Аналитик. Россия – Иран. Север — Юг

2025 год. Специальная военная операция против Евросоюза на территории Украины продолжается. Запад усиливает давление на Россию санкциями. Россия, опасаясь полной изоляции и традиционного перекрытия доступа к незамерзающим морям, начала обустраивать Арктический маршрут, который мог бы стать альтернативой старым логистическим связям.

Северный морской путь (СМП)- это сугубо морской коридор, значимость которого подтверждает объективный факт: в структуре мирового грузооборота морские грузоперевозки составляют 62%, железнодорожные — 16%, трубопроводный транспорт — 11% (оставшиеся 11% приходятся на автомобильный, авиационный и речной транспорт.

Текущая ситуация показывает, что дальнейшее развитие коридоров «Север-Юг» и Азово-Черноморского в значительной мере будет зависеть от политических рисков. Использование их потенциала обусловливается позицией стран, по территории которых они проходят: возможные исходы, в качестве примера, раскрывает современная ситуация на Ближнем Востоке, ограничивающая перевозки по Красному морю. СМП полностью свободен от такого рода рисков, поскольку является внутренним коридором нашей страны.

Сравнение СМП с его основным конкурентом Южным морским путём (ЮМП) приводит к выводу о том, что он значительно короче по протяжённости (СМП — 14 тыс. км, ЮМП — около 24 тыс. км). Несмотря на это, ЮМП остаётся основным транспортно-логистическим коридором в международной торговле с ежегодным грузооборотом в 990 млн тонн. Грузооборот СМП составляет 36,25 млн тонн (2023 г.). Перспективный рост грузооборота СМП сдерживается тем, что время навигации по нему составляет не более 4-5 месяцев в году.

Зимний период выпадает из календарных графиков движения по причине того, что в России практически отсутствуют грузовые суда ледового класса, их строительство только планируется. Страна располагает самым мощным атомным ледовым флотом, однако проводка ледоколами грузовых судов резко удорожает грузоперевозки.

По экспертным данным, перевозка грузов через Арктику обходится на 36% дороже, чем их транспортировка через Суэцкий канал. Но для увеличения его пропускной способности России придётся приложить немало усилий.

Есть ещё один маршрут, имеющий многовековую историю. Это, так называемый, персидский коридор. Благодаря этому, у России, после почти двух веков большой игры, есть шанс обойти Суэцкий канал.  Это прямой доступ к Индийскому океану.

Идея иранского маршрута не нова. На самом деле «Большая игра» началась с союза Павла I и Наполеона против Англии. Согласно этому договору, Наполеон нападал на Англию в Европе, а Россия через Среднюю Азию и Афганистан выходила в Индию, и забирала эту главную английскую колонию. Без Индии английское могущество сразу падало.

Русские войска уже пошли на Индию, но вдруг, совершенно случайно, Павел I был убит заговорщиками (1801 год). Все заговорщики, тоже чисто случайно, оказались членами «Английского клуба».

После этого к власти пришёл слабый царь Александр I, который выполнял все требования англичан. А Павла I агенты влияния объявили глупым царём — разве умный станет выступать против Англии? Русская армия была возвращена с марша к местам постоянной дислокации.

Закончилось все, как известно, войной между Францией и Россией — Англия сумела поссорить бывших союзников, к своей выгоде.      Этот и было началом «Большой игры».

Збигнев Бжезинский «Великой шахматной доской» называет богатые ресурсами территории Евразии и прямо говорит, что именно за них и развернётся борьба в XXI веке.

С тех пор, уже 200 лет, в Афганистане идут войны — именно потому, что там проходит кратчайший сухопутный коридор из России в Индию. Коридор через Иран менее удобен, он всегда считался второстепенным. Тем более, что он выходит не в Индию, а всего лишь в Индийский океан. Два раза надо перегружать грузы на морские суда и обратно. Но раз уж с Афганистаном и появившемся недавно Пакистаном все сложно, можно использовать и его.

Российско-китайско-иранская коалиция, призванная бросить вызов коллективному западу, не так давно была представлена, написавшим Бжезинским в «Великой шахматной доске», как наиболее опасным возможным сценарием.

Тем не менее сама идея создания транспортного коридора, который предоставит России выход к индийскому Океану имеет историческое продолжение.

Оно уходит корнями к первой половине XIX века и неразрывно связана с российско-британским соперничеством за влияние в Центральной Азии дата и начало «большой игры» считается 12 января 1830 года. Британскому лорду Уильям Генри Кавендиш-Бантик (англ. William Henry Cavendish-Bentinck) генерал-губернатору Индии в было поручено проложить торговый путь к Бухарскому ханству.

За этой, казалось бы, простой торговой миссией, стоял грандиозный план. Британцы стремились заблокировать выход России к Персидскому заливу и Индийскому океану.  В идеале, помешать Персии и Афганистану со всеми ханствами и эмиратами на этом пути стать новыми российскими протекторами.

Дело в том, что Лондон был убеждён в планах России пересечь Гиндукуш (горная система в Средней Азии), и вынуть из британской короны самую драгоценную жемчужину – Индию.

Опасения Лондона были вполне рациональными, учитывая многочисленные территориальные завоевания России в Центральной Азии. До

1830 года в их числе не только Российская экспансия в казахские степи.  Две войны с Каджарской Персией в первой половине XIX века, которые привели к включению Азербайджана, Грузии, Армении и Дагестана состав Российской империи.

В результате каджары утратили контроль над южным Кавказом, который до сих пор был традиционной зоной персидского влияния. Баланс сил на Кавказе явно склонился в пользу России.

Британцы опасались, что Персия послужит для России коридором для выхода сначала в Персидский залив, а затем в Индийский океан. В конечном счёте, ничего этого не произошло. Но идея сухопутного коридора, соединяющего Россию с Индийским океаном не только выдержала испытание временем, но и была реализована в годы Второй Мировой войны.

Однако обстоятельства уже сильно отличались от тех что были во время большой игры. Москва и Лондон к тому моменту были в одном блоке: Ленд-лиз и персидский коридор в разгар Второй мировой войны.

Иран оказался в очень сложной геополитической ситуации. Правитель страны пытался сохранить нейтралитет и балансировать между третьим рейхом и лагерем союзников.

Однако, после антибританского восстания в Ираке в мае 1941 года и нападение третьего рейха на СССР в июне того же года, Иран уже не мог сохранять нейтралитет в августе В 1941.

Через два месяца после нападения третьего рейха на СССР, британские и советские войска вторглись в Иран.  Иранский шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви был отстранён от власти, и сослан в британские владения в Южной Африке. Трон унаследовал его сын Мохаммед Реза— тридцать пятый и последний шахиншах Ирана, правил с 1941 по 1979 год. Однако, его власть была лишь символической. Союзники разделили страну на две оккупационные зоны. Юг страны перешёл под британский военный контроль, а Север под Советский Союз.

Иран стал центральным логистическим узлом, поддерживающим военные усилия союзников.  Персидскому коридору нашлось довольно необычное применение.

Американская военная помощь в рамках программы Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединённых Штатов Америки, позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты, без оплаты.

Всё это разгружалось в иранских портах персидского залива, а затем по железной дороге или на грузовиках направлялось на север в Советский Союз. Жизненно важную роль в Персидском коридоре играла железная дорога. Причём, последний участок был завершён в 1938 году. Протяжённость маршрута составляла чуть более 1400 км.  Примерно, столько же, сколько от Варшавы через Берлин до Парижа.

Иранская железная дорога начиналась в Персидском заливе в порту Бендер-Шахпур. Сегодня современное имя город получил в честь лидера исламской революции аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни.

Этот транспортный коридор шёл до самого Каспийского моря до порта Бендер-Шах — город-порт на севере Ирана, в провинции Голестан на юго-восточном побережье Каспийского моря          сегодня — Бендер-Торкемен (буквально -порт Туркмен).

Хотя, этот персидский коридор внёс меньший вклад в транспортировку грузов, чем маршрут советского Дальнего Востока, тем не менее он сыграл существенную роль в снабжении Страны Советов.

США, Великобритания и Канада смогли доставить, в общей сложности, более 5 миллионов двухсот тысяч тонн самых разнообразных грузов Советской Армии в 1942 — 1945 годах.

Через порты и подконтрольные им участки шли, в числе грузов, комплектующие для железных дорог, рельсы, паровозы, тепловозы, а также сборные грузовики, фургоны и другие автотранспортные средства. Было доставлено почти 50 тысяч самолётов с января 1943 года.

Недалеко от Абадана (город-порт на юго-западе Ирана. Расположен на границе с Ираком, на одноимённом острове в дельте реки Шатт-эль-Араб, в 50 км от Персидского залива) в то время располагался крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод. Там было собрано, в общей сложности, 168 тысяч автомобилей.  Подавляющее большинство из которых — советские грузовики.

Итак, в общей сложности по некоторым оценкам, до 30 процентов помощи предоставленной США Советскому Союзу по ленд-лизу поступила в СССР именно через персидский коридор.

По окончанию Второй мировой войны, вернулись и старые амбициозные и стратегические планы СССР.

Москва планировала продолжить экспансию в направлении индейского океана. Согласно союзническим соглашениям, вооружённая группировка советских войск должна была покинуть Иран ко второму марта 1946 года.

Великобритания и США выполнили это обязательство. Однако Советский Союз об этом даже не думал. Сталин не только не вывел войска из Северного Ирана, но даже направил туда подкрепление.

В ноябре 1945 года Москва учредила на севере Ирана автономную Республику Азербайджан. Советский Союз, воспользовавшись благоприятными условиями, решил не только отделить северные азербайджанские территории от Ирана, но и полностью подчинить правительство в Тегеране.

Однако, вмешательство и поддержка США иранского правительства привели к тому, что в конце 1946 года Советскому юзу пришлось отказаться от своих планов относительно Ирана.

Шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви

прослыл близким союзником США, который во время Холодной войны однозначно принял сторону Запада. Но это лишь одна сторона медали. Шах действительно был тесно связан с Вашингтоном, но, как и его отец, пытался проводить независимую внешнюю политику.

Например, в 1959 году он хотел заключить договор о ненападении с СССР, от которого отказался, после возражения президента Эйзенхауэра.

В 1963 году шахиншах начал проводить обширные экономические и социальные реформы, направленные на модернизацию Ирана. Это привело к потеплению соглашений, в соответствии с которыми, СССР стал участвовать в строительстве промышленности и транспортной инфраструктуры Ирана.

Одним из наиболее важных проектов, завершённых при Советской помощи, был трансиранский газопровод протяжённостью более 1100 км от персидского залива до Каспийского моря. Он являлся наиболее важной частью проекта персидского коридора, наряду с трансиранской железной дорогой.

Дальнейшее сотрудничество с Ираном было прервано исламской революцией, что привело к свержению Шаха в 1979 году. Безусловно, Москва изначально надеялась, что антиимпериалистические мотивы возобладают и ей удастся наладить тесные связи с революционным Ираном.

Однако, именно идеологические разногласия между московскими коммунистами и тегеранскими священнослужителями, а также Советское вмешательство в Афганистан, в конечном Счёте, сорвали планы Москвы.

Идея персидского коридора снова отошла на второй план, но спустя много лет, снова стала актуальной. В начале 2000-х годов с приходом к власти Владимир Путина, Россия, начала приходить в себя после распада Советского Союза и периода Ельцинской смуты правления.

Во главе России стал бывший сотрудник КГБ, ранее мало кому известный Владимир Путин. Именно в это время возникла идея возобновления работы персидского коридора. В 2002 году Россия, Иран и Индия подписали соглашение о строительстве международного транспортного коридора Север – Юг.

Соглашение предусматривало строительство мультимодального торгового маршрута, связывающего Россию с Индией и Индийским океаном.

В международной логистике мультимодальная перевозка – это действенный инструмент, который позволяет повысить гибкость и скорость доставки грузов, используя преимущества различных транспортных средств. Мультимодальные перевозки определяются как перевозки, использующие множество видов транспорта, но регулируемые одним договором.

Маршрут начинался в индийском порту Мумбаи, откуда товары направлялись бы в иранские порты персидского залива, и затем транспортировались по железной дороге на север в Россию, через Азербайджан или Каспийское море.

Таким образом, Россия, торгующая с Юговосточной Азией, могла бы полностью обойти Европу и Суэцкий канал. Представленная в 2002 году концепция международного транспортного коридора «север-юг», была весьма амбициозным проектом, способным изменить облик мировой торговли.

Однако реализация проекта шла относительно медленно и заняла 20 лет. Что неудивительно. Протяжённость всего маршрута составляет около 7200 км. Плюс, под ковёрная работа Британии, как тормоз этому проекту.

Работа ускорилась только в последние годы. Толчком послужила растущая изоляция Ирана и России на международной арене. В 2018 году американский президент Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения с Ираном. И хотя Европа все ещё была заинтересована в торговле с Ираном, под давлением англосаксов Иран был полностью вытеснен западных рынков.

Начало СВО (специальной военной операции) России на Украине в 2022 году, привело к резкой реакции со стороны западных стран, которые начали вводить санкции, чтобы постепенно изолировать Россию от мировых рынков.

В этой ситуации Россия стала спешно искать альтернативные торговые пути поставщиков и посредников.  Возникла необходимость активизировать работу по персидскому коридору и как можно скорее запустить этот транспортный маршрут.

Иранцы, сами страдающие от санкций, в течение нескольких десятилетий демонстрировали действительно творческий подход для обхода санкций. Это помогло укреплению экономической самодостаточности, иногда и клонировании западных продуктов или самостоятельной

разработки.

В то же время иранцы остро заинтересованы и в создании газового аналога, подобного опек, что с точки зрения Москвы также является заманчивым предложением. Сейчас мы являемся свидетелями стремительного ускорения формирования не только, почти российско — иранского альянса, но и именно персидского коридора.

Как только весной 2022 года стало ясно что запад решил оказать военную и финансовую поддержку Украине, Россия выложила перед Ираном всех карты.

Календарь последних событий:

— июнь 2022 года, первая пробная партия грузов из России прибыла по железной дороге через Иран в порт Бендер-Аббас;

— 9 сентября 2022 года Россия, Иран и Азербайджан подписали так называемую бакинскую декларацию, которая закрепила решение о строительстве железнодорожной линии участка железнодорожного сообщения между Россией и Ираном.  Ожидается, что эта линия, протяжённостью около 150 км будет введена в эксплуатацию уже в 2023 году;

— декабрь 2022 январь 2023 года, Россия и Иран провели серию переговоров о необходимости расширения Волго-донского канала, соединяющего не только Волгу и Дон, но и Азовское море с Каспийским.

В настоящее время канал способен пропускать суда водоизмещением 5.000 тонн. Но на отдельных участках всего до 3000 тонн.  Увеличение пропускной способности канала является одним из приоритетов канала «север-юг».  Россия хочет инвестировать в это более 1 млрд долларов.

— 19 января 2023 года Иран и Евразийский союз подписали меморандум о свободной торговле вступающий в силу в сентябре этого года. Основными бенефициарами персидского коридора является Россия, Иран и Индия.

Коридор позволит им обходить Суэцкий канал и Европу. Согласно подсчётам, транспортировка товаров из Индии в Россию по персидскому коридору будет примерно на 30 процентов дешевле и на 40 процентов быстрее, чем по конкурирующему маршруту Через Суэцкий канал.

Персидский коридор открывает невероятные возможности для Ирана, поскольку он сможет развивать логистическую и транспортную инфраструктуру для углеводородов на побережье страны к востоку от Ормузского пролива.

Это более прочно свяжет Иран с индийским океаном и позволит ему пользоваться в будущем портом Чабахар.

Предполагается, что порт Чабахар будет интегрирован в Международный северный транспортный коридор (INSTC) — многоуровневый транспортный маршрут, соединяющий Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран и дальше к северной Европе через Санкт-Петербург в России.

Ключевым партнёром проекта остаётся Индия, и для правительства Дели коридор является одним из приоритетов.  Индия считает коридор «север – юг» прямым конкурентом китайской инициативе «один пояс — один путь», широко известный как новый Шёлковый путь.

Таким образом, проект является одним из аспектов соперничества между Индией и Китаем. Помимо этого, в данном контексте решающее значение имеет и соперничество Индии и Пакистана.

Насколько важен порт Чабахар для Индии лучше всего демонстрирует тот факт, что Индии удалось получить для этих инвестиций специальное освобождение от санкций США, под которыми находится Иран.

Если война на Украине из горячей фазы перейдёт в замороженный конфликт, Россия все равно не сможет испытывать на быстрое снятие западных санкций.

С этой точки зрения, новый персидский коридор представляется фактором, способным фундаментально повлиять на российско-украинскую

войну и конфликт России с Западом в более широком смысле.  Фактически то что сейчас произошло это очень серьёзное поражение Британии.   Иран — это была зона британского влияния, зона британского Среднего Востока и её интересов.  И если мы потеряли Кавказ и там безусловно Россия потерпела поражение от Британии.

Но одержала значительную победу и выиграла, то точно также, как Британия сейчас потерпела поражение на Среднем востоке.

Сейчас на Каспийском море сложилась следующая ситуация. Россия контролирует его Север. Иран контролирует его юг. Между Россией и Ираном располагается Азербайджан под турецким влиянием. Казахстан, который какое-то время находился под российским влиянием, а сейчас пытается занимать, то антироссийскую позицию, то про российскую. На него сильное воздействие оказывает Британия и Турция.  Возникла ситуация, при которой Россия и Иран контролируют Каспийское море.

Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном был подписан 17 января 2025 года в Москве президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Масудом Пезешкинаном. В документе содержатся 47 статей, предусматривающих вопросы двустороннего военно-технического сотрудничества, обеспечения международной безопасности и «упрочения мира и безопасности в Каспийском регионе, Центральной Азии, Закавказье, на Ближнем Востоке».

Это означает:

— во-первых, что коридор «север-юг» будет строиться и будет доведён до своего логического конца;

— во-вторых, что России придётся развивать не только Олю, но и Махачкалу, как свои базовые порты на Каспии;

— в-третьих, что Каспийский флот будет увеличиваться.

Таким образом, Россия получит торговый и военный контроль над Каспием. А сейчас не похоже, чтобы кто-то мог этому помешать. Это автоматически означает смену прозападного вектора Казахстана и Азербайджана в новых условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *