 августа погрузка прекратилась, так как военное ведомство  предпочло отправить войска и грузы  на иностранных судах.
24 июля 1903 г., при выводе парового адмиральского катера за борт, носовая шлюпбалка сломалась от перегрузки, и катер повис на кормовой, которая тоже обломилась. В результате катер упал в воду и едва не утонул. Два матроса из трех, находившихся на его борту, серьезно пострадали. Расследова- нием было установлено, что в 1896 г. по заказу военного ведомства для подъема десантных судов на судне установили не вращающиеся шлюпбалки, приклепанные к бортам. При переделке шлюпбалок во вращающиеся «их крепость значительно уменьшилась», даже отмечался их прогиб при спуске паровых катеров. Срочно пришлось заменить все шлюпбалки, тогда же с «Прута» сняли и парусное вооружение.
19.06.1905 г. на нем, по примеру броненосца «Князь Потемкин – Таврический», произошло вооруженное восстание  матросов во главе с матросом-большевиком А. И. Петровым, после чего УЧСУ «Прут» попытался присоединиться к броненосцу в Одессе, но его там не застал. Под красным флагом судно направилось в Севастополь, чтобы попытаться поднять восстание на других кораблях эскадры. Корабль был встречен двумя миноносцами и отконвоирован в базу, где 42 члена экипажа были арестованы, а  «Прут»  превращен в «дежурную» плавучую тюрьму. Во время Севастопольского вооруженного восстания 11- 16.11.1905 г. томившиеся на нем арестованные матросы были 13.11. освобождены подошедшим миноносцем «Свирепый» во главе с приняв-шим на себя руководство восстанием отставным лейтенантом П.П.Шмидтом, и «Прут» вновь примкнул к восстанию, но после подавления его был вторично обращен в тюрьму, теперь — в постоянную, с перестройкой внутренних помещений.  Четырёх руководителей восстания  (Александр Петров, Иван Адаменко,  Дмитрий Титов, Иван Чёрный)  по приговору военного суда 24 августа 1905 г. расстреляли у Константиновской батареи. Ещё 20 человек приговорили к каторге на разные сроки и 5 человек — к другим наказаниям. Руководители восстания были похоронены на Михайловском кладбище, а 4 ноября 1967 г. перезахоронены на кладбище Коммунаров  в  Севастополе. В 1973 г. на могиле был открыт памятник.
В 1906 и 1907 гг. учебное судно «Прут» входило в состав отдельного практического отряда, имея 10 офицеров и 184 нижних чина. 7 января 1908 г. судно было переведено в разряд транспортов и несло службу при активном Черноморском отряде действующего флота. Тогда же «Прут» было решено приспособить под плавучую базу дивизиона эскадренных миноносцев и плавучий склад для 600 мин заграждения. Всего он должен был хранить запасы для девяти миноносцев на одну неделю плавания и снабжать их минами заграждения вне базы (на рейде или в море). Под хранение мин использовались два кормовых трюма, по дну которых установили ряды рельсов. Мины, находясь на своих якорях, хранились на рельсах и по ним подавались к люкам для подъема на верхнюю палубу. Для передачи мин на миноносцы на фок‑ и грот‑мачтах установили две стрелы длиной по 12 м для работы на оба борта одновременно.  Отремонтировали корпус, перебрали машину, в паровых котлах заменили дымогарные трубки и прочеканили швы котлов. Установили две пародинамомашины Сименса (105 В, 250 А), один прожектор, радиотелеграф. Увеличили лазарет.
08.12.1907 г. в качестве вспомогательного судна включен в состав Черноморского отряда Действующего флота Черного моря. С 20 октября 1908 г. – транспорт.  В 1908 — 1910 гг. переделан Севастопольским портом в минный заградитель, после чего имел на вооружении 8 — 47-мм и 2 — 37-мм пушки, 3 пулемета и мог принимать в трюмы до 900 мин заграждения. С 1 декабря 1909 г. – заградитель. Экипаж 11 офицеров и 267 матросов.
4  апреля 1910 г. состоялись 6‑часовые испытания механизмов минного заградителя «Прут» на полном ходу. На  всем пути от Карантинной бухты до Севастополя и обратно пар в котлах  «держался ровно», главные и  вспомогательные механизмы работали без   нагревания. При частоте вращения  гребного вала 64 об./мин и мощности машины 2628 и. л. с. скорость хода составила 14 уз.
29.07.1911 г. придан вновь сформированной в составе Черноморского отряда Черноморской минной дивизии.  21 декабря 1913 г.  «Прут» с минных плотиков произвел опытную постановку 20 учебных и 10 боевых мин.
К началу первой мировой войны «Прут» при осадке носом 6,7, кормой 7,92 м имел полное водоизмещение 5400 т. Паровая машина в 2720 л. с. при 60 об./мин обеспечивала максимальный ход 12 уз, экономический — 7 уз. При полном запасе угля 1020 т дальность плавания полным ходом составляла 4371, экономическим — 6829 миль. Всего заградитель принимал до 900 мин заграждения (скорость погрузки 600 мин составляла 20 ч). При перевозке войск на борт принималось 630 пехотинцев, 10 лошадей и 12 двуколок. Погрзочно‑разгрузочные средства состояли из трех грузовых стрел и четырех паровых лебедок грузоподъемностью 2 х 3 т, 6 и 10 т.(3)
15 (28) октября 1914 года «Прут» (командир капитан 2 ранга Г. А. Быков)   был отправлен из Севастополя в Ялту для переброски находившегося там пехотного батальона в Севастополь, однако около полуночи, ещё не дойдя до Ялты, он получил приказ возвращаться и подготовиться к постановке мин. На следующий день «Прут» встретил в море  в 10 милях юго-западнее мыса Феолент германский  линейный крейсер «Гебен» (турецкое  название «Yavuz Sultan Selim»)  с  миноносцами «Samsun» и «Tasos».

Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое место — 44°34’N 33°01’E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с предложением сдаться.  В ответ минзаг поднял на всех мачтах флаги и пошел к берегу. Командир, видя безвыходность положения, принял решение затопить корабль. Была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. По команде «стоп машина» кочегары выгребли жар из топок и стравили пар. Машина была остановлена. Быков начал уничтожение шифров и секретных документов. Для более быстрого затопления кормового отделения в узкое пространство между отливными клапанами циркуляционной помпы и бортом заложили подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Командир заградителя приказал пробить «водяную тревогу», спустить все шлюпки и уходить на них к берегу.  Но, так как места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.

В 07 ч. 35 м. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища,  который осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогусский и минный кондуктор. Через 10-15 минут после открытия огня «Goeben»  дал ход и ушел в сторону мыса Сарыч. Находившиеся при крейсере турецкие миноносцы  некоторое время оставались на месте, продолжая обстреливать «Прут».
Примерно в 08 ч. 40 м. «Прут» встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Фиолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний  (Смирнов) уступивший своё место на шлюпке матросу.  За этот подвиг иеромонах Антоний был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
Часть  экипажа (3 офицера, в т. ч. командир, корабельный врач, 2 кондуктора и 69 матросов) была  поднята из воды турецкими миноносцами и взята в плен. Остальные (3 офицера и 199 матросов) были подняты на борт вышедшей из Балаклавы подводной лодки «Судак» и затем переданы на борт госпитального судна «Колхида», которое доставило их в Севастополь. В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 находившихся в лазарете матросов. (4)
Летом 2016 года в ходе экспедиции Института востоковедения и Севастопольского государственного университета  с помощью глубоководного аппарата  «Прут»  был обнаружен  на  глубине  108 метров.  Под толстым слоем ила сохранились сломанные в результате артобстрела противника мачты и металлические надстройки самого большого на тот момент на Черноморском флоте корабля для минирования.
«Под водой мы обнаружили леерные ограждения, хорошо видны кран, балки, корма хорошо читаема, якоря в клюзах на корме, там достаточно хорошо прослеживается форма корабля, его размеры, то есть все сохранилось великолепно. Орудия, которые на нем стояли: пулеметы, пушки — все это видно», — рассказывает руководитель подводно-археологической экспедиции   Виктор Лебединский.

ЗАТОПЛЕННЫЙ КОРАБЛЬ «ПРУТ»

Несмотря на штормовой ветер, с помощью телеуправляемого аппарата к кор-пусу  участники экспедиции прикрепили табличку в память о подвиге севастопольского «Варяга».(5)


==============================================================
ЛИТЕРАТУРА
(1)
МОИСЕЕВ С.П.  «Список  кораблей  русского  парового  и  броненосного  флота  (с 1861  по1917 г.), Москва, 1948,  стр.326-327.
(2) ДМИТРИЕВСКАЯ О. Н., ШТУКА В. И. «Преподаватель Владивостокской мужской гимназии Д. И. Дюков. Биографический этюд». Журнал  «Известия Восточного института», 2015.

(3) ВАСИЛЬЕВ Д. М. «Минный заградитель «Прут». Журнал «Судостроение» № 4 2012 г.
(4) https://web.archive.org/web/20100824052143/http://www.wreck.ru/3-4/21.html
(5) https://sevastopol.su/news/u-sevastopolya-naydeno-mesto-zatopleniya-ne-sdavshegosya-vragu-minnogo-zagraditelya-prut

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *