На верфи Stettiner Maschinenbau AG Vulcan, Штеттин, (Bremer Schiffbaugesellschaft, Бремен) Германия был построен пароход временно именуемый «VENETIA», переименованный в «FÜRST BISMARCK».
Строительный номер: 197
Заложено: 27.04.1890
Спущено на воду: 29.11.1890
Построено: 25.04.1891
Полная вместимость – 8430 рег. т.
Чистая вместимость – 3226 рег. т.
Длина – 153,19 м (502,6 фут.).
Ширина – 17,56 м (57,6 фут.).
Осадка в полном грузу – 8,81 м (28,9 фут.).
Мощность машины – 16400 и.л.с.
Наибольшая скорость – 20,1 уз.
Число пассажиров — 442 (I—II), 668 (III) чел.
Запас топлива — 2752 т. угля
Дальность плавания — 11 800 миль при 13 уз
Первоначальная стоимость – 2000000,00 руб.
Бывший германский двухвинтовой быстроходный товаро-пассажирский пароход компании Hamburg Amerikanische Paketfahrt AG, Гамбург. Корпус стальной четырёхпалубный с двойным дном. Механизмы с двумя двухцилиндровыми машинами тройного расширения пара и цилиндрическими котлами постройки завода-строителя. Имел прямой форштевень, две мачты и три дымовые трубы.
9 мая 1901 лайнер отправился в свой «девичий» рейс на линии Гамбург — Саутгемптон — Нью-Йорк. С 27 марта 1894 г. впервые вышел в круизный рейс, зайдя в Нью-Йорк, Геную и Неаполь. Лайнер оставался на этой линии вплоть до 1902 г., отправившись в последнее плавание 26 января 1902 г. В последний рейс на линии Гамбург- Саутгемптон — Нью-Йорк «Furst Bismarck» вышел 5 ноября 1903 г., после чего стал на прикол. Его дальнейшей судьбой заинтересовалось правительство России.
В конце февраля 1904 года Особым совещанием Морского министерства было принято решение о формировании крейсерских сил для действий на японских коммуникациях. Высочайшим повелением были выделены средства на покупку судов за границей. Но ввиду невозможности оформить сделку в условиях начавшейся войны и формально от имени Добровольного флота в феврале – апреле были приобретены Морским ведомством для использования в качестве рейдера на коммуникациях противника пароходы «FÜRST BISMARCK», «AUGUSTE VICTORIA», «COLUMBIA», «KAISERIN MARIA THERESIA», «FRANCHE-COMTÉ» и «BELGIA». Эти пароходы получили российскую регистрацию, приписку и были переименованы в «ДОН», «КУБАНЬ», «ТЕРЕК», «УРАЛ», «АНАДЫРЬ» и «ИРТЫШ» соответственно. 15 мая (28 мая по н.ст.) Высочайшим приказом эти пароходы были зачислены в состав Балтийского флота.
На приемке парохода 15.03.1904 г. «FÜRST BISMARCK» без особого труда развил скорость 20,09 узла. Все машины и механизмы находились в исправном состоянии. 17.03.1904 г. прибыл из Германии в порт Императора Александра III (Либаву), где затем был переоборудован во вспомогательный крейсер «ДОН» и получил на вооружение 2 — 120/45-мм орудия Армстронга, 5 — 76/40-мм орудия Армстронга (2 – на полубаке, 2 – на спардеке, 1 – на шлюпочном деке в корме), 8 — 57/40-мм орудий Гочкиса (2 – на спардеке в носу, 4 – на спардеке в корме, 2 – на шлюпочном деке в корме) и 2 пулемета на спардеке в носу.
13 июля состоялся высочайший смотр корабля Великим князем Алексеем Михайловичем и на нем был поднят военно-морской флаг.
16.07.1904 г. «ДОН» со значительным опозданием на 90 – 111 дней вышел из Либавы в крейсерство у северо-западного побережья Африки, в район островов Зеленого Мыса и около Гибралтарского пролива. Там он приступил к поиску нейтральных судов, на предмет обнаружения недозволенного груза. Однако ни одного парохода досмотреть не смог. Во время похода обнаружились многочисленные повреждения в машинах, в результате чего возник повышенный расход угля. Кроме того обнаружился недостаток питьевой воды. Отошла установленная на наружнем дне в Либаве заплата и в машинное отделение стала поступать забортная вода. Попытка провести ремонт своими силами в Вито не удалась и «Дон» 17 августа отправился в обратный путь с неисправными котлами и 24.08.1904 г. вернулся в Либаву. Затянувшийся ремонт спас «ДОН» от включения во Вторую эскадруТихого океана..
В кампанию 1905 г. был разоружен и назначен в плавание для обучения машинных команд. Летом 1905 г. прибыл в Кронштадт и в июле — сентябре 1905 г. в Александровском доке прошел капитальный ремонт по корпусу. Зиму 1905 — 1906 гг. провел в Кронштадте на паровом отоплении.
В 1906 г. для частичного возмещения потерь Добровольного флота в ходе войны, согласно Высочайшему соизволению от 19 сентября 1906 г., «Дон» был продан за 400 000 руб. с рассрочкой платежа на четыре года для вновь открываемой трансатлантической линии. В соответствии с этим 30 сентября его исключили из списков судов и переименовали в «Москва».
30.09.1906 г. ушел из Кронштадта в Либаву и затем получил приписку к Либавскому торговому порту под № 193. 30.04.1907 г. после исправления многочисленных повреждений и восстановления былого великолепия своих аппартаментов отправился первым рейсом из Либавы в Нью-Йорк с эмигрантами на борту. 29.09.1907 г. при возвращении в очередной раз из Нью-Йорка потерпел аварию у берегов Дании, когда в тумане коснулся грунта и потерял один из винтов. Однако лайнеры этого типа уже давно были нерентабельны во всем мире, поэтому «Москва» совершила лишь четыре рейса туда и обратно. 19.01.1908 г. прибыл в Либаву из последнего рейса в Америку, после чего из-за убыточной эксплуатации выведен в резерв.
В Штеттине 3 июля австрийская военно-морская миссия начала осмотр и приемку лайнера, а 8 июля стороны подписали акт продажи через посредническую фирму за 740 000 руб. австро-венгерскому правительству для использования в качестве вспомогательного судна. Переход из Балтики в Полу прошел без каких-либо происшествий, и по прибытии лайнер сразу встал к местному военно-морскому арсеналу, где 8 августа началось его переоборудование, продолжавшееся до 4 мая 1910 г. В итоге, «Москву» превратили во вспомогательный корабль — плавбазу флотилии миноносцев — склад минно-торпед-ного вооружения — штабной корабль. Плавбаза была способна разместить у себя на борту экипажи прикомандированных к ней миноносцев.
«GAA» ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПОКУПКИ.
25.06.1909 г. как плавучая база «GAA» 1-го отряда миноносцев зачислен в состав флота Австро-Венгрии. На бывшем лайнере заменили котлы и установили дополнительное оборудование, отдельные помещения приспособили для приема дополнительного запаса угля и под склады для мин и торпед. Экипаж укомплектованного 14 мая 1910 г. судна составлял 331 человек. В 1909 — 1910 гг. прошел переоборудование для размещения в трюмах 81 торпеды и 100 мин заграждения и получил на вооружение 4 — 120-мм и 4 — 66-мм
орудия.
«GAA» В КОПОРСКОЙ БУХТЕ
В 1915 г. переоборудована в плавбазу и плавмастерскую австрийских подводных лодок в бухте Катарро (Копор).
У БОРТА СТОИТ АВСТРИЙСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
2 февраля 1918 г. экипаж принял участие в восстании моряков, жестоко подавленном австрийскими властями. 01.11.1918 г. пароход поднял хорватский флаг. 8 ноября 1918 г. перешел в Полу, где был конфискован итальянскими властями и передан в распоряжение Итальянских государственных железных дорог. В 1920 г. передан компании Cosulich Societa Triestina di Navigazione, переименован в «SAN GIUSTO» и получил приписку к Триесту. Впоследствии был отремонтирован и предназначался для поддержания сообщения между средиземноморскими портами и Нью-Йорком. 21.01.1921 г. отправился из Триеста в первый трансатлантический рейс под итальянским флагом по маршруту Триест — Неаполь — Нью-Йорк и обратно. Предполагалось, что судно будет работать на линии в Южную Америку. Первый же шторм показал очень плохое состояние корпуса 30-летнего парохода. В результате уже в феврале 1921 г. его законсервировали, а в 1922-м руководство компании окончательно поставило крест на дальнейшем возможном его использовании. В 1924 г. разобран на металлолом на заводе Бреда в Триесте.
Некоторые авторы включают в состав Доброфлота в качестве пятой «Мосавы» британский пароход «ФУНТЕС АББЕЙ», но он в списках судов Доброфлота не значится (см.продолжение – 1)
================================================================
ЛИТЕРАТУРА
«Энциклопедия кораблей» под ред. Криса Маршалла. «Полигон – АСТ», Санкт – Петербург, Москва, 1997 г. стр.133.
Р.М.МЕЛЬНИКОВ. «Вспомогательные крейсера Российского флота в войне с Японией 1904 – 1905 гг.» Журнал «Судостроение», № 3, 1997 г.
В.В.СУЛИГА. «Корабли русско – японской войны». Москва, 1993, стр.29 – 30.