Морская пехота под Сталинградом
Теперь вернёмся к обороне Сталинграда. На подступах к Сталинграду в дни его обороны и уничтожения армии Паулюса действовало несколько морских бригад. Много моряков Тихоокеанского флота и Амурской флотилии вливалось в сухопутные соединения и воевало в их составе до конца войны. Особенно много моряков было во 2-й гвардейской армии под командованием генерала Р.Я. Малиновского, когда она останавливала группу армий «Дон» фельдмаршала Манштейна, стремившегося соединиться с окружёнными в районе Сталинграда немецкими войсками. В составе 62-й армии под командованием В.И. Чуйкова действовали части 42-й, 92-й и 66-й морских
бригад. В середине сентября вместе с 13-й гвардейской дивизией они героически сражались на улицах Сталинграда. Иногда в день им приходилось отражать по 10 — 15 атак противника. Несколько
позднее 42-я и 92-я морские бригады совместно с 308-й стрелковой дивизией дрались в районе заводов «Красный Октябрь», «Баррикады» и Тракторный. Здесь, как известно, происходили особенно
ожесточённые бои. Нельзя не упомянуть о подвиге моряка-тихоокеанца матроса М.А.Паникахи. Он служил в 883-м стрелковом полку. Когда полк был атакован танками противника, матрос Паникаха, находясь в противотанковом рву, подпустил танки на близкое расстояние и бросил в один из них бутылку с горючей смесью. Танк был выведен из строя. Тогда другой направился прямо на матроса. Паникаха уже приготовился было метнуть вторую бутылку, но пуля пробила ее, и разлившаяся жидкость охватила пламенем героя. Паникаха бросил ся к танку и разбил о него ещё одну бутылку. Матрос-тихоокеанец погиб, но загорелся и немецкий танк. С Тихоокеанского флота прибыл и старшина В.Н. Зайцев. Он сам попросился на Сталинградский фронт. Там сделался снайпером. На его боевом счету было более 200 убитых фашистов. «За Волгой для нас земли нет» , — сказал В.Г. Зайцев, когда его награждали орденом.
В 64-й армии под командованием генерал-майора М.С. Шумилова, переименованной позднее в 7-ю гвардейскую армию, действовали две морские бригады. Сначала из Тамани прибыла 66-я морская
стрелковая бригада, которая до этого воевала на Карельском фронте. 64-я армия в это время прикрывала переправы через Дон и Чир. Уже в середине июля 1942 г. эта бригада отличилась в боях с танками и пехотой противника. Командовал бригадой А.Д. Державин. Позднее с Калининского фронта для усиления 64-й армии прибыла 154-я морская стрелковая бригада под командованием полковника А.И. Мальчевского. Она также приняла участие в боях за Дон. 66-я и 154-я морские бригады, за отвагу в боях переименованные позже в 11-ю и 15-ю гвардейские стрелковые бригады, дошли до Праги. Эти соединения, уже только частично состоявшие из моряков, сохранили боевые традиции, сложившиеся в боях за Сталинград. Они тесно взаимодействовали с Волжской флотилией.
Нельзя не сказать несколько слов о действиях моряков в составе 2-й гвардейской армии. Как я уже говорил, в ней насчитывалось свыше 20 тыс. моряков — тихоокеанцев и амурцев. Когда армия Манштейна пыталась прорватьсяк окруженной армии Паулюса Ставка выдвинула перед 2-й гвардейской армией задачу немедленно сосредоточиться для отражения ударов наступающих из
района Котельниково немецких частей. Для этого 2-й гвардейской армии пришлось совершать суточные марши протяжённостью до 50 км и пройти по бездорожью и при сильных морозах свыше 250 км. В одной только 86-й стрелковой дивизии насчитывалось около 4 тыс. моряков. Среди них был морской пехотинец комсомолец И.М. Каплунов. Владея противотанковым ружьем, он отразил
не одну атаку танков. Когда 20 декабря он подбил пять немецких танков, осколком снаряда ему оторвало ногу. Но моряк не оставил своего поста. Он уничтожил ещё три танка. А когда его ранило в
руку, он из последних сил метнул гранату и вывел из строя ещё один танк. И.М. Каплунову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Много моряков доблестно сражалось в составе 27-й гвардейской стрелковой дивизии. Она родилась под Москвой, когда 75-я морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга
К.Д. Сухиашвили после упорных боёв была переформирована в 3-ю гвардейскую дивизию, позднее переименованную в 27-ю гвардейскую. 27-я гвардейская дивизия, не теряя боевых традиций 75-й морской стрелковой бригады, дошла до Берлина, форсировавВислу и Одер.
Существовали соединения, официально не называвшиеся морскими, подобно 92-й стрелковой бригаде. Но в большинстве своём они были укомплектованы моряками Северного и Балтийского
флотов. Эта бригада в самый разгар боёв за город — 18 сентября — переправилась через Волгу и вступила в бой. Несколько дней морские пехотинцы вели бои в центре города. Им приходилось
отвоёвывать дом за домом, этаж за этажом, а иногда часами «выкуривать» немцев из подвалов. 21 сентября части бригады заняли элеватор, где потом стояли насмерть.
Мне хочется привести по этому поводу выдержки из книги В.И. Чуйкова «Начало пути». В.И. Чуйков вспоминает слова А. Хозяинова, командира пулемётного взвода бригады морской пехоты: «В элеваторе горела пшеница, в пулемётах вода испарялась, раненые просили пить, но воды близко не было. Так мы отбивались трое суток… потрескались губы. Но вот наступило 20 сентября. Примерно около 12 часов дня с южной и западной стороны элеватора подошло двенадцать танков. К нашему огорчению, противотанковые ружья были уже без боеприпасов, гранат также не оставалось ни одной. Однако никто не дрогнул. Из пулеметов и автоматов мы били по пехоте, не давая ей ворваться
внутрь элеватора. «Ура, полундра!» — кричали мы, поддерживая друг друга».А вот что писал в своем дневнике об этом бое немецкий солдат, который был позднее взят в плен: «16 сентября наш
батальон, с танками наступает на элеватор, из которого валит дым. Там горит хлеб. В ротах осталось не больше 60 человек. 22 сентября. Сопротивление русских сломлено. В здании элеватора найдено 40 трупов русских. Среди них половина в морской форме – «морские дьяволы». Да! «Черные дьяволы», или «морские дьяволы»! Так уже давно фашисты называли моряков. Впервые это
было сказано при обороне Либавы. Потом враги повторяли это всю войну. И мы этим гордились. По 10 — 12 раз ходили моряки в контратаки в своих полосатых тельняшках. Одно их появление наводило ужас на гитлеровцев. Но давалось это не даром: моряки несли большие потери. Только остатки бригады переправились 27 сентября на остров Голодный. Из них был сформирован батальон, который был снова направлен в город — теперь уже в район завода «Баррикады». Здесь он вошёл в состав 308-й стрелковой дивизии. В октябре этот батальон, пополненный свежими силами, опять вернулся в город для усиления 37-й гвардейской дивизии. От бригады, начавшей бои в сентябре, оставалось всего несколько человек. Почти заново сформированная на острове Рыбачьем из моряков-тихоокеанцев, бригада заняла участок обороны у Метизного завода. Потом начались бои за Мамаев курган. А в самом конце января 1943 г. бригада очищала от немцев один из цехов завода «Баррикады».
71-я морская стрелковая бригада воевала под Москвой в тяжёлую осень 1941 г. и была переформирована во 2-ю гвардейскую бригаду, а с апреля 1942 г. она называлась 25-й гвардейской стрелковой дивизией. В ней уже к этому времени оставалось немного моряков. Прославился своим героизмом взвод лейтенанта н.П. широнина. 25 моряков этого взвода в течение пяти суток отражали танковые атаки врага во время обороны важного железнодорожного переезда на правом фланге дивизии в районе Змиева. 20 воинов этого взвода погибли, но 30 танков и бронемашин противника осталось на поле боя. Всем 25 широнинцам было присвоено звание Героя Советского Союза. К маю
1944 г. дивизия была уже в Чехословакии. Моряков в ней к этому времени тоже осталось мало, однако память о 71-й морской бригаде и подвиге 25 широнинцев продолжала жить в этом соединении.
На всём протяжении Великой Отечественной войны, даже в период вынужденного отступления, Советская Армия одерживала одну за другой нравственные победы над захватчиками. Моральное
превосходство наших войск и русский характер особенно проявились во время битвы на Волге. Действия моряков под Сталинградом ещё раз подтверждают это. Кроме того, армия и флот приобрели к этому времени достаточный опыт и уверенно били немцев. Если в начале войны мы не везде имели достаточное количество оружия, и оно уступало по своим качествам немецкому, то ко времени Сталинградской битвы наши самолеты и танки, «катюши» и автоматы превосходили немецкое оружие, а в количественном отношении фронты получали всё необходимое. Со всех концов нашей страны в район Сталинграда стекались эшелоны с людьми и оружием. Весь
советский народ помогал отстоять Сталинград.
После Сталинградской битвы в составе флотилии остались две бригады траления, которые в 1943-1944 гг. осуществляли траление мин и охрану судоходства. Остальные корабли передали Днепровской и Азовской военным флотилиям или возвратили прежним владельцам. 30 июня 1944 г. флотилию расформировали.
Волжской военной флотилией командовали: капитан 1 ранга С.Г. Сапожников (октябрь-ноябрь 1941 г.); контр-адмирал С.М. Воробьёв (ноябрь 1941 т. — февраль 1942 г.); контр-адмирал Д.Д. Рогачёв
(февраль 1942 г. — май 1943 г.); контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (май — декабрь 1943 г.); капитан 1 ранга П.А. Смирнов (декабрь 1943 г. — июнь 1944 г.).
Военные комиссары флотилии бригадный комиссар М.Г. Яковенко (октябрь 1941 г. — январь 1942 г., врио); дивизионный комиссар А.Л. Расскин (январь — июнь 1942 г.); дивизионный комиссар П.И. Вельский (июнь — август 1942 г.); дивизионный комиссар П.Т. Бондаренко (август — октябрь 1942 г.); капитан 1 ранга Н.П. Зарембо (июнь — октябрь 1943 г.)
Начальники штаба флотилии: капитан 2 ранга Е.С. Колчин (октябрь — ноябрь 1941 г., врио и февраль 1943 г., врио); капитан 1 ранга С.Г. Сапожников (ноябрь — декабрь 1941 г.); контр-адмирал
П.А.Трайнин (декабрь 1941 г. — февраль 1942 г.); капитан 2 ранга А.А. Асямолов (февраль — март 1942 г., врио); капитан 1 ранга, с декабря 1942 г. — контр-адмирал М.И. Федоров (март 1942 г.
— февраль 1943 г.); контр-адмирал Т.А. Новиков (февраль — май 1943 г.); капитан 2 ранга, с июля 1943 г. — капитан 1 ранга В.В. Григорьев (май — сентябрь 1943 г.); капитан 2 ранга Н.Д. Сергеев (сентябрь 1943 г. — июнь 1944 г.

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский
30 сентября 1942 года генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский был назначен командующим Донским фронтом. При его участии был разработан план операции «Уран» по окружению и уничтожению вражеской группировки, наступавшей на Сталинград. Силами нескольких фронтов 19 ноября 1942 года началось проведение операции, 23 ноября кольцо вокруг 6-й армии генерала Ф. Паулюса было замкнуто.
Позже К.К. Рокоссовский подвёл итог:
«…успешно была выполнена задача, связанная с участием войск Донского фронта в общем наступлении, проводимом по замыслу товарища Сталина, вылившаяся в полное окружение всей Ста
линградской группировки немцев…»
15 января 1943 года К.К. Рокоссовский получил звание генерал-полковника, а 28 января 1943 года был награждён только что учреждённым орденом Суворова.

Генерал армии Ватутин Н.Ф.
Во время Сталинградской битвы Н.Ф. Ватутину доверяют командование Юго-Западным фронтом, который готовится к мощному контрнаступлению против вражеской группировки, вышедшей к Волге. Его войска во взаимодействии с войсками Сталинградского и Донского фронтов окружают 330-тысячную группировку противника под Сталинградом, а в декабре 1942 г. во взаимодействии
с левым крылом Воронежского фронта проводят Среднедонскую операцию, наносят решительное поражение группировке противника на Среднем Дону, окончательно сорвав план противника деблокировать окруженные под Сталинградом войска.

Маршал Советского Союза В.И. Чуйков
С 12 сентября 1942 года — командующий 62-й армией. В.И. Чуйков получил задачу отстоять Сталинград любой ценой. Командование фронта считало, что генерал-лейтенанту Чуйкову свойственны такие положительные качества, как решительность и твёрдость, смелость и большой оперативный кругозор, высокое чувство ответственности и сознание своего долга. «Клянусь: или
умру в Сталинграде, или отстою его», — сказал тогда генерал-лейтенант В.И. Чуйков.
Армия под командованием В.И. Чуйкова прославилась героической шестимесячной обороной Сталинграда в уличных боях в полностью разрушенном городе, сражаясь на изолированных
плацдармах, на берегу широкой Волги. В Сталинграде В.И. Чуйков вводит тактику ближнего городского боя. Советские и немецкие траншеи располагаются на расстоянии броска гранаты. Это
затрудняет работу немецкой авиации и артиллерии, те попросту боятся попасть по своим. Несмотря на то, что превосходство немцев в живой силе очевидно, советские войска постоянно контратакуют, причём, преимущественно ночью. Это даёт возможность отбивать оставленные днём позиции. Для Красной армии бои в Сталинграде были первыми серьёзными боями в городе. В упорных боях на городских улицах родились новые тактические единицы — штурмовые группы, состоявшие обычно из взвода или роты пехоты — от 20 до 70 пеших стрелков, действия которых основывались на неожиданности для противника.
О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи.
Маршал Советского Союза В.И. Чуйков
Волжская военная флотилия сыграла важную роль в Великой Отечественной войне. Особенно велика была заслуга моряков в битве за Сталинград. Корабли, катера и суда флотилии в течение всего сражения перевозили войска и грузы через Волгу, а также обеспечивали противоминную и противовоздушную оборону волжской коммуникации. В тяжелейших условиях моряки обеспечили бесперебойное движение транспортного флота по Волге даже в период самых напряжённых боёв. Наступательная операция Красной армии под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. И без Волжской военной флотилии она была бы невозможна.
В довоенные годы на Волге не было речной военной флотилии. Не планировалось формировать её и в случае войны: река находилась далеко от границ, глубоко в тылу, так что даже мыслей не возникало о том, что враг может дойти до неё. По этой же причине отсутствовал мобилизационный план и у речного пароходства. Однако уже в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение сформировать Учебный отряд кораблей на Волге для подготовки личного состава флота. В октябре 1941 года на его базе была сформирована Волжская военная флотилия. Первона
чально в её состав вошли 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты.
Осенью 1941 года и в навигацию 1942 года главной задачей кораблей Волжской флотилии было обеспечивать транспортные перевозки по Волге. Летом 1942 года, когда враг вышел к излучине Дона,
против кораблей флотилии начала действовать немецкая авиация. С 22 июля по 1 ноября 1942 года только бронекатера флотилии провели 113 караванов из транспортов и нефтеналивных барж общей
численностью 1500 судов, отразив при этом атаки 152 самолётов, три из которых были сбиты. За это же время тральщики флотилии вытралили 211 из 342 мин, выставленных авиацией противника. Это были высокочувствительные магнитные и акустические мины с весом заряда от 350 до 700 кг. Чтобы уничтожить крупный транспорт или нефтеналивную баржу, хватало одной такой мины.

Возвращение с боевого задания катерных тральщиков Волжской военной флотилии.
Фото из коллекции Музея речного флота, г. Нижний Новгород.
С 9 августа 1942 года Волжская военная флотилия в составе трёх бригад речных кораблей и отдельной бригады траления была переподчинена в оперативном плане командующему войсками
Сталинградского (Юго-Восточного) фронта. К этому моменту флотилия достигла своих максимальных размеров. Так, к середине октября 1942 года её корабельный состав, объединённый в четыре
бригады и несколько отдельных дивизионов, включал 19 канонерских лодок («Громов», «Руднев», «Усыскин», «Киров», «Федосеенко», «Щорс», «Чапаев», «Бурный», «Турксиб», «Иркутск», «X лет
КИМ», «Сталинская Конституция», «Красногвардеец», «Правда», «В. Чкалов», «Производственник», «Красный Дагестан», «Котовский», «Островский»), восемь бронекатеров проекта 1124, 18 бронекатеров проекта 1125, семь бронекатеров проекта С-40, четыре несамоходные плавучие батареи с двумя 152-мм орудиями каждая, пять несамоходных плавучих зенитных батарей с двумя 85-мм орудиями каждая, более 60 катерных тральщиков, 24 катера ПВО. И это не считая сторожевых катеров и катеров-дымопостановщиков.
В конце августа 1942 года немецким войскам удалось перерезать сухопутные коммуникации и держать под огнём путь от города вверх по реке, а в начале сентября отрезать путь в город и с юга.
Таким образом, войска 62-й армии генерала В.И. Чуйкова оказались в изолированном с суши городе. В этих условиях действия флотилии приобрели особенно важное значение. От их успешности зависели бесперебойность снабжения и боеспособность войск, а также быстрота эвакуации раненых.

Артиллерийский расчет 76-мм зенитной пушки Лендера катера ПВО Волжской военной флотилии.
Особое значение имели действия бронекатеров у Сталинграда в ноябре-декабре 1942 года. Всего на тот момент в составе Волжской флотилии их насчитывалось 33 единицы. В строю обычно находилось не более 25–28, поскольку многие катера имели предельно изношенные механизмы и требовали частого ремонта. Кроме того, пять бронекатеров флотилия потеряла во время обороны Сталинграда. Для содействия сухопутным войскам из состава Волжской флотилии была выделена Сталинградская группа кораблей, которая включала, в том числе 15 бронекатеров. С 1 ноября 1942 года её возглавлял командир 1-й бригады контр-адмирал С.М. Воробьёв.
До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением холодов должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось вести бои в условиях тяжёлого ледостава под непрерывным огнём противника. В ноябре-декабре 1942 года ледостав на Волге наступал очень медленно, и бронекатера флотилии продолжали перевозки через реку вплоть до 16 декабря. Под конец приходилось работать уже в тяжёлой ледовой обстанов ке. Забортные отверстия забивало битым льдом, отчего переставала поступать вода для охлаждения двигателей — и они перегревались. Льдом же повреждались рули и винты, и катера теряли возможность маневрировать, превращаясь в неподвижные мишени для артиллерии противника. И всё же, несмотря на повреждения и тяжёлые погодные условия, они работали до последней возможности. В этот период бронекатерами и плавучими средствами флотилии было перевезено с левого на правый берег Волги 23 284 бойца с вооружением, а также более 1500 тонн боеприпасов, продовольствия и других
грузов. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек раненых и гражданского населения.

Личный состав на судне Волжской военной флотилии.
Фото из коллекции Музея речного флота, г. Нижний Новгород.
Большая часть перевозок осуществлялась на участках действия 57-й и 64-й армий, которые непосредственно участвовали в окружении группировки противника и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом. Бронекатера перевозили личный состав и грузы
на центральных переправах в самом Сталинграде, в районах Красноармейска и Каменного Яра. При этом рейсы совершались по 10–15 часов в сутки в основном в тёмное время. Кроме того, катера привлекались для артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий.
Вот лишь один боевой эпизод из документов того периода. В день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера №№ 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии генерал-майора И.И. Людникова, отрезанной противником от основных частей Красной армии и прижатой к Волге на небольшом участке, простреливаемом всеми боевыми средствами противника. Действиями катеров руководил командир дивизиона капитан 3-го ранга А.И. Песков. В ночь на 21 ноября 1942 года бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 тонн боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к месту разгрузки, которое находилось в 150 метрах от переднего края. Под ожесточённым огнём противника они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, а также приняли на борт 263 раненых. Во время обратного перехода катера своим огнём подавили десять огневых точек противника и уничтожили склад боеприпасов.

Канонерская лодка «Усыскин», прославившаяся во время Сталинградской битвы и награждённая орденом Красного Знамени. Фотография сделана зимой 1942-43 года на реке Ахтуба в районе села Безродное, где канонерка базировалась во время битвы за Сталинград. Фотография сделана после окончания битвы 2 февраля 1943 года.
Не менее эффективно действовали канонерские лодки и плавбатареи флотилии, оказывая артиллерийскую поддержку сухопутным войскам и обеспечивая ПВО переправ. Канонерские лодки с
закрытых огневых позиций вели контрбатарейную борьбу и открывали по заявкам с берега огонь по позициям противника. Высокая эффективность стрельбы достигалась хорошо налаженной
артиллерийской разведкой и чёткой работой корректировщиков в боевых порядках наших войск. Так, за время ликвидации окружённого противника канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев», а также бронекатера 2-го дивизиона 129 раз открывали огонь попозициям врага. Поддерживая атаки 138-й стрелковой дивизии 21–25 декабря 1942 года канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» своим огнём подавили 19 дотов и пулемётных точек противника. За три дня 25–26 декабря 1942 года и 9 января 1943 года канонерские лодки израсходовали 708 снарядов и подавили более 20 артиллерийских и миномётных батарей. С 10 января и до полного разгрома окружённой группировки противника «Усыскин» и «Чапаев» практически ежедневно вели артиллерийский огонь по позициям врага. Только за 25–30 января они израсходовали около тысячи снарядов главного калибра. Последний залп с канонерской лодки «Усыскин» по противнику был дан 30 января, а с канонерской лодки «Чапаев» — 31 января 1943 года.

Грамота о награждении Орденом Красного Знамени канонерской лодки «Усыскин».
Фото из коллекции Музея речного флота, г. Нижний Новгород.
С начала битвы на Волге и до 16 декабря 1942 года под интенсивным огнём противника, а в ноябре-декабре к тому же в тяжелейших ледовых условиях корабли Волжской флотилии совершили более 35 тысяч рейсов, перевезли на правый берег 88 тысяч бойцов и командиров Красной армии с вооружением и боеприпасами, а также 13 тысяч тонн грузов. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тысяч раненых и около 7 тысяч женщин, стариков и детей. Особо следует отметить, что в ноябре-декабре 1942 года кораблии вспомогательные суда флотилии были единственным средством
доставки людей и грузов в осаждённый город.
Артиллерией Волжской военной флотилии было уничтожено более трёх полков пехоты, подбито 20 танков, сбито 13 самолётов, разрушено более 100 дзотов и блиндажей, подавлено 26 артилле
рийских батарей противника. За проявленный героизм и успешные действия 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров были преобразованы в гвардейские, канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев»
награждены орденами Красного Знамени.
Волжская военная флотилия была создана в конце 1941 г. Она принимала самое активное участие в Сталинградской битве. в 1942 г. командующим флотилией был назначен контр-адмирал Д.Д. Рогачев.
С приближением фронта к Сталинграду 24 июля 1942 г. Волжская военная флотилия была подчинена Сталинградскому, а с августа 1942 г. — Юго-Восточному фронту. Тральные силы ВВФ
производили очищение Волги от вражеских мин, обеспечивая судоходство. Канонерские лодки, плавбатареи, одна железнодорожная батарея и бронекатера поддерживали артиллерийским и ми
нометным огнем наши сухопутные войска.
В августе 1942 г. в районе Сталинграда действовало 15 основных переправ через Волгу. В сентябре 1942 г. начала действовать «Переправа-62» — легендарная переправа 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова. В самые тяжёлые дни обороны Сталинграда «Переправа-62» под жестоким артиллерийским огнём и бомбёжкой вражеской авиации обеспечивала армию людским пополнением, продовольствием, боеприпасами и военной техникой, а на левый берег вывозила раненых и эвакуировала мирное население.
С 25 августа по 10 ноября 1942 г. канонерские лодки и бронекатера выпустили по врагу 13 тыс. снарядов, уничтожили более 5 тыс. вражеских солдат и офицеров, большое число танков, автомашин и другой боевой техники. Тральные силы ВВФ уничтожили и обезвредили 211 из 342 выставленных вражеских мин. Они вывезли из Сталинграда 47 тыс. раненых, 15 тыс. мирных жителей, а
на правый берег переправили 88 тыс. военнослужащих, 15 тыс. т. боеприпасов, продовольствия и других грузов.
Были, конечно, и потери. За навигацию 1942 г. ВВФ потеряла 24 судна (4 бронекатера, 14 тральщиков, 6 полуглиссеров), были убиты и ранены более 300 человек. Значение и роль Волжской военной флотилии в Сталинградской битве трудно переоценить.
После Великой Отечественной войны 364 речника были награждены орденами и медалями Советского Союза, 528 награждены медалями «За оборону Сталинграда». С победой в Сталин
градской битве война для ВВФ не закончилась, волжские корабли принимали участие в других боях.
В память о моряках ВВФ в городе Волжский создан и действует музей в средней школе № 4 (о. Зеленый). Много лет главным хранителем и энтузиастом его была учитель истории К.И. Тушина. Она разыскала более 200 моряков Волжской военной флотилии, бережно хранила материалы о них, вела переписку. По её инициативе в Волжском проходили несколько встреч воинов-речников, участников Сталинградской битвы. Ей принадлежит идея увековечить память об этом легендарном боевом подразделении в названии одной из улиц молодого Волжского.