Баншац Б.Ш. Корабельная династия «Москва» (продолжение 37)

На  верфи  Stettiner Maschinenbau AG Vulcan, Штеттин, (Bremer Schiffbaugesellschaft, Бремен)  Германия был построен пароход временно  именуемый «VENETIA», переименованный в «FÜRST BISMARCK».
Строительный  номер: 197
Заложено: 27.04.1890

Спущено на воду:      29.11.1890

Построено:        25.04.1891
Полная вместимость – 8430 рег. т.
Чистая вместимость – 3226 рег. т.
Длина – 153,19 м (502,6 фут.).
Ширина – 17,56 м (57,6 фут.).
Осадка в полном грузу – 8,81 м (28,9 фут.).
Мощность машины – 16400 и.л.с.
Наибольшая скорость – 20,1 уз.
Число пассажиров —   442 (I—II), 668 (III) чел.
Запас топлива — 2752 т. угля
Дальность плавания — 11 800 миль при 13 уз
Первоначальная стоимость – 2000000,00 руб.
Бывший германский двухвинтовой быстроходный товаро-пассажирский пароход   компании Hamburg Amerikanische Paketfahrt AG, Гамбург. Корпус стальной четырёхпалубный с двойным дном. Механизмы с двумя двухцилиндровыми машинами тройного расширения пара и цилиндрическими котлами постройки завода-строителя. Имел прямой форштевень, две мачты и три дымовые трубы.

9 мая 1901 лайнер отправился в свой «девичий» рейс на линии Гамбург — Саутгемптон — Нью-Йорк. С 27 марта 1894 г. впервые вышел в круизный рейс, зайдя в Нью-Йорк, Геную и Неаполь. Лайнер оставался на этой линии вплоть до 1902 г., отправившись в последнее плавание 26 января 1902 г. В последний рейс на линии Гамбург- Саутгемптон — Нью-Йорк «Furst Bismarck» вышел 5 ноября 1903 г., после чего стал на прикол. Его дальнейшей судьбой заинтересовалось правительство России.
В конце февраля 1904 года Особым совещанием Морского министерства было принято решение о формировании крейсерских сил для действий на японских коммуникациях. Высочайшим повелением были выделены средства на покупку судов за границей. Но ввиду невозможности оформить сделку в условиях начавшейся войны и   формально от имени Добровольного флота в феврале – апреле были приобретены Морским ведомством для использования в качестве рейдера на коммуникациях противника  пароходы «FÜRST BISMARCK», «AUGUSTE VICTORIA», «COLUMBIA», «KAISERIN MARIA THERESIA», «FRANCHE-COMTÉ» и «BELGIA». Эти пароходы получили российскую регистрацию, приписку и были переименованы в «ДОН», «КУБАНЬ», «ТЕРЕК», «УРАЛ», «АНАДЫРЬ» и «ИРТЫШ» соответственно. 15 мая (28 мая по н.ст.)  Высочайшим приказом эти пароходы были зачислены в состав Балтийского флота.

На приемке парохода 15.03.1904 г. «FÜRST BISMARCK»  без  особого  труда  развил  скорость 20,09 узла.  Все  машины  и  механизмы  находились  в  исправном  состоянии.  17.03.1904 г. прибыл из Германии в порт  Императора  Александра III (Либаву), где затем был переоборудован во вспомогательный крейсер «ДОН» и получил на вооружение 2 — 120/45-мм  орудия  Армстронга, 5 — 76/40-мм  орудия  Армстронга  (2 – на  полубаке,  2 – на  спардеке,  1 – на шлюпочном  деке в  корме), 8 — 57/40-мм орудий Гочкиса  (2 – на  спардеке  в  носу,  4 – на  спардеке  в  корме,  2 – на шлюпочном  деке  в  корме)  и 2 пулемета  на  спардеке  в  носу.
13  июля  состоялся  высочайший  смотр  корабля  Великим  князем  Алексеем  Михайловичем  и  на  нем  был  поднят  военно-морской  флаг.

16.07.1904 г. «ДОН»  со  значительным  опозданием  на 90 – 111  дней вышел  из Либавы в крейсерство у северо-западного побережья Африки, в район островов Зеленого Мыса и около Гибралтарского пролива. Там  он  приступил к поиску нейтральных судов, на предмет обнаружения недозволенного груза. Однако ни одного парохода досмотреть не смог. Во  время  похода  обнаружились  многочисленные повреждения  в  машинах,  в  результате  чего  возник  повышенный  расход  угля.  Кроме  того  обнаружился недостаток  питьевой  воды.  Отошла  установленная  на  наружнем  дне  в  Либаве  заплата  и  в  машинное  отделение  стала  поступать  забортная  вода.  Попытка  провести  ремонт  своими  силами  в  Вито  не  удалась и  «Дон»  17  августа  отправился  в  обратный  путь  с  неисправными  котлами  и 24.08.1904 г. вернулся в Либаву.  Затянувшийся  ремонт  спас  «ДОН»  от  включения  во  Вторую  эскадруТихого  океана..
В кампанию 1905 г. был разоружен и назначен в плавание для обучения машинных команд. Летом 1905 г. прибыл в Кронштадт и в июле — сентябре 1905 г. в Александровском доке прошел капитальный ремонт по корпусу. Зиму 1905 — 1906 гг. провел в Кронштадте на паровом отоплении.
В 1906 г. для частичного возмещения потерь Добровольного флота в ходе войны, согласно Высочайшему соизволению от 19 сентября 1906 г., «Дон» был продан за 400 000 руб. с рассрочкой платежа на четыре года для вновь открываемой трансатлантической линии.  В соответствии с этим 30 сентября его исключили из списков судов  и  переименовали в «Москва».

30.09.1906 г. ушел из Кронштадта в Либаву и затем получил приписку к Либавскому торговому порту под № 193. 30.04.1907 г. после  исправления  многочисленных  повреждений  и  восстановления  былого  великолепия  своих  аппартаментов  отправился первым рейсом из Либавы в Нью-Йорк с эмигрантами на борту. 29.09.1907 г. при возвращении в очередной раз из Нью-Йорка потерпел аварию у берегов Дании, когда в тумане коснулся грунта и потерял один из винтов.  Однако лайнеры этого типа уже давно были нерентабельны во всем мире, поэтому «Москва» совершила лишь четыре рейса туда и обратно. 19.01.1908 г. прибыл в Либаву из последнего рейса в Америку, после чего из-за убыточной эксплуатации выведен в резерв.
В Штеттине 3 июля австрийская военно-морская миссия начала осмотр и приемку лайнера, а 8 июля стороны подписали акт продажи  через посредническую фирму  за 740 000 руб. австро-венгерскому правительству для использования в качестве вспомогательного судна. Переход из Балтики в Полу прошел без каких-либо происшествий, и по прибытии лайнер сразу встал к местному военно-морскому арсеналу, где 8 августа началось его переоборудование, продолжавшееся до 4 мая 1910 г. В итоге, «Москву» превратили во вспомогательный корабль — плавбазу флотилии миноносцев — склад минно-торпед-ного вооружения — штабной корабль. Плавбаза была способна разместить у себя на борту экипажи прикомандированных к ней миноносцев.

«GAA»  ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПОКУПКИ.

   25.06.1909 г. как плавучая база «GAA» 1-го отряда миноносцев зачислен в состав флота Австро-Венгрии. На бывшем лайнере заменили котлы и установили дополнительное оборудование, отдельные помещения приспособили для приема дополнительного запаса угля и под склады для мин и торпед. Экипаж укомплектованного 14 мая 1910 г. судна составлял 331 человек.  В 1909 — 1910 гг. прошел переоборудование для размещения в трюмах 81 торпеды и 100 мин заграждения и получил на вооружение 4 — 120-мм и 4 — 66-мм
орудия.
«GAA»  В КОПОРСКОЙ  БУХТЕ  

В 1915 г. переоборудована в плавбазу и плавмастерскую австрийских подводных лодок  в бухте Катарро (Копор).

У  БОРТА СТОИТ  АВСТРИЙСКАЯ  ПОДВОДНАЯ  ЛОДКА

2  февраля  1918 г.  экипаж  принял  участие  в  восстании  моряков,  жестоко  подавленном  австрийскими  властями.  01.11.1918 г. пароход поднял хорватский флаг. 8 ноября 1918 г. перешел в Полу, где   был конфискован итальянскими властями  и передан в распоряжение Итальянских государственных железных дорог. В 1920 г. передан компании Cosulich Societa Triestina di Navigazione, переименован в «SAN GIUSTO» и получил приписку к Триесту. Впоследствии был отремонтирован и предназначался для поддержания сообщения между средиземноморскими портами и Нью-Йорком. 21.01.1921 г. отправился из Триеста в первый трансатлантический рейс под итальянским флагом   по маршруту Триест — Неаполь — Нью-Йорк и обратно. Предполагалось, что судно будет работать на линии в Южную Америку. Первый же шторм показал очень плохое состояние корпуса 30-летнего парохода. В результате уже в феврале 1921 г. его законсервировали, а в 1922-м руководство компании окончательно поставило крест на дальнейшем возможном его использовании.  В 1924 г. разобран на металлолом  на заводе Бреда в Триесте.
Некоторые  авторы  включают  в  состав  Доброфлота  в  качестве  пятой  «Мосавы»  британский  пароход  «ФУНТЕС  АББЕЙ»,  но он в списках судов Доброфлота  не  значится  (см.продолжение – 1)
================================================================
ЛИТЕРАТУРА
  «Энциклопедия  кораблей» под  ред. Криса  Маршалла.  «Полигон – АСТ», Санкт – Петербург,  Москва,  1997 г. стр.133.
Р.М.МЕЛЬНИКОВ. «Вспомогательные  крейсера  Российского  флота  в  войне  с  Японией  1904 – 1905 гг.» Журнал  «Судостроение», № 3, 1997 г.
В.В.СУЛИГА. «Корабли  русско – японской  войны». Москва, 1993, стр.29 – 30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *