После поражения в Крымской войне, согласно ст. 14 Парижского трактата от 30 марта 1856 г., ограничивалось количество военных кораблей, которое разрешалось держать России на Черном море. И тогда русские моряки решили создать корабельный резерв в виде быстроходных торговых судов, вооружаемых в военное время.
Созданное 3 августа 1856 г. акционерное Российское общество пароходства и торговли (РОПИТ) организовало сбор средств, на которые были закуплены пароходы, переданные Морскому министерству во время русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг. Вспомогательные крейсера «Веста», «Аргонавт», «Владимир», «Эльбрус», «Великий Князь Константин» вписали славную традицию в историю русского флота.
После подписания 19 февраля 1878 года Сан-Стефанского мирного договора Англия ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая фактически беззащитному русскому Причерноморью. Россия оказалась перед опасностью новой войны с сильнейшим морским противником.
Идея переоборудования торговых судов в крейсера получила развитие в создании единственного государственного судоходного общества, названного Добровольным флотом (Доброфлот). В марте 1878 г. по инициативе Московс-кого общества для содействия русскому торговому мореходству при поддержке правительства был организован всероссийский сбор денежных средств для создания «народного добровольного флота». На них предполагалось приобрести пароходы, которые могли усилить крейсерский флот России, создать серьезную угрозу путям сообщения Британской империи и тем заставить её воздержаться от агрессивной политики по отношению к России.
Главный комитет возглавил московский генерал – губернатор В. А. Долгоруков. Комитет обратился в правления акционерных обществ, торговых и промышленных предприятий с предложениями просить общие собрания акционеров и пайщиков пожертвовать из чистой прибыли суммы на приобретение судов. К 20 сентября было собрано около 3,5 миллионов рублей. Приток их продолжался и в последующие годы.
Комитетом были разработаны требования к кораблям: скорость не менее 13 узлов, запас угля на 20 суток полного хода, прочность корпуса, позволяющая устанавливать на палубе орудия калибром 152 и 203 мм.
Экипажи укомплектовывались главным образом демобилизованными из военно – морского флота офицерами и матросами. Постоянно неся в трюмах орудия и боеприпасы, корабли, не заходя в порты, могли превращаться в вспо-могательные крейсера для действий против вражеских судов. В Инструкции для командиров кораблей Доброфлота говорилось: «Активная оборона организуется для действий на морских сообщениях неприятеля и с целью нанесения ему возможно большего вреда и уничтожения его транспортов с войсками и военными принадлежностями, а также для военных и коммерческих судов».
Высоко оценивая успехи русских моряков в борьбе на коммуникациях противника, командующий Черноморским флотом вице – адмирал Н. А. Аркас писал: «Смелые действия командиров у неприятельских берегов и портов, днем и ночью достигнутые блестящие результаты на жалких по своему назначению пароходах доказали, что командиры хорошо знали крейсерскую службу». (1) И это высказывание можно отнести не только к кораблям РОПИТа периода русско – турецкой войны, но и к кораблям Доброфлота.
(1881-1898) (1898-1917)
Имя «Москва» носили четыре парохода Доброфлота.
МАТРОС ПАРОХОДА «МОСКВА» ДОБРОФЛОТА
Первой «Москвой» стал построенный в 1866 г. в Англии пароход «Hammonia». Первоначально принадлежал компании Hamburg-Amerikanischen Packetfahrt AG и был приписан к Гамбургу. 06.06.1878 г. куплен в Гамбурге у компании-владельца за 40 000 фунтов стерлингов для использования в качестве рейдера. 19.06.1878 г. пришел в Кронштадт из Германии. 03.07.1878 г. зачислен в список судов Балтийского флота как крейсер 1 ранга с присвоением наименования «Москва».
Водоизмещение | 5000 т |
Вместимость | 2672 брт / 1741 нрт |
Размеры | 97,84 х 12,19 х 9,97 / 7,32 м |
Главные механизмы | 1 вертикальная 2-х.цилиндровая паровая машина двойного расширения, 6 овальных котлов |
Мощность | 1500 инд. л. с. / 300 нар. л. с. |
Скорость хода | 13,0 уз |
Число пассажиров | 60 (I класса), 120 (II класса), 450 (III класса) чел |
Грузоподъемность | 1475 т |
Численность команды | 120 чел. |
Первоначальная стомость | 418 433 руб. |
Имел две мачты и одну дымовую трубу. Корпус железный трехпалубный. Механизмы фирмы Caird & Со.
В июле уже вооруженный артиллерией и укомплектованный военной командой корабль участвовал в царском смотре на рейде Кронштадта совместно с кораблями Балтийского флота. 21 июля был исключен из состава Балтийского флота, разоружен и возвращен Доброфлоту, получив приписку к Петербургс-кому торговому порту под № 113 (с 1881 г. под № 129). Пароходы Доброфлота были зафрахтованы Военным ведомством для вывоза русских войск из Болгарии. 21.08 «Москва» прибыла из Кронштадта в Сан — Стефано, а 31.08.1878 г. с первым транспортом войск — в Одессу и до конца года совершила еще 9 рейсов, а весной 1879 года — 11, после чего 23.05.1879 ушла на ремонт в Марсель. Эта первая операция пароходов «Добровольного флота» была выполнена успешно, что засвидетельствовано собственноручной резолюцией императора Александра II: «Спасибо за хорошее начало». В дальнейшем пароход остался на Черном море, где держал в мирное время линию Одесса – Владивосток.(2)
По утвержденному высочайшим указом от 9 мая 1879 г. Уставу Общество состояло в ведении Министерства финансов. Пароходы пользовались правом подъема русского купеческого флага. Осуществлялось и целевое фрахтование пароходов иностранными фирмами. Так «Москва» в 1879 – 1880 гг. доставила груз пшеницы из Одессы в Марсель, затем руду из Алжира в Нью – Иорк, а оттуда пшеницу в Бордо. Одновременно с регулярными рейсами пароходы осуществляли и предусмотренные статусом специальные задания военного флота.
«Москва» под командованием капитан – лейтенанта С.Н.Чирикова стал первым судном Доброфлота, открывшим регулярную пассажирскую линию Одесса – Владивосток. 26 февраля 1880 г. поздно вечером по прорубленному во льду каналу, как тогда писала газета «Голос», «под громкие крики и искренние пожелания счастливого пути ушел в море пароход «Москва». Экономя топливо, шли под парусами, давая 7—8 узлов. 4 марта пароход прошел Суэцкий канал, зайдя на один день в Порт-Саид для бункеровки углем, и взял курс на Сингапур, куда прибыл через 18 дней. 23 марта «Москва» вышла из Сингапура и направилась к родным берегам. За два дня до подхода к Приморью температура резко понизилась. Густой туман окутал судно, пришлось идти малыми ходами, а ночью вообще останавливаться. К утру 14 апреля туман разошелся, и судно, пройдя пролив Босфор Восточный, отдало якорь в бухте Золотой Рог. Встречать «Москву» высыпал весь Владивосток. Разгрузили ее за пять дней. Впервые письма и российские газеты пришли на окраину России не через год, а через 2 месяца. В честь моряков устраивались торжественные обеды, балы и молебны. Этот день стал днем основания будущего Дальневосточного морского пароходства.
Некоторые авторы указывают дату выхода из Одессы по старому или по новому стилю 22 или 28 февраля, а прибытия во Владивосток – 12 или 25 апреля. (3)
«Москва» доставила 60 тыс. пудов (966) тонн) груза, в основном продовольственных и промышленных товаров (бакалейные, мануфактурные, парфюмерные и 51 пуд игральных карт) и первых двух официальных пассажиров. На обратный путь пароход зафрахтовали московские фирмы для доставки из китайского города Ханькоу 2700 тонн чая. Был заключен контракт с довольно жесткими сроками доставки этого груза. Не позднее 3 мая 1880 года пароход должен был прибыть в Китай — к началу аукциона, а уже через 42 дня вернуться в Россию, чтобы чай успел попасть на Нижегородскую ярмарку.
В течение пяти суток днем и ночью на внутреннем рейде Владивостока шла непрерывная работа по разгрузке судна, и наконец 18 апреля «Москва» снялась в Нагасаки. До начала аукциона в китайском городе Ханькоу еще было время, и Чириков решил встать в Японии в док для очистки и покраски подводной части корпуса судна. Это предпринималось с целью увеличения скорости парохода при предстоящем переходе из Китая в Россию. Командир «Москвы» также был озабочен поисками каменного или чугунного балласта, так как загруженное легкими ящиками с чаем судно при малой осадке и высоко расположенном центре тяжести имело бы неудовлетворительные мореходные качества. В Японии поиски оказались безуспешными, и 26 апреля пароход вышел в Ханькоу. Из-за тумана переход совершался малым ходом, и только 2 мая 1880 года «Москва» прибыла в китайский порт, все же успев уложиться в оговоренные сроки. Загрузка затягивалась по вине купцов, но все-же «Москва» вышла в рейс. Из-за плохого качества китайского и японского угля пароход изрядно отставал от графика, сказывалось и отсутствие балласта. Судно шло с постоянным креном 25° на правый борт. Положение было критическое, моряки даже наливали воду в шлюпки, чтобы хоть как-то уменьшить опасный крен. Только в Сингапуре закупили 200 тонн балласта. Так как трюмы были полностью забиты партиями чая, железные чушки тщательно уложили в туннель гребного вала, а камень — за судовые котлы. Разместить все было довольно непросто, если представить, какая теснота царила тогда в машинных отделениях. Догрузившись углем, вечером 7 июня 1880 года пароход вышел из Сингапура. Следующим портом бункеровки должен был стать Аден, но туда «Москва» не смогла зайти из-за сильного шторма. Только в порту Джуди судно смогло пополнить запасы угля, потеряв на этой операции двое с половиной суток драгоценного времени. После 49-суточного перехода 10 июня 1880 года в 18 часов пароход «Москва» пришел в Одессу, опоздав по контракту на целую неделю,
30 августа 1880 года в 9 часов утра начался новый рейс «Москвы». 16 октября пароход прибыл во Владивосток, доставив из Одессы две миноноски «Страус» и «Стерлядь». 14.11.1880 г. поступил во временное пользование Морского ведомства в связи с обострением отношений с Китаем. В состав экипажа дополнительно вошли семь офицеров и 152 матроса Сибирского флотского экипажа. После установки в течении двух дней на свои места находившихся в трюмах 4 — 152-мм, 4 — 107-мм орудий и 2 — 44-мм скорострельных пушек Энгстрема как крейсер включен в состав отряда судов Тихого океана. 16 ноября 1880 года пароход был осмотрен комиссией и признан годным к военной службе, а уже через четыре дня, отсалютовав в Золотом Роге тринадцатью пушечными выстрелами, вышел на Нагасаки для соединения с эскадрой Лесовского. Но недолго длилась военная служба мирного парохода. Через некоторое время был получен новый приказ: идти с казенным грузом и 600 бессрочно отпускными солдатами в Одессу, куда «Москва» и прибыла в начале июля 1881 года, где был возвращен Добровольному флоту.
Зимой 1881 — 1882 гг. в Марселе фирмой Forges et Chantiers de la Mediterranee машина переделана на двойное расширение пара и установлены новые котлы с увеличением мощности механизмов до 2500 инд. л. с. 20.02.1882 вышел из Одессы, приняв 4 офицеров, 755 «нижних чинов» и свыше 1638 тонн грузов; доставил все во Владивосток к 5.04.1882. Затем с 18 пассажирами, приняв в Китае 2723 т чая, вышел обратно, но 7.06.1882 из-за ошибки в счислении на полном ходу выскочил на прибрежную отмель в 25 милях от мыса Гвардафуй у входа в Красное море. 09.06.1882 г. оставлен командой, при этом всех людей (120 человек) удалось спасти. Ограбленные местными жителями, с минимальным запасом продовольствия (около 11 пудов риса, 8 пудов муки, 10 пудов пшена, 2,5 пуда сахара, 2 ведра уксуса, 1 ведро кислой капусты, 1,5 мешка картофеля, 1 пуд соли, 3 бочки красного вина, 1,5 полуящика чая, 4 барана, 5 гусей, 3 поросенка и 11 кур), и почти без питьевой воды они были вынуждены согласиться на уплату денег местным вождям, чтобы те сообщили в Аден о катастрофе. Только 24 июля, туземцы сообщили, что пришел пароход и стал на якорь неподалеку. На другой же день лагерь снялся и люди двинулись туда. 27 июля путешественники поднялись наконец на борт ожидавшего их английского судна. Чириков потом вспоминал, что при прощании султан и его советники просили моряков забыть все дурное и всем в России говорить, что племя, ограбившее их, очень хороший народ. Пароход «Багдад» доставил русских в Аден, где стоял военный крейсер «Забияка», на нем они и прибыли в Порт-Саид, откуда на русском пароходе «Чихачев» отправились в Одессу. В августе 1882 г. пароход переломился на две части и впоследствии был разбит волнами.
В своем донесении о причинах гибели судна Чириков ссылался на следующее: недостаточно подробное описание береговой черты Восточной Африки, обманчивость горизонта при юго-западном муссоне, не позволяющая с точностью определить расстояние до берега, неправильное описание течения в лоции. Здесь же Чириков отдал должное поведению экипажа: «Не описываю молодецкой отваги каждого из служивших на погибшем пароходе «Москва», предоставляя это дело другим, бывшим свидетелями редкого геройства при исполнении ими своих обязанностей, с удовольствием принимавших всякое поручение, каким бы оно ни казалось опасным. Результат показывает, что все без исключения исполнили свой долг безукоризненно: пассажиры, весь экипаж и провизия, благодаря которой мы впоследствии избавились от голодной смерти, доставлены были на берег весьма благополучно, тогда как достаточно было одной самой ничтожной неосторожности, чтобы шлюпка и все в ней находящееся погибло».
Расследованием причин гибели парохода занималась специальная комиссия, а затем суд оправдал командира.(4)
ЛИТЕРАТУРА
(1) Золотарев В.А., Козлов И.А. « Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье» Москва, «Наука», 1988, стр. 93 – 94.
(2) «Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время 25-летнего его существования» СПб, 1903 г.
(3) История FESCO. https://www.fesco.ru/ru/about/history/
(4) Хисамутдинов А.«Одиссея «Москвы».Журнал «Морской флот»№6 1989 г.