Повторяя практику Морского министерства, Доброфлот свои пароходы каждый раз заказывал по новому проекту. Росло и число специальных требований, удорожавших постройку. Принятое в 1903 г. секретное «Постановление о вооружении судов Добровольного флота артиллерией и условиях её хранения и боевых запасов» предусматривало согласование каждого проекта, каждого заказываемого парохода с Морским техническим комитетом, что означало фактическое формирование мобилизационного проекта судна. В 24-х пунктах оговаривались основы тактико – технических заданий и состав мобилизационного проекта пароходов крейсерского назначения.
С.О. Макаров в своей записке о новой судостроительной программе 1903 – 1922 гг. напоминал, что при ограничении предъявляемых специальных требований и выполнении оборудования и техники по общепринятым в Европе государственным нормам пароходы Доброфлота могли бы обходиться намного дешевле.
Но пароходы продолжали заказывать фактически по индивидуальным проектам. Таким был пароход «МОСКВА-3», строившийся в 1897 г. на верфи James & George Thomson в Клайдбанке (Шотландия). На нем вместо цилиндрических были установлены более легкие и надежные водотрубные котлы Бельвиля. Они оказались на 300 т. легче, но зато обошлись дороже и требовали по сравнению с цилиндрическими большего расхода топлива. Вместо тентового прикрытия средней надстройки установили полноразмерный настил спардека, создававший как на европейских пароходах, просторную прогулочную палубу. Образовавшиеся закрытые помещения можно было использовать для перевозки войск. Для повышения надежности паровых котлов вместо сварных железных трубок (как на головном пароходе «Херсон») установили цельнотянутые стальные, а для предотвращения обнажения трубок при качке паровые котлы расположили не вдоль, а поперек корпуса. При традиционно высоком уровне обслуживания механизмов в Доброфлоте машины пароходов, как показал опыт войны, всегда действовали безотказно.
Конструктивно судно принадлежало к традиционному в то время трехостровному типу с баком, ютовой и центральной надстройкой и расположением машинного отделения в средней части.
Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Clydebank Engineering & Shipbuilding Со. Механизмы с двумя четырёхцилиндровыми машинами тройного расширения и котлами системы Нормана постройки завода-строителя. Имел клиперский форштевень, три мачты и три дымовые трубы. Немного увеличенный «Херсон».
Полная вместимость – 10795 рег. т.
Чистая вместимость – 6289 рег. т.
Длина – 160,81 м (471,0 фут.).
Ширина – 19,26 м (54,2 фут.).
Осадка в полном грузу – 7,92 м (26,0 фут.).
Мощность машины – 19500 и.л.с.
Наибольшая скорость – 20,5 уз.
Пассажиры – 24 1-го класса, 61 2-го класса, 2520 3-го класса.
Чистая грузоподъёмность – 6200 т (378000 пуд.).
Первоначальная стоимость – 3700000,00 руб. 28.02.1897 г. заказан за 242 400 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток по десятилетней программе усиления Добровольного флота.
Полная вместимость – 10795 рег. т.
Чистая вместимость – 6289 рег. т.
Длина – 160,81 м (471,0 фут.).
Ширина – 19,26 м (54,2 фут.).
Осадка в полном грузу – 7,92 м (26,0 фут.).
Мощность машины – 19500 и.л.с.
Наибольшая скорость – 20,5 уз.
Пассажиры – 24 1-го класса, 61 2-го класса, 2520 3-го класса.
Чистая грузоподъёмность – 6200 т (378000 пуд.).
Запас топлива – 1440 т. угля.
Дальность плаванья – 5260 миль при скорости 12,5 узл.
Первоначальная стоимость – 3 700 000,00 руб.
Имя «Москва» было присвоено 24.03.1897 г. Спущен 14.05.1898 г., на испытаниях показал 16800 и.л.с. 15.10.1898 г. прибыл в Петербург из Англии.
От имени московского дворянства экипажу был вручен флаг. В послании Московского губернского предводителя дворянства говорилось: «В первопрестольной Москве, в сердце России родилась мысль о возникновении Добровольного флота. Москва была его колыбелью. Москва и поныне сердцем и делом следит за своим детищем.»(1)
«МОСКВА» ПРОХОДИТ СУЭЦКИЙ КАНАЛ, 1898 Г.
После приемки был сразу же зафрахтован Военным ведомством для рейса из Петербурга на Дальний Восток с войсками и военными грузами, с 33 классными и 201 палубным пассажирами, различным казенным и частным грузом, включая ледокольный пароход, котлы для крейсера 2 ранга «Забияка» и железнодорожный подвижной состав, с которыми вышел 20.11.1898 г. и прибыл во Владивосток 19.01.1899 г. 24.03.1899 г. вернулся в Одессу и получил приписку к Одесскому торговому порту под № 28. По 1900 г. эксплуатировался на дальневосточной линии и периодических черноморских и европейских маршрутах. В 1900 г. перевозил новобранцев между портами Черного моря, на рейсах от Одессы до Батума. Затем переведен на Балтику для эксплуатации на американской линии, но в связи с «Боксерским» восстанием был задействован в перевозке войск Десантного корпуса на Дальний Восток. Вышел и Одессы на Дальний Восток 26.07.1900 г., приняв на борт 18-й стрелковый полк, 5-й артдивизион, 5-й летучий парк, лазарет и обоз 5-й стрелковой бригады (26 офицеров, 1135 «нижних чинов»)(2), одного врача и 9 сестер милосердия системы Российского общества Красного Креста, а также 4 паровых десантных катера; прибыл в Порт-Артур 25.09.1900 г.
«МОСКВА» ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОГО ПРИХОДА СУДНА, 1899 Г.
Высадив там войска и спустив на воду катера, направился во Владивосток, но решением вице-адмирала Алексеева от 28.09.1900 г. был мобилизован в систему Морского ведомства и к 5.10.1900 г. был обращен во вспомогательный крейсер (по другим данным — в крейсер 2 ранга) с сохранением прежнего названия «Москва» и далее участвовал в боевых действиях в районе Порт-Артура; состоял в распоряжении морского ведомства до конца года, затем был освобожден и 15.01.1901 г. вновь по фрахту военного ведомства вышел из Порт-Артура со сменяемыми войсками во Владивосток; из него 18.02.1901 г. вышел с демобилизованными обратно в Порт-Артур и, пополнив в нем пассажиров новыми эвакуируемыми (в т.ч. выздоравливающими ранеными), 6.03.1901 г. вышел в Одессу, приняв на борт всего 1072 «нижних чина» при двух офицерах, а также 17 сестер милосердия. К 8.4.1901 прибыл в Феодосию, где выгрузил часть пассажиров, затем в Одессе — остальных. 1.12.1901, погрузив в Одессе крупные военные грузы и их сопровождающих вновь вышел на Дальний Восток, доставив все уже в 1902 г. Подобные перевозки производил осенью 1902 и в начале 1903 гг. В дальнейшем эксплуатировался на американской линии, совершил 16 рейсов Либава – Нью-Йорк.
75 — ММ ОРУДИЕ КАНЭ НА БОРТУ КРЕЙСЕРА.
В 1903 г. из-за убыточной эксплуатации быстроходных пароходов снят с линии и в мае передан по действительной стоимости в 2862989,47 руб. в состав Балтийского флота, зачислен в списки как транспорт «Ангара». Летом 1903 года перешёл на Дальний Восток и включён в состав эскадры флота Тихого океана.
25.07.1903 г. прибыл во Владивосток и затем получил на вооружение 6 — 120-мм и б — 75-мм орудий. Начало русско-японской войны встретил на внешнем рейде Порт-Артура. В феврале 1904 г. был разоружен, затем передан Российскому обществу Красного Креста и переоборудован в госпитальное судно на 342 койки. 05.07.1904 г. переклассифицирован в плавучий госпиталь. 17.10.1904 г. затонул в Западном бассейне в Порт-Артуре после ряда попаданий 11-дюймовых снарядов японской осадной артиллерией.
30.04.1905 г. поднят японскими спасателями и 21.05.1905 г. как вспомогательный крейсер «Anegawa Maru» включен в состав флота Японии. Затем перешел в Курэ, где был отремонтирован и вооружен 4 — 152-мм, 4 — 7б-мм и 2 — 47-мм орудиями. 25.02.1906 г. переклассифицирован в авизо «Anegawa».
В СОСТАВЕ ЯПОНСКОГО ФЛОТА
23.08.1911 г. прибыл во Владивосток под конвоем крейсеров «Nissin» и «Kasuga» и 25.08.1911 г. передан российской стороне как дар императора Мэйдзи Николаю II. Затем вновь состоял в Доброфлоте как «Ангара», на нем размещались дальневосточные учреждения Красного Креста (который сам никогда не являлся судовладельцем госпитально-санитарных судов), но не эксплуатировался и находился во Владивостоке без надзора. 01.06.1915 г. принят Добровольным флотом, впоследствии частично отремонтирован и 27.05.1916 г. снова переименован в «Москва». Осенью 1916 г. продан Морскому ведомству для усиления флотилии Северного Ледовитого океана и 16.11.1916 г. как посыльное судно зачислен в список судов с присвоением наименования «Печенга».
ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО «ПЕЧЕНГА» У СТЕНКИ ДАЛЬЗАВОДА
ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО «ПЕЧЕНГА», ВЛАДИВОСТОК, 1916 Г.
Затем вооружен 6 — 120-мм, 1 — 47-мм орудиями и 2 пулеметами. 10.01.1917 г. вышел из Владивостока в Романов на — Мурмане, сопровождая миноносцы «Лейтенант Сергеев» и «Капитан Юрасовский». Однако при следовании Японским морем из-за аварии котлов был вынужден в феврале 1917 г. зайти в Гонконг для их ремонта. 09.05.1917 г. прибыл обратно во Владивосток и затем включен в состав Сибирской флотилии в качестве транспорта. 29.11.1917 вместе с флотилией перешел на сторону Советской власти, 30.06.1918 захвачен «белыми» и японскими интервентами. 11.05.1919 г. возвращен «белому» правлению Добровольного флота с восстановлением наименования «Москва».
ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО «ПЕЧЕНГА» НА ЯПОНСКИХ ОТКРЫТКАХ АВГУСТА 1918 Г.
В дальнейшем не эксплуатировался. После Меркуловского переворота 28.05.1921 перешел к Л.Ф.Компаниони, предполагался к продаже в Японию, но в связи с неудовлетворительным техническим состоянием продажа его не состоялась. 25.10.1922 г. захвачен во Владивостоке частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики в плохом техническом состоянии. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота находился в распоряжении Владивостокского управления. Решением комиссии НКПС СССР от 15.01.1923 (и последующими) был признан негодным, слишком дорогим в восстановлении и ожидаемо нерентабельным в эксплуатации; далее был списан в разборку и уже не фигурировал в капитальной переписи морских судов СССР на 1.01.1926 издания 1927 года. В конце 1920-х гг. затонул во Владивостоке в бухте Золотой Рог у причалов Владивостокского военного порта от водотечности корпуса. По данным Отчета начальника ДВ партии ЭПРОН «… нос на берегу, корма под водой, на глубине 7-8 саж. Рангоуты, надстроек и верхней палубы нет…». Так же известно, что в 1948 г. при очистке акватории завода № 202 партией АСС ТОФ был поднят затонувший в 1926 г. пароход «Москва». Со слов ветерана АСС ТОФ, И.В. Лаптева (записанных летом 1986 г.), начинавшего службу матросом на Дальнем Востоке, в 1927 (1932-?) г., «Москва» была поднята и переведена для разборки в Амурский залив, где и повторно затонула…(3) В 1953 г. поднята и затем разобрана на металлолом.
МОДЕЛЬ ПАРОХОДА «МОСКВА-3» В ТРАНСПОРТНОМ МУЗЕЕ ГЛАЗГО
ЛИТЕРАТУРА
(1) МЕЛЬНИКОВ Р.М. «Вспомогательные крейсера Российского флота в войне с Японией 1904 – 1905 гг.». Журнал «Судостроение», №3, 1997 г.
(2) БИРЮК С.Н. «Деятельность Добровольного флота по переброске войск на Дальний Восток в 1900 году» Альманах «Гангут» № 77/2013.
(3) ВЕДЕРНИКОВ Ю.В. «Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы» Владивосток 2016г. стр.24