Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение)

В 1885 году Министерство путей сообщения начало тянуть Закаспийскую железную дорогу до Каахка (т.е. до пересечения с Аму-Дарьёй у Чарджуя), а затем до Самарканда. Таки образом , район крупнейшей реки Средней Азии, явояющейся в верхнем течении границей России с Афганистаном, включается в область влияния железной дороги. исходя из этого, в том же, 1985 году военное ведомство приняло решение о создании на Аму-Дарье флотилии для сообщения гарнизонов с железнодорожной линией, транспортировки войск к верховьям реки и подводза местных грузов по железной дороге. В состав созданной в 1886-1887 году для обеспечения русского влияния в колонизированных прибрежных районах Аму-Дарьи, строительства Закаспийской железной дороги, соообщений воинских гарнизонов на реке с железнодорожной линией, воинских и коммерческих перевозок Аму-Дарьинской военной флотилии входила железная несамоходная баржа «Москва» грузоподъемностью 10 тысяч пудов с экипажем 23 человека.

Заказана баржа в 1886 году на заводе Бутца и Пампеля в Санкт-Петербурге для Морского ведомства. Перевезена в разобраном виде и поле сборки в Чарджуе в сентябре 1887 года спущена в реку Аму-Дарью.

8 января 1888 года вошла в состав Аму-Дарьинской флотилии (АВФ).

8 марта 1888 года газета «Русское судоходство» в № 10 сообщило о создании комиссии по приёмке двух судов и двух барж в состав флотилии и укомплектования нижними чинами, прибывшими из Балтийского флота. Баржа вместе с буксирно-пассажирскими пароходами «Царь» и «Царица» использовались на участке от Петрова-Александровска (ныне Тырткуль) до Керки.

23  апреля  1894 г.  исключена  из  спис­ков  Морского  ведомства  и  передано  в  Военное  ведомство. 

Значение перевозок Амуда­рьинской флотилией по Амударье в связи со  строительством Среднеазиатской и Ташкент­ско-Оренбургской железных  дорог еще более возросло.  Амударьинский водный путь  яв­лялся для них  естественным подъездным путем, собирающим к станции Чарджуй груз   из  суверенного Афганистана, юго-восточной и побережной Бухары, Хивы и  Амударьинского отдела для дальнейшей отправки в европейскую России,   а  также  для отправки из Чар­джуя  русских товаров в те же сопредельные  страны, омываемые водами Амударьи.

Суда поддерживали срочные почтово-пассажирские и грузовы  рейсы на участках Чарджуй – Петро-Александровск и Чарджуй – Керки-Келиф – Термез, отдельные пароходы  через Аральское море ходили на реку Сырдарью. Навигация продолжалась 8.5–10 месяцев в году.

С ноября 1917 г. моряки флотилии приняли участие в борьбе за установление Советской власти в Средней Азии.

4.6.1918 г. старая Амударьинская флотилия переформирована в 22-й район  с подчинением управлению Туркестанских путей  сообщения для  перевозки  личного  состава,  вооружения  и  грузов  для  обеспечения  боевых  действий   Красной  Армии  в  Туркестане  в интересах Закаспийского и Асхабадского фронтов.

16.2.1920 г. 22-й район стал Амударьинской флотилией. 4.3.1920 г. «Москва»  передана  в  Военные  флоти­лии  Туркестанского  фронта.  С  20.4.1920 г.  включена в  состав  Аральской военной  фло­тилии.  С  2.6.1920  г. в Амударьинском отряде этой флотилии. С 18.1.1921 г. в Амударьин­ской флотилии  – обеспечивала действия частей РККА в боях с басмачами на Амударье.

В ноябре 1921 г.  флотилия расформирована.  6.11.1921 г.  баржа   исключена из списков РККФ  и  сдана Главоду НКПС. С  1923 г. в Среднеазиатском пароходстве.   

Дальнейшая судьба неизвестна.  Длина  по  ватерлинии — 165  футов,  ширина  без  кожухов – 32  фута.  

==========================================================================

Первый рыболовецкий колхоз на Азово-Черноморье был создан в Севастополе в 1928 году и получил название «Рыбацкая коммуна».  

В  составе  рыболовецких  судов  была  парусно – моторная  шхуна  «СП-214»  «Москва».

О   вкладе  колхозников  в  обеспечение  рыбой  защитников  Севастополя  писал  в  своих  мемуарах « Не  померкнет  никогда»  Маршал  Советского   Союза  Н.И. КРЫЛОВ,  бывший  в  1941 – 1942 гг.  начальником  штаба  Приморской  армии:  «В колхоз «Рыбацкая коммуна», расположенный в черте города, на Северной стороне, командарма  (И.Е.ПЕТРОВА – ББ) в первый раз привела заявленная рыбаками претензия. Кто-то из наших тыловиков, не в меру разворотливый, употребил их сети для маскировки своих складов: все равно, мол, рыбу пока ловить не будете, никто вас из бухты, под огонь, не выпустит!

Рыбаки действительно с некоторых пор в море не выходили. Обычные их места лова — у Качи — стали недоступны: рядом враг. Но можно, утверждали они, найти другие, например у Херсонеса. А рыба — большое подспорье и городу, и армии.

Снасти колхозу были возвращены. Рейдовая служба получила от адмирала Октябрьского приказание выпускать рыбацкие суда из бухты. Ну а рыбу рыбаки нашли. И стали добывать ее десятками и сотнями центнеров среди минных полей, нередко под артиллерийским обстрелом, а иногда подвергаясь и атакам «мессершмиттов» (генералу Острякову случалось специально для прикрытия баркасов «Рыбацкой коммуны», выбирающих сети с уловом, поднимать в воздух истребители).

Во время лова бывали и потери — убитые, раненые, как бывали они в Севастополе везде, кроме разве надежно укрытых подземных цехов. Но рыбаки уходили за камбалой и хамсой вновь и вновь, лишь бы позволяла погода. Этот коллектив мужественных людей, большей частью пожилых, возглавляли председатель колхоза И. Е. Евтушенко и парторг П. И. Котко, они же — руководители одного из участков МПВО Северной стороны.»

Во  время  третьего  штурма  Севастополя,  как  вспоминал  Маршал:  « рыбаки с Северной стороны — «стариковская бригада» Котко и Евтушенко  продолжали, держась под берегом, добывать для горожан и для бойцов свежую рыбу. Закидывать сети им почти не приходилось: подбирали камбалу, оглушенную упавшими на рейде бомбами.»

Шхуна  «МОСКВА»  погибла  при  бомбежке  Севастополя  15  января  1942 г.

Водоизмещение 58 т (грузоподъемность 100 чел.). Размерения 16.07 х 4.95 х 1.7 м. ГЭУ — дизель «Болиндер», 35 л.с. Скорость 6/4.5 узла, дальность 816 миль. Экипаж 6 чел.

Согласно «Перечня № 18 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» парусно – моторная шхуна «СП – 214» входила в состав Действующей армии с 22.6.41. по 15.1.42.

В  Севастопольском  городском  архиве  сохранились  документы  колхоза  «Рыбацкая  коммуна»  только  с  1944 г.,  поэтому  о  шхуне  больше  ничего,  к  сожалению,  найти  не  удалось.

==========================================================================

В  годы  Великой  Отечественной  войны  Советский  Союз  получил  от  США  по  ленд – лизу (1)  667  судов  (585 – военных  и  82 – торговых).  30  мая  1943 г.  советская  закупочная  комиссия  приняла  от  американской  военной  судовой   администрации  танкер  «W.M. IRISH». 

Заложенный  30  декабря  1917 г. на  судостроительной  верфи   Bethlehem  в   городе   Аламедо  (штат  Калифорния,  США)   по  проекту 1047  под  строительным  номером  148,  танкер  был  спущен  на  воду  в  апреле  1918 г.  и  вошел  в  состав  Atlantic  Refining  Co.   Судно  имело  полную  вместимость  7135 брт.,  водоизмещение  4496 т.  в  балласте  14492 т.  в  полном  грузу ( по  американским  справочникам)   при   длине   138.07м. (453 фт.),  ширине –17,07 м.(56 фт.)  и  осадке 8.33 м. (26 фт).  ГЭУ  котлотурбинная  мощностью  2800 л.с.  создавала  скорость  10,5  узл.  На  танкере  были  установлены  1 х 127  мм  и  8 х 20  мм  орудий.  Экипаж  85  чел.

На   переименованном в  «МОСКВУ»   судне  был  поднят  государственный  флаг  СССР  и  оно  было  включено  в  состав  Дальневосточного  морского  пароходства.  В  составе   военизированных  судов  Дальневосточного  бассейна  танкер  производил  доставку  жидкого  топлива  и  нефтепродуктов  из  американских  портов   в  тихоокеанские  порты  СССР.  К  моменту  прибытия  во  Владивосток  танкер  был  уже  довольно  стар.  В  процессе  эксплуатации  было  выявлено  значительное  число  неисправностей,  большинство  из  которых  из – за  отсутствия  запасных  частей   и  узлов  устранить  на  судоремонтных  заводах  Дальнего   Востока  не  представлялось  возможным.  Поэтому  22  августа  1944 г.  из – за  неудовлетворительного  технического  состояния  танкер  был  возвращен  в  Сан – Франциско    владельцу  под  прежним  именем  и  28  октября  был  исключен  из  списков  судов  НКМФ  СССР.

В  октябре  1944 г.  танкер  был  приобретен  военно – морским  флотом  США  и     29  октября  переименован  в  «NAUSETT». Под  номером   «IX- 190»  включен  в  состав  ВМФ  как  неклассифицированное  плавучее  самоходное  средство   и  принят  в  эксплуатацию  8  января  1945 г.  в  Перл–Харборе.

Танкер  «МОСКВА», примерно 1944 г.
Использовался  в  качестве  мобильного   плавучего  нефтехранилища. После  окончания  боевых  действий  в  ходе  проведенной  проверки  его  дальнейшая  эксплуатация  была   признана  слишком  дорогой  и  не  оправдывавшей  расходов,  поэтому  23  сентября  1945 г.  судно  прибыло  в  Сан – Франциско,  где   12  октября   было  выведено  из  состава  ВМФ  и 24  октября  исключено  из  списков  флота.  Награждено  медалям  за  участие  в Американской  и   Азиатско – Тихо-океанской   кампаниях  и  медалью  Победы  во  второй  мировой  войне.  Вновь  переименован   в   «W.M.IRISH». В  декабре  1946 г. танкер  списали и  в  1947 г. разобрали  на  металл  в  г. Ричмонд  (штат  Калифорния,  США). 


29 (17)  ноября  1897 г.   на  полтора  месяца  раньше  установленного  срока  было  открыто  временное  грузовое  и  пассажирское  движение  от     Вологды  до  станции  Архангельск – пристань  по  вновь  отстроенной  Вологодско – Архангельской  линии  до  левого  берега  Северной  Двины,  против   города   Архангельска.  Потогм  пассажиры  на  пароходе  «Москва»  переправлялись  через  реку  и  прибывали  в  Архангельск.

Грузопассажирский  пароход  «Москва»  был  построен  в  Гамбурге  (Германия)  в  1895 г.  Длина  115  футов  6  дюймов  (36, м),  ширина  20 ф.  9 д. (6.6 м),  высота  борта  8 ф. 6 д. (2.6 м),  осадка  без  груза  6  четвертей  (1.08 м),  в  грузу  7  четв. (1.25 м).  пассажиров  1 класса – 200  чел.,  3  кл. – 300  чел.,  паровая  машина  2 х 60 н.л.с.(2)  (240 л.с),  сорость  9 (7) узлов.  Порт  приписки – Архангельск.  Принадлежал  Управлению Московско – Ярославско – Архангельской,  затем  Северной    железной  дороги. 

В 1898 году известный русский писатель и журналист  Николай Александрович ЛЕЙКИН  совершил путешествие по северу России. Свои наблюдения и впечатления от поездки он представил в книге «По северу дикому. Путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно. Поездка на водопад Кивач», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1899 году:

«Железнодорожный  пароход  «Москва»  может  назваться  даже  роскошным.

  -Где  же  касса? – спрашивал  я  матроса. – Нужно  купить  билет  на  перевоз.

  -За  пароход  ничего  не  полагается – с.  Даром  возят, — был  ответ.

  -Провожатые – с?  Что  делать…  И  тех  возим…

На  пароходе  всего  и  переезда – то  через  реку  15 – 20  минут,  а  на  пароходе  есть  буфет.  Какие – то  два гладко  выбритые  англичанина   и  чиновник  в  таможенной  форме  пили  в  светлой  рубке  портер,   усердно  подливали  чиновнику  и  смеялись  над  ним,  разговаривая  между  собой  по – английски,  и  вставляли  в  речь  русские  слова  только  тогда,  когда  обращались  к  нему.  Чиновник  был  пьян  и  пучил  глаза.  К  пристани  продолжали  подъезжать  и  подходить  пассажиры. Были  богомольцы  с  котомками  за  плечами.  Они  садились,  где хотели.  Пароход  поделен  на  классы,  но  на  самом  деле  классов  не  было.»

   В  сентябре  1904 г.  после  выхода  из  Шлиссельбургской  тюрьмы  член  партии  «Народная  воля»  Вера  Николаевна  ФИГНЕР  была  отправлена  в  ссылку  в   Архангельск.  Она  вспоминает:  «С  вокзала  мы  пересели  на  пароход  «Москва»  и  переправились  через  Северную  Двину.»

 20  августа  1910  г.  газета  «Архангельск»  сообщила,  что  «19  августа  на  пароходе  «Москва»  произошел  несчастный  случай  с  капитаном  К.И.КРЫКОВЫМ,  кончившийся  повреждением  правой  ноги.  Капитана  сшибло  за  борт  рулем  баржи  во  время  проводки  последней  теплоходом.»    Пароход  «Москва»   был  в  числе  первых  трех  судов,  поднятых  в  октябре – ноябре  1911 г.  и  поставленных  на  ремонт  на  Поморском  эллинге  в  Соломбале.  К  весне  1912 г.  ремонт  был  завершен  и  утром  5  мая  1912 г.  известный  архангелогорцам  пароход  вышел  из  бассейна  эллинга  в  свой  первый  рейс. В  1935 г.  передан  Северному  речному  пароходству.  Совершал  рейсы  Исакогорка – Архангельск.

Известный  хирург  Н.М.АМОСОВ  в  книге  «Голоса  времени» вспоминает,  как  в  1932 г.  после  окончания  техникума  был  направлен  на  работу  в  Архангельск.  Станция  находилась  на  левом  берегу.  Переправу   в  город  осуществлял  пароход  «Москва»  «почти  морской,  с  высокими  бортами».    Северодвинский  журналист  Олег  ХИМАНЫЧ в  статье  «Берег  левый,  берег  правый  и   паром  на  переправе»  (газета  «Корабельная  сторона»  1.10.2008 г.)  писал:  «На  переправе  на  правый  берег  работал  небольшой  суетливый  пароход  «Москва».  У  него  был  прямой  форштевень,  округлая  корма,  необычные  иллюминаторы,  из – за  которых  надстройка  напоминала  кузов  автобуса,  еще  имелись  скамейке   на  верхней  палубе,  солидная  мачта  и  высокая  труба.  Пароход  всегда  нетерпеливо  дышал,  сипел  перегретым  паром,  и  людской  поток  живо  вливался  в  его  помещения  и  на  палубы.

Между  тем  поездов  и  пассажиров  год  от  года  становилась  все   больше  и,  наконец,  наступили  времена,  когда  казалось,  что  люди  стали  виснуть  на  «Москве»  живыми  гроздьями…  И  тогда  появились  на  переправе  самоходные  паромы».

Пароход  был  списан  в  1965 году.

=========================================================================В 

1878  году  московский   промышленник  барон  Л.Г. КНОПП  (владелец  компании  «Кнопп  и  Ко»)  приобрел  построенный на  заводе  «Вулкан»  в  городе  Штетине  (в  то  время  Германия,  ныне  г. Шецин,  Польша)  двухколесный  железный  пароход  мощностью  80  номинальных  л.с.  (фактическая  мощность  240 л.с.).  Известный  арктический  капитан  Джозеф  ДАЛЬМАН  перегнал  пароход   «Москва»,  с  двумя  баржами,  на  которых  было  4000  пудов  груза,  своим ходом   из Германии  вокруг  Скандинавии Северным  морским  путем  на  Енисей.  18 (3)  октября  1878 г.  караван  прибыл  в  Енисейск.  Пароход  оказался  слишком  слабым  для  буксировки  грузовых  судов  вверх  по  Енисею,  поэтому  КНОПП  заказал  более  мощный  пароход,   а  этот  в  1881 г.  продал  купцу  Н.Г.ГАДАЛОВУ.  В  1881  году  пароход  пошел  в  рейс  до  Красноярска.  Но  на  расстоянии  223  км  от  города  находится  Казачинский  порог,  который  до  сих  пор  считается  самым  трудным  участком  на  Енисее.  Он  долгие  годы  был  непроходим  для  всех  судов,  следовавших  вверх  по  реке.  Сильное  течение  до  18 – 20  км/час,  узкий  извилистый  ход  среди  скалистых  подводных  камней  и  плит  шириной  около  70  м.  на  протяжении  7   км  с  переходом  уровня  воды  1.5  м  представляли  серьезные  трудности  при  проходе  судов.

Казачинский порог

Капитан  парохода  И.И.КРАНИЦКИЙ  привлек  для  работ  крестьян  из  окрестных  деревень,  которым  с  помощью  воротов  и  лямщиков  (бурлаков)  удалось  поднять  пароход  через  порог.  Это  была  огромная  победа речников Енисея,  послужившая  началом  судоходства  выше  Енисейска  и  открывшая  постоянное  движение  между  Енисейском  и  Красноярском.

По  ходатайству  ГАДАЛОВА  Красноярская  городская  управа  отвела  место  для  прис-тани  на Воротниковском взвозе,  хотя  специальных  пассажирских  судов  еще  не  было.  Сейчас  примерно  на  этом  месте  находится  речной  вокзал.

ПРИСТАНЬ ГАДАЛОВА 12 мая 1911 года

В  9  часов  вечера  14  мая  1882 г.  пароход  прибыл  в  Красноярск.  Толпы  встречающих  горожан  под  звуки  оркестра  приветствовали  прибытие  первого  парохода  у  построенной  к  тому  времени  ГАДАЛОВЫМ  пристани.

28  мая  2003  г.  на  речном  вокзале  Красноярска  была  открыта  мемориальная  доска  в  память  о  прибытии  в  город  первого  парохода  «Москва».    24  мая  1882  г.  было  открыто  паровое  судоходство  от  Красноярска  до  Минусинска,  которое  осуществлялось  только  во  время  половодья.

ПАРОХОД «МОСКВА» У ПРАВОГО БЕРЕГА ЕНИСЕЯ

10 июня  1882  года  газета  «Томские губернские ведомости»  сообщала: «4 мая, в 6 часов вечера, прибыл в Красноярск пароход «Москва», купленный Н. Г. Гадаловым в Енисейске.  Пароход этот пришел в Енисейск через Ледовитый океан, а строился он за границей. С утра разосланы были по городу объявления, извещавшие о времени прихода небывалого ещё здесь никогда гостя; многие наблюдали появление его с возвышения своих построек, которые теперь воздвигаются па погорелых местах. Едва только показался дым, как массы любопытных устремились на берег и буквально запрудили его от плашкоутной пристани до Шипилинского взвоза на протяжении почти версты.

Пребывающие ныне в Енисейске шведы, известившись о благополучном проследовании Москвы через Енисейские пороги, тотчас отправились вслед за нею в числе 4 человек, при двух русских рабочих, на винтовой паровой лодке, догнав её на третьи сутки.

Пароход «Москва», килевой, с виду весьма красивое судно, окрашенное белою краскою; будучи в 60 сил, длиною около 22 х сажень; он сидит весьма не глубоко в воде и на ходу скорый; на нем две трубы; на палубе довольно просторная рубка с окнами со всех сторон, сбоку тут же капитанская каюта и на верху крытый трап. Пароход Москва пришел не имея на буксире ничего; но отсюда, по всей вероятности, отправится вверх с баржею, которая для него уже здесь отстроена. Выбор места для пристани парохода весьма удобный,— неподалеку военных лагерей, за которыми устроена владельцем парохода паровая мельница и дом для летнего пребывания своего. Если установится здесь пароходосообщение, то лучшей стоянки и требовать нельзя: открытое место, глубокое русло без островов, которые пониже по Енисею очень часты, в особенности против самого города и далее; спуск к пристани тоже хорош.

Если на первых порах от пароходохождения, пока не приучится народ к новому способу сообщения, нельзя вдруг ожидать больших выгод, то во всяком случае, убытка не будет. Не говорим о крупных операциях, как, напр., громадных сплавах из Ачинского и Минусинского округов хлеба, спирта, железа, но возьмем предметы местных производств кустарного промысла, как напр. тележного, бондарного, гончарного и т. п. и пассажиров; и тогда найдется чем заняться пароходу; одни сплавщики, возвращающиеся из Енисейска обыкновенно на подводах, предпочтут плыть в свои места на пароходе. Известно, что Минусинский округ. представляя хлебную житницу Енисейской губернии вместе с тем самый производительный округ ея, заселенный мпожеством переселенцев из внутренних городов России, народом трудолюбивым и изобретательным, Сколько напр.. ежегодно в сентябре месяце приплавляется оттуда в Красноярск на плотах разного рода валенок, кочем, полушубков, шуб и овчин,— все это, само собою разумеется, не минует парохода, словом, пароходы в Красноярске такое явление, которое самым благоприятным образом отразится на местном береговом населении.»

МАКЕТ ПАРОХОДА «МОСКВА» В МУЗЕЕ ЕНИСЕЙСКОГО ПАРОХОДСТВА

Газета  «Енисейские  губернские  новости»  3  июля  1882 г.  писала,  что  Н.Г.ГАДАЛОВ  устроил  на  своем  пароходе  «Москва»  гулянья,  а  выручку  256  рублей  передал  в  пользу  приюта  арестанских  детей. Чистый  доход  ГАДАЛОВА  от  эксплуатации  парохода  «Москва»  в  1884 г.  составил  14 592 рубля.  В  1886 г.  он  пожертвовал  137, 2 руб.  на  строительство  краеведческого  музея  в  г. Минусинске.

В  1884 г. «Москва» сидел на камнях вблизи Некрасовского прииска.     В  1898 г.  чуть  ниже  Атаманово пароход  «Москва»  получил  пробоину.  Место  здесь  довольно  безопасное,  а  пароход  чуть  не  погиб  из – за  преступной  халатности  лоцмана:  тот  заговорился,  неправильно  переложил  рулевое  колесо  и  пароход  налетел  на  камни,  торчащие  чуть  ниже  уровня  воды.  И  хотя  пароход  держался  на  плаву,  но  на-кренился  на  правый  борт  и  начал  погружаться.  Среди  пассажиров  началась  паника,  некоторые  даже  стали  требовать  снять  корабельные  шлюпки  и  на  них  покидать  корабль.  В  этих  обстоятельствах  сработала  команда – капитан  отказался  поддаваться  панике,  навел  порядок  на  борту  и  почти  самостоятельно  довел  накренившийся  корабль  до  ремонтных  мастерских  в  Превидинск.

8 апреля  1906 г. при ледоходе в Красноярске пароход «Москва»выброшен на берег с большим креном, правый борт помят, днище продавлено, в правом борту котельного отде-ления трещина;

ПАРОХОД «МОСКВА» НА СТОЯНКЕ В ПОСАДНОЙ ПРОТОКЕ ,
КРАСНОЯРСК ПОСЛЕ ЛЕДОХОДА. 1907 Г.

В  начале  1890 – х  гг. владелец  А.И.ИВАНОВ,  после  1900 г. – А.Д.ВЛАДИМИРОВ.  С  1908 г.  пароход  входил  в  Енисейское  общество  пароходства  и  торговли  как  «Надежда»,  с  1911 г.  как  «Енисей»  у  пароходства   Г.В.КУЧЕРЕНКО.  В  начале  января  1920 г.  взят  красными  на  зимовке  и  сдан  Главводу.  Затем  носил  № 164,  с  1928 г.  – «Рыбак».  Находился  на  отстое,  списан в  начале  1930-х  г.

=========================================================================      

Одновинтовой  стальной  двухмачтовый   двухпалубный  грузовой  пароход  «MOSCOW» Был  построен  в    мае  1891 г.  на  верфи  Ramage &Ferguson  Leit   для  William   Nhomson  &Co  приписан  в  Лейт  (Англия).  Ходил  на  балтийских  лесных  перевозках.  В  августе  1914  г.  пришел  в  Петроград  и  простоял  здесь  большую  часть  Первой  мировой  войны.  2  июля  1917 г.  по  соглашению  с  английским  правительством  принят  Морведом  и  15  июля  вошел  как  транспорт  «Москва»  в  состав  Балтийского  флота.  26  октября  1917 г.  перешел  на  сторону  Советской  власти.  24  апреля  1918 г.  исключен  из  списков  и  стоял  в  Кронштадте.  3  июня  1918 г.  формально  возвращен  Великобритании.  21  октября  1918 г.  затонул  в  Гутуевском  ковше   из – за  саботажа   или  за  отсутствием  присмотра.  В  1923 г.  поднят  и  осенью после  мелкого  ремонта  как  «MOSCOW»  ушел в  Англию,  где  в  начале  1924 г.  сдан  на  слом.

1380 брт/1622 грт,  73.2 х 10.9 х 4.3 м,  мощность  двигателя  900 илс,  скорость  9  узлов.

==========================================================================

Колесный  буксир  пр.  СБ-15  «Москва».  Построен  в  1934 г.  на  Гороховецком  ССЗ.  Приписка  Шиморское,  владелец ГП Московское  речное  пароходство  (ГП «Московско-Окское управление речного пароходства).  Мощность  320 л.с.  Прошло капитальный  ремонт  в  1953 г.  Списано  и  утилизировано

=========================================================================  

В  1896 г.  в  Спасском  затоне общества  «Кавказ  и Меркурий»  был  построен  стальной  двухпалубный  морской  грузопассажирский  пароход  с  двойным  дном  не  на  всю  длину «Императрица  Александра»  (регистровый  номер  1972).  Валовая  вместимость 1722  рег. Т.,  чистая  вместимость -720  рег. Т.,  дедвейт – 294 т,  размеры:  длина  наибольшая 76.25 м,  ширина  наибольшая -10.42 м,  высота  борта – 7.16 м,  осадка  по  летнюю  грузовую  ватерлинию  -3.4 м.ГЭУ  котломашинная,  2  вертикальные  машины  компауд  2 х 600 л.с.  (1100  инд. л.с.),  2  винта,  скорость  13.7  узлов,  пассажировместимость:  1  класса -24,  2  класса – 53, 3  класса – 60,  грузоподъемность  30  тыс.  пудов. 

После  объединения  общества  «Кавказ  и  Меркурий»   с  «Восточным  обществом  товарных  складов»  в     Камско – Волжское  общество  вошел  в  него.  Долгие годы «Императрица Александра», приписанная к порту Астрахань (№ 1972), обеспечивала пассажирские перевозки на Каспии, однако в 1916 году пароход был сильно поврежден во время шторма. После февральской революции 29  апреля  1917  г.   переименован  в  пароход  «Москва».

Во время гражданской войны пароход был мобилизован и   года служил транспортом фло-тилии белых. Первой операцией только что созданной красной Астраханско-Каспийской военной флотилии стал рейд в бухту Старо-Теречную. 31 октября 1918 года сюда вышел вспомогательный крейсер «Макаров I» под флагом командующего флотилией С. Е. Сакса, его сопровождали вооружённые пароходы «Вега» и «Володарский». Бухта Старо-Теречная лежит в 250 км к югу от Астрахани, рядом с островом Чечень. Здесь красный отряд неожиданно для себя обнаружил шесть пароходов, посланных сюда по приказу генерала Бичерахова: «Николай», «Буниат», «Москва», «Россаул», «Александр» и «Бамбак». Все эти суда были захвачены без боя  и  включены  в    состав АКВФ.

В 1920 г. передан  в  Каспмортранс,  с 1922 г.  пароход входил в состав Государственного Каспийского пароходства, а с 1923 года А/О «Каспар». С 1930 года судно находилось в составе А/О «Совторгфлот».   Во время очередного ремонта в 1930 -1931 годах пароход получил новую энергетическую установку — два дизеля по 600 л.с., обеспечивающих теплоходу «Москва» скорость хода в 11,6 узла. В  1933 г.  на  пароходе  «Москва»  из  К;расноводска  в  Баку  были  переправлены   автомобили,  участвовавшие  в  пробеге  через  Каракумы. С  1938  г.  входил  в  состав  Качспфлота.  С 1934 года судно находилось в составе Каспийского морского пароходства. В 1935 году теплоход принимал на борт 17 пассажиров в каютах 1-го класса, 56 в каютах 2-го класса, 85 в помещениях 3-го класса и 340 палубных пассажиров.

28 августа 1941 года пароход «Москва» мобилизовали, вооружили  2 х 45 мм; 1 х 20 мм  орудиями, 1 х 12.7 мм и 3 х 11.43 мм  пулеметами и включили  в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС  ПВО ВН -13,  нес  дозорную  службу. 12октября  1941 года пароход «Москва»  был переформирован в транспорт «Москва»,  осуществлял  воинские  и  народнохозяйственные  перевозки.   В  списках  КВФ  значится  как  санитарный  транспорт  «Москва»,  переданной  медслужбе  флотилии  6  июня  1942 г.,  расформирован  2  февраля  1943 г.  Всего  совершил  9  рейсов  Баку – Красноводск   и  3  рейса  Махачкала — Красноводск с  ранеными  и  эвакуированными.  Общее количество эвакуированных-4181 человек, в среднем 348 чел за рейс.

Герой  Советского  Союза  ДЕМИНА  (МИХАЙЛОВА)  Екатерина  Илларионовна  в  документальном  фильме  «Катюша»  вспоминает,  как  во  время  службы   с  января 1942 г.  до  февраля  1943 г.   на военно-санитарном судне «Красная Москва»  (такого  судна  не  было,  вероятно,  имелось  ввиду  «Москва») под  бомбежками  и  обстрелами  перевозили  раненых из Сталинграда  в  Баку  и  Красноводск. Там ей было присвоено звание главного старшины, а за образцовую службу вручили   знак «Отличник Военно-Морского Флота» .    24 октября 1943 года судно находилось в порту Красноводска под разгрузкой. Во время пожара взрывчатых веществ, скопившихся на причалах порта, произошла их детонация и взрыв. Теплоход получил тяжелые повреждения  и  был  отправлен  на  ремонт  в  Баку.

Входил  в  состав  Действующей  Армии  с  8  августа  1942 г.  по  2  февраля  1943  г.

С  1953 г.  порт  приписки  Баку.   В 1958 году он был восстановлен на судоремонтном заводе им. Паркоммуны в Баку. На теплоходе установили два дизеля по 800 л.с. Скорость возросла до 13,7 узлов, а вместимость судна увеличилась до 1722 брт. Теплоход теперь мог принимать на борт 18 пассажиров в каютах 1-го класса, 48/8 в каютах 2-го класса, 184 в каютах 3-го класса и 42 палубных пассажира. Экипаж 50 человек.

Судно снова вышло на грузопассажирские линии Каспийского моря   Баку – Красноводск — Баку.   Выведен из состава транспортного флота в конце 60х. Позднее использовался как стоечное  и  как  склад – магазин   Колпита  в порту Баку.   В июле 1972 года его списали и вскоре отправили на разборку.

==========================================================================

Деревяный  колесный  буксирно – пассажирский  пароход  «Москва»  был  построен  в  1891  году.  (корпус  изготовлен  в  деревне  Пожиг  Чердынского  уезда  (1891 г.),  машина (1883 г.) и  котел (1890 г.)– на  заводе  Любимова  в  Перми).

Размерения  (наружные): 
 длина  наибольшая 127.9 ф.(32.88 м)
 высота   по  средней  длине  без  надстройки  5 ф. 7 д. (1.7 м)
 ширина  наибольшая  с  кожухом  30 ф.4д.,(9.24 м)  без  кожухов  18 ф.8 д.(5.41 м)
   Осадка  судна  порожняя  4 четв. аршина  (0.72 м),  при  полной  погрузке – 5  четв.  аршина  (0.85 м). 
   Наибольшее  количество  груза,  поднимаемого  судном 2.5  тыс. пуд.,  буксируемого  против  течения – 30  тыс.  пудов.
   Мощность  35  номинальных л. с.  (индикаторных — около  140  л. с.).
   Топливо,  потребляемое  машиной  дрова  ¼ куб  сажень  в  сутки.
   Количество  пассажиров:  1  классом – 15,  2  классом – 15,  3  классом – 90.
   Число  служащих -12.

Приписан  в  селе  Камгорт  Чердынского  уезда  Принадлежал купцу  И.А.СУСЛОВУ.  Район  плаванья  Якшинская  пристань – устье  реки  Печоры,  село  Ижма.

В период гражданской войны суда переходили из рук в руки и до весны 1920 г. оставались в частном владении. Весной 1920 г. пароходы и баржи, принадлежавшие частным судовладельцам, были национализированы.      В  июне  1918 г.  был  мобилизован  и  передан  в  распоряжение  Уральской  продовольственной  экспедиции.  29  июня  с  двумя  груженными  хлебом  и  продовольствием  баржами  на  буксире  отправился  из  Якши  вниз  по  Печоре.

«В  коми  деревнях,  расположенных  по  Печоре,  мы  увидели  потрясающую  картину  народного  голода – писали  впоследствии  участники  экспедиции  Д.М.  и  В.Д.БОБЫЛЕ-ВЫ. – Люди  пухли  и  умирали  от  постоянного  недоедания.  Из – за  отсутствия  пороха  и  свинца  пошли  в  ход  дедовские  луки.  У  рыбаков  не  было  ниток  для восстановления  погнивших  сетей.  Не  было  соли.  Мы  произвели  первые  выдачи  хлеба,  продовольственных  товаров  и  соли… Трудно  описать  ту  великую  радость,  с  которой  встречали  крестьяне   помощь  уральских  рабочих,  спасавших  их  от  голодной  смерти.»

ПАРОХОД «МОСКВА» Фото с рисунка И.В.ТОПОРОВА
из фондов Печорского историко-краеведческого музея. КП 1966.3.

2  августа  1918  г.  в  Архангельске  произошел  контрреволюционный  переворот.  Через месяц  белогвардейский  отряд  в   количестве  160  человек  пытался  организовать  операцию  в  верховьях  Печоры.  Но  17  сентября  в селе  Усть – Щугор  охрана  Уральской  продовольственной  экспедиции  из  15  человек  под  командованием  М.А.ЧЕРЕМНЫХ  и  разведотряд  из  8 – 10  человек  под  командованием  Э.АППОГИ  преградили  им путь.  Очевидцы  рассказывали  с  каким  бесстрашием  вели  бой  с  превосходящими  силами  бойцы,  поддержанные  судовой  командой  парохода «Москва».  На  пароходе  был  убит  штурвальный  и  два  человека  получили  ранения.  Экипаж  оказывал  помощь  в  преследовании  и  разгроме  белогвардейцев.

Входил  в  состав  созданной  англичанами  на  реке  Печоре  в  1919 г.  белой  речной  флотилии.  6  марта  1920 г.  части  Красной  Армии  вошли  в  г.  Троицке – Печорск,  где  захватили  в  качестве  трофеев  большое  количество оружия,  боеприпасов  и  продовольствия,  а   также  три  пассажирских парохода,  паровой  буксир  «Москва»,  паровой  катер   и  несколько  барж.   В  1920  г.  использовался  для  перевозки  красных  частей.  К  1923 г.  сдан  на  слом.

=========================================================================
В  1960  г.  на  судостроительном  заводе  «Балтия»  в  Клайпеде  был  построен  грузовой  пароход  типа  ГТ  проекта  898    «Москва»,  вошедший  в  состав  Печорского  речного  пароходства.


Газета  «Речник  Печоры»  сообщала,  что  по  итогам  социалистического  соревнования  коллективов  судов  Печорского  бассейна  за  август  1962  года  Президиум  бассейнового   комитета  профсоюзов  совместно  с  руководством  пароходства  присудил  третье  месте  команде  парохода  «Москва»  (капитан  БАБАРЫКИН),  выполнившего  план  на  100,7 %.,  навигационный  план  перевозок  был  выполнен  на  106 %.  За  июнь  1983  года  судно  выполнило  план  перевозок  на  111%.

Одновинтовой грузовой теплоход открытого типа с машинным отделением и надстройкой в кормовой части и размещением груза в двух трюмах. Предназначен для перевозки генеральных и сельскохозяйственных грузов. Часть судов проекта 898А оборудованы по проекту грузовым краном, грузоподъемностью 3,2 т. Класс речного регистра: Р1,2

Длина, м: 52,3

Ширина, м: 7,36

Высота борта, м: 2,2

Высота надводного борта, м: 0,79

Надводный габарит, м: 7,05

Грузоподъемность, т: 300

Водоизмещение в  грузу, т: 415

Осадка в грузу, м: 1,37

Водоизмещение порожнем т: 106,3

Осадка судна порожнем, м: 0,38 средняя

Мощность ГД, кВт: 150

Марка ГД: 3Д6

Скорость, км/ч: 14 (с грузом), 16,5 (порожнем)

Экипаж, мест.: 6 Автономность, сут.: 7,5

============================================================================ ПРИМЕЧАНИЕ:

(1)    Ленд — лиз  ( англ. lend – lease,  от  lend – давать  взаймы  и  lease – сдавать  в  аренду),  система  передачи Соединенными  Штатами  Америки  взаймы  или  в  аренду  вооружения,  боеприпасов,  стратегического  сырья,  различных  товаров  и  услуг  странам – союзникам  по   антигитлеровской  коалиции  во  второй  мировой  войне.

(2)  Номинальная  л. с. – это  расчетная  мощность  машины.  Она  у  первых  пароходов  была  близка  к  фактической,  т.е.  к  индикаторной,  но  по  мере  совершенствования  машин  все  больше  расходилась  с  ней.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Старый Филин

    Очень добросовестная и вдумчивая работа. К месту — примечания, пояснения и дополнения. Спасибо!

Добавить комментарий для Старый Филин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *